Часть 4. Как сделать что-то важное?




 

Ответ на старый как мир вопрос «В чем смысл жизни?» оказался поразительно простым: смысл жизни в ее осмысленности.

Михай Чиксентмихайи [13]

 

Правило 38. Выберите свою нишу

 

Страсть играет огромную роль в любой деятельности человека. Но это не всегда достаточное условие для успеха. В нашем обществе благодаря конкуренции все делятся на победителей и проигравших. И если вы не приложите свою страсть к уникальной цели, вас, скорее всего, задавят такие же увлеченные конкуренты. Мир жесток. Но не обязательно к вам, если вы практикуете искусство доминирования в узкой области, недоступной или неинтересной другим.

Никто из нас не рождается с готовой целью, но природа снабдила нас разумом, благодаря которому мы способны устанавливать себе цели. Мы действуем эффективнее, сознавая, что жизнь имеет смысл. Тогда мы чувствуем свою значимость и вносим позитивный вклад в общество. Лучший способ сделать такой вклад – найти пересечение того, что мы можем дать, и того, что нужно миру.

К примеру, вы можете страстно желать стать актером, но театру может быть не нужен еще один актер. Актеров много, и тысячи других уже ждут своей очереди. Что требуется миру, так это замечательные актеры. То есть исключительно талантливые, необыкновенные или в чем-то особенные. Если вы хотите быть актером, придется выяснить, что именно нужно для этой профессии, и решить, сможете ли вы сделать это. Если не сможете, закончите тем, что вольетесь в многотысячную толпу таких же, как вы, и станете конкурировать за малейший шанс получить хоть какую-то роль.

Самый быстрый способ найти свою нишу – обратить внимание на то, что делает вас особенным. Это неочевидно для учеников и новичков, считающих, что свои особенности нужно корректировать. Но на рабочем месте обычно обращают внимание на то, какие из ваших на первый взгляд недостатков могут на самом деле оказаться вашими достоинствами. Актер, уступивший главную роль харизматичным конкурентам, может очень успешно сыграть роль второго плана. Врач общей практики со средними способностями к работе в качестве семейного доктора может в конечном итоге оказаться исключительно хорошим диагностом. Менеджер компании, которому трудно сосредоточиться на чем-то, может стать успешным предпринимателем.

Лучшая стратегия – выбрать направление, которое позволит вам вложить в него всю душу. Посвятите всего себя деятельности, которая отвечает вашим интересам, дает возможность развивать способности и дарит вам шанс изменить мир. Если вы делаете что-то не просто хорошо, а с душой, получаете огромное преимущество. И тогда обычная работа становится исключительной, а самая узкая ниша превращается в целый мир возможностей.

 

 

Правило 39. Оставайтесь сфокусированным

 

Креативность требует постоянного фокуса. Работаете ли вы один или в группе, нужно уметь концентрировать внимание. Но это дается непросто. За все мы платим физической энергией. Большинство из нас способны сфокусироваться на сложной задаче на несколько секунд или минут, а вот оставаться «в игре» намного дольше – по-настоящему нелегко. Наш мозг, склонный отвлекаться, все время пытается устроить саботаж.

Трудности с фокусировкой не новы, но наша способность концентрировать внимание слабеет все больше по мере того, как ускоряется темп жизни. Это – ловушка современного общества под названием «постоянно на связи». Если мы стремимся всегда быть на связи с миром – то есть постоянно отвлекаемся от дела, – тогда наша креативность отключается. Все, что нам остается, это обрывочные мысли, впечатления и понимание.

Это не значит, что следует избегать любой деятельности, не согласующейся с вашей миссией. На самом деле сторонние интересы и время отдыха так же важны для достижения целей, как и основные интересы. Они делают гармоничным ваш набор навыков и оттеняют главную страсть. Речь идет о том, что креативность требует концентрации, способности достаточно долго оставаться наедине с проблемой, чтобы не ограничиться поверхностными ответами на поставленные вопросы.

Идеальным умением фокусироваться обладал Леонардо да Винчи. Он был очень активным и общительным человеком: одевался по последней моде, дружил с королевскими особами, посещал и сам устраивал блестящие светские приемы – и при этом мог исчезать из поля зрения на несколько недель, чтобы поразмышлять без помех. Благодаря такой дисциплине он создал огромное количество произведений искусства и изобретений, а вдобавок оставил после себя множество дневников с записями, из которых сохранилось около семи тысяч страниц рукописного текста.

Совсем отключиться от мира не получится. Но заблокировать его временно, пока работаешь, можно. Вполне реально выделить время для уединенных размышлений, чтобы после возвращения к миру вам было что ему предъявить.

Самостоятельная работа не означает, что необходимо страдать от одиночества. И даже не подразумевает жизнь в одиночку. Нужно относиться к себе с вниманием, прислушиваться к своему голосу и, слушая голоса других, сохранять постоянный фокус. Только овладев этим мастерством, можно надеяться приблизиться к сонму гениев.

 

 

Правило 40. Доводите дело до конца

 

Креативный человек должен быть настойчивым: великая идея не может считаться таковой, если никто о ней не знает. С новыми идеями всегда связана неопределенность, поскольку вокруг много неизвестного. Столько различных мнений, столько сомнений относительно результата. Гений – это человек, достаточно сильный для того, чтобы пробиться сквозь сомнения и пересечь финишную прямую. Только сильнейшие способны воспрянуть после всех фальстартов, неудач, ошибочных поворотов и ворчания скептиков.

Это ставит креативных гениев в один ряд с альпинистами, триатлетами и карьеристами. Без настойчивости всё, что у вас есть, – это план, намерение. Невозможно выиграть, не завершив гонку.

Вот несколько советов, которые помогут вам преодолеть невзгоды долгой дороги к творческому успеху.

1. Фокусируйтесь лишь на следующем шаге.

2. Вознаграждайте себя за завершение каждого важного этапа.

3. Потерпев неудачу, признайте ее таковой.

4. Признавайтесь в своих ошибках и записывайте их на будущее.

5. Помните, что неоконченная работа, скорее всего, никому не нужна.

6. Работайте настолько быстро, чтобы у вас не было времени оценивать сделанное до завершения.

 

Подавляющее большинство людей сдается прежде, чем завершит амбициозный личный проект. И лишь благодаря реализации своих мыслей – в силу настойчивости – вы вполне можете оказаться в элитной группе инноваторов.

 

 

Правило 41. Создавайте хороший дизайн

 

Что такое «хороший дизайн»? По этому поводу дизайнеры спорят многие десятилетия. Обычно спор крутится вокруг вопросов вкуса, моды и функциональности. И всякий раз, когда он возникает, его легко погасить аргументом «на вкус и цвет товарищей нет». Кто-то скажет, что хороший дизайн – тот, который «работает», а другой – что будет ли он «работать», зависит от конкретного пользователя. В этот момент все кивают, и обсуждение заканчивается. Но вопрос повисает в воздухе.

На него есть более глубокий и убедительный ответ.

Хороший дизайн зависит не столько от того, кто его оценивает, сколько от комбинации эстетики и этики: хороший дизайн обладает определенными вневременными «человеческими добродетелями». Какими именно? Щедростью, храбростью, усердием, честностью, содержательностью, ясностью, удивлением, лаконичностью и остроумием. И наоборот, плохой дизайн выражает такие человеческие недостатки, как эгоизм, страх, лень, лживость, мелочность, путаность, апатию, расточительность и глупость. Другими словами, от дизайна мы ждем того же, чего и от людей. И если правильно комбинировать этику с эстетикой, получишь хороший дизайн.

Можно ли создать щедрый бренд? Храбрую компанию? Усердный алгоритм? Честный продукт? Конечно, можно! Так же как глупый бизнес, пугливую процедуру, ленивый сервис и лживую рекламную кампанию. Хороший дизайн всегда ориентирован на долгосрочный и повсеместный успех, в то время как плохой – на успех сиюминутный и очень узко ограниченный. Если дизайн – это изменения, то хороший дизайн – это изменения, затрагивающие максимальное число людей на протяжении продолжительного времени.

Берите на себя ответственность за свою работу. Создавайте позитивные вещи, важность которых простирается далеко за пределы «здесь и сейчас». Практикуйте хороший дизайн. Будьте гением.

 

 

Правило 42. Методично выстраивайте поддержку идеи со стороны окружающих

 

Одно дело – иметь талант. И совсем другое – убедить людей в том, что ваш талант жизнеспособен. Конечно, неправильно укорять их в стремлении избежать риска. Окружающие вас люди могут понимать, что любая великая идея поначалу кажется безумной, но так же хорошо знают, что не каждая безумная идея окажется в итоге великой. И догадываются, что бывает, когда воодушевление перевешивает осторожность.

Представьте себе сцену: вы приходите к руководителю с гениальным планом и говорите: «Босс, у меня великолепная идея!» Коротко объясняете ему суть дела. А он отвечает:

– Да, идея явно новая. Кто-то еще это сделал?

– Нет, в этом-то и прелесть, – говорите вы.

– Вряд ли, – говорит он. – В этом ее опасность. Если мы примем этот план, то рискуем всё потерять. Компания может обанкротиться и стать посмешищем в отрасли, а мы оба – лишиться работы.

Что здесь пошло не так? Все просто. Вы исходили из убеждения, что ваш восторг передастся всякому, кто вас услышит. И забыли о том, что вам самому для того, чтобы прийти к заключению, понадобились недели размышлений, исследований и разработок. Кроме того, у вас за спиной годы опыта и глубокие знания в этой области. И ждать, что ваш руководитель проникнется идеей, не имея тех же знаний, по крайней мере наивно.

Представьте, что вам показали карту мира, только перевернутую вверх ногами, и сказали, что в будущем все карты будут выглядеть так. И хотя вы знаете, что это та же самая, виденная тысячу раз карта, внезапно она начинает казаться незнакомой. Неправильной. И нужно приложить определенные усилия, чтобы согласиться с идеей видеть Австралию «вверху», а не «внизу».

А теперь представьте, что с вами поделились идеей, которая гарантированно перевернет вверх ногами ваш реальный мир. Это может быть кардинально новый вид бизнеса, резкое изменение организационной структуры или предложение переехать в другую страну. Первой вашей реакцией вполне может быть неприятие. И вы начнете подбирать аргументы против этой идеи. Ваш организм настроится на борьбу.

Необходимым условием «продажи» любой идеи должно быть понимание четырех стадий принятия нового, о которых писал генетик Джон Холдейн[14]. Первое, что инстинктивно делают коллеги, столкнувшись с революционной идеей, – это отрицают ее полезность, называя «полной чушью». Затем идея начинает завоевывать умы, и те же люди меняют мнение: «Интересно, но слишком необычно». Потом, за шаг до практической реализации, ярлык меняется: «Правильно, но никому не нужно». Ну и, наконец, когда приходит успех, они заявляют: «А я всегда это говорил».

Хитрость заключается в том, чтобы пройти эти четыре фазы за как можно более короткий промежуток времени. Если у вас получится провести свою аудиторию по маршруту от «полной чуши» до «я всегда это говорил» за несколько дней, а не месяцев, вам, возможно, удастся обеспечить своей идее широкую поддержку. Чтобы ускорить это путешествие, докажите аудитории жизнеспособность вашего проекта с помощью наглядных примеров и ярких иллюстраций. Можно использовать для этого форму сказки, комикса или любого другого повествования. Иллюстрировать его можно фотографиями, рисунками, графиками и видеороликами. Главное – история должна быть простой. Изобилие фактов неспособно завоевать умы и сердца.

Когда вы ведете людей от того, что есть, к тому, что может быть, при помощи простой истории, им легче представить себя играющими некую роль. И если им дать четкое в и дение того, как хорошо будет потом, они сохранят это воспоминание надолго. А была бы охота – заладится и работа.

 

 

Правило 43. Берите ответственность на себя

 

Поскольку дорога к инновациям вымощена ошибками, иногда возникает соблазн обвинить в них кого-то другого. Не делайте этого. Избегайте указывать на виновных, даже если в возникновении проблемы виноваты точно не вы. Как можно больше ответственности берите на себя.

И при этом, работая в команде, не перекладывайте ответственность на других, «оставив мяч на их половине поля». Постарайтесь держать его на своей половине, где вы можете его контролировать. А если нужно отправить его через сетку, следите за ним и убедитесь, что он к вам вернется.

В умении брать на себя ответственность есть что-то воодушевляющее. Так легче добиться результата и избежать задержек и недопонимания.

Взгляните на два примера. Первый. Джон работает в группе, которой поручили изменить впечатление клиентов от его компании. Он просит своего подчиненного Марка провести некое исследование, которое они могли бы представить на следующем совещании членов группы. За три дня до совещания Джон узнает, что исследование Марк закончить не успеет. На совещании Джон объявляет разочарованным членам группы, что Марк опоздал с отчетом. И руководитель группы отстраняет и Джона, и Марка, заменяя их на кого-то из коллег.

Второй пример. Дженнифер, сотрудница радиовещательной корпорации, лихорадочно работает над сюжетом для вечерних новостей. Компьютер ломается, уничтожая все, что она успела сделать. Она звонит руководителю и искренне извиняется за неудачу. Затем быстро находит в архиве другую историю, способную заполнить образовавшуюся брешь в сетке вещания, и садится за восстановление своего сюжета для трансляции в другой день. Через год, когда босс Дженнифер становится вице-президентом компании, она получает его место.

Преимущество принятия ответственности на себя состоит в том, что вы ставите себя в позицию силы. Люди будут смотреть на вас как на лидера. Вас наделят привилегией испытывать сомнения и свободой добиваться нужного результата.

 

 

Правило 44. Включайтесь в сеть

 

Вы вполне можете быть гением-одиночкой, но без близких по духу людей не сумеете сделать столько, сколько осилили бы, будь у вас сообщество единомышленников. И как и в случае любой сети – физической, химической или социальной, – коллективную мощь целого (а как следствие, и его ценность для каждой из частей) определяют связи между этими частями. В социальной сети важнее всего то, как они соединены.

Для социальной сети характерны соединения двух типов: «переплет» и «мост». Переплет соединяет соратников – людей одной профессии, национальности или возраста, членов одной партии, приверженцев одной религии. Мост соединяет единомышленников – с различным прошлым, но разделяющих одинаковые этические принципы и имеющие схожие цели. Чтобы быть успешным и счастливым человеком, нужно иметь связи обоих типов. Но именно мосты обеспечивают высокую награду для инноватора.

Если вы ищете новую информацию или свежие идеи, придется выйти за пределы своего круга, поскольку он, как правило, похож скорее на зеркало, чем окно. А нужно открыть окно. Установить связи с группами людей, с которыми вы ранее не общались. Ориентируйтесь на взаимодействие с единомышленниками, а не только соратниками.

Есть поговорка, которая происходит из песни Фрэнка Синатры: «Если ты можешь сделать это в Нью-Йорке, то можешь сделать везде»[15]. В некоторых случаях это так и есть, но для людей, чья работа связана с созиданием, и нишевых бизнесменов верно скорее обратное: если вы можете делать это где-то, то, вероятно, сможете и в Нью-Йорке. Крупные города предлагают социальные и деловые связи, способные помочь в достижении профессионального успеха, особенно если у вас редкая специальность или необычные навыки. Можно давать концерты в небольшом городке, но гораздо быстрее вы научитесь на сценах мегаполиса.

Кроме того, исследования показывают, что участники социальных сетей намного счастливее остальных. Причина в том, что члены сетей склонны больше делиться знаниями. Постоянно отдавая то, что знаешь, не только учишься пополнять свои знания, но и получаешь пользу от знаний других. А если делиться не хочешь, то и взамен ничего не получишь.

Гений – не столько тот, кто имеет, сколько тот, кто делает. Вы можете быть уверены в своей гениальности, но не сумеете это доказать, не продемонстрировав ее публично. Факт очевиден: превосходство расцветает в условиях сети.

 

 

Правило 45. Станьте тем, кто вы есть

 

Кривая человеческой эволюции – это на самом деле кривая человеческого обучения. Наша биологическая составляющая тоже совершенствуется, но с черепашьей скоростью. Культура меняется намного быстрее. За последние 50 лет средний IQ вырос очень заметно, в то время как сам мозг практически не изменился за 50 тысяч лет.

Большинство людей полагает, что для изучения различных областей знаний требуется высокий IQ, хотя скорее верно другое: более высокий IQ является следствием изучения множества различных предметов. В каком-то смысле не мы решаем проблемы – проблемы определяют нас. Они помогают нам собрать пазл и выяснить, кто мы такие, предлагают нам выйти за свои границы и столкнуться с неизведанным.

Сейчас главным двигателем прогресса стали гении, а не эволюция. Гений – это человек, который доводит креативность до оригинальности, создавая все более прекрасные и полезные вещи: инструменты, продукты, впечатления, отношения, ситуации, решения и идеи. Гений работает на высоком уровне. Он стремится к изяществу, этике и уровню качества, который является следствием мастерства.

А к мастерству проторенной дороги нет. В этом случае карту не распечатаешь и навигатором не воспользуешься. Единственный голос, который действительно что-то значит, звучит в вашей собственной голове, предлагая воспользоваться возможностью, избежать ловушки, взять паузу и посмотреть, что будет в сложившейся ситуации. В стремлении к мастерству, как и в природе, не бывает прямых линий – только кривые, ломаные, едва намеченные или вообще лишь предполагаемые. Для развития своего гения нужно идти кружным путем по красивым местам, а не срезать дорогу.

Это не значит, что у вас нет никаких ресурсов. Турист может не знать предстоящей погоды и не представлять, какой ландшафт ждет его впереди, но вполне способен двигаться по основному плану, быть готовым переключиться на план Б, уложить правильное снаряжение и вооружиться навыками выживания в суровых условиях. Каждый шаг, и верный, и ошибочный, не окончателен и может быть скорректирован, каждый шаг – мини-урок на пути к гениальности.

Самообучение не укажешь в резюме. За него не выдают сертификатов и не награждают дипломами. Все, что остается, – это удовлетворение от следования тому, что вас радует, до тех пор, пока не станете человеком, которым хотели стать, человеком, стремящимся не просто быть собой, но творить себя – при помощи обучения, креативности, самовыражения, влияния и любви. Вы становитесь историей, которую рассказываете о себе. А ваша история – это и есть ваша карта.

Тело человека создано природой, но свою личность он формирует сам. Мы не совокупность атомов, из которых состоим, мы – потенциал нашего духа, в и дения, таланта. Мы получаем удовольствие от того, что чувствуем себя живыми, что видим возможности перед собой, что можем оставить свой след во Вселенной.

 

 

 

Правило 46. Создавайте новые правила

 

Первое правило гения – нарушать правила. Последнее – заменять их новыми, основанными на собственном опыте и соотносящимися со своим стилем работы. Правила – не законы и, соответственно, являются лишь рекомендациями к исполнению.

Все настоящие изобретения, как и любое истинное искусство, – это акт протеста, бунт против правил, которые закостенели и превратились в законы. Задача состоит в том, чтобы «растопить» эти законы и переплавить их в принципы, имеющие смысл для вас, для вашей сферы деятельности и работы.

Приведенные в этой книге 46 правил – не полный их каталог. Есть множество других, которые тоже следует иметь в виду, тестировать, применять, отбрасывать или переделывать. Но эти 46 я считаю наиболее полезными в своей работе, и мне кажется, они вполне универсальны. Я нескромно надеюсь, что они послужат вам вдохновением для создания своих собственных правил и инструментов, закаленных в пламени вашей страсти, идеально сбалансированных и подходящих именно вам.

 

 

 

Об авторе

 

 

Марти Ньюмейер – приверженец креативности во всем, в том числе в работе с брендами, продуктами, услугами, компаниями, средой и коммуникациями. Его заявленная профессиональная цель – соединить бизнес и дизайн. «Бизнес – точка опоры для изменений. Улучшить методы работы бизнеса – самый быстрый способ улучшить методы работы мира», – говорит он.

В 2003 году вышла его книга «Разрыв бренда»[16], в которой дается новое определение бренда: «Бренд – это внутреннее отношение потребителя к продукту, услуге или организации», в пику широко бытовавшему мнению, что бренд – это всего лишь логотип или обещание рекламной кампании. В следующей своей книге Zag: The Number One Strategy of High-Performance Brands[17], названной «одной из 100 лучших деловых книг всех времен», он ввел понятие единственности как истинной проверки стратегии бренда. Его третья книга, The Designful Company, стала руководством по строительству культуры инноваций для менеджеров.

Сейчас Марти работает в Liquid Agency, международной брендинговой компании, чьи клиенты – ведущие мировые инновационные компании, в том числе Apple, Google, Microsoft, Skype, Twitter и Patagonia. Опыт работы с ними получил выражение в принципах, которыми он делится в своих книгах, статьях, на лекциях и мастер-классах.

В 2013 году у Марти вышла книга Metaskills: Five Talents for the Robotic Age («Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации»), посвященная глубокому погружению в будущее креативности на рабочем месте. В ней показано, почему и как нам нужно заново обучать себя в эпоху ускоряющихся инноваций. «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» – это «краткое руководство пользователя метанавыками».

Когда Марти не работает над книгой и не путешествует по миру, он живет с женой на юго-западе Франции в своем petit maison[18]. И очень стесняется, что ему по-прежнему приходится брать с собой словарь в supermarch[19].


[1]Эмпатия – осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и одновременно проявление этого сопереживания (здесь и далее там, где это не оговорено особо, примечания даны редактором).

 

[2]Пьета – иконографическое произведение искусства, изображающее библейскую сцену оплакивания Иисуса Христа. «Пьета» Микеланджело Буонарроти – скульптурная композиция, созданная им в 1499 году. Хранится в базилике Святого Петра в Ватикане.

 

[3]Комбинаторные игры – различные виды игр, в которых используются логические принципы комбинаторики, математической теории о дискретных объектах. Простейшим примером комбинаторной игры является игра в кости. Два ряда чисел не связаны между собой, но с помощью специальных формул с ними можно проводить различные вычисления. Например, подсчитать количество вариантов выпадающих комбинаций чисел на кубиках.

 

[4]Скрапбук – альбом или тетрадь для наклеивания газетных или журнальных вырезок, фотографий. Скрапбукинг – особая техника оформления такого альбома с использованием специальной бумаги, лент, штампов и множества других деталей декора.

 

[5]Перевод Михаила Пухова. Прим. перев.

 

[6]Бренд-билдинг – разработка, «строительство» бренда, весь комплекс мер по достижению уникальности и узнаваемости бренда.

 

[7]Frankenbrand – так в англоязычной среде называют неудачные бренды, нежизнеспособные в результате неумелой или несогласованной рекламной кампании. Происхождение этого названия связано с романом М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», главный герой которого хотел создать человека из неживой материи, а в итоге получилось чудовище.

 

[8]От англ. swarm – роиться, толпиться, кишеть.

 

[9]А/В-тестирование – метод маркетингового исследования, суть которого заключается в том, что контрольная группа элементов (вариант А) сравнивается с другой группой (вариант Б), где один или несколько показателей изменены. Чаще всего метод применяют для тестирования веб-страниц с целью выбора наиболее привлекательного дизайна и контента.

 

[10]Тоффлер, Элвин (род. 1928) – американский философ, социолог, журналист. Его наиболее яркие работы посвящены футурологии – прогнозированию будущего. Является одним из авторов концепции постиндустриального, или информационного, общества.

 

[11]Дофамин – биологически активное химическое вещество, которое вырабатывается в мозге людей и животных в момент получения позитивного опыта.

 

[12]CEO – Chief Executive Officer (англ.) – высшая исполнительная должность в компании. В принятой в России иерархии аналог генерального директора.

 

[13]Чиксентмихайи, Михай (род. 1934) – американский психолог венгерского происхождения, профессор психологии, автор книг и статей о самореализации, счастье, творчестве, креативности. Прим. ред.

 

[14]Холдейн, Джон (1892–1964) – английский биолог, автор ряда открытий в различных отраслях биологической науки. Один из основоположников современной популяционной, математической, молекулярной и биохимической генетики, а также синтетической теории эволюции.

 

[15]Речь идет о песне New York, New York, написанной композитором Д. Кандером и поэтом Ф. Эббом и исполненной впервые в 1977 году Лайзой Миннелли. В 1979 году песню в несколько измененном варианте предложил публике Фрэнк Синатра.

 

[16]Ньюмейер М. Разрыв бренда. Как возвести мост между стратегией бизнеса и креативностью. – СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2006.

 

[17]Ньюмейер М. Zag. Манифест другого маркетинга. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

 

[18]Маленький дом (фр.).

 

[19]Супермаркет (фр.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: