Номинация «Лучшее внеурочное занятие для учащихся 1 – 4 классов»




 

 

Игра-путешествие «Спасибо, Азбука!»

Косарева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

Гурьевский МО

2021 – 2022

Тема занятия «Спасибо, Азбука!»
Целевая аудитория Обучающиеся 1 класса
Цели · Развитие познавательной активности, творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно, развитие мыслительных операций в ходе выполнения игровых заданий;формирование устойчивого интереса к учёбе, к чтению.
Задачи Формировать УУД: · Личностные: развивать умение признать для себя общепринятые морально-этические нормы, осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества;развивать умение высказывать своё мнение; выражать чувства и эмоции; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при работе в группе над учебной задачей. · Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу,определять и формулировать тему занятия с помощью учителя; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; работать по плану, проговаривать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, исправлять ошибки при необходимости. · Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме, высказывать своё предположение; умение работать в группе. · Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ресурсы Интерактивный комплекс, презентация, карандаши, жетоны, карточки с ребусами и кроссвордом, рисунки-изображения букв, листы бумаги, конверты с карточками и словами, видеоролики с песнями («Дружба с букварём», «Ты, да я, да мы с тобой», «Алфавит»), аудиозапись музыкальной физкультминутки «Вперёд четыре шага».
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемый результат (формируемые УУД)
I. Организационный момент Обеспечивает эмоциональный настрой   Формирует группы детей для дальнейшей работы Организует выступление детей Дети берут цветной жетон и садятся за стол, где лежит круг такого же цвета, досматривают видеоролик.   Читают стихотворения (Под видеоролик с песней «Дружба с Букварём»(Слайд 2) дети входят в класс, импредлагается выбрать круг красного, синего или зелёного цвета)   -Возьмите жетон и займите за место за столом, где видите круг такого же цвета.     Учащиеся читают стихотворения. (Приложение 1) Умение слушать и понимать речь других, ориентироваться в предложенных обстоятельствах (Коммуникативные УУД) Умение настраивать себя на продуктивную работу (Регулятивные УУД)
II.Самоопределение к деятельности Организует формулирование темы занятия учащимися через подводящий диалог. Подводит детей к пониманию принципа разделения на группы. Организует планирование деятельности учащихся   Формулируют тему занятия с помощью учителя   Формулируют названия групп.     Планируют предстоящую работу, изучая маршрут путешествия - О чём говорилось в песне и стихотворениях? (Мы изучили азбуку, буквы стали нашими лучшими друзьями, все этому рады, так как, умея читать, получим много новых знаний) - Сформулируйте тему нашего занятия. - Ребята, вспомните, что обозначают круги красного, синего и зелёного цвета в азбуке. Подумайте, как можно назвать вашу группу? (Красные круги - гласные, зелёные круги - мягкие согласные, синие круги - твёрдые согласные).   - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по морю Знаний, а поможет нам карта. (Слайд 3) Рассмотрите карту и скажите, откуда начнётся путешествие? - Какие остановки будут? - Как называется конечный пункт? - Вперёд! Путешествие начинается! Умение ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, строить высказывания (Познавательные УУД) Умение определять и формулировать тему с помощью учителя, определять последовательностьдействий (Регулятивные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме, высказывать своё предположение (Коммуникативные УУД).
III. Путешествие по морю Знаний 1 остров «Буквы» Организует выступление детей Демонстрируют результаты своей творческой работы(читают стихотворение, демонстрируютрисунок буквы) - Мы на первом острове. (Слайд 3) Прочитайте название, предположите, какие знания здесь нам понадобятся? - Давайте расскажем о буквах и звуках русского алфавита. (Приложение 1) - Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они — ваши верные друзья и помощники!   Умение выдвигать предположения и обосновывать их. (Познавательные УУД) Умение осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. (Личностные УУД)
2 остров «Слова» Организует игровой момент   Организует работу в группах   Оказывает помощь детям при составлении слов Организует проверку умения составлять слова     Организует физкультминутку   Перечисляют правила работы в группах Составляют слова с помощью старших (учитель, Незнайка)   Озвучивают итоги работы   Танцуют под музыку (Под музыку, танцуя, появляется Незнайка). (Слайд 4) Незнайка.Здравствуйте, ребята, я приветствую вас на острове Слов! Учитель.Здравствуй, Незнайка. Как весело у тебя на острове!Незнайка, ребята «Азбуку» изучили, умеют читать. А ты, научился читать? Незнайка.Читать-то я научился, но тут такое трудное задание. Я и так и сяк крутил. Ничего не выходит, чуть «голову не сломал» и решил отдохнуть... А может, вы мне поможете, ребята? Надо составить новые слова из букв слова «Первоклассник» Учитель.Конечно, Незнайка, выручим. Ведь мы делали такие задания в курсе обучения грамоте. - Сегодня работаем в группах. Вспомним правила работы в группах. Учитель.Составляем из букв слова «первоклассник» (Слайд 5) слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? Проверка Учитель.Послушаем представителей групп, какие слова получились. Незнайка.Большое спасибо, ребята, за помощь!Вы – настоящие друзья! Возьмите меня с собой на следующий остров. Учитель.Ребята, берём, Незнайку с собой? Конечно, нам такой помощник нужен. - Посмотрим на карту, скажите, куда лежит наш путь?Учитель. Встаём и идём под музыку. («Вперёд четыре шага») (Слайд 6) Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД) Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД) Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)
3 остров «Ребусы» Организует игровой момент     Организует работу в группах, осуществляет необходимую помощь   Организует проверку умения работать с информацией     Способствует воспитанию дружественных отношений, сплочению детского коллектива     Разгадывают ребусы с помощью помощников. Озвучивают итоги работы, проводят самооценку по алгоритму   Исполняют песню (Дети садятся, под музыку выходит девочка-пятиклассница) (Слайд 7) - Здравствуйте, ребята, я – Диана, живу на острове Ребусов. Задания усложняются, и я хочу вам помочь. (Слайд 8) Учитель. Ребята, прочитайте название острова. Какое задание нас ждёт, если это остров Ребусов? - Каждая группа получает по два ребуса. Ответы записывать на листах. (Учитель раздаёт листы с заданием,Незнайка и Диана помогают, если возникает затруднение) Проверка - Группы закончили работу, проверяем. Представители от групп называют слова, которые получились. - А сейчас посмотрим на правильные ответы. (На экране ребусы и ответы. Слайд 9). - Ребята, оцените свою работу.Послушаем представителей от групп. (Что нужно было сделать? Справились с работой? Выполнили правильно или были ошибки? Работали самостоятельно или с помощью старших? Как оцениваете свою работу?) - Ребята, вместе всегда легче преодолевать трудности и веселее жить, давайте будем дружными, уважать и помогать друг другу. Предлагаю взяться за руки и исполнить песню «Ты да я, да мы с тобой». (Слайд 10) Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. (Познавательные УУД) Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД) Умение осуществлять самоконтроль, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) Умение развивать умение высказывать своё мнение; выражать чувства и эмоции; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при работе в группе над учебной задачей. (Коммуникативные УУД)
4 остров «Кроссворды» Организует работу по плану   Организует работу в группах, осуществляет помощь Организует проверку умения работать с информацией Контролируют свою работу в соответствии с планом   Разгадывают кроссворд с помощью помощников. Осуществляют проверку, сверяя с образцом -Посмотрим на карту (Слайд 11), закончилось наше путешествие? - Какой остров наш ждёт? - Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на этом острове? -Любите разгадывать кроссворды? Получите задание. Проверка. - Ребята, прочитайте слово, которое у вас получилось в выделенном столбике. (Представители от групп называют слово «Книга»).   - Сверим со слайдом. (Слайд 12) Вы – молодцы, правильно разгадали кроссворд. Это книга! Диана:Ребята, книга называется «Литературное чтение». После «Азбуки» она будет вашей спутницей всю начальную школу. Я дарю её вам! (Показывает книгу и отдаёт учителю) Умение работать по плану, проговаривать последовательность действий. (Регулятивные УУД) Умение выдвигать предположения и обосновывать их, ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД) Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД)
5 остров «Литературное чтение» Организует и проводит фронтальную работу   Слушают, вспоминают стихи, исправляют ошибку или договаривают необходимое слово - У меня в руках новый учебник «Литературное чтение», а значит,мы в конечной точке нашего сегодняшнего путешествия, на острове Литературного чтения. (Слайд 13). На этом острове злой волшебник Звукомор заколдовал строчки из стихотворений. Давайте вместе расколдуем их. Внимательно слушайте и исправляйте ошибки. Задание 1 группе: Уронили зайку (мишку) на пол, Оторвали зайке (мишке) лапу… Задание 2 группе: Идёт медведь (бычок) качается, вздыхает на ходу… Задание 3 группе: Наша Лена (Таня) громко плачет: Уронила в печку (речку) мячик. Тише, Леночка (Танечка), не плачь… - Молодцы, получилось расколдовать строчки. Назовите автора этих стихотворений. (А.Л. Барто) - А вот из этой сказки выпали слова. Постараемся их восстановить. Отвечаем все вместе. Жили-были семь ребят – Белых маленьких... (козлят). Мама их любила, Молочком... (поила). Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый... (волк). Шкуру белую надел, Нежным голосом... (запел). Как коза запел тот зверь: – Отоприте, детки,... (дверь). Ваша матушка пришла, Молочка вам... (принесла). Мы ответим без подсказки, Кто сумел спасти ребят. Это знаем мы из сказки: «... и...................». («Волк и семеро козлят») (Слайд14) Умение слушать и понимать речь других, ориентироваться в предложенных обстоятельствах (Коммуникативные УУД) Умение выражать чувства и эмоции; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при работе в группе над учебной задачей. (Личностные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний,делать выводы. (Познавательные УУД)
IV. Подведение итогов занятия     Организует беседу, написание синквейна, оказывает помощь при работе в группах   Организует проверку работы в группах     Отвечают на вопросы учителя.   Работают в группах, составляют синквейн с помощью старших   Выбирают представителя от группы, озвучивают итог работы     Исполняют песню - Вот и закончилось наше путешествие. Прочитайте, что написано на слайде («Спасибо, Азбука!») (Слайд 15) - Почему мы сегодня говорим спасибо Азбуке? (Благодаря нашей первой учебной книге, мы научились читать, а значит, сможем успешно учиться дальше. Слово «Азбука» написано с заглавной буквы в знак уважения, ведь она нам стала настоящим другом). - Ребята, давайте поблагодарим Азбуку и напишем письмо-синквейн. - Каждая группа получает карточку-помощницу и слова.Необходимо заменить вопросы в карточке-помощнице данными словами, составить предложение). Карточка:
Азбука Какая? Какая? Что делает? Что делает? Что делает? Слова благодарности азбуке (предложение) Что? (синоним к слову «азбука»)

 

- Группы закончили работу. Прочитаем, что у нас получилось. (Каждая группа зачитывает по одной строчке, получается коллективно составленный синквейн).

Итог работы (Слайд 16)

Азбука Мудрая, добрая Учит, помогает, выручает Спасибо, Азбука! Алфавит

- Спасибо, ребята, вы отлично справились!

- Исполним песню «Алфавит» (Слайд 17)

Умение слушать и понимать речь других, ориентироваться в предложенных обстоятельствах, работать в группе. (Коммуникативные УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу, строить работу в соответствии с задачей. (Регулятивные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) Умение придерживаться этических норм общения и сотрудничества при работе в группе над учебной задачей. (Личностные УУД)
V. Рефлексия Организует рефлексию   Способствует воспитанию дружественных отношений, сплочению детского коллектива Анализируют работу с помощью вопросов учителя. - Что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось? - Что вы сейчас чувствуете? Какое у вас настроение? - Ребята, а кто помогал нам справляться с заданиями? (Диана и Незнайка, вы друг другу помогали, а ещё и знания, которые вы взяли из азбуки и других книг.) - Хорошо, когда есть верные друзья. Ведь вместе всегда веселее и легче справиться с любыми трудностями. - Спасибо вам за время, проведенное вместе. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД) Умение высказывать своё отношение к занятию, выражать чувства и эмоции (Личностные УУД)

Приложение 1

Дети читают

1. В день осенний, в день чудесный 3. Был наш путь не очень долгим,
В класс несмело мы вошли, Незаметно дни бегут.
Азбуку - для всех подарок И уже на книжной полке
На столах своих нашли. Нас другие книги ждут.

2. Вдоль картинок мы шагали, 4. Среди ярких толстых книжек
По ступенькам-строчкам шли, Неприметна и скромна
Ах, как много мы узнали, Но зато читать — в полгода!
Ах, как много мы прочли! Научила нас она.

5. Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Ученики:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим з вуки.

Звуки эти разные:
Гласные, согласные!
Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.

Учитель: Гласные, пожалуйста, выходите.
(Выходят дети. У них в руках таблички с буквами, о которых они читают стихи).

А: «А»- начало алфавита О и Ю: Чтобы “О” не укатилась,
Тем она и знаменита. Крепко к столбику прибью.
«А» узнать ее легко: Ой, смотри-ка что случилось…
Ноги ставит широко. Получилась буква “Ю”.

Е, Ё: «Е» и «Ё» — родные сестры. У: У – сучок. В любом лесу
Различать сестёр непросто! Ты увидишь букву «У».
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно в лесенке гвоздочки. Ы: А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы!

И: Молоток я раздобыл, Э: Это- «Э» с открытым ртом
Из дощечек букву сбил. И большущим языком.
Сколько здесь дощечек? Я: каждый знает: буква «Я»
— Три! Самая хвастливая!
— А какая буква?
— «И»!

Учитель: А согласные?

Ученик: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!

Учитель: Согласные, пожалуйста, выходите.
Выходят согласные


Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В: Вот буква В видна вдали —
Красивая, витая!
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г: Перед нами буква Г.
Стоит подобно кочерге.
Д: Этот домик — буква Д.
В домике – окошко,
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.
Ж и К: Это Ж,
А это — Ка,
Целый жук
И полжука.
З: На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра “три”.
Й: Эта буква непростая:
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
М: Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М!
Н: На букве “Н”, Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
П: На хоккее, на футболе,
Буква “П” — ворота в поле.
Р: Буква Р — на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
С: Шел конь,
Подковами звеня.
Как будто — С —
Следы коня.
Т: Молоток стучит: “Тук-тук!”
Букве Т я — старый друг!
Ф: Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
Х: Ха — забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка.
Ц: Буква Ц- смотрите сами —
Как скамейка вверх ногами.
Ч: Да, вы правильно решили:
«И» мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзьями,
Буквы путать нам нельзя.
Ш: Ах, табуретка хороша!
Перевернул — и буква Ша!
Щ: Щ — играющий щенок.
Кверху лапками он лег.
Азбука: А есть ли среди вас буквы, которые не обозначают звуков?
Выходят Ъ и Ь.
Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться!
Ь: Буква «Р» перевернулась,
Мягким знаком обернулась!
«Ъ» и «Ь» садятся на место.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: