Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка лекции:
I. Методический блок
Тема лекции: «Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования»
Дисциплина: ПК 04 МДК 04.03
Технология оказания медицинских услуг
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов 2
Цель лекции: Дать представление об инструментальных методах исследования пациента.Изучить подготовку пациента к различным рентгенологическим методам исследования
1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу «Технология оказания медицинских услуг».
Студент должен знать:
– понятие и цели инструментальных исследований пациента;
– общие принципы подготовки пациентов;
– виды инструментальных исследований;
– понятие о рентгенологических исследованиях, их разновидности и меры безопасности, подготовку;
2. Развивающие цели:
- развить клиническое и логическое мышление;
- развить самостоятельность;
- развить профессиональные навыки;
- развить письменную и устную речь;
- развить навыки работы с документацией;
- развить чувство инфекционной безопасности;
- развить организационные способности;
- развить положительные личностные качества;
- развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями;
- развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры.
3. Воспитательные цели:
|
– прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;
– формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов;
– воспитывать самостоятельность
4. Общие компетенции: ОК1 – ОК13
Межпредметные связи:
анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.
Организационная структура лекции
№ пп | Основные этапы лекции и их содержание | Цели в уровнях усвоения | Тип лекции, методы и способы обучения | Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО |
I | Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов. | Организация студентов, обеспечение внимания и усваивания матери ала. · - Приветствует студентов. · - Обращает внимание на внешний вид студентов. · - Отмечает отсутствующих. · - Сообщает тему, план, цели занятия | ||
II | Основной этап План изучения лекционного материала 1. Понятие и цели инструментальных исследований пациента. 2. Общие принципы подготовки пациентов. 3. Виды инструментальных исследований. 4. Понятие о рентгенологических исследованиях, их разновидности; меры безопасности. 5. Понятие о радиоизотопных исследованиях. | Поэтапно излагает материал, информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала. | Видеоматериалы, таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики. | |
III | Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки: изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы Поготовить рефераты по темам: «Рентгенологические методы исследования; история возникновения», «Рентгенологические методы исследования; история развития», «КТ; история возникновения и развития метода», «МРТ; история возникновения и развития метода», «ПЭТ; история возникновения и развития», «Пероральная холецистография – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП», «Холеграфия – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП», «Ирригоскопия – рентгенологическое исследование толстой кишки», «Внутривенная (экскреторная) пиелография – рентгенологическое исследование мочевого пузыря и МВП». | Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с.. |
II. Информационный блок
|
Текст лекции
«Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования»
Инструментальные исследования – методы дополнительного обследования пациента, позволяющие при помощи специальной аппаратуры исследовать анатомическое строение, структуру и функции органов человека, выявлять патологические образования в них. Применяются по назначению врача с целью врачебной диагностики. Разнообразие инструментальных исследований позволяет выявить на ранних стадиях патологический процесс и своевременно лечить пациентов, вести динамический контроль и оценку проводимой терапии.
|
Общие принципы подготовки пациентов, комплекс независимых сестринских вмешательств:
1. Информирование пациента, получение его согласия (иногда письменного).
2. Проведение психологической подготовки пациента к исследованию:
· пациент должен знать цель и важность предстоящего исследования;
· пациент должен представлять ход предстоящего исследования, субъективные ощущения;
· пациент должен быть уверен в безболезненности и безопасности;
· пациент должен знать весь объём предшествующих мероприятий и их важность.
3. Провести, при необходимости, подготовку органа, чтобы сделать его доступным для исследования (диета, предварительное опорожнение органа от содержимого и т.д.).
4. Правильно оформить направление на исследование.
5. Проконтролировать подготовку пациента.
6. Обеспечить защиту пациента и персонала (инфекционная безопасность, безболезненность, аллергические пробы на применяемые препараты и др.).
7. Проводить (транспортировать) пациента на исследование.
8. Оказать помощь специалисту при проведении исследования.
9. Проводить (транспортировать) пациента после исследования.
10. В случае необходимости осуществить наблюдение за пациентом.
11. Документировать выполнение.
Виды распространенных инструментальных исследований:
1. Методы лучевой диагностики:
ü рентгенологические;
ü радиоизотопные;
ü ультразвуковые (УЗИ)
2. Функциональные.
3. Эндоскопические.
Рентгенологические исследования
Вильгельм Конрад Рентген ( 1845-1923) - немецкий физик-экспериментатор, основоположник рентгенологии, в 1895 г. открыл Х-лучи (рентгеновские лучи).
Р-исследование основано на свойстве лучей, в различной степени, проникать через ткани организма. Степень поглощения рентгеновского излучения зависит от толщины, плотности и физико-химического состава органов и тканей человека - более плотные органы и ткани (кости, сердце, печень, крупные сосуды) четко визуализируются, в отличие от менее плотных тканей (легкие, кишечник).
Рентгеновский аппарат состоит из трубки и экрана. При пропускании электрического тока через трубку, возникает коротковолновое электромагнитное излучение – рентгеновское. Оно, попадая на экран, покрытый флюоресцирующим веществом, вызывает видимое свечение, а при попадании на фотографическую плёнку, разлагает бромид серебра и вызывает появление фотографического изображения.
- Рентгеноскопия (греч. skopo - рассматривать, наблюдать)– осмотр исследуемого органа за экраном в режиме реального времени.
Непрерывная рентгеновская съемка, позволяет увидеть на экране биение сердца, дыхательные движения легких, перистальтику кишечника и т.п. Во время исследования пациент получает относительно высокую дозу радиации, поэтому оно в настоящее время по возможности заменяется другими методами диагностики.
- Рентгенография (греч. grapho - писать) – негативное неподвижное изображение органов на специальной фотоплёнке - рентгенограмме. Даёт возможность документированно подтверждать заболевание и вести мониторинг состояния пациента. Применяют 5 видов рентгенографии:
· полноформатная рентгенография;
· флюорография (малоформатная рентгенография) - рентгенография с уменьшенным размером изображения, получаемого на флюоресцирующем экране (лат. fluor - течение, поток); её применяют при профилактических исследованиях органов дыхания;
· о бзорная рентгенография - изображение целой анатомической области;
· прицельная рентгенография - изображение ограниченного участка исследуемого органа;
· серийная рентгенография - последовательное получение нескольких рентгенограмм для изучения динамики изучаемого процесса.
- Томография (греч. tomos - отрезок, пласт, слой) - метод, обеспечивающий послойное изображение тканей органов заданной толщины на заданном участке. Бывает:
· Рентгеновская томография - с использованием рентгеновской трубки и кассеты с плёнкой.
· Компьютерная томография - с подключением специальных счётных камер, от которых электрические сигналы подаются на компьютер. Даннаяразновидность рентгенологического исследования отличается высокой разрешающей способностью и точностью. При проведении КТ аппарат делает серию рентгеновских снимков по заданным критериям (плоскость, толщина “среза” и другие), которые затем анализирует компьютер. Двухмерные изображения характеризуются четкостью и напоминают анатомические срезы, что особенно важно при исследовании головного мозга и других паренхиматозных органов (печени, поджелудочной железы, легких, почек).
· Магнитно-резонансная томография (МРТ) - это метод отображения, основанный на явлении ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) и используемый
преимущественно для медицинских исследований. Ее преимущество перед
КТ состоит в более высокой разрешающей способности, большей контраст-
ности изображений, возможности получения срезов в различных плоскостях
и отсутствии гамма-лучевого воздействия на пациента. МРТ по сравнению с
КТ позволяет составить более чёткое представление об объёме и неравно-
мерности распространения опухолей..
· Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В медицинской диагностике проходит много времени, прежде чем новая технология визуализации становится пригодной для клинической практики. Для правильной интерпретации изображения необходимо немало дополнительных исследований. На этом этапе сейчас находится позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В клинической практике ПЭТ используется с начала 1990-ых и в отличие от классических методов (КТ и МРТ), позволяющих получать только изображения анатомических структур и изменений в них, ПЭТ позволяет проводить количественный анализ биохимических или физиологических функций. Эта информация часто позволяет выявить функциональные изменения, вызванные заболеванием, задолго до появления каких-либо морфологических изменений. В частности ПЭТ - единственный аппарат, позволяющий диагностировать опухоль на «нулевой» стадии.
- Рентгенокимографи я - метод регистрации движений органа (например, сердца) посредством его рентгенографии.
Достигается перемещением решетки, помещенной поперек пучка излучения, и кассеты с пленкой относительно друг друга. Контуры органа получают на рентгенограмме зубчатую форму, причем величина зубцов отражает амплитуду движений.
- Контрастная рентгенография (скопия) – методика, основанная на введении для более четкого изображения в полые органы (бронхи, почечные лоханки и т.д.) или сосуды специальных веществ, задерживающих рентгеновское излучение. В качестве контрастных веществ при исследовании органов ЖКТ используется взвесь сульфата бария, а при исследовании системы мочевыделения, желчного пузыря – йод-контрастные препараты. Разновидности методики:
· Бронхография – исследование трахеи и бронхов, которые через специальный катетер заполняются йодсодержащим контрастом.
Методика позволяет выявить опухолевые процессы, расширение бронхов (бронхоэктазы), полости в лёгочной ткани (абсцесс, каверна). Исследование проводят натощак, под местной анальгезией. После него может появиться или усилиться кашель с выделением мокроты с большой примесью контрастного вещества. Полностью бронхи освобождаются от контраста спустя 1-2 суток.
· Ангиография – исследование кровеносных сосудов (артериография, венография, лимфография). Позволяет выявить повреждения и пороки развития кровеносных сосудов: аневризмы, сужения, нарушение проходимости, повреждения и пороки развития различных органов, опухоли.
Р-контрастное вещество вводится в крупные сосуды через специальные зонды. Исследование проводят в виде операции. Дигитальная субтракционная ангиография – новая методика – контрастное исследование сосудов с последующей компьютерной обработкой. Получаются снимки высокого качества с выделением отдельных сосудов из общей картины, с уменьшенным количеством вводимого контрастного вещества, вводимого внутривенно, не прибегая к катетеризации артерии.
· Р-контрастное исследование желудка и двенадцатиперстной кишки – контраст (бариевая взвесь) вводится перорально. Метод позволяет оценить форму, величину желудка, а также выявить язву, опухоль и другие патологические изменения.
· Ирригоскопия - исследование толстой кишки, при котором бариевая взвесь вводится ретроградно, при помощи клизмы. Оценивается моторная функция кишечника, его контуры; выявляются сужения, расширения, язвенные дефекты, опухоли.
Требуется предварительное полное очищение кишечника перед исследованием.
· Холецистография – контрастное исследование желчного пузыря. Определяется его форма и положение, деформация, наличие в пузыре камней.
Йодсодержащее вещество (холевид, билитраст) вводятся перорально и, спустя некоторое время, делаются снимки. Затем пациенту дают пищу, способствующую сокращению и опорожнению желчного пузыря, и вновь делаются снимки.
· Холеграфия (греч. cholē желчь + graphō писать) – исследование внутрипеченочных желчных протоков и желчного пузыря, которые заполняются гепатотропным контрастом, выделяемым из организма с желчью. Вводится контраст в организм пациента внутривенно.
· Внутривенная урография - исследование почек, мочеточников и мочевого пузыря, при котором рентген-контрастное вещество вводится внутривенно.. Позволяет оценить строение полостной системы почки, проходимость и функцию мочеточника, диагностировать заболевания органов мочевыделения.
Пероральная холецистография – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП.
Цель: диагностика заболеваний желчного пузыря.
Противопоказания: холецистография не проводится при тяжелых поражениях печени, острых воспалительных заболеваниях печени с повышенной температурой тела. Алгоритм действия: