Пероральная холецистография – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП.




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:

 

I. Методический блок

 

 

Тема лекции: «Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования»

Дисциплина: ПК 04 МДК 04.03

Технология оказания медицинских услуг

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов 2

Цель лекции: Дать представление об инструментальных методах исследования пациента.Изучить подготовку пациента к различным рентгенологическим методам исследования

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу «Технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

– понятие и цели инструментальных исследований пациента;

– общие принципы подготовки пациентов;

– виды инструментальных исследований;

– понятие о рентгенологических исследованиях, их разновидности и меры безопасности, подготовку;

2. Развивающие цели:

- развить клиническое и логическое мышление;

- развить самостоятельность;

- развить профессиональные навыки;

- развить письменную и устную речь;

- развить навыки работы с документацией;

- развить чувство инфекционной безопасности;

- развить организационные способности;

- развить положительные личностные качества;

- развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями;

- развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры.

3. Воспитательные цели:

прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов;

воспитывать самостоятельность

4. Общие компетенции: ОК1 – ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.

Организационная структура лекции

 

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.   Организация студентов, обеспечение внимания и усваивания матери ала. · - Приветствует студентов. · - Обращает внимание на внешний вид студентов. · - Отмечает отсутствующих. · - Сообщает тему, план, цели занятия
II Основной этап План изучения лекционного материала 1. Понятие и цели инструментальных исследований пациента. 2. Общие принципы подготовки пациентов. 3. Виды инструментальных исследований. 4. Понятие о рентгенологических исследованиях, их разновидности; меры безопасности. 5. Понятие о радиоизотопных исследованиях.   Поэтапно излагает материал, информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала.     Видеоматериалы, таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики.  
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки: изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы Поготовить рефераты по темам: «Рентгенологические методы исследования; история возникновения», «Рентгенологические методы исследования; история развития», «КТ; история возникновения и развития метода», «МРТ; история возникновения и развития метода», «ПЭТ; история возникновения и развития», «Пероральная холецистография – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП», «Холеграфия – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП», «Ирригоскопия – рентгенологическое исследование толстой кишки», «Внутривенная (экскреторная) пиелография – рентгенологическое исследование мочевого пузыря и МВП».   Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы   Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с..  

II. Информационный блок

Текст лекции

«Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования»

Инструментальные исследования – методы дополнительного обследования пациента, позволяющие при помощи специальной аппаратуры исследовать анатомическое строение, структуру и функции органов человека, выявлять патологические образования в них. Применяются по назначению врача с целью врачебной диагностики. Разнообразие инструментальных исследований позволяет выявить на ранних стадиях патологический процесс и своевременно лечить пациентов, вести динамический контроль и оценку проводимой терапии.

Общие принципы подготовки пациентов, комплекс независимых сестринских вмешательств:

1. Информирование пациента, получение его согласия (иногда письменного).

2. Проведение психологической подготовки пациента к исследованию:

· пациент должен знать цель и важность предстоящего исследования;

· пациент должен представлять ход предстоящего исследования, субъективные ощущения;

· пациент должен быть уверен в безболезненности и безопасности;

· пациент должен знать весь объём предшествующих мероприятий и их важность.

3. Провести, при необходимости, подготовку органа, чтобы сделать его доступным для исследования (диета, предварительное опорожнение органа от содержимого и т.д.).

4. Правильно оформить направление на исследование.

5. Проконтролировать подготовку пациента.

6. Обеспечить защиту пациента и персонала (инфекционная безопасность, безболезненность, аллергические пробы на применяемые препараты и др.).

7. Проводить (транспортировать) пациента на исследование.

8. Оказать помощь специалисту при проведении исследования.

9. Проводить (транспортировать) пациента после исследования.

10. В случае необходимости осуществить наблюдение за пациентом.

11. Документировать выполнение.

Виды распространенных инструментальных исследований:

1. Методы лучевой диагностики:

ü рентгенологические;

ü радиоизотопные;

ü ультразвуковые (УЗИ)

2. Функциональные.

3. Эндоскопические.
Рентгенологические исследования

Вильгельм Конрад Рентген ( 1845-1923) - немецкий физик-экспериментатор, основоположник рентгенологии, в 1895 г. открыл Х-лучи (рентгеновские лучи).

Р-исследование основано на свойстве лучей, в различной степени, проникать через ткани организма. Степень поглощения рентгеновского излучения зависит от толщины, плотности и физико-химического состава органов и тканей человека - более плотные органы и ткани (кости, сердце, печень, крупные сосуды) четко визуализируются, в отличие от менее плотных тканей (легкие, кишечник).

Рентгеновский аппарат состоит из трубки и экрана. При пропускании электрического тока через трубку, возникает коротковолновое электромагнитное излучение – рентгеновское. Оно, попадая на экран, покрытый флюоресцирующим веществом, вызывает видимое свечение, а при попадании на фотографическую плёнку, разлагает бромид серебра и вызывает появление фотографического изображения.

  1. Рентгеноскопия (греч. skopo - рассматривать, наблюдать)– осмотр исследуемого органа за экраном в режиме реального времени.

Непрерывная рентгеновская съемка, позволяет увидеть на экране биение сердца, дыхательные движения легких, перистальтику кишечника и т.п. Во время исследования пациент получает относительно высокую дозу радиации, поэтому оно в настоящее время по возможности заменяется другими методами диагностики.

  1. Рентгенография (греч. grapho - писать) – негативное неподвижное изображение органов на специальной фотоплёнке - рентгенограмме. Даёт возможность документированно подтверждать заболевание и вести мониторинг состояния пациента. Применяют 5 видов рентгенографии:

· полноформатная рентгенография;

· флюорография (малоформатная рентгенография) - рентгенография с уменьшенным размером изображения, получаемого на флюоресцирующем экране (лат. fluor - течение, поток); её применяют при профилактических исследованиях органов дыхания;

· о бзорная рентгенография - изображение целой анатомической области;

· прицельная рентгенография - изображение ограниченного участка исследуемого органа;

· серийная рентгенография - последовательное получение нескольких рентгенограмм для изучения динамики изучаемого процесса.

  1. Томография (греч. tomos - отрезок, пласт, слой) - метод, обеспечивающий послойное изображение тканей органов заданной толщины на заданном участке. Бывает:

· Рентгеновская томография - с использованием рентгеновской трубки и кассеты с плёнкой.

· Компьютерная томография - с подключением специальных счётных камер, от которых электрические сигналы подаются на компьютер. Даннаяразновидность рентгенологического исследования отличается высокой разрешающей способностью и точностью. При проведении КТ аппарат делает серию рентгеновских снимков по заданным критериям (плоскость, толщина “среза” и другие), которые затем анализирует компьютер. Двухмерные изображения характеризуются четкостью и напоминают анатомические срезы, что особенно важно при исследовании головного мозга и других паренхиматозных органов (печени, поджелудочной железы, легких, почек).

· Магнитно-резонансная томография (МРТ) - это метод отображения, основанный на явлении ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) и используемый

преимущественно для медицинских исследований. Ее преимущество перед

КТ состоит в более высокой разрешающей способности, большей контраст-

ности изображений, возможности получения срезов в различных плоскостях

и отсутствии гамма-лучевого воздействия на пациента. МРТ по сравнению с

КТ позволяет составить более чёткое представление об объёме и неравно-

мерности распространения опухолей..

· Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В медицинской диагностике проходит много времени, прежде чем новая технология визуализации становится пригодной для клинической практики. Для правильной интерпретации изображения необходимо немало дополнительных исследований. На этом этапе сейчас находится позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В клинической практике ПЭТ используется с начала 1990-ых и в отличие от классических методов (КТ и МРТ), позволяющих получать только изображения анатомических структур и изменений в них, ПЭТ позволяет проводить количественный анализ биохимических или физиологических функций. Эта информация часто позволяет выявить функциональные изменения, вызванные заболеванием, задолго до появления каких-либо морфологических изменений. В частности ПЭТ - единственный аппарат, позволяющий диагностировать опухоль на «нулевой» стадии.

 

  1. Рентгенокимографи я - метод регистрации движений органа (например, сердца) посредством его рентгенографии.

Достигается перемещением решетки, помещенной поперек пучка излучения, и кассеты с пленкой относительно друг друга. Контуры органа получают на рентгенограмме зубчатую форму, причем величина зубцов отражает амплитуду движений.

  1. Контрастная рентгенография (скопия) – методика, основанная на введении для более четкого изображения в полые органы (бронхи, почечные лоханки и т.д.) или сосуды специальных веществ, задерживающих рентгеновское излучение. В качестве контрастных веществ при исследовании органов ЖКТ используется взвесь сульфата бария, а при исследовании системы мочевыделения, желчного пузыря – йод-контрастные препараты. Разновидности методики:

· Бронхография – исследование трахеи и бронхов, которые через специальный катетер заполняются йодсодержащим контрастом.

Методика позволяет выявить опухолевые процессы, расширение бронхов (бронхоэктазы), полости в лёгочной ткани (абсцесс, каверна). Исследование проводят натощак, под местной анальгезией. После него может появиться или усилиться кашель с выделением мокроты с большой примесью контрастного вещества. Полностью бронхи освобождаются от контраста спустя 1-2 суток.

· Ангиография – исследование кровеносных сосудов (артериография, венография, лимфография). Позволяет выявить повреждения и пороки развития кровеносных сосудов: аневризмы, сужения, нарушение проходимости, повреждения и пороки развития различных органов, опухоли.

Р-контрастное вещество вводится в крупные сосуды через специальные зонды. Исследование проводят в виде операции. Дигитальная субтракционная ангиография – новая методика контрастное исследование сосудов с последующей компьютерной обработкой. Получаются снимки высокого качества с выделением отдельных сосудов из общей картины, с уменьшенным количеством вводимого контрастного вещества, вводимого внутривенно, не прибегая к катетеризации артерии.

· Р-контрастное исследование желудка и двенадцатиперстной кишки контраст (бариевая взвесь) вводится перорально. Метод позволяет оценить форму, величину желудка, а также выявить язву, опухоль и другие патологические изменения.

· Ирригоскопия - исследование толстой кишки, при котором бариевая взвесь вводится ретроградно, при помощи клизмы. Оценивается моторная функция кишечника, его контуры; выявляются сужения, расширения, язвенные дефекты, опухоли.

Требуется предварительное полное очищение кишечника перед исследованием.

· Холецистография – контрастное исследование желчного пузыря. Определяется его форма и положение, деформация, наличие в пузыре камней.

Йодсодержащее вещество (холевид, билитраст) вводятся перорально и, спустя некоторое время, делаются снимки. Затем пациенту дают пищу, способствующую сокращению и опорожнению желчного пузыря, и вновь делаются снимки.

· Холеграфия (греч. cholē желчь + graphō писать) – исследование внутрипеченочных желчных протоков и желчного пузыря, которые заполняются гепатотропным контрастом, выделяемым из организма с желчью. Вводится контраст в организм пациента внутривенно.

· Внутривенная урография - исследование почек, мочеточников и мочевого пузыря, при котором рентген-контрастное вещество вводится внутривенно.. Позволяет оценить строение полостной системы почки, проходимость и функцию мочеточника, диагностировать заболевания органов мочевыделения.

 

Пероральная холецистография – рентгенологическое исследование желчного пузыря и ЖВП.

Цель: диагностика заболеваний желчного пузыря.
Противопоказания: холецистография не проводится при тяжелых поражениях печени, острых воспалительных заболеваниях печени с повышенной температурой тела. Алгоритм действия:

ЭТАПЫ ПРИМЕЧАНИЕ
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
1. Провести беседу о необходимости исследования, обучить подготовке к нему: - освободить кишечник от содержимого естественным путем перед исследованием. Обеспечить пациента письменной информацией, если он имеет трудности в обучении. При метеоризме поставить очистительную клизму вечером, за 2 часа до сна.
2. Дать таблетки контрастного вещества за 14-17 часов до исследования дробными порциями в течение 1 часа, через каждые 10 мин, запивать сладким чаем. В некоторых случаях доза и вид контрастного вещества определяется врачом-рентгенологом.
3. Натощак, утром прийти в рентген-кабинет.  
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
1. В рентгенкабинете делаются обзорные снимки, после чего пациент принимает желчегонный завтрак (2 яичных желтка, сорбит - 20 г). Желчегонный завтрак может не назначаться.
2. Серию снимков делают через 10, 20, 30, 45 минут после желчегонного завтрака, а затем через 20 минут в течение 2 часов. Определяется сократительная способность желчного пузыря при приеме желчегонного завтрака.
ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Напомнить пациенту, чтобы он доставил снимки лечащему врачу. В стационарных условиях: Необходимо провести пациента в палату, обеспечить наблюдение и покой.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: