Особенности репродуктивных установок мужчин




Отчет о прохождении преддипломной практики

Место практики: ГУО средняя школа №13 г.Мозырь.

 

Сроки практики: 04.02.2019г. – 16.03.2019г.

 

 

Выполнил:

студент группы ПСз-54 Ризаев В.М.

 

Руководитель практики

старший преподаватель Певнева А.Н.

 

Гомель 2019

Введение

 

 

Преддипломная практика проводилась с 04.02.2019г. по 16.03.2019г., общая продолжительность практики составляет 6 недель, на базе ГУО средняя школа №13 г.Мозыря, исследование осуществлялось на базе УО МГПУ имени И.П. Шамякина. В период прохождения преддипломной практики осуществлялся сбор и обработка материалов для дипломной работы по теме «Взаимосвязь репродуктивных установок и социальной фрустрированности в юношеском возрасте».

Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера личности мужчин в юношеском возрасте.

Предмет исследования: особенности репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте.

Цель работы: выявить взаимосвязь репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте.

Задачи:

1) рассмотреть психологические особенности юношеского возраста;

2) раскрыть содержание понятия «репродуктивные установки» в психологии;

3) охарактеризовать социальную фрустрированность как фактор репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте;

4) выявить статистическую связь между репродуктивными установками и социальной фрустрированностью у мужчин в юношеском возрасте.

Теоретико-методологические основания нашей работы составили: работы отечественных психологов-исследователей А.И.Антонова, В.М. Медкова, В.А. Борисова и других, которые понимают репродуктивную установку как психический регулятор поведения, предрасположенность личности, которая определяет согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождаемому числу детей [1].

Также основой исследования является концепция Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева и М.А. Беребина о социальной фрустрированности личности, которая рассматривается авторами как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей [2].

Метод исследования: опрос (Бланк ответов респондента представлен в приложении А)

Методики исследования:

1) Методика А.И. Антонова по изучению репродуктивных установок. В результате данной методики можно построить индекс степени удовлетворения потребности в детях на ос­нове комбинации из желаемого, ожидаемого и уже имеющегося чис­ла детей. Результат поведения сопостав­ляется по принципу взаимоконтроля с разными величинами потреб­ности в детях, скорректированными на разные условия жизни [4].

2) Методика измерения социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко). Опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности [5].

В процессе прохождения преддипломной практики все полученные психодиагностические данные, а также вопросы, связанные с их количественной и качественной интерпретацией обсуждались с научным руководителем на консультациях.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками осуществлялись следующие виды профессиональной деятельности:

- углубление и усовершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных при изучении специальных психологических дисциплин;

- планирование исследования в соответствии с основными этапами научного исследования;

- теоретический анализ и обобщение научной литературы с целью обоснования теоретической части исследования;

- подбор психодиагностических методик исследования в соответствии с целями, предметом, объектом исследования;

- применялись основные методы и психодиагностические методики на практике;

- формулировалось диагностическое заключение, исходя из полученных данных.

Выборка исследования: в исследовании принимали участие 60 юношей в возрасте от 15 до 19 лет.

Этапы исследования:

1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки;

2) изучение репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте с помощью тестирования;

3) 3) выявление статистической связи между репродуктивными установками и социальной фрустрированностью у мужчин в юношеском возрасте.

 

Эмпирическое исследование взаимосвязи репродуктивных установок и социальной фрустрированности в юношеском возрасте.

 

Особенности репродуктивных установок мужчин

 

Для выявления репродуктивных установок в юношеском возрасте применялась методика А.И. Антонова.

Испытуемым предлагалось ответить на 3 вопроса: 1) какое количество детей в семье является для идеальным? 2) сколько всего детей Вы собираетесь иметь? 3) сколько детей вы ожидаете в ближайшем будущем?

Первичные баллы по методике А.И. Антонова представлены в Приложении А.

Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте (представления об идеальном числе детей) представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты репродуктивных установок в юношеском возрасте, идеальное число детей (в %)

Идеальное число детей Юноши 18-19 лет (поздняя юность) Юноши 15-16 лет (ранняя юность)
кол-во, чел % кол-во, чел %
        26,7
        56,7
    63,3   16,7
    16,7    

 

Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет сделать следующий вывод:

– один ребенок как идеальное число детей в семье выступает для 20% юношей в возрасте поздней взрослости; двое детей как идеальное число детей в семье выступает для 63,3% юношей в возрасте поздней взрослости; трое детей как идеальное число детей в семье выступает для 5% юношей в возрасте поздней взрослости;

– один ребенок как идеальное число детей в семье выступает для 56,7% юношей в возрасте ранней взрослости; двое детей как идеальное число детей в семье выступает для 16,7% юношей в возрасте ранней взрослости; семья без детей как репродуктивная установка выступает для 26,7% юношей в возрасте ранней взрослости.

Таким образом, в возрасте поздней взрослости отмечается более высокое идеальное число детей в семье, чем в возрасте ранней взрослости.

Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте (желаемое число детей) представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты репродуктивных установок в юношеском возрасте, желаемое число детей (в %)

Желаемое число детей Юноши 18-19 лет (поздняя юность) Юноши 15-16 лет (ранняя юность)
кол-во, чел % кол-во, чел %
        33,3
    53,3   56,7
         
    6,7    

 

Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующий вывод:

– одного ребенка в возрасте поздней юности собираются иметь 53,3% юношей, двух детей собираются иметь 40% юношей, трех детей – 6,7% юношей в возрасте поздней юности;

– одного ребенка в возрасте ранней юности собираются иметь 56,7% юношей, двух детей собираются иметь 10% юношей; установка на бездетность отмечается у 33,3% юношей в возрасте ранней юности.

Таким образом, в возрасте поздней юности отмечается более высокое число желаемых детей, а в возрасте ранней взрослости обнаруживается установка на бездетность.

Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте (ожидаемое детей) представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты репродуктивных установок в юношеском возрасте, ожидаемое число детей (в %)

Ожидаемое число детей Юноши 18-19 лет (поздняя юность) Юноши 15-16 лет (ранняя юность)
кол-во, чел % кол-во, чел %
    63,3   83,3
        16,7
    6,7    
         

 

Анализ результатов, представленных в таблице 3, позволяет сделать следующий вывод:

– в ближайшее время 63,3% юношей в возрасте поздней юности не ожидают появления ребенка; одного ребенка в возрасте поздней юности ожидают 30% юношей, двух детей ожидают 6,7% юношей в возрасте поздней взрослости;

– в ближайшее время 83,3% юношей в возрасте ранней юности не ожидают появления ребенка; одного ребенка в возрасте ранней юности ожидают 16,7% юношей.

Так, в возрасте поздней юности отмечается более высокое число ожидаемых детей в ближайшие годы.

Таким образом, идеальное число детей в семье в возрасте поздней взрослости преимущественно равно двум, а в возрасте ранней юности – равно одному ребенку. Желаемое число детей в возрасте поздней юности и в возрасте ранней юности преимущественно равно одному. Ожидаемое число детей в возрасте поздней юности и в возрасте ранней юности преимущественно равно нулю.

Наглядно результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте.

 

Анализ результатов, отраженных на рисунке 1, показал, что в возрасте поздней юности у юношей показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа выше, чем в возрасте ранней юности.

Для оценки достоверных различий между репродуктивными установками в группах испытуемых применялся t - Критерий Стьюдента.

Результаты обработки данных представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Показатели различий между репродуктивными установками в группах испытуемых

Репродуктивные установки tэмп   tКр
p≤0,05 p≤0,01
Идеальное число детей *(«А") 6,7   2,66
Желаемое число детей 4,8   2,66
Ожидаемое число детей     2,66

Примечание: * – достоверно значимые различия в группах «А» или «Б»

 

Из таблицы 4 видно, что обнаруживаются достоверно значимые различия между репродуктивными установками в группах испытуемых:

– идеальное число детей выше у юношей в возрасте поздней взрослости, чем у юношей в возрасте ранней взрослости (tэмп =6,7 при р≤0,05).

Таким образом, сравнение двух выборок показало, что у юношей в возрасте поздней юности (18-19 лет) идеальное число детей (tэмп =6,7 при р≤0,05) выше, чем у юношей в возрасте ранней взрослости. В возрасте поздней юности отмечаются репродуктивные установки преимущественно на одного-двух детей, а в возрасте ранней юности преобладают репродуктивные установки на одного ребенка или бездетность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: