Отчет о прохождении преддипломной практики
Место практики: ГУО средняя школа №13 г.Мозырь.
Сроки практики: 04.02.2019г. – 16.03.2019г.
Выполнил:
студент группы ПСз-54 Ризаев В.М.
Руководитель практики
старший преподаватель Певнева А.Н.
Гомель 2019
Введение
Преддипломная практика проводилась с 04.02.2019г. по 16.03.2019г., общая продолжительность практики составляет 6 недель, на базе ГУО средняя школа №13 г.Мозыря, исследование осуществлялось на базе УО МГПУ имени И.П. Шамякина. В период прохождения преддипломной практики осуществлялся сбор и обработка материалов для дипломной работы по теме «Взаимосвязь репродуктивных установок и социальной фрустрированности в юношеском возрасте».
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера личности мужчин в юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте.
Цель работы: выявить взаимосвязь репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте.
Задачи:
1) рассмотреть психологические особенности юношеского возраста;
2) раскрыть содержание понятия «репродуктивные установки» в психологии;
3) охарактеризовать социальную фрустрированность как фактор репродуктивных установок мужчин в юношеском возрасте;
4) выявить статистическую связь между репродуктивными установками и социальной фрустрированностью у мужчин в юношеском возрасте.
Теоретико-методологические основания нашей работы составили: работы отечественных психологов-исследователей А.И.Антонова, В.М. Медкова, В.А. Борисова и других, которые понимают репродуктивную установку как психический регулятор поведения, предрасположенность личности, которая определяет согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождаемому числу детей [1].
|
Также основой исследования является концепция Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева и М.А. Беребина о социальной фрустрированности личности, которая рассматривается авторами как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей [2].
Метод исследования: опрос (Бланк ответов респондента представлен в приложении А)
Методики исследования:
1) Методика А.И. Антонова по изучению репродуктивных установок. В результате данной методики можно построить индекс степени удовлетворения потребности в детях на основе комбинации из желаемого, ожидаемого и уже имеющегося числа детей. Результат поведения сопоставляется по принципу взаимоконтроля с разными величинами потребности в детях, скорректированными на разные условия жизни [4].
2) Методика измерения социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко). Опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности [5].
В процессе прохождения преддипломной практики все полученные психодиагностические данные, а также вопросы, связанные с их количественной и качественной интерпретацией обсуждались с научным руководителем на консультациях.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками осуществлялись следующие виды профессиональной деятельности:
|
- углубление и усовершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных при изучении специальных психологических дисциплин;
- планирование исследования в соответствии с основными этапами научного исследования;
- теоретический анализ и обобщение научной литературы с целью обоснования теоретической части исследования;
- подбор психодиагностических методик исследования в соответствии с целями, предметом, объектом исследования;
- применялись основные методы и психодиагностические методики на практике;
- формулировалось диагностическое заключение, исходя из полученных данных.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 60 юношей в возрасте от 15 до 19 лет.
Этапы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки;
2) изучение репродуктивных установок и социальной фрустрированности у мужчин в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) 3) выявление статистической связи между репродуктивными установками и социальной фрустрированностью у мужчин в юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование взаимосвязи репродуктивных установок и социальной фрустрированности в юношеском возрасте.
Особенности репродуктивных установок мужчин
Для выявления репродуктивных установок в юношеском возрасте применялась методика А.И. Антонова.
Испытуемым предлагалось ответить на 3 вопроса: 1) какое количество детей в семье является для идеальным? 2) сколько всего детей Вы собираетесь иметь? 3) сколько детей вы ожидаете в ближайшем будущем?
|
Первичные баллы по методике А.И. Антонова представлены в Приложении А.
Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте (представления об идеальном числе детей) представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты репродуктивных установок в юношеском возрасте, идеальное число детей (в %)
Идеальное число детей | Юноши 18-19 лет (поздняя юность) | Юноши 15-16 лет (ранняя юность) | ||
кол-во, чел | % | кол-во, чел | % | |
26,7 | ||||
56,7 | ||||
63,3 | 16,7 | |||
16,7 |
Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет сделать следующий вывод:
– один ребенок как идеальное число детей в семье выступает для 20% юношей в возрасте поздней взрослости; двое детей как идеальное число детей в семье выступает для 63,3% юношей в возрасте поздней взрослости; трое детей как идеальное число детей в семье выступает для 5% юношей в возрасте поздней взрослости;
– один ребенок как идеальное число детей в семье выступает для 56,7% юношей в возрасте ранней взрослости; двое детей как идеальное число детей в семье выступает для 16,7% юношей в возрасте ранней взрослости; семья без детей как репродуктивная установка выступает для 26,7% юношей в возрасте ранней взрослости.
Таким образом, в возрасте поздней взрослости отмечается более высокое идеальное число детей в семье, чем в возрасте ранней взрослости.
Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте (желаемое число детей) представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты репродуктивных установок в юношеском возрасте, желаемое число детей (в %)
Желаемое число детей | Юноши 18-19 лет (поздняя юность) | Юноши 15-16 лет (ранняя юность) | ||
кол-во, чел | % | кол-во, чел | % | |
33,3 | ||||
53,3 | 56,7 | |||
6,7 |
Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующий вывод:
– одного ребенка в возрасте поздней юности собираются иметь 53,3% юношей, двух детей собираются иметь 40% юношей, трех детей – 6,7% юношей в возрасте поздней юности;
– одного ребенка в возрасте ранней юности собираются иметь 56,7% юношей, двух детей собираются иметь 10% юношей; установка на бездетность отмечается у 33,3% юношей в возрасте ранней юности.
Таким образом, в возрасте поздней юности отмечается более высокое число желаемых детей, а в возрасте ранней взрослости обнаруживается установка на бездетность.
Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте (ожидаемое детей) представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты репродуктивных установок в юношеском возрасте, ожидаемое число детей (в %)
Ожидаемое число детей | Юноши 18-19 лет (поздняя юность) | Юноши 15-16 лет (ранняя юность) | ||
кол-во, чел | % | кол-во, чел | % | |
63,3 | 83,3 | |||
16,7 | ||||
6,7 | ||||
Анализ результатов, представленных в таблице 3, позволяет сделать следующий вывод:
– в ближайшее время 63,3% юношей в возрасте поздней юности не ожидают появления ребенка; одного ребенка в возрасте поздней юности ожидают 30% юношей, двух детей ожидают 6,7% юношей в возрасте поздней взрослости;
– в ближайшее время 83,3% юношей в возрасте ранней юности не ожидают появления ребенка; одного ребенка в возрасте ранней юности ожидают 16,7% юношей.
Так, в возрасте поздней юности отмечается более высокое число ожидаемых детей в ближайшие годы.
Таким образом, идеальное число детей в семье в возрасте поздней взрослости преимущественно равно двум, а в возрасте ранней юности – равно одному ребенку. Желаемое число детей в возрасте поздней юности и в возрасте ранней юности преимущественно равно одному. Ожидаемое число детей в возрасте поздней юности и в возрасте ранней юности преимущественно равно нулю.
Наглядно результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты исследования репродуктивных установок в юношеском возрасте.
Анализ результатов, отраженных на рисунке 1, показал, что в возрасте поздней юности у юношей показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа выше, чем в возрасте ранней юности.
Для оценки достоверных различий между репродуктивными установками в группах испытуемых применялся t - Критерий Стьюдента.
Результаты обработки данных представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели различий между репродуктивными установками в группах испытуемых
Репродуктивные установки | tэмп | tКр | |
p≤0,05 | p≤0,01 | ||
Идеальное число детей *(«А") | 6,7 | 2,66 | |
Желаемое число детей | 4,8 | 2,66 | |
Ожидаемое число детей | 2,66 |
Примечание: * – достоверно значимые различия в группах «А» или «Б»
Из таблицы 4 видно, что обнаруживаются достоверно значимые различия между репродуктивными установками в группах испытуемых:
– идеальное число детей выше у юношей в возрасте поздней взрослости, чем у юношей в возрасте ранней взрослости (tэмп =6,7 при р≤0,05).
Таким образом, сравнение двух выборок показало, что у юношей в возрасте поздней юности (18-19 лет) идеальное число детей (tэмп =6,7 при р≤0,05) выше, чем у юношей в возрасте ранней взрослости. В возрасте поздней юности отмечаются репродуктивные установки преимущественно на одного-двух детей, а в возрасте ранней юности преобладают репродуктивные установки на одного ребенка или бездетность.