ПРИНЦИП 2: ПРИСПОСОБЛЕНИЕ




УДК 159.9

ББК 88.4

М60


 

 

Защиту интеллектуальной собственности и прав ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ«ВЕСЬ» осуществляет агентство патентных поверенных «АРС-ПАТЕНТ»


 

Dan Millman

Body mind mastery. Creating success in sport and life

Перевод с английского El Aurence

Дизайн обложки И. А. Лаптевой

 


 

М60


Миллман Д.

Совершенное владение телом и разумом. Как добить- ся успеха в спорте и жизни. — СПб.: ИГ «Весь», 2010. — 224 с. — (Помоги себе сам).

ISBN 978-5-9573-1680-0

Дэн Миллман — профессиональный спортсмен, чемпион мира по легкой атлетике. Он объехал весь мир, изучая восточные единоборства, йогу и другие интеграционные дисциплины. Его книги переведены более чем на двадцать языков и вдохновили миллионы читателей по всему миру на создание полноценной, гармоничной жизни.

Для того, чтобы стать победителем в жизни, всегда быть в тонусе и достигать поставленных задач, автор предлагает обра- титься к методам по воспитанию чемпионов в спорте.

Воспользовавшись описанными в книге упражнениями на расслабление, дыхание и концентрацию в любой ситуации, вы сможете высвободить скрытую в вас энергию и с легкостью пре- одолевать препятствия на пути к личностному росту и духовным открытиям. Вы вновь пробудите природного спортсмена внутри себя — мастера, в совершенстве владеющего телом и разумом.


 

УДК 159.9

ББК 88.4

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 


 

 

ISBN 978-5-9573-1680-0

ISBN 978-1-5773-1094-5 (англ.)


© Dan Millman, 1999

© Перевод на русский язык, издание

на русском языке. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2010


 

Тем, кто живет ради момента истины, кто смотрит своим страхам в глаза

и никогда не перестает мечтать, тем, кто стремится овладеть своим разумом и телом

вне зависимости от того, занимаются они спортом или нет.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Благодарности.......................................................................................... 10

Пролог. Совершенное владение телом и разумом на арене повседневной жизни 11

Введение..................................................................................................... 13

Спортсмены: тело и разум.............................................................. 14

Тренировка: взгляд изнутри............................................................ 15

Мои открытия о большой арене.................................................... 16

Часть I

ПОНЯТЬ БОЛЬШУЮ ИГРУ

Глава 1. Природные законы................................................................ 21

Принцип 1: несопротивление......................................................... 24

Несопротивление: психофизическое применение.................... 27

Принцип 2: приспособление........................................................... 30

Приспособление: психофизическое применение...................... 32

Принцип 3: баланс............................................................................ 34

Баланс: психофизическое применение........................................ 35

Принцип 4: природный уклад........................................................ 37

Природный уклад: психофизическое применение................... 38

Глава 2. Сила осознания....................................................................... 40

Осознание, разрушение иллюзий и успех.................................. 42

Осознание всем телом....................................................................... 43

Рост осознания.................................................................................... 45

Пример Маргарет.............................................................................. 46

Отзывы других помогают осознанию.......................................... 47

Глава 3. Подготовка............................................................................... 49

Выбор намеченного пути................................................................ 51

Пошаговая подготовка..................................................................... 53

Иллюзия трудности........................................................................... 54

Тренер как главный учитель........................................................... 54

Подготовка детей: совет любящим родителям.......................... 57

Часть II РАЗВИТИЕ ТАЛАНТА

Глава 4. Умственный талант.............................................................. 64

Низкая самооценка............................................................................ 67

Страх неудачи.................................................................................... 73

Деструктивная самокритика........................................................... 75

Однонаправленное внимание........................................................ 76

Глава 5. Эмоциональный талант...................................................... 82

Разорвать круг напряжения............................................................ 85

Дыхание и чувства............................................................................ 85

Расширяющееся осознание............................................................. 88

Глава 6. Физический талант............................................................... 90

Ваша самая большая ценность...................................................... 90

Рычаги для изменений...................................................................... 91

Придание новой формы телу.......................................................... 92

Сознательные упражнения............................................................. 95

Сопротивление переменам............................................................. 96

Подпитка физического «Я».............................................................. 97

Четыре составляющие физического таланта.......................... 100

Релаксация: основной ключ к физическому таланту............ 101

Сила..................................................................................................... 106

Гибкость............................................................................................. 111

Свобода от боли в пояснице......................................................... 114

Чувствительность............................................................................ 115

Выносливость................................................................................... 118



 

  Оглавление  
  Как избежать спортивных травм........................  
  Баланс разума и тела.................................  
  Сатори и совершенное владение телом и разумом.........  

 

Часть III

СОВЕРШЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ ТЕЛОМ И РАЗУМОМ НА ПРАКТИКЕ

Глава 7. Инструменты обучения 127

Разминка и переходные моменты в жизни................................ 127

Разминка мирного воина для спорта и жизни.......................... 131

Основные принципы........................................................................ 132

Большая растяжка........................................................................... 133

Боковые наклоны............................................................................. 135

Расслабление шеи............................................................................ 136

Плечевой перекат............................................................................. 138

Вращение корпусом........................................................................ 139

Вращение бедрами.......................................................................... 140

Небо–Земля........................................................................................ 141

Удар ногой......................................................................................... 143

Дуга и скобка..................................................................................... 144

Изгиб кик-боксера............................................................................ 145

Гармония тела и разума................................................................. 146

Эволюция представлений о хорошей физической форме... 147 Медитация как физическое упражнение 149

Научиться учиться........................................................................... 150

Осознание и практика..................................................................... 152

Стадии практики.............................................................................. 153

Сверхкомпенсация........................................................................... 155

Идеомоторная тренировка и умственные упражнения......... 157

Тренировки с замедленным движением..................................... 161

Метод «начало и конец»................................................................ 163


Практика «часть и целое»............................................................. 164

Подражание: идеальная техника................................................ 165

Глава 8. Соревнование и сотрудничество................................... 167

Соревновательный склад ума...................................................... 171

Перегрузка и снижение нагрузок................................................ 173

Подготовка эмоций и настрой..................................................... 175

Мысленная игра............................................................................... 176

Глава 9. Эволюция спорта................................................................. 179

Симметричные тренировки........................................................... 181

Новое представление о спорте.................................................... 182

Новые игры для новой жизни....................................................... 185

Стареющий спортсмен................................................................... 191

Эпилог. Совершенное владение движением.............................. 197

Перерождение мастера, владеющего телом и разумом....... 202

Об авторе.................................................................................................. 207

Отзывы о книге...................................................................................... 208


 

 

БЛАГОДАРНОСТИ

 

 

Выражаю глубочайшую благодарность следующим лю- дям, которые прямо или косвенно помогали написать эту книгу: моим родителям Герману и Вивиан Миллман за их любовь и поддержку, моим бывшим тренерам Ксавье Лео- нарду, Эрнесту Контерарасу и Гаролду Фрею, помогавшим мне больше, чем они сами думают. Моим товарищам по ко- манде за их дружбу и поддержку, мастерам разума и тела Востока и Запада, осветившим мне путь, на чью мудрость я опираюсь.

Особую благодарность выражаю Альфи Кону, автору книги «Без соперничества: доводы против соревнования» и «Женский спорт и фитнес» за любезное разрешение цити- ровать труд доктора Кона; и Джону Роббинсу, автору книги

«Диета для новой Америки», к которому я обращался как к наставнику.

Глубокую благодарность выражаю Джейсону Гарднеру и сотрудникам издательства «Библиотека Нового Света» за их воображение и энтузиазм при создании превосходной ре- дакции этой книги.

Наконец, каждая написанная мной книга отражает лю- бовь, поддержку и терпение моей семьи.


 

ПРОЛОГ

Совершенное владение телом и разумом

на арене повседневной жизни

 

 

В каждом из нас есть герой; заговорите с ним, и он ответит.

НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР

 

Голос диктора дрожит от волнения, когда начинает про- игрываться видеоролик: «Дамы и господа, вы вот-вот увиди- те, как Дэвид Сил совершит подвиг — подвиг, требующий полной концентрации, мужества и координации. То, чему вы сейчас станете свидетелями, не случилось за ночь, а яви- лось результатом подготовки, длившейся несколько месяцев. А вот и он!»

На экране появляется человек. Дэвид выглядит расслаб- ленным и уверенным, он готовится выполнить серию слож- ных гимнастических упражнений. На мгновение он с со- мнением замирает, сохраняя равновесие; затем, глядя пря- мо перед собой, полностью сконцентрировав свой разум на предстоящей задаче, принимается двигаться. Его тело оста- ется расслабленным, когда он приступает к первому уп- ражнению.

Вдруг задрожав, он начинает падать. Дэвид быстро бе- рет себя в руки и, не тратя ни секунды на злость или страх,


 

снова встает и продолжает продвигаться к своей цели; его лицо спокойно, но сосредоточенно.

Приближаясь к финалу своего выступления, Дэвид опять чуть было не совершает ошибку, но снова сохраняет равно- весие. Он выпрямляется, его лицо сияет. После последнего напряженного мгновения наблюдающие за ним люди выды- хают и с восторгом аплодируют, когда десятимесячный Дэвид Сил, мастер, овладевший своим телом и разумом, оказывается в объятьях своей матери. Видеокамера его отца запечатлела, как Дэвид сделал свои первые шаги по ковру в гостиной.

Вы тоже были искусным спортсменом в младенчестве: ваш разум, свободный от забот или тревог, концентрировался на настоящем моменте; тело было расслабленным, гибким и существовало в гармонии с силой притяжения; эмоции были спонтанными, вы их не сдерживали. Даже сейчас в вас есть потенциал для того, чтобы в совершенстве овладеть своим разумом и телом. Врожденный спортсмен в вас ждет того, чтобы появиться на свет.

Мы начинаем жизнь с почти неограниченным потенциа- лом. Но затем теряем связь со многими нашими детскими умениями из-за предрассудков, эмоциональных конфликтов и физического напряжения. «Совершенное владение телом и разумом» рассказывает о средствах, при помощи которых вы сможете вернуть себе ясность ума, спокойствие и силу, — они помогут добиться успеха не только в мире спорта, но и на арене жизни.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Недолгий век лавровых венков, которые носили олим- пийские чемпионы в древности, напоминает нам о том, что победа мимолетна, что мгновение славы быстро меркнет. Даже те, кто добился блестящих успехов в своем виде спор- та, все равно сталкиваются с трудностями в повседневной жизни — в отношениях, учебе и карьере. Какие тренировки лучше всего подготовят нас к эмоциональным и психологи- ческим трудностям на арене повседневной жизни?

В нашем ограниченном стремлении быть первыми ре- зультаты, статистика и победы слишком легко могут подме- нить собой цель тренировок. Но, чересчур сильно концен- трируясь на устремлениях, мы без труда забываем, к чему стремимся — а стремимся к тому, чтобы получить удоволь- ствие, полностью реализовав наш потенциал. Те игры или спорт, которым мы занимаемся, могут стать тропой к более серьезной цели или победе в более значительном соревнова- нии, они могут стать дверью к личностному росту, мостом к наиболее полному раскрытию человеческого потенциала. Эта книга поможет построить такой мост.

Я написал «Совершенное владение телом и разумом», чтобы поделиться моими открытиями, сделанными на протя- жении десятилетий благодаря тренировкам мирового класса, исследованиям, наблюдениям, интуиции и преподаванию —


 

чтобы пролить свет на духовные преимущества любой формы обучения, будь то спорт, танцы, музыка или боевые искусства. Если вы участник соревнований мирового класса, если зани- маетесь спортом по выходным или если вы поклонник фитне- са, то эта книга поможет вам преодолеть созданные вами сами- ми искусственные препятствия и вновь пробудить природного спортсмена — мастера, в совершенстве владеющего телом и разумом, — внутри вас. «Совершенное владение телом и раз- умом» нарисует ясную карту пути к наименее трудному, более осмысленному подходу к занятиям спортом и к жизни. Суть не в том, чтобы посвятить свою жизнь тренировкам. Суть в том, чтобы посвятить тренировки своей жизни.

 

 

СПОРТСМЕНЫ: ТЕЛО И РАЗУМ

 

Словарь Вебстера определяет спортсмена как «челове- ка, занимающегося или соревнующегося в упражнениях или играх, испытывающих быстроту, силу, выносливость и т. д.». Процесс овладения телом и разумом имеет гораздо более ши- рокие границы и значимость. Вы можете развить духовные и эмоциональные качества, которые в отличие от специфи- ческих физических навыков применимы к любому аспекту жизни, на работе или дома.

В «Совершенном владении телом и разумом» я использую примеры из традиционных видов спорта, таких как гольф, тен- нис, бег, гимнастика, боевые искусства, футбол и баскетбол, но эти принципы применимы также и к любой форме обучения. Обычно о музыкантах или художниках не думают как о спортсменах, тем не менее, едва ли не каждый из них демон-


 

стрирует такое же мужество, умственную концентрацию и высокую координацию, которые проявляют те, кто посвящает долгие часы спортивным тренировкам. Танцоры — одни из самых усердных атлетов, хотя они редко участвуют в фор- мальных соревнованиях.

Честолюбивые эксперты в атлетике сосредоточиваются на физическом развитии, честолюбивые мастера одинаковое внимание уделяют совершенствованию тела, разума и эмоций для того, чтобы достичь гармонии. Ищете вы славы победи- теля соревнований или нет, но качества, которые вы разви- ваете при помощи выбранного способа тренировок, можно, если правильно к ним подойти, перенести на любой аспект повседневной жизни.

Первый шаг к совершенному владению разумом и телом заключается в том, чтобы признать, что ваши отношения с людьми, здоровье, карьера, семья и финансы — все, по сути, являются «видами спорта» в повседневной жизни, как бег с препятствиями или параллельные брусья. Успех на этой аре- не жизни измеряется не баллами, победой или поражением, а вновь обретенным чувством осмысленности, цели, направ- ления и связи.

 

 

ТРЕНИРОВКА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

 

Объединив ваше тело, разум и эмоции при помощи тре- нировок, вы перестраиваете свою жизнь.

Тренировки — зеркало жизни, в котором отражаются сла- бые и сильные стороны по мере того, как вы продвигаетесь к раскрытию вашего потенциала. На высшем уровне, когда


 

вы входите в зону, — достигаете момента истины, — трени- ровки могут поднять дух на более высокую ступень, такую, что вы будете переживать жизнь по-новому — поймете, как именно, продолжив свое путешествие.

Я использую понятия «тренировки» и «практика» в одном смысле — как обозначающие намерение и стремление улуч- шить или отточить какое-либо умение. Однако владение те- лом и разумом — это больше, чем просто совершенствование умений ради них самих; оно, скорее, может быть способом и процессом развития гармоничного тела, разума и духа.

Музыкант занимается музыкой, спортсмен — спортом, а мастер, овладевший в совершенстве телом и разумом, за- нимается всем.

Вы можете заниматься спортом, но вы ведь по-прежнему пишете, ходите и дышите. Насколько часто вы полностью от- даетесь каждому насущному делу, будь то прогулка или мытье посуды, ради того, чтобы не упустить ни одного мгновения жизни? Это осознание себя куда более ценная награда, чем любая мимолетная победа.

 

МОИ ОТКРЫТИЯ О БОЛЬШОЙ АРЕНЕ

 

Когда я был гимнастом в колледже, несколько ключе- вых интуитивных прозрений сформировали мой подход к тренировкам и обучению. Победив в мировом чемпионате и потренировав чемпиона Национальной студенческой спор- тивной ассоциации и превосходного американского олимпий- ца, я решил, что кое-что понял.

В процессе преподавания и тренировок я заметил, что проблемы с обучением у спортсменов связаны со слабыми


 

базовыми способностями. Чтобы повысить потенциал, — их коэффициент таланта, — чтобы достичь успеха, атлетам надо перестроить свои базовые способности: силу, гибкость, выносливость, координацию, баланс, чувство ритма, умение выбрать правильный момент и быстроту рефлексов. Понима- ние этого помогло мне добиться большого успеха в качестве гимнаста и тренера.

В то же время благодаря собственной жизни я понял, что умение делать стойку на руках или сальто не сильно по- могали, когда я отправлялся на свидание. Не пригодились мне эти навыки и, когда я женился, завел детей, столкнулся с финансовыми затруднениями или с сотнями других про- блем, встречающихся в жизни. Осознание этого заставило меня искать базовые способности, нужные для того, что- бы добиться успеха не только в спорте, но и в повседнев- ной жизни.

Для спортсменов баллы, время, за которое выполняются упражнения, проигрыши или победы часто служат основной мерой успеха. Для самих по себе спортивных умений суще- ствует не так уж много областей применения в повседневной жизни, но внутренние качества, которые развиваются во вре- мя этих занятий: концентрация ума, эмоциональная энергия и способность расслабляться, находясь под стрессом, — мо- гут улучшить каждое мгновение жизни.

Сегодня некоторые прыгуны с лыжами разогреваются при помощи техник тайцзицюань, а мастера айкидо препода- ют в школах гольфа. На Востоке всегда понимали, что трени- ровка разума жизненно важна для достижения физического успеха. Мы только сейчас начинаем осознавать, что каждая культура со своим многообразием языков и верований вносит вклад в благосостояние всего человечества. Наш потенциал


 

расцветет в солнечном свете глубокого понимания. Пришло время разбудить мастера, в совершенстве владеющего телом и разумом, — мирного воина — в каждом из нас.

Дэн Миллман,

Сан-Рафаэль, Калифорния, Весна 1999


 

Часть I

 

ПОНЯТЬ БОЛЬШУЮ ИГРУ


 

Тренировку, самое главное в работе спортсмена, можно представить в виде подъема по горной тропе. Вершина сим- волизирует ваш наивысший потенциал. Где бы вы на своей тропе ни находились, целесообразно иметь при себе четкую карту лежащей впереди местности — это способ увидеть, где вы находитесь относительно ваших целей, увидеть предсто- ящие препятствия и понять, какие усилия надо приложить, чтобы достичь вершины.

Реалистичный взгляд на вещи и глубокое осознание свое- го потенциала в данном предприятии дают возможность вы- брать самый разумный курс и тренироваться, чтобы пройти по нему. Благодаря хорошему началу все остальное дается легко.


 

Глава 1

ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ

 

 

Природа все делает легко и просто, но люди предпочитают то, что затейливо и искусственно.

ЛАО-ЦЗЫ

 

 

Пятнадцать лет я с большим энтузиазмом тренировался, занимаясь гимнастикой. Даже несмотря на то, что я усердно трудился, продвижение вперед часто казалось медленным или случайным, так что я решил изучить процесс обучения. Начав со стандартной психологической теории, я прочел работы о мо- тивации, визуализации, гипнозе, закаливании и о стимулирую- щих факторах. Мое понимание проблемы углублялось, но лишь частично. То, что я прочитал о восточной философии, включая традиции даосизма и дзен-буддизма, расширило мои познания, но я по-прежнему не мог добиться желаемой ясности.

В конце концов, я обратился за ответами к собственному интуитивному опыту. Я понял, что дети учатся с невероятной скоростью в сравнении со взрослыми. Я наблюдал за тем, как играет моя дочка Холли, на случай, если я вдруг замечу у нее способности, которых не достает большинству взрослых.

Однажды воскресным утром я наблюдал за тем, как она играет с кошкой на полу кухни. Пока я переводил глаза с нее на кошку и обратно, начал выкристаллизовываться некий образ. У меня в уме формировалась интуитивная концепция


 

развития таланта — не только физического таланта, но эмо- ционального и умственного.

Я заметил, что моя маленькая дочка относилась к своей игре расслабленно и беззаботно, точно так же, как и кошка, и понял, что суть таланта заключается не столько в наличии определенных качеств, сколько в отсутствии умственных, физических и эмоциональных помех, мешающих большин- ству взрослых.

После этого открытия я поймал себя на том, что стал по- долгу гулять в одиночестве, наблюдая за силами ветра и воды, деревьев и животных, — за тем, как они взаимодействуют с Землей. Поначалу я замечал только очевидное — что расте- ния обычно тянутся к Солнцу, что предметы падают вниз, что деревья гнутся на ветру, что реки текут вниз.

После множества таких прогулок природа приподняла свои покровы, и мое видение прояснилось. Вдруг я понял: деревья, гнущиеся под ветром, олицетворяют собой принцип несопротивления. Представляя, как поток воды может посте- пенно пробить твердый камень, я усвоил закон приспособле- ния. Увидев, что все живое существует согласно медленным циклам, я смог понять принцип баланса. Наблюдение за посто- янной сменой времен года, наступающих каждое в свою пору, научило меня природному, естественному порядку жизни.

Я понял, что жизнь в обществе отдалила меня (и боль- шинство взрослых) от естественного уклада жизни, для кото- рого характерно свободное, спонтанное самовыражение. Тем не менее, моей маленькой дочке ничто не мешало принимать вещи такими, какие они есть в действительности.

Все же, такие озарения казались больше поэтическими, чем практичными, пока в одно мгновение последний кусочек мозаики не оказался на своем месте....Я принимал горячий


 

душ, наслаждаясь успокаивающими струями воды, когда мой беспокойный ум вдруг затих, и я погрузился в забытье. Меня поразило осознание следующего: законы природы одинаково применимы и к разуму, и к эмоциям.

Не такое уж большое открытие, можете подумать вы, но тогда я выронил мыло. Осознание того, что законы природы применимы и к человеческой психике, неотделимой от тела, все для меня переменило. Принципы или процессы трениров- ки теперь больше не были исключительно физическими. Они стали психо физическими. Мое восприятие мира сдвинулось и в более тонком смысле: в том, что я считал принадлежав- шим царству материального, я начал видеть мир едва улови- мых сил и живых энергий — таким образом, подтвердилась наша неразрывная связь с законами природы.

После пятнадцати лет занятий гимнастикой, наконец, начались мои настоящие тренировки. Осталось всего лишь начать применять знания на практике. Когда я начал это де- лать, плоды тренировок стали в изобилии появляться в по- вседневной жизни. Процесс обучения стал образом жизни, а не просто способом достигнуть цели. А легкая атлетика ста- ла средством овладения своим телом и разумом — способом подготовиться к большой игре жизни.

Описывая реку жизни, хрупкое, эфемерное существование бабочки или то, как качаются деревья на ветру, китайские му- дрецы рисовали картины и придумывали метафоры, которые указывали на законы природы — на источник всей человече- ской мудрости. Все великие учителя высказывали одну и ту же истину: что для личностного роста нам нужно объединить мудрость жизненного опыта с законами природы.

По пути к успеху в спорте и жизни я вынес следующие уроки и законы.


 

ПРИНЦИП 1: НЕСОПРОТИВЛЕНИЕ

 

Существуют четыре возможных подхода к природным силам.

• Фаталистично сдаться им. У камней, так как они — не- одушевленные предметы, практически нет никакого другого выбора, кроме как сдаться на милость законам природы.

• Игнорировать их и, игнорируя, попадать в несчастные случаи или прилагать ненужные усилия, плывя против есте- ственных течений жизни.

• Сопротивляться им и постоянно находиться в состоя- нии смятения. Если мы сопротивляемся тому, что есть есте- ственное течение жизни, мы напрасно тратим свою энергию и боремся сами с собой.

• Использовать их и слиться с природой. Как птицы, ле- тающие при помощи ветра, рыбы, плывущие по течению, или бамбук, который гнется под весом упавшего снега, вы може- те с выгодой для себя воспользоваться силами природы. Мы выражаем закон несопротивления разными способами:

— все идет своим чередом;

— будь что будет;

— плыви по течению;

— в любом свинстве можно найти кусочек ветчины;

— превращай проблемы в возможности, а камни прет- кновения в фундамент будущих побед.

 

В дни медленного физического прогресса вы можете вос- питывать в себе терпение и доверие — естественным обра- зом в процессе роста. Несопротивление выходит за преде- лы пассивного смирения и активно пользуется природными


 

течениями и циклами, обращая себе во благо любые обсто- ятельства.

Подлинное несопротивление требует мудрости и вос- приимчивости и развивает их. Для мастера внешние дости- жения служат лишь индикаторами его согласия с природой. Мастера гольфа, например, интуитивно используют ветер, направление роста травы, влажность воздуха и неровности поверхности земли. Они используют силу притяжения, позво- ляя весу головки клюшки двигаться в расслабленном ритме. Мастера-гимнасты учатся сливаться с силами и условиями окружающей среды. Мастера тенниса учатся использовать себе на пользу покрытие корта.

В обыденной жизни те из нас, кто сопротивляется пере- менам, мешают росту. Боб Дилан напоминает нам, что те, кто не занят рождением, занят умиранием.

 

То, что гусеница называет концом света, мастер именует бабочкой.

РИЧАРД БАХ

 

 

Принцип из боевых искусств учит: «Если тебя толкают — тяни, если тянут — толкай». Движения противника можно ис- пользовать в своих интересах при помощи несопротивления. Применяйте мягкость перед лицом твердости — смягчаю- щую, нейтрализующую и перенаправляющую силу. Мастера, в совершенстве владеющие телом и разумом, отвергают кон- фликтные установки; они прекращают принимать «врагов» и сопротивляться им. Они рассматривают своих соперников, скорее, как учителей или партнеров по спаррингу, ставящих перед ними задачу раскрыть в себе лучшее.


 

СЛИЯНИЕ

Принцип неконфликтности из боевых искусств

Задание 1. Встаньте с партнером лицом друг к другу. Напрягите ваше тело. Пусть партнер толкнет вас рукой, а вы сопротивляйтесь. Каково это? Что происходит? Скорее всего, вы потеряете равнове- сие или контроль над своим телом, когда ваш партнер будет тол- кать вас назад.

В следующий раз, когда он будет толкать вас, осторожно шаг- ните назад; просто позвольте своему телу отодвинуться назад с той же скоростью, с какой вас толкает партнер. Не сопротивляйтесь во- обще. Каково это? Вы ощущаете взаимодействие и созданную вами гармонию? Оставаясь сосредоточенным и сохраняя контроль над те- лом, позвольте партнеру двигаться туда, куда ему или ей хочется.

Задание 2. Встаньте, выставив вперед правую ногу и протянув правую руку к вашему партнеру; легко опирайтесь обеими ступня- ми о пол. Медленно дышите; расслабьтесь. Поддерживайте в себе чувство покоя и доброжелательности. Пока вы сохраняете такой настрой, пусть ваш партнер быстро подойдет к вам с расстояния примерно в три метра с намерением схватить вас за правую руку, которая протянута к нему на уровне бедер.

Когда ваш партнер должен вот-вот схватить вашу руку, резко обойдите его вокруг, сделав небольшой плавный и быстрый шаг в сторону и за вашего партнера, пока он проносится мимо вас, пы- таясь схватить руку, которой уже нет на прежнем месте. Если вы сделаете это плавно, глядя вашему партнеру в лицо, обходя его, вы сохраните равновесие и контроль, тогда как ваш партнер будет на грани того, чтобы потерять равновесие.

Задание 3. Этот принцип из айкидо можно также применить к потенциальным вербальным конфликтам. В таких случаях вместо того чтобы вступать в словесный поединок — пытаться доказать свое мнение, стараться переубедить оппонента или урезонить кого- то — просто уклонитесь от поединка. Просто прислушайтесь, дей- ствительно прислушайтесь к мнению оппонента; признайте ценность того, что тот говорит. Затем мягко спросите, может ли и ваше мне- ние быть хоть сколько-нибудь обоснованным.


 

Таким образом, вы можете научиться сливаться с естествен- ными силами и применять несопротивление не только к физиче- ским оппонентам, но ко всем небольшим жизненным конфликтам. Помните, что вы сами создаете конфликты в своей жизни, вы сами создаете столкновения. И вы можете избежать конфликта при по- мощи несопротивления.

 

 

НЕСОПРОТИВЛЕНИЕ: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

В дзюдо тот, кто задумывается, немедленно оказывается на лопатках. Победа достается тем, кто физически

и умственно не сопротивляется.

РОБЕРТ ЛИНССЕН

 

Стресс случается тогда, когда разум противится его сути. Большинству из нас свойственно торопить течение нашей жизни, либо сопротивляться ему, бороться с обстоя- тельствами, а не пользоваться ими. Сопротивление создает сложности, которые вы ощущаете в виде физического, ум- ственного и эмоционального напряжения. Напряжение — едва уловимая боль, которая — как и любая другая боль — сигнализирует о том, что что-то не так. Когда мы находимся вне естественного равновесия, мы создаем напряжение; при- слушиваясь к нашему телу, мы можем поступить ответствен- но и высвободить это напряжение.

Спортсмены часто сопротивляются естественным процес- сам, делая попытки. Само по себе слово «попытка» подразу- мевает слабость перед лицом вызова. В момент попытки вы уже напряжены; попытки, таким образом, — первопричина ошибки. Занимаясь естественными вещами, вы попыток не делаете. Вы просто идете к холодильнику, пишете письмо или


 

поливаете цветы; пытаться вам не надо, тем не менее, вы вы- полняете эти действия легко и естественно. Но когда вы стал- киваетесь с чем-то, что считаете сложной задачей, — когда появляются сомнения в своих силах — вы начинаете делать попытки. А когда соревнующиеся чувствуют давление и на- чинают пытаться, они часто терпят неудачу.

 

Когда лучники стреляют ради развлечения,

при них все их умения; когда они стреляют по пряжкам,

они начинают нервничать; когда они стреляют за золотой приз, они начинают видеть две цели.

ЧЖУАН-ЦЗЫ

 

Чтобы проиллюстрировать слишком усердные старания, представьте, что вы идете по десятисантиметровой деревян- ной доске, зависшей в нескольких сантиметрах над землей. Никаких проблем, верно? Теперь поднимите доску на три ме- тра над озером, наполненным аллигаторами. Вдруг вы начи- наете прилагать больше усилий. Вы чувствуете напряжение. Доска та же, но умственное состояние у вас другое.

Жизнь — игра противоположностей. Когда бы вы ни пы- тались достичь чего-то, вы часто ощущаете на себе — и сами их создаете — внутренние силы, прямо противоположные вашей цели, как те, кто пытается сбросить вес, но в итоге начинают объедаться.

Вы можете испытать это противостояние на собственном организме: если вы попытаетесь держать руку прямо, вы, скорее всего, напряжете ваши разгибающие мышцы (трицеп- сы), но также и ваши сгибающие мышцы (бицепсы). Дело кончится тем, что вы будете бороться сами с собой и зря по- тратите силы. Если вы попытаетесь вытянуться, вы може- те ощутить, как ваши мышцы, сопротивляясь, напрягаются,


 

совершенно так же, как бывает у игроков в гольф, которые, пытаясь нанести сильный удар, часто в итоге вбивают мяч в землю.

 

Во всех областях жизни секрет эффективности кроется

в способности объединять два на первый взгляд несовместимых состояния: состояние максимальной активности

и состояние максимальной расслабленности.

ОЛДОС ХАКСЛИ

 

Мастера, овладевшие телом и разумом, прилагают мень- ше усилий, чтобы добиться более значительных результатов. Даже участвуя в серьезном соревновании, они с легкостью

«пускают все на самотек». Это может показаться идеалисти- ческой фантазией, но многочисленные жизнеописания ма- стеров боевых искусств свидетельствуют о том, что такое изящество в состоянии стресса действительно существует. Чем выше ставки, тем спокойнее, свободнее и расслаблен- ней становятся эти мастера — они на самом деле становят- ся непобедимыми.

Мирные воины, такие как создатель айкидо Уэсиба, даже когда им больше восьмидесяти лет, могут уклониться от на- падающего, размахивающего острым как бритва мечом, и хлопнуть противника по носу веером, оставаясь расслаблен- ными и глубоко дыша.

Мастера, в совершенстве владеющие телом и разумом, могут использовать простой, расслабленный, постепенный подход, внутренне работая на высших уровнях своей зоны комфорта, таким образом избегая истощения, сопутствующе- го напряженному подходу к тренировкам.

Если вы ласково возьмете ребенка за руку и плавно пове- дете его, ребенок пойдет за вами скорее, чем когда вы вдруг


 

дернете его. Наше подсознание работает точно так же. По большому счету, лучше пользоваться пряником, чем кнутом. Если вы играете в гольф, просто позвольте клюшке сво- бодно двигаться. Если вы — гимнаст, сформулируйте то, что намереваетесь сделать, а затем позвольте своему телу сде- лать пируэт. Если вы играете в баскетбол, позвольте мячу пролететь через кольцо. Формулируйте четкие цели в жиз- ни, готовьтесь, а затем позволяйте всему идти своим чере-

дом и в свое время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: