Университетские профессора помогают натренировать ум, а тренеры отвечают за развитие тела, разума и эмоций своих учеников. На тренеров обычно возлагается больше личной
и практической ответственности за обучение и безопасность их подопечных.
Тренеры соединяют в себе качества учителя, физиолога, специалиста по набору кадров, организатора, собирателя фон- да, учителя, духовного наставника, советника, друга, примера для подражания и иногда мудреца. Они отдаются своему делу и телом, и умом, и душой, и жизнью. Результаты их усилий публично демонстрируются на всех играх и соревнованиях. Они имеют сильное влияние на воспитанников. Они учат за- конам реальности. Они могут помочь сформировать характе- ры учеников и их жизни.
Тренер — ваш проводник по горной тропе к достижени- ям. Некоторые проводники знают лишь долины, другие могут показать весь путь. Лучшие проводники знают собственные слабости и, таким образом, могут понять ваши; они могут указать на преграды, но также и на интересные боковые до- роги и прекрасные виды, встречающиеся по пути. Если про- водник настаивает, что вы должны пройти той же тропой, что и он, то познания такого проводника ограничены. Ищите проводника, который может оценить ваши качества и указать лучший путь. Учитель, обладающий природным осознанием, может осветить путь.
Уступая лишь родителям, учителя физкультуры могут сильно повлиять на восприятие учеником самого себя и на его восприятие жизни. Настоящие тренеры могут преподать полезные уроки жизни. Тренеры среднего уровня — просто учат новым навыкам. Опасайтесь знающих и опытных учи- телей, которые тренируют «выигрывающие» команды, но в то же время лишают своих подопечных фундаментальной радости и свободы атлетики.
|
Выбирайте учителя для своего ребенка с такой же осто- рожностью, с какой выбираете хирурга. Вам ведь не захо- чется, чтобы вас оперировал посредственный хирург, даже если он вежлив, у него офис рядом или он берет меньше на несколько долларов. Тем не менее именно так многие люди выбирают учителей физкультуры. Превосходный учитель для себя или для своего ребенка стоит поисков и денег, потому что учитель-энтузиаст может повлиять на детей так, что они запомнят его на всю жизнь.
Обучение — искусство общения. Если у учителя есть 100 вольт знания, но эффективно передать ученикам он мо- жет только 20, то этот учитель будет менее эффективен, чем учитель, обладающий 50 вольтами знания, но способный передать их все.
Не бойтесь упоминаний о победах и поражениях или пе- речисления ученых степеней. Важно не то, что знают учите- ля, важно, что знают ученик и, не то, что учителя могут, а то, что могут ученики.
Хорошие учителя используют язык интеллекта — сло- ва — и выражаются ясно, так чтобы ученики их понимали. Они пользуются ретроспективным взглядом, чтобы учиться на своих ошибках и совершенствоваться.
Превосходные учителя используют язык тела — показы- вая мускулам, костям и нервам, как при каком-то определен- ном действии они должны себя ощущать, если оно выполне- но правильно. Они заглядывают в будущее, чтобы предвос- хитить последствия своих действий.
Великие учителя пользуются языком эмоций — вдохнов- ляя, мотивируя и поощряя любовь к спорту. Чтобы проник- нуть в мудрость веков, они обращаются к интуиции.
|
Учителя-мастера говорят на всех трех этих языках, ис- пользуя спорт как средство обучения жизни.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ: СОВЕТ ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ
Дети, скорее всего, оправдают возложенные на них надежды.
КЛАУДИЯ ДЖОНСОН
Учитывая бешеный темп современного мира, одержимого расписаниями, можно легко понять нашу особенность торо- питься. Но погоня за достижениями заражает и детей, и лучше всего это видно в детском спорте. Из-за слишком настырных родителей скоро мы можем увидеть соревнования «Памперс- ной лиги», где «лидерами» будут малыши из детского сада. Вместо этого я бы посоветовал следующее.
Подвижные игры для детей — даже младенцев — дают их маленьким телам жизненно необходимые упражнения, сти- муляцию и возможность понять свои отношения с законами природы. Уровень развития, которого они достигнут, менее важен, чем сам процесс обучения, ведь они научатся:
• быть довольными своим телом;
• добиваться успеха пораньше в жизни, начав с относи- тельно простых задач;
• наслаждаться физкультурой, добиваясь в ней успеха;
• развивать уверенность в себе, доводя задания до конца.
Нам следует измерять успех не достижением установ- ленных родителями целей, а детскими сияющими улыбка- ми. Дети должны играть на снарядах и на площадке соответ- ствующего размера, цвета, мягкости и уровня безопасности. Ранние травмы, страхи или неудачи могут сильно повлиять на будущее ребенка.
Обычно я не советую брать частные уроки — особенно если мама или папа перспективные учителя сами по себе. До- брожелательный взрослый может поделиться терпеливыми и проверенными советами, но дети часто видят в индивидуаль- ном учителе настолько более серьезный, бесконечно автори- тетный пример для подражания, что они не могут успешно подражать ему. Такое может привести их в уныние. С другой стороны, посмотрите, в какой восторг приходят дети, видя, как у мамы или папы что-то не получается, и как они радост- но смеются, когда вы даете им почувствовать, что они сильнее или умнее вас. Хорошая обстановка для обучения ребенка — в небольшой группе других детей, где кто-то из них сильнее подготовлен, кто-то — слабее.
|
Ранние игры могут подготовить ребенка к более легкому обучению физкультуре позже, но основное внимание долж- но уделяться таким играм, в которые весело играть, а не ин- тенсивным тренировкам. Также лучше не заострять слишком рано внимание на соревновательном элементе.
Дети могут начинать заниматься разнообразными видами физкультуры в разном возрасте. Основные факторы, опреде- ляющие время, когда можно начинать, — уровень развития костей и суставов, продолжительность концентрации внима- ния и не навязанный интерес. Если детей интересует какое-то занятие, дайте им попробовать себя в нем, интересно оно вам или нет — если они хотят заниматься, по крайней мере, три месяца. Если вы будете навязывать ребенку занятие, интере- сующее только вас, будьте готовы в итоге разочароваться.
Если дети целеустремленны и хорошо подготовлены, уй- дет всего лишь четыре года или пять лет серьезных трени- ровок на то, чтобы они достигли своего наивысшего уров- ня. В последующие годы тренировки дают лишь небольшие
улучшения и не закрепляют результаты. То есть вам не надо начинать «растить олимпийских чемпионов» из ваших де- тей, едва они вылезли из пеленок, при помощи изнуритель- ных упражнений.
Чересчур настойчивые родители, в своем любящем энтузи- азме жаждущие помочь детям, слишком часто приносят боль- ше вреда, чем пользы. Излишне настырный родительский ин- терес может запутать детей и ослабить их мотивацию. Они не смогут понять, занимаются ли спортом для удовольствия или чтобы просто угодить родителям. Дети под давлением родите- лей будут ощущать это внутреннее противоречие, как бы роди- тели ни переубеждали их. Они могут быть очень чувствитель- ны к родительским стремлениям — сильнее, чем кажется, — и быстро поймут, что за фантазия лежит за вашей ложью.
Что вы можете предложить детям, так это эмоционально и финансово поддерживать их, довозить до места занятий и верить в их успех. Очень хорошо время от времени побывать на игре, но не в меру ретивый или бурный восторг, когда дети побеждают, заставит их почувствовать, что вы так же сильно будете разочарованы, если они проиграют.
Склонны ли ваши дети от природы к активным видам спорта, музыке, боевым искусствам, танцу или нет, регуляр- ные тренировки пойдут им на пользу — они будут полезны их телу, разуму и эмоциям. Для каждого ребенка найдется что-то, что подходит ему лучше всего. Решать детям и родителям.
Обращайтесь с детьми так, как будто они уже те люди, которыми могут стать.
ХАИМ ГИНОТ
Уверенная подготовка и время творят чудеса: помогают и взрослым, и детям полностью осознать свой потенциал.
Часть II
РАЗВИТИЕ ТАЛАНТА
У каждого есть талант; но решимость следовать за талантом туда, куда он ведет, встречается редко.
ЭРИКА ДЖОНГ
Каждый раз, когда работаю в спортивных лагерях, я вижу гимнастов и других атлетов, усердно занимающихся, но стал- кивающихся с трудностями, потому что они пока еще не раз- вили ключевые качества таланта, которые могут помочь им учиться новым умениям быстрее, проще и на более высоком уровне.
Мы все знаем, что цепь рвется на самом слабом звене. Тем не менее, спортсмены — или бизнесмены с учителя- ми — могут не уделять достаточное количество времени ра- боте над своими слабыми звеньями. Так как нравится чув- ствовать себя успешными, нам свойственно больше времени тратить на демонстрацию сильных сторон, чем на борьбу с менее приятными и более трудными вещами — на укрепле- ние наших слабых мест.
Мы часто позволяем сильному умению в одной сфере компенсировать слабость в другой — заменяя, например, не- достаток гибкости силой. В начале карьеры, обращая внима- ние на критичные недостатки таланта, можно выстроить его гармоничный фундамент.
Построение гармоничного фундамента может сэкономить время, предотвратить травмы и развить талант к спорту и жизни. Еще новичком в старшей команде Том Уиден решил, что хочет стать одним из лучших гимнастов страны — не самая необычная цель для многих юных спортсменов. Что было необычно — Том методично спрашивал совета у каж- дого тренера, какого только мог найти. Как один из тренеров, я предложил ему начать с развития силы, гибкости и базо-
вых умений, прежде чем сконцентрироваться на более слож- ном. Этот совет я давал многим. Но у Тома хватило терпе- ния и мудрости действительно последовать ему. Пока другие гимнасты делали себе имя, Том тихо и усердно работал над фундаментом своего таланта. Затем год спустя он вдруг на- чал выигрывать каждое соревнование, в котором участвовал. Сначала выиграл местные соревнования, затем региональные, затем национальные — пока Том Уиден не оказался в Олим- пийской команде Соединенных Штатов.
Неважно, что вас ограничивает, неважно, как выглядит тело и как вы его ощущаете, — даже если целый год были в плохой форме, но если хотите пройти через испытания, не- обходимые для того, чтобы развить талант, тогда получится овладеть своим телом и разумом в совершенстве. Все необ- ходимые качества в вас уже есть. Вам может понадобиться потратить больше энергии и времени, чем кому-то еще, что- бы выявить нужные качества, но вы абсолютно точно спо- собны это сделать.
На успех одного дня обычно тратится примерно десять лет.
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР
Следующие три главы рисуют карту развития таланта, начиная с главного, основного понятия — разума.
Глава 4
УМСТВЕННЫЙ ТАЛАНТ
Разум ведет к телу.
КОИЧИ ТОХЕЙ
Гольф на двадцать процентов состоит из техники и на восемьдесят из разума.
БЕН ХОГАН
Вы когда-нибудь погружались в мысли, когда с вами кто- то говорил, и вдруг понимали, что не услышали ни слова из того, что сказали? Или, может быть, проезжали мимо знака
«стоп», не заметив его? Глаза у вас были открыты и уши не заткнуты, но вы были поглощены случайными мыслями или грезами наяву. Внимание движется в двух основных направ- лениях — наружу, к миру энергии и движения, или внутрь — к нашим мыслям. У большинства внимание случайным об- разом скачет то в одну сторону, то в другую — между вну- тренним и внешним мирами.
Люди с психозом — экстремальный пример людей, пол- ностью погрузившихся в свои мысли; они до такой степени не могут не погружаться в себя, что теряют контакт с внеш- ним миром. Большинство склонно к тому же, но в меньшей степени, так как внимание скользит от настоящего к прошло- му или будущему.
Если присесть в тихой комнате и закрыть глаза, то можно заметить множество подсознательных мыслей, обычно дрей- фующих прямо под поверхностью осознанного распознава- ния. В тишине можно также осознать ритмичность дыхания. Можно услышать биение сердца и, в итоге, понять, что ощу- щаешь более тонкие оттенки внутренних звуков и света. Но прежде всего вы обратите внимание на все продолжающий- ся поток мыслей.
Большинство склонно к рассеянному вниманию, блуж- дающему туда и обратно, внутрь и наружу. Мы вовлечены в поток грез, фантазий, забот, планов, проблем, страхов, гнева, ожиданий, печалей, сожалений и повторений. Эмоционально заряженные мысли часто завладевают вниманием. Будьте вни- мательны и проверьте эту истину на собственном опыте.
Как можно думать и бить одновременно?
ЛОУРЕНС ПИТЕР
Медитация, занимаетесь ли вы ею сидя, стоя или в дви- жении, позволит проникнуть в суть мыслительного процесса. Занятия медитацией помогут распознавать, признавать и при- нимать мысли и чувства, но в то же время больше не давать им управлять вашим поведением или жизнью. Так начина- ется путь к совершенному владению телом и разумом. Сде- лать первый шаг к тому, чтобы переступить разум, — значит заметить, как винишь внешние обстоятельства за свой гнев, понять, что проблема заключается не просто в обстоятель- ствах, но в том, что разум сопротивляется ее сути.
В жизни у меня было много неприятностей, большинство из которых так и не случилось. МАРК ТВЕН
Мастера, в совершенстве владеющие телом и разумом, научились в спорте и жизни концентрировать внимание на настоящем моменте — на следующей базе, следующей пода- че, следующем ударе или на мытье посуды. Мысли приходят и уходят, но внимание мастера, владеющего телом и разумом в совершенстве, остается сконцентрированным на «здесь и сейчас». Этот навык можно применять и в повседневной жиз- ни. Такое умение ценить настоящий момент может пойти на пользу в любой форме обучения.
Проверка
чувства реальности
Выполните следующее интересное упражнение: перед вами откры- вается дверь, и вы видите раковину, наполненную водой. Сток за- ткнут пробкой, а вода продолжает литься. Вода начинает перели- ваться через край раковины. Вы выключите воду и выдернете пробку или возьметесь за швабру?
Многие спортсмены и другие люди, сталкиваясь с проблемами в повседневной жизни, много времени тратят на «подтирание» — на удаление симптомов. Множество пар, например, постоянно спорят на разнообразные темы, тогда как им вместо этого надо сфокусиро- ваться на поиске более эффективного способа общения. Развитие умственного таланта включает в себя, прежде всего, «выдергивание пробки» эмоционального беспокойства и физического напряжения. Один из способов оценить ваше нынешнее состояние разума —
это сопоставить его с умом трехмесячного ребенка. В умах детей закладывается множество впечатлений о движении и энергии, ко- торые они получают от мира. Но так как они не могут говорить, и у них пока не бывает сложных ассоциаций, у них нет убеждений, мне- ний, ценностей и социальной установки относительно этих впечат- лений, они практически ни о чем не думают. Дети не философству- ют, не придумывают концепций и теорий. Их внимание полностью сконцентрировано на настоящем моменте, они не отвлекаются на рассуждения или ожидания. Тогда как их ум еще до конца не раз- вит, их внимание не отвлекают сложные страхи, гнев, привязанно-
сти, ожидания, планы, предубеждения, представления о себе и са- мокритика, которые характерны для умов большинства взрослых. Такое «незнание» — счастье.
Маленькие дети — мастера, владеющие телом и разумом. Бла- годаря свойственной им ясности ума, расслабленности, чувстви- тельности и своему простому, непосредственному подходу к жизни, детям не мешают лишние умственные реакции и сопротивление ра- зума. Они обладают не только удивительной способностью быстро учиться, но также присущим им очарованием и спонтанностью.
Когда вы сосредотачиваетесь на том, что делаете, разум зати- хает, и в это мгновение тишины начинается симфония.
Мы все начинали жизнь спортсменами-мастерами, наши умы были свободны от каких-либо идей. Когда ребенок учит- ся стоять и ходить, он часто падает. Но он не оценивает свои результаты и не сравнивает себя с кем-то еще: «Я такой ува- лень! Готов поспорить, что малыш через дорогу уже может круги вокруг меня нарезать!»
Первый шаг к возвращению врожденного потенциала — это изучение четырех препятствий, которые преследуют большинство из нас: низкой самооценки, страха неудачи, де- структивной самокритики и недостатка однонаправленного внимания. Эти основные умственные помехи разбираются в последующих параграфах.
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА
Правы и те, кто верит, что они могут, и те, кто верит, что они не могут.
ГЕНРИ ФОРД
Вашей жизни свойственно постоянно оправдывать ожи- дания. Такое часто называют «самоудовлетворяющим» про- рочеством, и относится это утверждение к любым усилиям.
Если вы ждете, что ничего не получится, то будете менее целеустремленны и заинтересованы; будете уделять мень- ше времени и энергии, и, таким образом, хорошо выполнить задачу не получится, а это только ослабит веру в себя. Если же ждете или верите, что вы — отличный танцор, что очень привлекательны или что здорово разбираетесь в математи- ке, то обратитесь к таким поступкам и решениям, которые оправдают ожидания.
Таким образом, в спорте и жизни уровню достижений свойственно отражать самооценку. Примером тому служит классическая история о коммивояжере с низкой самооцен- кой, которому дали огромную зону, чтобы торговать обувью. В первый месяц он сумел заработать десять тысяч долларов. Его начальник был так доволен, что удвоил территорию в сле- дующем месяце. Тем не менее, удалось реализовать товара лишь на десять тысяч. Расстроившись, начальник урезал тер- риторию в два раза, вернув ее в исходный размер. В тот месяц коммивояжер не заработал ни на цент больше. Потому что по- лагал, что сумеет продать только на десять тысяч в месяц.
Когда вы были очень маленькими, ничто не мешало учиться — готовы вы были ко всему. Однако по мере того как росли, начали получать сигналы о том, что хорошо уда- ется что-то одно и плохо что-то другое. Вас хвалили, ругали, не хватало опыта или неправильно понимали ситуацию, как было и со мной в пять лет, когда я пошел в детский сад на три недели позже моих товарищей по группе.
На уроке рисования я изобразил свое первое дерево. Оно было похоже на зеленый леденец, это ведь была моя первая попытка. Затем я посмотрел на рисунки других детей, и, к моему разочарованию, их рисунки были гораздо больше по- хожи на деревья. Я не понимал, что у них больше практики
в рисовании деревьев, чем у меня. Я не осознавал, что, если продолжу практиковаться столько же, сколько и они, мои де- ревья могут выглядеть еще более ветвистыми, чем их. Но я слишком быстро сдался. Там и тогда я решил, что из меня получается не очень хороший художник.
У трехлетнего Сэма самооценка формировалась по- другому. Потянувшись к стакану молока, он неправильно оценил расстояние и уронил стакан. Его мать, мгновенно рас- строившись, воскликнула: «Неуклюжий ребенок!» Это слово,
«неуклюжий», было для него ново. Он решил, что оно как-то связано с молоком.
Это произошло снова, но уже с соком: «Неуклюжий!»
«Ага, — заключил Сэм, — это слово не означает „молоко“, раз я его пролил, значит, неуклюжий». Скоро у него в запасе было несколько дюжин пролитых стаканов с разнообразными жидкостями и падения с лестницы в подтверждение тому.
Когда вы были ребенком, все дороги были открыты. Вы могли научиться чему угодно, на что только способен чело- век. В вас были задатки врача, адвоката, инженера, ремеслен- ника, танцора, художника или олимпийского чемпиона. Вам никогда не казалось, что учиться сложно. Вам не мешали на- думанные ограничения, как не мешали они дочери моего дру- га Джима Фэдимэна в той истории, которую он мне расска- зал. «Моя четырехлетняя дочка решила, что хочет научиться летать. Ей это казалось совершенно элементарным — ведь даже птицы могут летать. Забравшись на диван, она прыгала, размахивая руками. Первая попытка была не совсем удачной. Она пришла к выводу, раз у птиц есть перья, то именно их ей и не хватает. Она нашла перо во дворе. Зажав перо в своем кулачке, снова подпрыгнула в воздух. Она сказала, что перо ей „определенно помогло“».
Позволив дочери вот так прыгать с дивана, Джим дал ей возможность изучить собственные природные возможности и ограничения. Таким образом, она была в состоянии соста- вить гармоничное, реалистичное мнение о своих возмож- ностях, не прислушиваясь к мнению других людей. Когда я спросил Джима, почему он просто не решил поберечь ее силы и не объяснил, что маленькие дети летать не могут, он с улыбкой ответил: «Откуда мне знать? Я ведь могу и оши- баться».
Когда бы дети постарше или взрослые ни начинали один из моих гимнастических курсов, я всегда вижу, как они во- площают в жизнь стереотипы, основанные на их самооценке. Несколько человек играют роль лидеров группы, они выходят вперед и демонстрируют свои умения. Другие тихо стоят в конце линейки, отпуская замечания вроде: «У меня не очень хорошая координация».
Самооценка связана с тем, что вы делаете в повседнев- ной жизни. Вы можете достаточно высоко оценивать себя в спорте, но более низко в автомеханике, ведении бухгалтерии, рисовании, литературе или подсоединении видеомагнитофо- на к телевизору.
Самооценка не реальнее тени от тени. Это иллюзия, давно вам навязанная. Однако эта иллюзия может ограничивать все стремления, пока вы не увидите ее истинную суть и не про- рветесь через нее. Вы выйдете за пределы самооценки при помощи понимания, — раскусив ее — открыв свой талант к совершенному владению телом и разумом.
Для того, чтобы достичь всего, что от нас требуется, мы должны считать себя лучше, чем мы есть.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
Список желаний
Один из способов преодолеть ограниченные представления о себе — написать список из двадцати качеств или способностей, ко- торыми вы обладаете, или вещей, которыми бы хотелось занимать- ся, если бы вы думали, что можете делать их хорошо. Когда список закончен, оцените себя по десятибалльной шкале, при условии, что один балл — это полная некомпетентность, а десять баллов — мировой класс. Не ограничивайте себя, записывая лишь те вещи, которыми действительно занимаетесь. Включите в список занятия, которые вам свойственно избегать.
Когда вы проставите себе баллы, изучите это отражение са- мооценки. Особенное внимание уделите низким оценкам. Вам нра- вятся какие-то из этих занятий? Почему «да» или почему «нет»? Вы когда-нибудь действительно прилагали усилия для того, чтобы стать мастером в этом деле? Есть ли какие-то реальные причины, что вы не можете добиться успеха в нем? Люди без рук становились пре- восходными художниками. Я видел одноногого человека, ставшего отличным прыгуном с вышки; слепые добивались успехов в мара- фонах и прыжках с трамплина. Чем вы это объясняете?
Вот заключительный шаг этого упражнения: когда вы закон- чите читать эту главу, посидите тихо и подумайте о замечаниях, о своей иллюзорной самооценке. Посмотрите на список еще раз. Затем сожгите его.
Интуиция часто подсказывает, что самооценка ошибочна, что возможно преодолеть ограничения, которые вы навязали себе. В этот момент все, чему вы научились, придает допол- нительный импульс.
Иногда кажется, что можешь все.
В такие моменты я могу пробежать всю доску, встать у ее края и прыгнуть в воду, рассекая волны; я могу принять совершенно невозможную позу,
а затем выпрыгнуть из нее.
БЕРНАРД «КАРЛИК» ФАРРЕЛИ, ЧЕМПИОН ПО ПРЫЖКАМ В ВОДУ
В чем заключается опасность низкой самооценки, может казаться очевидным, ведь она ограничивает возможности. Но у нереалистично высокой самооценки есть свои уникальные проблемы. Маленькие дети, которых постоянно за все хва- лят, привыкают к таким похвалам, дарящим приятное вни- мание, желанное всеми детьми. Они будут стараться доби- ваться одобрения и, возможно, даже раньше других разовьют какие-то способности.
Неприятная сторона заключается в том, что сначала их самооценка зависит от похвалы других, а позже она перено- сится на достижения, за которые похвалили. Дети выраста- ют, ожидая успеха и перенося свои ожидания на других лю- дей, так что весь остальной мир ждет, что они преуспеют во всем. Эти ожидания превращаются в сильную боязнь «под- вести мир». Такой страх может сотворить гениальных уче- ных, спортсменов-звезд и самоубийц.
Нереалистично высокая или низкая самооценка создает проблемы. Лучшая самооценка — ее отсутствие. Дети, кото- рым достается относительно мало преувеличенных похвал или критики и которых воспитывают дома, развивают реали- стичный, экспериментальный и целеустремленный подход к занятиям, не подвергаясь лишнему давлению. Они изучают жизнь и достигают чего-то, скорее, благодаря природному и врожденному чувству любопытства и внутреннего удовлетво- рения, чем благодаря внешним поощрениям или вознаграж- дениям. Они достигают своих целей естественно и радост- но — без ненужного стресса — и никуда не спеша.
Умения воспитывают уверенность в себе. Так что обращай- те внимание на каждый маленький успех. Чаще давайте себе пряник, а не бейте кнутом. Тренировки — прежде всего. Майкл Джордан все время не попадал мячом в корзину при штрафном,
но все-таки пробовал сделать бросок. Постоянно пытаясь что- то сделать в жизни, вы увеличиваете шансы на успех.
Начните высказывать положительные, а не негативные замечания о своих способностях, о вашем потенциале, уме- ниях — верите ли вы в них до конца или нет. Каждым по- ложительным утверждением о себе: «Я меткий ас», «Я до- вожу дела до конца даже под давлением», «Я помню имена и лица», «Мне нравится не курить» — вы открываете двери новым возможностям.
Представляйте свои мечты в подробностях. Ваше под- сознание не разделяет четко то, что вы представляете мыс- ленным взором, и то, что видите физически, так что чем больше вы представляете положительные результаты, тем сильнее привлекаете их в свою жизнь. Когда я принимал участие в соревнованиях по гимнастике, я много времени проводил, воображая, как выполняю фантастические про- граммы; я верю, что эта привычка была одной из причин моего успеха.
Успех влечет за собой успех, потому что он разрушает предполагаемые ограничения. И помните, что природный закон приспособления сильнее любой самооценки. Если вы достаточно долго будете практиковаться, то усовершенствуе- тесь. Выход за рамки самооценки — первейший шаг на пути к овладению разумом и телом в совершенстве.
СТРАХ НЕУДАЧИ
Что-то не получалось у меня в спортзале, по крайней мере по пятьдесят раз в день. Неудачи — естественная часть про- цесса обучения, это верстовые столбы и спутники движения
вперед. Для того чтобы научиться чему-то, надо изучить то, что в этом деле не получается, и изменить поведение согласно сделанным выводам. Успешный генеральный директор одной компании, входящей в список «Fortune Global 500», сказал, что если бы смог жить заново, он бы «сделал больше оши- бок и учился на них».
Большинство из нас еще детьми научили бояться неудач — особенно публичных неудач — и избегать их любой ценой. Ни- кто не хочет, чтобы его называли неудачником. Так мы учимся защитным механизмам, вроде фраз «Да я и не старался». Це- пляясь за убеждение, что «у меня могло получиться и лучше, если бы я действительно постарался, но мне это было не так уж и важно», никогда не терпишь неудачу на самом деле.
Страх неудачи рождает напряжение, напряжение затруд- няет циркуляцию крови и замедляет рефлексы, что влечет за собой поверхностное дыхание; поверхностное дыхание при- водит к сокращению не тех групп мышц, что затрудняет ко- ординацию. В конце концов, страх неудачи создает порочный круг, который приводит к тому, чего боятся больше всего.
Чтобы разорвать этот круг, надо смириться с неудачей. Недостаточно просто вытерпеть ее; надо оценить неудачу и ее пользу. Позволяйте себе полдюжины ошибок каждую игру — даже промазывайте разок специально — просто для того, чтобы оставаться нескованным и поддерживать сбалан- сированный взгляд на вещи. Если мы можем заставить себя промахнуться, то можем заставить себя и попасть в цель.
Мастера, в совершенстве овладевшие телом и разумом, примирились с неудачами, относясь к ним как к старому другу, разыгрывающему их. Величайшие изобретатели, художники и спортсмены все терпели неудачу множество раз. Малыш Рут был не только королем метких ударов, но и королем аутов.
ДЕСТРУКТИВНАЯ САМОКРИТИКА
В мире существуют два вида критики:
• конструктивная: «Удар у тебя в этот раз был высоковат; попробуй следующий сделать пониже»;
• деструктивная: «Это неправильно! Боже, это было от- вратительно!»
Если младенцы были бы столь же самокритичны, как и взрослые, они, наверное, так и не научились бы ходить и го- ворить. Вы можете себе представить детей, топающих ногами по полу и кричащих: «А-а-а! Опять не сумел!»? К счастью, младенцы от самокритики избавлены. Они просто продол- жают учиться.
Самокритика — приобретенный структурный навык, обычно возникающий, когда дети, естественно, делают ошиб- ки и часто подвергаются деструктивной критике.
Если вы подвергались деструктивной критике в детстве, позже вы перенесли эту критику внутрь себя и начали сами критиковать себя, чтобы не давать другим это делать. Дет- ской самозащите свойственно обычно действительно откло- нять критику от родителей, братьев, сестер или товарищей по игре, но эту привычку трудно победить.
Некоторые верят, что мы должны критиковать себя, что- бы совершенствоваться. Правда в прямо противоположном. Самоосуждение просто удерживает закрепленную схему по- ведения на фиксированном месте.
Так что будьте с собою нежнее; проявите к себе ту же до- броту и то же терпение, которые вы бы проявили по отноше- нию к маленькому ребенку, которым когда-то были. Если вы не будете себе другом, то кто еще станет вам другом? Если,
столкнувшись с противником, вы будете противостоять и себе, то вас превзойдут численно.
Вероятно, вам покажется грубым и ненужным говорить кому-то: «Ты такой глупый, ты все время делаешь одни и те же ошибки, ты должен сдаться, из тебя никогда не вый- дет никакого толка!» Однако мы думаем, что говорить такое себе — это нормально.
ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ
Можно получить невероятную силу, отдаваясь насущной проблеме полностью. В разгар выступления или соревнова- ния мы концентрируем умы на настоящем моменте, забывая обо всем остальном, чаще, чем когда занимаемся привычны- ми делами, например, когда управляем машиной, гуляем или едим — это занятия, во время которых свойственно погру- жаться в грезы. Но спортсмены на собственном опыте знают, что такое сила настоящего момента. И в эти моменты истины мы можем достичь ясности и спокойствия.
Когда мы обращаемся к однонаправленному вниманию, мы до конца осознаем данный момент. Это состояние называют
«потоком» или нахождением «в зоне». Мастера, овладевшие в совершенстве телом и разумом, называют его «домом».
Когда мне лучше всего удается игра в гольф,
я чувствую себя так, будто я... держа клюшку в руках, наблюдаю со стороны за тем, как Земля движется по орбите. МИККИ РАЙТ
Когда лыжники и серфингисты входят в состояние абсо- лютной концентрации, они знают, что не упадут. Игроки в
гольф могут чувствовать энергетические линии, идущие от мячика до лунки. Теннисисты в «зоне» предчувствуют то, что должно произойти, до того, как это происходит.
Когда научитесь добиваться однонаправленного внима- ния, вы повысите уровень своей жизни и занятий спортом.
Игнорируешь все и просто концентрируешься.
Забываешь обо всем остальном мире и становишься частью машины и трека. Это особое чувство. Ты полностью вне этого мира и полностью в нем. Нет ничего похожего.
ЙОХЕН РИНДТ
Разум и тело
Следующее упражнение показывает, как даже малейшее отвлечение внимания влияет на тело. Попросите друга удобно встать, опустив и расслабив руки, затем напрячь одну руку, сжав кулак. Скажите, что вы собираетесь тянуть его за руку в сторону на полметра или метр. Обратите внимание, сколько усилий у вас уходит на то, что- бы тянуть его за руку.
Затем скажите, что собираетесь помахать у него перед лицом рукой зигзагообразным движением вниз, не трогая его, а потом не- медленно попытайтесь снова потянуть его за руку, как сделали в первый раз. Выполняйте.
Вы заметили разницу? Что произошло с его умственной кон- центрацией, когда вы отвлекли его своей рукой?
Помехи — это те неприятные вещи, которые видишь, когда отводишь глаза от цели.
ХАНА МОР
Спортивные тренировки — лучший способ научиться од- нонаправленному вниманию, потому что они требуют полной концентрации в данный момент. Мастера, овладевшие телом и разумом, развивают способность достигать цели в спорте или жизни, какие бы вещи их ни отвлекали.
Я не волновался об игре до девятой подачи.
Это было как во сне. Я не думал об этом все время.
Если бы я об этом задумывался, у меня бы не получилось идеальной игры.
«СОМ» ХАНТЕР
Дух гимнастки падает с бревна раньше, чем ее тело. Для того чтобы сохранять идеальное равновесие, она должна кон- центрировать внимание исключительно на пространстве над бревном. Как говорится в поговорке, не думай о том, чего тебе не хочется. Прежде чем остановить бегущего футболиста, его надо отвлечь. Вероятность стать непобедимым зависит боль- ше от духовной концентрации, чем от физических умений.
Следующее упражнение из двух частей может показать разницу между слабой концентрацией и абсолютным одно- направленным вниманием.
Задание 1. Встаньте лицом к лицу к партнеру на расстоянии примерно в три метра. Его ноги должны быть на ширине плеч, на одинаковом расстоянии от вас. Теперь, осторожно начав, пройди- те по прямой, как будто пытаетесь проскользнуть мимо его правой стороны. Когда вы должны будете вот-вот пройти мимо него, пусть он поднимет правую руку прямо перед вашей грудью. Позвольте своему разуму остановиться у руки перед вами.
Задание 2. В этот раз выполните то же упражнение, в уме внеся в него одно отличие. Идя с той же скоростью, перенесите с си- лой ваше внимание на тысячу километров перед вами. Не обращайте внимания на руку вашего партнера, когда она поднимается. Продол- жайте идти мимо руки, как будто ее там и нет. Оставайтесь рассла- бленным, позитивным, сконцентрированным. Что вы ощущаете?
Рука вашего партнера символизирует собой те небольшие от- влекающие вещи в обыденной жизни, мысли, которые вдруг воз- никают, чтобы отвлечь вас. Страх и отвлекающие вещи продолжат появляться. Но когда уделяете им столь мало внимания, как удели-
ли руке партнера, вы на пути к однонаправленному вниманию и со- вершенному владению телом и духом.