Современное рыночное хозяйство является практической реализацией движущих сил и экономических законов товарного производства. Что же это за силы? В чем их сущность? Какие законы управляют товарным производством? При каких условиях оно будет развиваться? Ответы на эти вопросы будут способствовать основательному рассмотрению проблем современного рыночного хозяйства, которому ныне нет альтернативы при всех его экономических и особенно социальных противоречиях.
Товарному производству свойственны особые силы развития, которые выявились в зачаточной форме уже на начальных этапах возникновения элементов товарной системы, которая на протяжении тысячелетий превратилась в общую форму производства. К ним принадлежат силы движения, постоянного развития и совершенствования производства, силы саморазвития, саморегулирования. Если экономика той или иной страны связана с товарным производством, то государство (центр) не может остановить развитие производства, производительных сил, а может стать лишь тормозом или, наоборот, способствовать этому развитию. Вклинившись в систему, которой не свойственен такой тип производства, товарное производство постепенно разламывает эту систему. Попытки остановить его разрушительную систему сопровождаются социальными катаклизмами и, в конце концов, являются безрезультатными.
Для определения механизма функционирования движущих сил, воплощенном в товарном производстве, необходимо учитывать закон диалектики о противоречиях как источнике и движущей силы развития, который является ядром диалектики. В товарном производстве таким противоречием является противоречие, воплощенное в товаре, который составляет основу общественного богатства в элементарной форме. Это противоречие между конкретным и абстрактным трудом. Двойственная, противоречивая природа труда, создающего товар, является основой всех других производных противоречий товара и выражается, прежде всего, в противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью, а также между индивидуальным и общественно необходимым временем, затраченным на производство товара.
|
Противоречия, воплощенные в товаре, - это единство противоположностей, т.е. их взаимодействие. Постоянное разрешение и воспроизводство противоречий товара является внутренним содержанием развития производства.
Независимо от общественной формы производство является определяющим условием существования человечества. Его целью является удовлетворение потребностей человека - потребление. В разных общественных системах связь между производством и потреблением осуществляется по-разному. Разрешения противоречий товарной формы связано с поисками наиболее эффективных способов связи между производством и потреблением. Эта связь опосредована формами обмена и распределения, которые также имеют товарный характер.
Противоречия, воплощенные в товаре, разрешаются тогда, когда производитель его реализует. Таким образом, потребительная стоимость превращается в свою противоположность - денежную форму. Тем самым труд, затраченный товаропроизводителем, получает общественное признание. Полезность блага "товара" определяет потребитель. Товаропроизводитель ставится в определенные условия: производством определенного вида товара занято много товаропроизводителей, поскольку общественные потребности в отношении любого товара достаточно большие. Поэтому взаимоотношения между товаропроизводителями имеют характер конкурентной борьбы, т.е. борьбы производителя за потребителя, за выгодные условия реализации своей продукции.
|
Превращение потребительной стоимости в свою противоположность - стоимость осуществляется в процессе реализации товаров на рынке через посредничество цены - денежного выражения стоимости, воплощенной в товаре "труд". Собственно через денежную форму разрешается противоречие товара. Цена, по которой реализуется товар на данный момент, выражает уровень общественно необходимых затрат на его производство, сопоставленных с общественной полезностью этого товара. Вместе с тем труд товаропроизводителя обособлен: каждый производит товар за собственный счет, т.е. затраты, имеющие индивидуальный характер, разные по своей величине. Рынок через цену определяет лишь уровень общественных затрат труда на производство товара, т.е. затрат, которые считаются общественно нормальными (типичными, обычными) условиями производства, при которых создается основная масса данного вида товара. Это является законом товарного производства, известным как закон стоимости.
Производители товаров, у которых индивидуальные затраты совпадают с общественно необходимыми, при их реализации по рыночным ценам возмещают затраты на их производство и получают излишек - прибыль. Особенно в благоприятных условиях работают те товаропроизводители, индивидуальные затраты которых ниже, чем общественно необходимые. Их прибыль возрастает на величину разницы между общественно необходимыми и индивидуальными затратами. В худшем положении находятся те товаропроизводители, которые производят товары при индивидуальных затратах, более высоких, чем общественно необходимые. При достижении определенной границы этого разрыва производство товара становится экономически невыгодным, товаропроизводители разоряются.
|
Борьба за достижение частного экономического интереса, возрастание прибылей - цель товаропроизводителей. Последние попадают в неодинаковое экономическое положение по суммам доходов. Чем больше объем товаров, необходимых потребителю, производится, чем меньше издержки производства, тем в более выгодном положении находится товаропроизводитель, тем устойчивее его место в системе распределения труда.
Превращение потребительной стоимости товара в стоимость и превращенную форму последней - цену обусловливает соответствующие, обязательные требования к товаропроизводителю. Соблюдение этих требований является необходимым для него, если он хочет остаться товаропроизводителем. Внимание к качеству товаров, их ассортименту, изучению спроса и предложения товаров на рынке с последующими выводами относительно объема производства, рекламы, поиска рынка, уменьшения затрат на производство товаров - эти и другие требования постоянно беспокоят товаропроизводителя. От него требуется предприимчивость, упорство, энергичность в сфере производства и реализации товаров.
Ярким наглядным проявлением крайних противоречий товарного производства в условиях современного рыночного хозяйства, которое идет на компромисс и стремление под влиянием государства, общественности и т.п. сочетать рост доходов предпринимателей с социальными потребностями людей, является широкое и многообразное распространения рекламы ряда продуктов и услуг типа табачных изделий, алкогольных напитков, оружия и т.д. Так, с одной стороны, во всевозможных видах рекламы табачных изделий (радио, телевидение, щиты на дорогах, в людных местах, реклама на каждой пачке сигарет и т.п.) обещаются райские наслаждения и видения, сила и могущество от употребления данной продукции, а с другой - в той же самой рекламе бегло, вскользь, мелким шрифтом, но обязательно предупреждается, что употребление данной продукции вредно для здоровья человека. Всевозможные противоречия господства товарного производства должны учитываться для возможно нормального существования в нем.
Движущие силы развития, внутренне свойственные товарному производству, вызревали на протяжении тысячелетий. Продуктом развития противоречий товара является денежная форма выражения общественно необходимых затрат труда. Переход от одной общественно-экономической системы к последующей обусловливается развитием производственных сил, углублением на этой основе общественного разделения труда. Возрастало количество продуктов для обмена. Процесс измерения и определения индивидуального труда, воплощенного в товаре, как общественного со временем очень усложнился. Противоречия товарного производства (между конкретным и абстрактным трудом, потребительной стоимостью и стоимостью, индивидуальным и общественным трудом), их развитие определили специфический товар - золото, который начал выполнять функцию всеобщего эквивалента - денег.
Противоречия товара как движущей силы развития активно проявились в период крупного машинного производства, когда создавалась материально-техническая основа производственного предпринимательского хозяйствования капитала. Товарное производство приобрело всеобщий характер. Противоречия товара стали свойственны товару "рабочая сила". Превращения потребительной стоимости рабочей силы как способности создавать большую стоимость, чем она стоит, в цену поставило ее носителя в специфические условия. Во время анализа предпринимательства как системы развитого рыночного хозяйства главное внимание обращалось на то обстоятельство, что превращение рабочей силы в товар связано с эксплуатацией наемного работника, производством и присвоением прибавочной стоимости. Все это так, но в тени остается другая сторона проблемы.
Продажа рабочей силы, превращение ее потребительной стоимости в цену превращали ее носителя - работника в социально активную личность. Стремление к получению и повышению уровня общеобразовательных знаний, квалификации, повышению качества труда, перемене последнего стали нормой жизни. С этим связаны повышение цены рабочей силы, дифференциация в оплате, создание надлежащих условий ее воспроизводства, формирование нового образа жизни в условиях социально ориентированного рынка со всеми сложностями и противоречиями. Рынку труда, как и рынку товаров, свойственна конкуренция. Борьба за рабочие места, их сохранение являются дополнительными стимулами высокопроизводительного, качественного труда. Иначе можно остаться без работы. Противоречия товара "рабочая сила", разрешение их являются важными стимулами ускорения научно-технического прогресса.
Превращение рабочей силы в товар обусловило возникновение многих социальных форм борьбы за создание более благоприятных условий продажи и ее использования, конфликтных ситуаций между работодателями и продавцами рабочей силы. Собственники рабочей силы отстаивали право на использование этих форм. При этом не всегда достигались необходимые результаты, однако товаропроизводитель вынужден был взвешивать, что его частный экономический интерес связан с определенными социальными границами, переступать которые нежелательно, а иногда опасно.
Движущие силы товарного производства побуждают производителя к непрерывным качественным изменениям, поэтому системы хозяйствования, основой которого является товарное производство, оказались наиболее благоприятными для использования достижений научно-технического прогресса. Товаропроизводители, которые не способны освоить новую технику и технологию, работают в худших условиях, у них нет перспективы существования.