НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ




И.М.Безбородова

В статье рассматривается развитие цифровой экономики в России и её влияние на налогообложение малого бизнеса. Выделены основные направления совершенствования налоговой политики государства. Проанализирована роль онлайн-кассы, как механизма оптимизации налоговой политики предприятий малых форм хозяйствования. Рассмотрен программный комплекс автоматизированного контроля за НДС.

Ключевые слова: налогообложение; малый бизнес; цифровая экономика; налоги; налоговая политика.

Key words: taxation; small business; digital economy; taxes; tax policy.

На сегодняшний день, вследствие научно-технической революции и с создания онлайн-бизнеса, наблюдается процесс перехода предпринимательских структур, рынков и отраслей к цифровой экономике.

В условиях цифровой экономики многие процессы автоматизированы, происходит минимизация затрат на персонал и использование внештатных сотрудников. Также, происходит облегчение процесса введения бухгалтерского и налогового учета. Облегчается заполнение декларации и подача отчетности в государственные органы, что связано с развитием информатизации налогообложения малого бизнеса в России.

Развитие цифровой экономики наблюдается практически во всех странах мира, включая Россию. 28 июля 2017 г. Правительство РФ утвердило своим Распоряжением № 1632-р программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Как отмечается в данной Программе, ее реализация осуществляется на основании задач, целей и направлений реализации мер государственной политики по созданию всех необходимых условий для развития цифровой экономики в нашем государстве. При этом в такой цифровой экономике данные, хранящиеся в электронной форме, являются ключевыми факторами производства. Такая ситуация значительно повысит конкурентоспособность России, а также качество жизни населения Российской Федерации и обеспечит национальный суверенитет и экономический рост страны.

В указанном Распоряжении отмечается, что цифровая экономика в России представлена тремя уровнями, каждый из которых влияет на жизнь общества и отдельных граждан, среди которых:

 

1) отрасли экономики (сферы деятельности) и рынки, на которых взаимодействуют отдельные хозяйствующие субъекты (в частности, поставщиков и потребителей услуг, работ, товаров);

2) технологии и платформы, на которых происходит формирование компетенции для развития отраслей и рынков экономики;

3) среда, создающая все необходимые условия для развития технологий и платформ, а также для эффективного взаимодействия субъектов отраслей экономики и рынков. Следует отметить, что третий уровень цифровой экономики включает нормативное регулирование, информационную безопасность, человеческие ресурсы и информационную инфраструктуру.

Следует выделить основные цели программы:

- во-первых, создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой цифровые данные являются ключевыми факторами производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;

- во-вторых, создать необходимые и достаточные институциональные и инфраструктурные условия, устранить существующие барьеры и ограничения на пути создания и развития высокотехнологичных бизнесов и предотвратить появление новых препятствий и ограничений, как в традиционных секторах экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках;

- в-третьих, повысить конкурентоспособность на мировом рынке, как отдельных отраслей российской экономики, так и экономики в целом.

Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», являются: искусственный интеллект и нейротехнологии; промышленный интернет; компоненты робототехники; новые производственный технологии; системы распределенного реестра и другие технологии; технологии 308 беспроводной связи, квантовые технологии.

В связи с развитием цифровой экономики происходят не только изменения внутри национальной экономики, рынков и отраслей, но и внутри предпринимательских структур, которые приобрели следующие характерная черта:

- появление в производстве информационного фактора, ставшего необходимым видом ресурса;

- удорожание производства товаров и услуг, рост себестоимости, так как информация и технологии имеют тенденцию увеличение цены и стоимости;

- снижение транзакционных издержек за счет использования информационных технологий;

- растущее значение трудовых и интеллектуальных ресурсов, необходимых для производства и использования информационных ресурсов и технологии;

- снижение неопределенности и вероятности неточности прогноза / плана.

 

На современном этапе социально-экономического развития страны можно наблюдать следующие характеристики малого бизнеса как экономического институт и социального явления [2]:

- малый бизнес усиливает рыночную конкуренцию;

- малый бизнес заполняет все ниши на региональных рынках;

- стимулирует рост числа представителей среднего класса.

Сегодня доля продаж в электронной коммерции составляет около 18% от общего оборота в странах ОЭСР. При этом почти 90% электронной коммерции приходится на сделки в секторе B2B (коммерческие взаимоотношения между организациями). Но и сегмент B2C (коммерческие взаимоотношения между организацией и конечным потребителем) обладает большим потенциалом для роста. Таким образом, эволюция цифровизации свидетельствует, что цифровые технологии находят свое стремительное применение и в современных торговых отношениях. При этом, сосредоточение торговли в цифровой плоскости может приводить к усилению поляризации и возрастанию неравенства доходов, получаемых юридическими и физическими лицами. Это в свою очередь может не вызвать риски нарушения пропорций перераспределение вновь созданной стоимости и уклонения от налогообложения. Развитие цифровой экономики связывается с виртуальностью хозяйственных связей, внедрением электронного документооборота и быстрыми глобальными перемещениями, появлением виртуальных валют и т. д. Поэтому сегодня становится очень важным выявление новых складывающихся экономических отношений, их правовое закрепление и налоговые последствия.

Наибольшее влияние на налоговую систему государства в условиях цифровой экономики оказывают следующие факторы [2]:

- создание благоприятных налоговых условий для стимулирования инвестиций в цифровые технологии;

- внедрение и оказание цифровых государственных услуг в сфере налооб-ложения;

- автоматизация системы налогового контроля;

- определение и разработка механизма налогообложения новых продуктов, операций, возникших в связи с применением цифровых технологий.

В современных условиях существует ряд проблем, связанных с недостатками российской системы налогообложения малых предприятий [3].

Повышенные налоговые риски, связанные с уклонением от уплаты налогов, становятся важной проблемой в налоговой системе в связи с развитием информационных технологий. Эта проблема усугубляется распространением современных бизнес-моделей, незарегистрированной деловой активностью и фактического присутствия в стране.

Происходит рост объемов теневого сектора экономики, что отрицательно влияет на доходную составляющую бюджета, это связано с увеличением количества цифровых операций и услуг в электронной форме, появление квази-денег, криптовалют и текущее развитие Интернета вещей в отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования. Фактически, цифровая экономика сегодня может быть одним из самых непрозрачных секторов экономики, даже наряду с нелегальной деятельностью.

Однако развитие технологий обработки данных, появление блокчейна дает возможность использовать встроенные инструменты государственного регулирования экономики, в частности налогов, сборов, таможенных пошлин. В связи с этим реальностью ближайшего будущего может стать автоматический сбор налогов, пошлин и сборов. Внедрение этой технологии способствует изменению принципа сбора налогов: налоги рассчитываются и уплачиваются автоматически во время совершения операции или онлайн-транзакции, а не в течение налогового периода. Эти перспективы позволят снизить издержки налогового администрирования и налогового учета, как для государства, так и для налогоплательщиков. Последним не нужно рассчитывать налоговые базы, формировать декларации, заполнять платежные поручения в конце периода или подтверждать необходимость предоставления вычета. Уклонение от уплаты налогов станет невозможным, а налогообложение в целом - более прозрачным и требующим меньших затрат государства и бизнеса.

С точки зрения государственной налоговой политики, для устранения проблем налогообложения малого бизнеса можно дать следующие рекомендации [ 4]:

- введение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве;

- совершенствование налогового законодательства для упрощения и прозрачности для малого бизнеса;

- введение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве;

- пересмотр условий предоставления налоговых льгот отечественным малым предпринимателям;

- объединение отдельных налогов с единой налоговой базой для упрощения налогового законодательства;

- ужесточение налогового контроля над соблюдением малыми предприятиями налоговых обязательств;

- создание налоговых льгот для реинвестирования прибыли компании в модернизацию производства;

- законодательное введение возможности для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью и инвестирующих в нее, получить налоговые каникулы.

Однако существует второе направление оптимизации налогообложения малого бизнеса в России путем создания механизма и инструментов формирования прозрачности введения предпринимательской деятельности, что актуально в связи с развитием цифровой экономики.

Речь идет о создании онлайн касс согласно Федеральному закону №54. Новый механизм максимально автоматизирует процесс применения кассы и формализует взаимодействие с Налоговой службой. Это снижает административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков за счет уменьшения количества контрольных мероприятий.

Система онлайн-касс создает равные условия ведения бизнеса, при которых «нечестному» предприятию тяжелее получить преимущество за счет неуплаты налогов. Этому способствует и система гражданского контроля, когда любой потребитель может с помощью бесплатного мобильного приложения ФНС России проверить чек и практически в один клик направить в инспекцию жалобу [6].

Основными преимуществами для предпринимателей при использовании онлайн-касс выступают [7]:

 

- возможность зарегистрироваться через интернет за 15 минут;

- обслуживание онлайн-кассы экономнее как по времени, так и по финансовым ресурсам;

- отсутствие частых внеочередных проверок со стороны налоговой службы;

- контроль налоговой службой происходит через интернет.

Успешно зарекомендовал себя и программный комплекс автоматизированного контроля НДС. Программный комплекс полностью автоматизирует камеру проверки деклараций по НДС, отслеживает операции, облагаемые НДС, и выявляет организации, уклоняющиеся от уплаты налогов.

Цель программного комплекса - борьба с недобросовестными налогоплательщиками, выявление фирм-однодневок. Эта система контроля создана с использованием новых облачных технологий, а также анализирует операции в режиме реального времени. Программный комплекс автоматически обнаруживает несоответствия между данными по НДС, обрабатывая миллионы электронных деклараций. Кроме того, система может моделировать использование налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС. Последняя версия программного комплекса отличается отраслевым подходом к налоговому аудиту, который позволяет проводить общеотраслевой контроль и обнаруживать налоговые нарушения. Программа определяет весь путь прохождения товаров, счетов-фактур и налоговых деклараций, а также доходы и расходы налогоплательщиков, выявляет неуплаченные суммы НДС в бюджет.

В настоящее время в России нет отдельного налога для цифрового бизнеса. Он работает в соответствии с действующим налоговым законодательством, если является легальным. ФНС РФ сделала заметный шаг в сторону налогообложения цифровой экономики: с 2017 года введено налоговое администрирование иностранных поставщиков электронных и интернет-услуг. Теперь они состоят на налоговом учете и уплачивают НДС в России. С этой целью создан специальный электронный сервис «НДС-офис интернет-компаний». К марту 2019 г. в разных странах работало уже 798 таких компаний [8].

Среди направлений, реализуемых Федеральной налоговой службой РФ, особое внимание следует уделить механизму мониторинга движения товаров от таможенной границы ЕАЭС до этапа их реализации, а также развитие института маркировки товаров, направленной на предотвращение уклонения от уплаты пошлин и способствующей параллельно повышению собираемости налогов и акцизов. Перспективным представляется развитие электронного декларирования - таможенное оформление товаров через Интернет, при котором электронные документы отправляются непосредственно таможенному инспектору по удаленным каналам с места работы декларанта.

Таким образом, цифровизация экономики требует, с одной стороны, развития методологического и правового обеспечения налогообложения цифрового бизнеса, а с другой стороны, открываются широкие перспективы совершенствования инструментов контрольной деятельности налоговых служб. В связи с этим, происходит оптимизация налогообложения малого бизнеса, что снижает обязательные издержки предпринимателей на различные действия по формированию отчетности и подконтрольности государственным службам регулирования.

Примечания:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 32. – Ст. 5138.

2. Воронина Л.А., Иосифов В.В., Дира Д.В., Нестеренко Е.А. Мировой опыт налогового стимулирования инвестиций в развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности // Финансы и кредит. – 2012. – №13 (493). – С.63-70

3. Гулькова, Е.Л. Налоговые вызовы цифровой экономики / Е.Л. Гулькова, М. В. Карп, М.В. Типалина // Вестник ГУУ. - 2019. - № 4. - С. 89-95.

4. Салихов А.А. Основные проблемы налогообложения малого бизнеса // Символ науки. – 2016. – №6-1. – С.268-270.

5. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава. М.: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.

6. Интернет наградил ФНС России за онлайн-кассы. URL: https://buhguru.com/news/fns-premiya-runet-2018.html (дата обращения: 12.10.2020).

7. Онлайн кассы с 2019 года. URL: https://online-kassa.ru (дата обращения: 12.10.2020).

8. Список иностранных Интернет-компаний, состоящих на учете в РФ в качестве налогоплательщиков НДС при оказании электронных услуг // ФНС РФ: [Электронный ресурс]. URL: https://lkioreg.nalog.ru/ru/registry

 

 

Заявка

на участие в Международной научно-практической конференции

«Глобальные экономические проблемы современного общества»

 

 

фамилия, имя, отчество Безбородова Ирина Михайловна
место работы (полное название, город), должность Армавирский государственный педагогический университет, город Армавир,студент
ученая степень, ученое звание -
наименование секции Актуальные вопросы бухгалтерского учета, налогообложения и контроля в организациях.
название статьи Налогообложение малого бизнеса в условиях цифровой экономики
почтовый адрес Краснодарский край, город Армавир, х. Красная Поляна, Армавирская, 50
телефон с кодом города 8(900) 258-78-90
e-mail bezborodovairina2407@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: