Особенности муниципальной собственности




Введение

муниципальная собственность самоуправление

Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится государственная и менее общественная. В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

Финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года говорится о необходимости развития местного самоуправления, определены стратегические задачи и программа их реализации. Указано на необходимость укрепления экономической основы местного самоуправления, четкого разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных уровней. Такая постановка вопроса подтверждает значимость выбранной темы «Муниципальная собственность: понятие и содержание». Указом Президента была создана специальная рабочая комиссия под председательством Дмитрия Козака, которая должна была провести разграничение предметов ведения и полномочий между местным самоуправлением, субъектами Федерации и государственной федеральной властью, для того, чтобы выработать основные принципы и подходы, как к деятельности каждого уровня власти, так и взаимодействия этих уровней власти между собой.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве. Согласно ст. 1 Федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность.

Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в Конституции Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.


Особенности муниципальной собственности

 

Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия Закона от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР”. Порядок ее формирования был определен Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов». В развитие названного Постановления Президент РФ своим Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил “Положение об определении объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности”. Указанное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности в соответствующем реестре муниципальной собственности.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение). К объектам муниципальной собственности города относятся объекты социально-культурного назначения (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда.

Законодательство Российской Федерации не отождествляет муниципальную и государственную собственность. Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ: имущество, находящееся в распоряжении муниципальных органов. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 212 ГК РФ закрепляет этот конституционный принцип, устанавливая, что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права муниципальной собственности выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ 2Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определил, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49). Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Актуальность исследования проблем реализации муниципальной собственности в нашей стране усиливается тем фактом, что процесс становления и формирования муниципальной собственности в Российской Федерации ещё не завершён. Территориальные особенности муниципальной собственности, формы её реализации ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют теоретического изучения и практической оптимизации. Муниципальная собственность стала специальным объектом исследования относительно недавно, хотя её отдельный аспекты рассматривались ещё в дореволюционной отечественной литературе, посвященной местному самоуправлению (Л.А. Велихов). Внимание к проблемам муниципальной собственности заметно возросло в современной литературе в связи с формированием российской модели местного самоуправления. Однако, пока имеется относительно небольшое количество специализированных монографических и диссертационных работ, посвященных исследованию содержания муниципальной собственности, её природы, условий формирования, источников и перспектив развития. Обращение к муниципальной собственности как отечественных, так и зарубежных учёных носит в основном прикладной характер, где особое внимание уделяется исследованию юридических, политических и управленческих аспектов. Наиболее известны в этой области работы Авдеевой Т.Т., Боровской М.А., Барабаше-ва Г.В., Вобленко СВ., Воронина А.Г., Ивлевой Г.Ю., Клинова Н., Кузнецовой Т.Е., Лексина В.Н., Любимова В., Мозолина В.П., Никифорова Л.В., Хиви Дж., Фабричного СВ., Фишмена Р., Шевцова А.Н., Шнаппа Ф. и др.и.

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Рассматривая муниципальную собственность, в том числе как объект управления, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие «собственность», его понимание наукой. В науке существуют довольно многочисленные и весьма неоднозначные толкования этого вопроса.

Значительной популярностью пользуется вещественное понимание собственности - как отношение людей к вещам, в том числе денежным знакам. Например, П. Самуэльсон считает, что собственность есть владение товарами или денежными суммами. Макконнелл и Брю характеризуют собственность как распоряжение материальными ресурсами. Подобное понимание встречается и у советских обществоведов: «собственность - принадлежность каких-либо объектов субъекту, которым могут быть отдельные люди, их группы, государство, общество». Между тем Г.И. Черкасов в своей книге «Общая теория собственности» отмечает, что «там, где нет отношений между людьми, не существует и собственности»

Широкое распространение имеет юридическое толкование собственности, согласно которому «это понятие относится к совокупности прав». Данный подход является слишком узким, так как в реальной жизни собственность далеко не всегда юридически оформляется или соответствует правовым нормам. Собственность как порождение естественной природы человека рассматривается природно-биологическим представлением о собственности. В научной литературе встречаются также религиозно-идеалистическое понимание собственности. По мнению многих авторов, такое видение природы собственности, мягко говоря, сомнительно.

Сторонники многопланового толкования собственности видят природу данного явления в отношениях двоякого рода: и между людьми, и между людьми и вещами. С одной стороны, это правомерно: ведь собственность без участия людей и вещей существовать не может; с другой - отношения между людьми далеко не всегда обусловлены собственностью и их отношением к ней (например, самооценка). В то же время существуют отношения, которые возникают между людьми только благодаря наличию собственности. Например, профессор Г.И. Черкасов выделяет как одну из характерных черт собственности её способность выступать в качестве «опосредованной связи» между субъектами. А примером здесь может служить ситуация, когда собственник предприятия находится в одной стране, а работники - в другой.

Рассмотрев выше обозначенные подходы к понятию «собственность», считаю возможным заключить, что наиболее близкими к реальности является вещественное и многоплановое толкования данного понятия. При этом стоит отметить, что многоплановый подход к определению собственности в некоторой степени дополняет вещественное понимание, так как трудно не согласиться с утверждением, что отношения между человеком и вещью, хоть и не во всех аспектах, но влияют на отношения между людьми. Например, люди могут сильно отличаться внешне (рост, телосложение), и это будет определяющим фактором, влияющим на их взаимоотношения (при прочих равных условиях). Но до тех пор, пока они либо не знают об уровне благосостояния друг друга (или оно незначительно у обоих) либо если данные субъекты занимают практически равные позиции в обществе. (относительно объёмов средств производства, которыми они обладают).

Термин “собственность”, как известно, употребляется в двух различных смыслах:

) юридическом - как обозначение вещного права, права лица на определенную вещь (совокупность вещей), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью (вещами);

) экономическом - как обозначение совокупности экономических (как принято говорить, в широком смысле - производственных) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной (экономической) деятельности.

В ст. 8 Конституции термины “собственность” и “формы собственности” употребляются во втором (экономическом) смысле и означают, что Конституцией и законодательством в целом признаются и равным образом одинаково защищаются разные формы хозяйствования, экономическая (хозяйственная) деятельность различных субъектов: физических лиц и юридических лиц, действующих на базе частного, государственного, муниципального или какого-либо иного имущества, принадлежащего этим лицам на законных основаниях. Содержание и значение закрепленного в ст. 8 конституционного принципа состоит в установлении равного, общего правового режима для всех законно существующих форм хозяйствования.

Юридическое равенство форм собственности, гарантированное ст. 8 Конституции. Равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности.

Новый государственный кодекс РФ определил правовое положение, участников имущественных отношений - граждан и юридических лиц. Содержит правила совершения сделок, режим права собственности и иных вещных прав, общие правила о договорах и обязательствах и специальные правила об отдельных, наиболее важных и типичных их видах и решил целый ряд других существенных вопросов. Принят и вступил в действие Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. “Об акционерных обществах”. Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в государственном кодексе, Законе об общих принципах организации местного самоуправления, других законах и нормативных правовых актах.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

В муниципальной собственности находятся: земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли; земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Существенным положением Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ) является то, что в нем соблюдается принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Кодекс отводит важное место частной собственности на землю. При этом ЗК РФ не ограничивает права граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность и разрешает предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность этих лиц. Вместе с тем ЗК РФ ограничивает права иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность. Указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, особо установленных территориях РФ. Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ. До установления Президентом РФ перечней приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

На формирование муниципальной собственности существенным образом повлиял и процесс приватизации. Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Как собственники своего имущества, публично-правовые образования независимы друг от друга. И выступают в гражданских правоотношениях в качестве вполне самостоятельных, равноправных и имущественном обособленных субъектов. Попытки федеральной власти устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом (например, определять объекты приватизации) не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает устанавливать специальным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты. Именно поэтому Российская Федерация, ее субъекты не отвечают по обязательствам муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам РФ и ее субъектов, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (ст. 126 ГК).

Содержание муниципальной собственности учеными-теоретиками определяются по-разному. Муниципальная собственность включает муниципальные предприятия, объекты социально-культурного и бытового назначения, транспорт, местную промышленность, а также земли, недра, леса, растительный и животный мир. В юридической энциклопедии говорится, что муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям. Муниципальная собственность выражает отношения между экономическими субъектами социально-экономической воспроизводственной территориальной системы по совместному владению, распоряжению и пользованию природными условиями, производственными и социальными комплексами для обеспечения условий непрерывного воспроизводства этой системы. Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления - субъектами публичного права, и учреждениями - субъектами гражданского права, прежде всего, имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений - юридических лиц - полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности. Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять, различные виды муниципального имущества в аренду. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества” и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.

В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной компетенции или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли. Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Проблема заключается в противоречии между указанным правовым статусом органов местного самоуправления и их статусом, вытекающим из норм Гражданского кодекса РФ. Так, в гражданском кодексе РФ определены субъекты гражданских правоотношений - физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях, - Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с их иными участниками. К таким особым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ). При этом ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическими лицами, а лишь устанавливает для них равные с иными юридическими лицами права на участие в гражданских правоотношениях. Другое дело, что муниципальные образования реализуют свою правоспособность через соответствующие органы. ГК РФ с учетом особенностей властных органов содержит нормы, позволяющие органам, в частности, местного самоуправления участвовать в гражданских правоотношениях от имени муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125), в частности уставом муниципального образования.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ органы местного самоуправления, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, не нуждаются в статусе юридического лица, а действуют в соответствии с гл. 5 ГК РФ и уставом муниципального образования.

Существует несколько способов управления муниципальной собственностью: местным населением через участие в референдуме; представительным органом муниципальной власти посредством принятия нормативных актов, определяющих порядок управления собственностью; исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим непосредственное распоряжение объектами муниципальной собственности; через муниципальные предприятия; через иные хозяйствующие субъекты, являющиеся посредниками в управлении собственностью муниципальных образований. Обще социальный характер собственности доказывается также тем обстоятельством, что все участники общественной жизни (всех её сфер) могут быть субъектами каких-либо отношений собственности. К примеру, объектами социальной сферы, такими как кинотеатры, различные развлекательные комплексы, могут владеть частные и юридические лица. Как участники общественной жизни могут стать субъектами отношений собственности, так и любые жизненные блага могут выступать в качестве объекта таких отношений.

Таким образом, видно, что отношения собственности проникают во все сферы жизни человека и общества в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: