Древнейшие памятники Ливии




Древнейшие памятники Эфиопии

Хотя формирование древнейших людей в Африке происходило в основном в зоне травянистой саванны, Эфиопское нагорье также было одним из мест их обитания. Об этом свидетельствуют останки палеоантропов, найденные в долинах рек Омо и Аваш. Третий эфиопский объект наследия - Тийа - относится уже к более позднему времени зарождения цивилизации.

Долина нижнего течения р. Омо. Река Омо пересекает юго-западную часть Эфиопского нагорья, впадая в оз. Рудольф (Туркана) на самой границе с Кенией. Долина этой реки представляет собой уникальный естественный геологический разрез, последовательно обнажающий десятки горизонтов и тем самым позволяющий составить подробную палеонтологическую стратиграфию. В этих горизонтах уже удалось обнаружить очень большое число останков и орудий труда древнейших людей.

В 60-е гг. XX в. в нижнем течении р. Омо работала международная экспедиция, которой наряду с костями древних животных удалось найти останки австралопитеков и палеоантропов, которые обитали здесь примерно 35 тыс. лет назад. При этом ученые обнаружили не только отдельные кости, но и целые скелеты. Большую научную ценность представляют также найденные в раскопах каменные орудия труда древнейших людей, относящихся к так называемой олдувайской культуре (по названию Ол-дувайского ущелья в Танзании, где еще в 30-х гг. XX в. сделал свои сенсационные открытия англо-кенийский археолог и антрополог Луис Лики).

Всемирная известность археологических находок в долине р. Омо объясняется тем, что они проливают свет на эволюцию всего человеческого рода.

Долина нижнего течения р. Аваш. Река Аваш протекает в восточной части Эфиопии, впадая в бессточное соленое оз. Аббе, расположенное на границе с Джибути. Раскопки здесь ведут с начала 70-х гг. XX в. Они также привели к обнаружению останков доисторических животных (слоны, носороги) и первобытных людей. Долина р. Аваш относится к числу важнейших палеонтологических резерватов на Африканском континенте.

Тийа. Это место находится в южной части Эфиопии, в провинции Соддо. Здесь было обнаружено 160 археологических достопримечательностей, но Тийа - наиболее важное из них. Оно получило известность благодаря 32-каменным стелам, которые большей частью изображают людей, но украшены также разнообразной символикой, до сих пор не расшифрованной. Ученые считают, что Тийа является свидетельством таинственной ранней цивилизации, существовавшей примерно 6000 лет назад.

Древнейшие памятники Ливии

Единственный памятник культурного наследия, выделенный на территории Ливии, относится к несколько иной категории, представляя собой один из ярких образцов древнейшей наскальной живописи.

Наскальная живопись в горах Тад-рарт-Акакус. В этом скалистом горном массиве, расположенном в ливийской части Сахары, у границы с Алжиром, обнаружены тысячи наскальных рисунков, созданных художниками древности на протяжении от двенадцатого тысячелетия до новой эры до начала новой эры. Эти рисунки очень разнообразны по манере исполнения: среди них есть и «гравюры» - петроглифы, нацарапанные на каменных поверхностях, и «фрески» - росписи, нанесенные на скалы красками из местных минералов и красителей. Обычно они изображают животных и людей, и это позволяет проследить эволюцию животного мира и хозяйственной деятельности обитателей Сахары в неолите.

В начале послеледникового времени, когда пути атлантических циклонов проходили через Сахару, она представляла собой саванну и была относительно плотно заселена. Соответственно на наскальных рисунках этого периода можно увидеть обитателей саванны (антилопы, жирафы, слоны, носороги, бегемоты), причем некоторые из их изображений достигают огромных размеров. Период восьмого - шестого тысячелетий до новой эры ученые называют охотничьим, поэтому наскальная живопись отражает и сцены охоты. Когда же в Сахаре начался следующий, пастушеский, период, охвативший примерно шестое -второе тысячелетия до новой эры, изображения диких животных и сцен охоты постепенно уступили место рисункам быков и других одомашненных животных; в конце этого периода появились изображения лошадей, а затем и верблюдов. Однако по мере усиления опустынивания, связанного с изменением путей движения циклонов и с деятельностью древних обитателей Сахары (перевыпас окота), сюжеты наскальной живописи снова изменялись, демонстрируя уже фауну сухих степей.

Наскальная живопись района Тадрарт-Акакус, что вполне естественно, напоминает живопись, открытую в алжирской части Сахары, в районе Тасси-лин-Аджера, но в Списке объектов Всемирного наследия последняя отнесена к категории культурно-природных памятников.

2. Памятники ашельской культуры

Начало ашельской эпохи отмечено появлением новых типов орудий — ручного рубила и колуна, которые крупнее орудий олдувайской эпохи. Ручное рубило — крупное массивное орудие (до 35 см), полученное из куска камня или отщепа двусторонней оббивкой. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия. Общая форма овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался необработанным. Рубило — первое орудие, имеющее выдержанную форму и легко опознаваемое даже неспециалистом. Рубящий край и заостренный конец свидетельствуют, что ручное рубило было уникальным орудием. Рубило, "являясь ударным орудием, в то же время служило и для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости".

Колуном или кливером называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично оббитые края.

Для раннеашельских орудий характерно небольшое число сколов обработки, негативы сколов короткие и глубокие, края неровные.

Экспериментально доказано, что подобные сколы снимались при ударах по камню каменным отбойником. В среднем ашеле эта техника обработки каменным отбойником сменяется более совершенной — используется отбойник из более мягких материалов — кости, рога, дерева. Он позволяет выравнивать поверхность орудия тонкими снятиями. Сами орудия становятся тоньше, изящней и симметричней, продольные края - ровными и тонкими, скорее режущими, чем рубящими.

В ашельских комплексах сохраняются чопперы, скребла, орудия с зубчатыми и выемчатыми краями, характерные еще для олдувайской эпохи. Значительно возрастает число орудий, изготовленных на отщепах, разнообразятся скребла, скребки, острия. Да и сами отщепы становятся тоньше и правильнее.

В конце ашеля возникает так называемая техника леваллуа, для которой характерна тщательная подготовка нуклеуса. В результате форма заготовки становится более удлиненной, тонкой и правильной.

Ашельские стоянки представляют собой охотничьи стойбища. Они имеют мощный культурный слой с костями крупных животных.

В ашеле уже удается выделять памятники, разные по хозяйственной деятельности,— охотничьи кратковременные лагеря, мастерские по добыче кремневого сырья и долговременные базовые стоянки с довольно сложным хозяйством. Ашельский человек селился как на открытом воздухе, так и в пещерах. И там и здесь сохранились следы его искусственных жилищ. Особенно интересные данные получены при раскопках Люмлея в Ницце на стоянках Терра- Амата и в гроте Лазаре.

Первое из них ранне-ашельское открытое поселение с рядом культурных слоев, свидетельствующих о том, что человек неоднократно возвращался на это место. Здесь были обнаружены овальные скопления культурных остатков, по границам которых были прослежены ямки от столбов и каменные блоки. Внутри скопления располагались очаги. В гроте Лазаре была обнаружена овальная жилая площадка, примыкающая к одной из стен грота. Площадка была отгорожена от остальной части грота кладкой из камней. Внутри площадки группировались культурные остатки и два очага. Видимо, это была пристройка к стене грота с вертикальными стенками и наклонной кровлей, сооруженной из жердей и шкур. Остатки очагов свидетельствуют о широком использовании огня.

На нескольких ашельских памятниках были найдены остатки деревянных орудий: в Клектоне (Англия), в Лерингене (ГДР), в Торральбе (Испания) и в Каламбо (Африка). Чаще это обломки деревянных копий. Предполагают, что они были не метательными орудиями, а ударными.

Ашельские стоянки распространены значительно шире, чем олдувайские. Ашельские памятники известны в Африке. Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Много их в Западной Европе (Франция, Англия, Бельгия, Италия, Испания). В Средней и Восточной Европе их значительно меньше. На территории СССР ашельские памятники немногочисленны и относятся ко второй половине ашеля. Приурочены они к южным районам (Кавказ, Молдавия, Приднестровье и Приазовье, Средняя Азия и Казахстан).

Ашельские стоянки встречаются чаще шелльских. На территории Закавказья ашельские культурные остатки имеются в Сатани-Дар. Здесь человек, вероятно, был потомком и преемником шелльских людей.

В Армении к ашелю относится также местонахождение Джрабер, где люди изготовляли орудия у мест выхода обсидиана. Следует упомянуть также поселение, соответствующее нижнему слою Азыхской пещеры (Азербайджан). В этом слое найден зуб древнего человека, но вид этого человека пока точно не установлен. На основании этой находки можно сказать, что Закавказье входило в область антропогенеза.

Наиболее известные стоянки ашельской эпохи: в Африке Олоргесейлие, где найдено еще в 1942 г. огромное скопление рубил, там же обнаружены кости 65 вымерших симопитеков - предков современных бабуинов, которые были убиты и съедены еректусами. В Терра Амате (у г. Ниццы во Франции) сохранились остатки шалашевидных жилищ еректуса, а на стоянке Лазаре, там же на ю. берегу Франции, в пещере - следы своеобразной палатки, покрытой шкурами. Возраст стоянок ок. 400 тыс. лет. В Торальба и Амброне (Испания) обнаружены, остатки жилищ, выложенных камнем.

В Абхазии обнаружено несколько ашельских стоянок, из которых наиболее известна Яштух. В Южной Осетии в пещере Кударо-I, расположенной на высоте 1500 м, также открыта стоянка с непотревоженным ашельским слоем. Здесь найдено 30 000 обломков костей животных, несколько сот каменных орудий и следы огня. Полагают, что Кударо-1 свидетельствует об оседлости человеческих коллективов, а этот вывод влечет за собой другие, еще более важные выводы. Ведь оседлость должна была сопровождаться существенными изменениями быта: она, видимо, ограничивала участие женщин в охоте, приводила к первоначальному половозрастному разделению труда. На долю женщин теперь выпала охрана жилища, поддержание огня, забота о детях и стариках, хозяйственные обязанности по дому и др. Мужчины охотились, доставляли добычу на стоянку, изготовляли оружие и орудия.

Большую роль в эту эпоху играл очаг. Люди группировались вокруг очага, сносили туда продукты охоты и собирательства. Здесь готовилась пища. Очаг отпугивал хищников. Люди следили за огнем, защищали его навесом или заслоном. Очаг оказывал организующее влияние на человеческий инстинкт, способствовал сплочению коллектива.

Высокогорная пещера Цона (Южная Осетия) служила временным (сезонным) лагерем охотников. Судя по находкам, люди брали с собой только строго необходимые, отобранные орудия, что свидетельствует о высокой организации человеческого коллектива уже во второй половине ашельской эпохи. Ряд археологов полагают, что для этого времени следует говорить уже не о первобытном стаде, а о более высокой ступени социального развития — о социально сплоченных коллективах — общинах. Человек ашельской эпохи был вооружен общественным опытом, совершенствовалась социальная организация человеческих коллективов, и это позволило людям успешно бороться с изменившимися и ухудшившимися природными условиями.

Перейти Кавказский хребет люди в то время еще не могли, они его обходили: по Черноморскому побережью и на Кубани отмечено несколько ашельских стоянок, близких закавказским.

3. Памятники эпохи мустье

Эпоха мустье началась около 100 000 лет тому назад. Климат мустьерской эпохи в общем был холодный, но сопровождался неоднократными потеплениями и похолоданиями.

Мустьерские памятники известны почти во всех странах Старого Света. Прямую связь между памятниками ашеля и мустье, которая позволила бы говорить об их генетической преемственности и связывать варианты ашеля с вариантами и культурами мустье, проследить удается лишь в редких случаях.

В мустьерскую эпоху человечество сделало большой шаг вперед. Появился человек нового вида, который оказался в состоянии значительно усовершенствовать технику производства каменных орудий, приемы охоты, развить зачатки домостроительства. В эту же эпоху зарождается искусство, появляются погребения, с чем связывают зачатки религии, никаких следов которой в домустьерское время не обнаружено.

Ряд археологов предполагают, что в эту эпоху, а может быть даже и до нее, начинает оформляться половозрастное разделение труда. Они обращают внимание на высокую организацию человеческого коллектива. В коллективном строительстве искусственных жилищ археологи справедливо усматривают признак высокой организованности. В частом размещении стоянок у определенных, выгодных для охоты мест некоторые археологи видят проявление первобытной собственности на охотничьи угодья. Последнее заключение может быть слишком решительно, но существование закрепленных участков возможно.

Этот комплекс явлений позволяет предположить новую социальную организацию. Обычно отличают первобытное стадо ашельской эпохи от кровнородственной общины мустьерцев.

Важным явлением мустьерской эпохи было дальнейшее, гораздо более широкое, чем в предыдущее время, освоение новых пространств. Уже ашельские стоянки располагались высоко в горах (например, Кударо). Человек должен был перевалить за Кавказский хребет. Мы не знаем, сделал ли он это, может быть он обошел этот хребет по побережью и затем расселился по Северному Кавказу. Центром расселения становится и Крым, где открыто много мустьерских стоянок: Киик-Коба, Волчий грот, Шайтан-Коба, Староселье, а в Восточном Крыму — Заскальное. С каждым годом открывают все новые стоянки по Днепру и Дону, на берегах Азовского моря и Волги. Много стоянок этого времени в Средней Азии: вблизи Ташкента, около Ленинабада, в Бухарском оазисе, в Ферганской долине. Есть такие стоянки и в Восточном Казахстане.

К мустьерской эпохе относятся и самые ранние сохранившиеся захоронения. Древнейшие погребения в СССР известны в гротах Тешик-Таш в Средней Азии и в Староселье в Крыму. Появление погребений несомненно связано с осмысленным представлением жизни и смерти. Очевидно, это были зачатки тех ложных представлений, на основе которых позже возникли идеи о «душе» и потустороннем мире.

Особое отношение к покойнику отразилось, например, в том, что в могилу ребенка (Шанидар, Иран) было положено много цветов, пыльца которых в изобилии найдена в могиле. В Тешик-Таше (Узбекистан) погребение ребенка было окружено кольцом из рогов горного козла. Известны случаи захоронения черепов человека. Так, в Монте-Черчео (Италия) был обнаружен череп, окруженный выкладкой из камней. В пещере Регурду (Франция) были исследованы "ящики", сложенные из плит известняка. В одной из таких камер был обнаружен скелет человека, а в соседней - медведя. Зарождение культа медведя и других животных прослеживается на материалах ряда пещер, в которых найдены особым образом сложенные у стен, в нишах или в "ящиках" из камней отобранные кости животных: черепа, длинные кости.

Появление погребений иногда объясняют тем, что смерть не от ран казалась первобытному человеку неестественной. В появлении погребений видят начало первобытной магии, начало религиозных представлений, не существовавших до того времени. Появились первые зачатки культа умерших. На стоянке Киик-Коба погребение было совершено в специально выдолбленной яме. По немногим сохранившимся костям можно судить, что покойник был положен на бок с подогнутыми ногами; руки, видимо, тоже были согнуты, а кисти рук помещены около головы. Такое положение покойника (в археологии его называют скорченным) обычно для последующих эпох. В пещере Тешик-Таш (Узбекистан) найдено погребение ребенка мустьерского времени.

Мустьерские погребения дали антропологический материал для изучения нового физического типа человека, появившегося в эту эпоху. Первая находка костяка такого человека была сделана на скале Гибралтар и не получила должной научной оценки. Значительно больше откликов вызвала находка возле местечка Неандерталь в 1856 г., по которой этот вид человека и получил свое название. Ныне известно достаточное для антропологических заключений число костяков неандертальцев. Неандерталец, как и его предшественник питекантроп, отличался покатым лбом, мощными надбровными валиками, имел массивные челюсти, крупные зубы, его скелет свидетельствует о большой физической силе, он был ловок и поворотлив. Подбородочный выступ неандертальца обозначен еще слабо. Хотя мозг по объему почти такой, как у современного человека, но лобные доли развиты мало. Полагают, что слабо развиты были и мозговые извилины и что они имели простой рисунок. Существует несколько хронологических и территориальных разновидностей неандертальцев, но тем не менее этот антропологический тип можно считать общим для Европы, Азии и Африки.

Изучение мустьерских погребений дает важный материал по истории религии как языческой, так и развитых форм, существовавших в обществах, изучаемых археологией.

Носителями мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур. Основой жизни мустьерцев была охота. Наряду с охотой значительную роль в хозяйстве мустьерского человека играло собирательство, поставлявшее прежде всего растительную пищу, объем которой для первобытного человека был значителен.

4.Памятники верхнего палеолита на территории России.

Зара́йская стоянка — древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита на территории Московской области.

Зарайская верхнепалеолитическая стоянка является памятником мирового значения. Стоянка расположена в самом центре старинного русского города Зарайска Московской области. Стоянка относится к костенковско-авдеевской культуре (в более широком представлении — к костенковско-виллендорфскому единству) и является памятником из круга т. н. восточного граветта. Археологические раскопки на стоянке велись с 1980 года А. В. Трусовым, а впоследствии возобновились в 1995 г. и продолжаются под руководством члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук X. А. Амирханова (Институт археологии РАН, Отдел археологии каменного века) и к.и.н. С. Ю. Льва (Институт археологии РАН, Отдел археологии каменного века). К 2006 году общая площадь вскрытой поверхности составила около 450 м².

Среди наиболее интересных находок выделялись ожерелье из зубов песца, мотыга из бивня мамонта и крупные кости с нанесенным на них крестообразным орнаментом (особенно много орнаментированных костей мамонта было обнаружено впоследствии в ходе раскопок 2005 г.).

Костёнковско-авдеевская культура — археологическая культура позднего палеолита.

Научно датируется 22 000-19 000 гг. до н. э. Четвёртая по времени археологическая культура в районе реки Дон после стрелецкой, тельманской и городцовской. Входит в так называемую Виллендорф-костенковскую общность культур, то есть группу памятников, или культур верхнего палеолита Центральной и Западной Европы, объединенных рядом общих черт материальной и духовной культур.

Население культуры складывалось как из пришедших из Крыма (стрелецкая культура) и Кавказа (городцовская культура), которые уже стали местным народом, так и из новоприбывших охотников из Моравии, которые в походах за животными перешли через долины Вислы, Припяти и Десны к Дону и заложили основу материальной культуры местного племени.

Главные памятники: Костёнки 1/1, 13, 14, 18, Авдеево под Курском, Зарайск (долина Ока), Бердыж (Чечерский район) (верхнее Поднепровье).

Для костенковско-авдеевской культуры характерны своеобразные жилищные комплексы, которые представляют собой открытые жилые площадки с рядом огнищ по длинной оси, окруженных спальными землянками и ямами-хранилищами. Характеризуется наконечниками копий с боковыми выемками, ножами с обушком, резцами, сверлами, наконечниками листоподобной формы и другими орудиями труда. Культура оставила много прекрасных, богато орнаментованных изделий из кости. Среди многочисленных находок мелкие пластинки из кости и мергеля, наиболее распространены антропоморфные и зооморфные фигурки.

 

5.Памятники искусства верхнего палеолита.

С эпохи верхнего палеолита (около 40 - 18 тысяч лет назад) памятники, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся более многочисленными и убедительными. Это была эпоха, когда уже появился человек современного типа (Ноmо sарiеns), когда стали изготовляться более разнообразные и совершенные каменные и костяные орудия, а охотничье хозяйство становится более развитым и производительным. Археологи делят эпоху верхнего палеолита на периоды — ориньяк, солютре (теплые межледниковые), мадлен, азиль (ледниковые).

Погребения эпохи верхнего палеолита носят на себе явные следы ритуала, видимо связанного с культом; найдены скелеты с различным инвентарем, украшениями, многие окрашены охрой; встречаются двойные погребения (близ Ментоны, на северо-западе Италии), захоронения черепов (в гроте Офнет, Бавария) — явный остаток обряда вторичного погребения. Очевидно, в то время уже складывались какие-то суеверные, религиозно-магические представления о том, что умерший каким-то образом продолжает жить. С другой стороны, начиная с периода ориньяк появляются многочисленные памятники изобразительного искусства: скульптура, живопись в пещерах.

Ориньякская культура — археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в.

Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других — женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Древнейшие лунные календари и изображения созвездий известны из пещер Франции и Германии. Наборы знаков на костях и рогах животных, на мелких кусках камня, а иногда и на стенах пещер, представляют собой наборы полумесяцев или линий в виде Змеиного узора.

Солютре́йская культу́ра — археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и северной Испании. Сменила ориньякскую и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Датируется (радиоуглеродным методом) 18—15 тыс. лет до н. э. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х годов XIX века и названа по стоянке Солютре (Solutré, департамент Сона и Луара во Франции).

Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, так называемыми солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть — ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др.

В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали культуру кловис (так называемая солютрейская гипотеза, предложенная в 1998 году и предполагающая, что якобы именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

Мадленская культура (культура Мадлен, фр. Magdalénien) — культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет до н.э.

Носители культуры вначале охотились на мамонта, а затем (после его вымирания) переключились на северного оленя, дикую лошадь и другие виды крупных животных, обитавших в Европе в конце ледникового периода.

Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. По мере развития произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило великолепное пещерное искусство и предметы из кости, среди которых перфорированные жезлы, украшенные художественной резбой, объемные фигуры людей и животных, остроконечники с тонкой отделкой, личные украшения в виде перфорированных морских раковин и зубов животных (вероятно, бусы). Стены пещер, в которых обитали носители мадленской культуры, например пещер Ласко и Альтамира, украшены живописными картинами.

 

6.Свайные поселения эпох неолита и мезолита.

Доисторические свайные поселения в Альпах — доисторические поселения из свайных жилищ в Альпах и окрестных районах, построенные примерно с 5000 до 500 гг. до н. э. на берегах озёр, рек и болот (например, Люблянское барье). Всего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году внесено 111 объектов, расположенных на территории Австрии (5 поселений), Франции (11), Германии (18), Италии (19), Словении (2) и Швейцарии (56).

Раскопки, проведённые в некоторых поселениях, дают информацию о том, как жили их обитатели в эпоху неолита и мезолита. Согласно ЮНЕСКО, поселения являются уникальными, исключительно хорошо сохранившимися, богатыми в культурном плане археологическими сайтами, которые являются важными источниками об устройстве ранних земледельческих общин в регионе. Вопреки расхожему мнению, свайные дома были возведены не на воде, а на болотистых берегах. Сваи, приподнимающие дом, защищают жилища от наводнений. Из-за роста площади озёр многие сваи нынче находятся под водой, что создаёт впечатление, что они и раньше находились там.

Свайные жилища были распространены, несмотря на то, что они располагались на некотором расстоянии от берега и требовали большого труда для доставки и забивки свай, так как в то время это был хороший способ защиты от диких зверей и враждебных племен. В свайном поселении, находящемся посреди озера, было легче заметить приближающегося врага и принять необходимые меры для защиты. Если же врагам удавалась проникнуть в деревню, то спастись можно было на лодках, выдолбленных из бревен.

В дно озера или торфяного болота вгонялись стволы толстых деревьев, заостренные с одного конца и имевшие развилку на другом. На развилки свай клали бревна для настила деревянного помоста. На помосте воздвигались бревенчатые или сплетенные из веток и обмазанные глиной жилища. Они имели небольшие окна, закрывавшиеся деревянными ставнями. Площадка соединялась с берегом мостками длиною до 50 м.

В 1854 г. на дне Цюрихского озера нашли остатки свайного поселения. Среди свай обнаружили много орудий: каменных топоров и каменных наконечников для стрел. Нашли и много гончарных изделий (горшков, кувшинов), остатки сетей, иглы, шила, деревянные части станков (они сохранились благодаря консервирующему действию болотных почв и торфа).

Такие находки позволяют определить характер жилища и время возведения свайных поселений. Их начали строить еще в каменном веке, то есть четыре или пять тысяч лет до нашей эры.

Хижины располагались на помосте близко друг к другу. Они строились из жердей и покрывались сверху ветвями. С внутренней и наружной стороны хижины, видимо, обмазывались глиной для предохранения от продувания. Хижина имела длину 10-12 м и ширину 5-6 м, в ней находился очаг, сложенный из неотесанных каменных глыб. Он находился посредине помещения или в одном из углов. Дым выходил в отверстие в крыше над очагом. Это же отверстие служило и источником света.

Озерные жители занимались рыболовством и земледелием, но у них были и одомашненные животные. В местах их поселений найдены зерна ячменя и пшеницы, льняное семя, бобы, косточки сливы и семена яблок, кости крупного рогатого скота, овец, свиней и коз. Эти люди плавали на челноках-долбленках, ставили ловушки и сети с грузилами, одежду ткали из свитых вручную шерстяных и льняных нитей; хижины плели из прутьев и лозы, обмазывали их глиной и крыли соломой. Хотя они еще пользовались кремневыми орудиями из сколотой гальки, чаще они применяли «отточенные» топоры из нефрита и серпентина. Такое рубило или тесло обычно вправляли в олений рог, к которому приделывали деревянную рукоять, а малые режущие наконечники вставляли прямо в рукоятку из дерева или оленьего рога. Широко использовались и кости животных – в качестве шил, лопаток, наконечников стрел и прочих предметов обихода.

Основное ядро культуры озерных жилищ образовалось в районе западных Альп. Известно более 125 таких поселений вблизи четырех крупных озер в кантонах Невшатель, Женева, Тургау, сообщалось о еще большем их числе в других кантонах Швейцарии – Цюрихе и остальных.

7.Культуры первых земледельцев на Ближнем востоке

1. Территория. Ближний восток – это: Египет, Сиро-палестинский регион, М. Азия.

2. Египет: люди здесь давно, ещё с палеолита. Культуры каменного века достигают наибольшего развития в верхнем палеолите. Производящее хозяйство (в благоприятных условиях) возникает здесь довольно рано – в VI-V тыс.

a. Типичные северные поселения V тыс.– вокруг Фаюмского озера (здесь позже известный оазис). Земледелие, скотоводство (МРС и КРС), рыбалка. Лепная керамика примтивна. Найдены кремниевые ножи для уборки урожая, кладовые ямы.

b. На юге в V тыс. – тасийская культура. В основном, по могильникам. Земледелие (пшеница и ячмень), скотоводство (МРС). Керамика чернёная или серая, иногда – с орнаментом. Примитивное орошение. Зерно хранится в грубых горшках.

c. В конце V на смену тасийской приходит культура Бадари (до начала IV тыс.). Появляется КРС (крупный рогатый скот). Запасы хранятся в закромах, одомашнивается кошка. Земледелие на каменных орудиях. Развивается технология орошения. Однако большое значение имеет охота и рыболовство. Появляются бронзовые орудия (украшения, проколки. Cu с Синая.). Развивается речной транспорт. Улучшается технология гончарства.

d. Следующий этап – амратская культура (1/2 IV). Появляются укреплённые крупные посёлки. Серьёзней ирригация. Увеличивается роль металла, появляются золотые украшения. Но, судя по могильникам, серьёзного расслоения ещё нет.

e. Дифференциация начинается во 2/2 IV – герзейская культура. Земледелие всё важней. Почти на нет охота. Резкий рывок делает ремесло. Появляются вещи из серебра и метеоритного железа. Развивается торговля. По погребениям: выделяются вожди (гробница в Иеракополе). Неравенство основывается в основном на скотоводстве. Возникает рабство. Формируются основные слои населения.

3. Сиро-Палестина: VIII-VII – культура Иерихона. Одни из первых оседлых земледельцев. Земледелие (ячмень и пшеница), скотоводство (козы). Домашняя кошка. В основном, небольшие поселения. Исключение – сам Иерихон, обнесённый мощной стеной. VI-IV – ряд земледельческих поселений, в т. ч. в ранних слоях Библа и Угарита. Земледелие (+ чечевица), скотоводство (М и КРС + свинья). Примитивная керамика. Затем – влияние месопотамских халафской и убедийской культуры.

4. М. Азия: Древнейшие земледельцы в Анатолии – культура Чатал Хююка (VII-VI). Экстенсивное земледелие (пшеница, ячмень, горох) и скотоводство (овцы, КРС). Важная роль (возможно, решающая) у охоты. Примитивная ирригация. Неплохое ремесло (уже какая-то специализация), особенно обработка дерева. Поселения укреплены. Дифференциация слаба. Росписи на стенах. Культ быка и богини плодородия (матери).

8.Памятники первых цивилизаций Старого Света.

Европейцы изучали свои доисторические истоки, сконцентрировавшись на создании описательных исторических схем, которые прослеживали европейское общество с появления охотников-собирателей до порога возникновения письменности. Века каменный, бронзовый и железный системы трех веков были далее подразделены на более короткие региональные последовательности. Самыми древними памятниками были места обнаружения каменных ручных рубил в долинах Темзы и Сомма, затем были пещерные жилища ледникового периода на юго-западе Франции, которые показали, что за неандертальцем последовал современный человек с намного более развитой культурой охотников-собирателей. Подобная последовательность истории культуры была сформулирована для всей Европы и юго-запада Азии.

Величайшим синтезатором европейской и азиатской первобытности был воспитанник Оксфорда австралиец по рождению Вир Гордон Чайлд (1892–1957). Одаренный лингвист, он обрел энциклопедические познания о тысячах доисторических находок, хранящихся в музеях от Эдинбурга до Каира. Обладая такими данными, Чайлд приступил к описанию доисторической Европы, используя «культуры вместо государственных деятелей в качестве действующих лиц и миграции вместо сражений» (Чайлд — Childe, 1925:7; 1958). Чайлд классифицировал культуры по их сохранившимся следам — горшкам, орудиям, домашней утвари, украшениям. Известно, что эти предметы являются индикаторными, потому что их всегда находят вместе. Он восстановил культурные последовательности в пределах ограниченных географических территорий и сравнил их с аналогичными последовательностями из соседних районов, сверяя характерные культурные черты, предполагая, что они могли проникать из одного района в другой.

Чайлд пошел дальше, поскольку он был одним из немногих археологов, понимавших, что каталогизация артефактов бесполезна, пока она не проводится в пределах определенной рамки неких связей и отношений. Поэтому он использовал данные с сотен памятников и о десятках культур с тем, чтобы сформулировать всесторонний взгляд на доисторическую эпоху Старого Света, который стал классическим.

Появление земледелия и домашних животных, а также городской жизни, считал он, было великим революционным поворотным моментом в мировой истории. Он описал (1942) две основные стадии — неолитическую и урбанистическую революции. Каждая из так называемых революций привнесла новые жизненно важные изобретения, которые можно было идентифицировать в археологических материалах по характерным артефактам. Мысль о неолитической и урбанистической революциях представляла собой технологическую и эволюционную модель в сочетании с экономической, по которой критерием при сравнении этапов мировой истории является то, как люди обеспечивали свое проживание.

Более поздние доисторические народы юго-запада Азии и Средней Европы явились предшественниками греческой, римской и др



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: