Текущий контроль по теме: «Понятие о характере»




Текущий контроль по теме: «Понятие о характере»

«Понятие о способностях»

Вариант № 1

Задание 1. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях. 2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.

3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.

4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.

 

Задание 2. Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать». Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ.

1.Черта характера. 2. Особенность темперамента. 3.Особенности воли. 4.Нет правильного ответа.

Задание 3. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным

Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал, угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами.

 

Задание 4. Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства.

1.Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.). 2.Смелость. 3.Долг и ответственность. 4.Увлечённость. 5.Общительность. 6.Доброжелательность. 7.Самообладание в экстремальных ситуациях. 8.Чувство спортивной чести. 9. Болезненное отношение к спортивным неудачам. 10.Исполнительность. 11.Наблюдательность. 12. Инициативность. 13.Уважение к товарищам. 14.Сильное переживание радости победы, бурное её проявление. 15.Патриотизм. 16.Требовательность к себе и другим. 17.Аккуратность. 18.Уверенность в своих силах.

 

Задание 5. Определите по описанию проявлений тип акцентуации

(неустойчивый, астеневротический, истероидный, циклоидный, эпилеплоидный, психастенический)

1. Константин предпочитает одиночество, очень сильно переживает из –за неприятностей. Имеет склонность к апатии. Настроение меняется от приподнятого до подавленного.

2. Олег испытывает большую утомляемость при выполнении умственной работы. При этом может быть раздражительным, мнительным и капризным.

3. Екатерина девочка смышленая, её интеллектуальное развитие достаточно раннее. Склонна к рассуждению, анализу поступков как своих, так и чужих.

4. Наблюдая за поведением Ларисы в компании можно увидеть её диктаторский характер. Девочка любит издеваться над младшими, животными. Часто проявляет жестокость, себялюбие.

5. Мария отличается большой склонностью к рисовкам, позерству. Не любит когда в её присутствии хвалят кого –то другого. Девочка очень театральная, требует к себе повышенного внимания.

6. Игорь относится к категории сложных подростков. Он совсем ни чем не интересуется, любит развлечения, праздную жизнь, склонен к безделью.

 

Задание 6. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:(альтруизм, безотказность, внимательность, отсутствие самообладания, ответственность, целеустремленность, обидчивость, общительность, лидерство)

1. В компании друзей он всегда в центре внимания;

2. Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы;

3. Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования;

4. В опасных ситуациях человек паникует;

5. Всегда поздравляет с праздником всех родных и знакомых;

6. Не может отказать, когда его просят о помощи;

 

Задание 7. Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:

1.Учитель легко может найти индивидуальный подход к ученикам;

2. Бухгалтер долго не может освоить новую систему тарифных ставок;

3. Ученик легко осваивает компьютер;

4.Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра;

5. Сотрудник заинтересован в быстром получении результата;

6.Девочка с легкостью выполняет сложные танцевальные движения;

7.Студент при выполнении дипломной работы проявляет творческий подход;

8. Продавец часто раздражается при общении с покупателями;

 

Задание 8. Ниже перечислены несколько видов деятельности и перечень способностей. Определите, какие из способностей потребуются в каждом виде деятельности. Установите соответствие.

Виды деятельности: математическая деятельность, деятельность музыканта, техническое творчество, изобретательская деятельность, чтение художественных текстов.

Способности:

1.Острота наблюдательности за работой и устройством механизмов.

2.Лёгкое переключение от одной умственной операции к другой.

3.Точность восприятия цветовых оттенков.

4.Чуткость к языковым особенностям.

5.Способность тонко различать звуки по высоте.

6.Последовательность, обоснованность, логичность рассуждений.

7.Точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений. 8.Эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку.

9.Способность к абстрактным рассуждениям.

10.Изобретательность, находчивость в решении вопроса.

11.Умение свои мысли и чувства передавать с помощью наглядных образов.

12.Способность к анализу и синтезу образного материала.

 

Задание 9 В примере выделите условия, благоприятствующее развитию способностей.

Отец и мать Коли - художники. Ребёнок часто наблюдал их работу, стремился «помочь» им. С раннего детства Коля много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал всё, что поражало его воображение, будило в нём чувство. Коля много наблюдал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлёкся красками, цветом, поиском собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлечённо. В деревне не ленился вставать ранним утром, чтобы написать восход солнца ил пастушка в поле не упускал случая сделать этюд при луне. Коля прилежно учился в средней художественной школе.

Задание 10. Способности часто становятся основанием для построения «типологии личностей». И.П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и третьего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания,

1. Лица……………….. типа общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных качеств», так и в умственной деятельности.

2. Лица ……………….типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу.

3. Эмоционально люди…………………… типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ.

4. При выборе деятельности лица ………………. типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем сердцем».

5. О людях ………………….. типа принято говорить, что они больше живут «сердцем, чем умом».

6. Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмоций облегчают представителям ……………………….. типа освоение творческих видов деятельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра).

7. При выборе профессии у лиц …………………… типа преобладает склонность к выразительной деятельности, и именно в этих областях они добиваются наибольших успехов.

8. ……………………… тип отличается преобладанием второй сигнальной системы (преобладание сигнала сигналов – речи) над первой, корковой деятельности над подкорковой.

 

Задание 11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: способности определяются как:

1. индивидуально-психологические особенности человека;

2. индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;

3. особенности, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам;

4. функциональные органы человека;

5. все ответы верны;

6. все ответы неверны.

Текущий контроль по теме: «Понятие о характере»

«Понятие о способностях»

Вариант № 2

Задание 1. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

1.В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

2.Характер индивидуально своеобразен.

3.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны. 4.Характер - отражение общественных отношений.

 

Задание 2. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

Б. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»

В. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске.

 

Задание 3. Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам (черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера).

Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность.

Задание 4. Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать». Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ.

1.Черта характера. 2. Особенность темперамента. 3.Особенности воли. 4.Нет правильного ответа.

 

Задание 5. Определите по описанию проявлений тип акцентуации

(психастенический, лабильный, шизоидный, конформный, сенситивный, гипертимный)

1.Саша является достаточно самоуверенным подростком, переоценивает свои способности, стремиться показать себя. При этом всегда находится в хорошем расположении духа, крайне неусидчив, недисциплинирован.

2. Вася изменчив в настроении, причем непредсказуемо. Очень хорошо чувствует отношение людей к нему. Содержание деятельности зависит от настроения.

3. Оксана очень замкнута, проявляет безразличия к окружающим людям, не умеет переживать и сочувствовать другим. Её внутренний мир полон фантазий.

4.Женя стремиться быть как все, в любых ситуациях пытается приспосабливаться. Испытывает полное подчинение авторитетам.

5. Сергей не любит больших компаний, азартных и подвижных игр, очень робок. Проявляет очень большую чувствительность ко всему, что с ним происходит.

6. Петр очень самоуверен, но при этом нерешителен. Подросток склонен к рассуждениям, самоанализу ситуаций, к оценки поступков других людей. Проявляет раннее интеллектуальное развитие.

 

Задание 6. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

(беспокойство, ответственность, неаккуратность, неряшливость, безответственность, жадность, невоспитанность, застенчивость)

1. Человек тщательно готовится к публичному выступлению;

2. Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери;

3. Школьник часто приходит на занятие с невыполненным домашним заданием;

4. Старший брат не желает делиться сладостями с младшим братом;

5. Студент сильно волнуется перед экзаменами;

6. Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство;

 

 

Задание 7. Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:

1. Сотрудник срочно выполняет сложные задания, если руководитель обещает ему за это вознаграждение;

2. В результате длительных музыкальных занятий, у ученика сформировался хороший звуковысотный слух;

3. Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серьезные художественные произведения;

4. Учитель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника;

5. Ученик всегда первым из класса находит способ решения задач по химии;

6. Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение;

7. Художник создает картину, придумав совершенно новую технологию;

8. Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра;

 

Задание 8. Ниже перечислены несколько видов деятельности и перечень способностей. Определите, какие из способностей потребуются в каждом виде деятельности. Установите соответствие.

Виды деятельности: математическая деятельность, деятельность музыканта, техническое творчество, изобретательская деятельность, чтение художественных текстов.

Способности:

1.Ладовое чувство (способность чувствовать музыкальную выразительность в движении музыкальных звуков).

2.Способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение.

3.Хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщённых способов решения вопросов.

4.Целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями.

5.Полнота, яркость представления наглядных образов.

6.Способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков. 7.Умение находить рациональный подход к практическим задачам с учётом свойств и возможностей материалов.

8.Многообразный подход к решению вопроса.

9.Умение оценивать соотношение пропорций и размеров.

10.Лёгкая способность к воссозданию образов по словесному описанию. 11.Способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки.

 

Задание 9 В примере выделите условия, благоприятствующее развитию способностей.

Мальчик попросил отца купить игрушечное паровое судно. Отец оттягивал покупку и предложил сыну самому построить модель парусной лодки, что и было сделано с небольшой помощью отца. Но лодка перевёртывалась в воде. Мальчик стал доискиваться причины. Отец объяснил, что при постройке лодки надо знать законы механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно вглядываться в рисунки и чертежи кораблей. Повысился интерес к черчению и физике. Он построил ряд моделей, и они уже не перевертывались. Появился интерес к военной истории, морским сражениям. В старших классах мальчика всерьёз заинтересовали законы судостроения, которые он умело применял в моделировании кораблей.

Задание 10. Способности часто становятся основанием для построения «типологии личностей». И.П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и третьего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания.

1. В мышлении лиц…… типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность.

2. Для представителей … типа характерны бедность эмоционального реагирования, сдержанность в общении.

3.Склонность людей……. типа к абстракциям, легкость логических построений, тяготение к теоретизированию, детальному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами).

4. ………… типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой.

5.Лицам ……… типа присущи равномерное развитие сигнальных систем, примерно одинаковое соотношение деятельности коры и подкорки.

6.Представители ………. типа действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления.

7. Лица ……. типа больше действуют под влиянием чувства, чем доказательств разума.

8. При выборе деятельности лица ………………. типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем сердцем».

 

Задание 11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: способности определяются как:

1.индивидуально-психологические особенности человека;

2.индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;

3.особенности, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам;

4.функциональные органы человека;

5.все ответы верны;

6.все ответы неверны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: