Понятие и строение деятельности.




Изучением закономерностей и особенностей деятельности занимались отечественные психологи Л.С. Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Георгий Петрович Щедровицкий и др.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В деятельности человек создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности в природе не существовало. Творческий характер деятельности проявляется в том, что благодаря ей человек выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Деятельность проявляется и продолжается в творениях, носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек развивает свои способности, а наряду с ними – свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер. Активность животных вызвана естественными потребностями: в пище, в продолжении рода, в безопасности. А деятельность человека порождается и поддерживается также и искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений: потребностями в познании, в творчестве, в нравственном самосовершенствовании и др.

Кроме того, деятельность отличается от активности животных следующим:

• Деятельность носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, в её результате не возникает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

• Деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных не характерно использование орудий труда и специальных средств удовлетворения потребностей.

• Деятельность преобразует человека, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

• Деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

• Предметная деятельность человека не дана ему с рождения, она формируется и развивается в обучении и воспитании. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Общая структура деятельности включает: мотив, цель, средства, сам процесс деятельности (действия, операции) и результат. Однако эту структуру нельзя рассматривать как единственно верную и универсальную Многочисленные исследователи деятельности предлагали собственный подход к её структуре, в зависимости от того, что они рассматривали в качестве основной единицы деятельности. Так, например, А.Н. Леонтьев в структуре деятельности выделял мотив, цель, действия, операции, условия, т.к. он в качестве основных единиц деятельности называл мотивационно-целевые и оперативно-технические компоненты. А В.В. Давыдов в структуре деятельности выделял потребность, мотив, задачу, способ действия, т.к., по его мнению, единицей деятельности является задача и т.п. До настоящего времени проблемы определения и структуры деятельности в психологии не разрешены и остаются актуальными.

Виды деятельности у современного человека очень разнообразны, т.к. разнообразны имеющиеся у него потребности. Можно обобщить и выделить основные виды деятельности, присущие всем людям: общение, игровая, учебная и трудовая деятельности.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, взаимное познание партнёров и оказание взаимопомощи друг другу.

Игра – специфический вид деятельности, направленный на приобщение ребёнка к социокультурному опыту и на снятие психологического напряжения.

Учебная деятельность – вид деятельности, направленный на приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Труд – особый вид деятельности, направленный на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование условий жизни человека, его развитие и совершенствование.

Развитие деятельности представляет собой прогрессивное преобразование по следующим направлениям:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального (онтогенетического) развития.

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциация деятельностей, в процессе которой из одного вида деятельности рождаются другие за счёт обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: