Классификация муниципальных предприятий




 

Муниципальные предприятия, как в России, так и за рубежом различаются не только по сферам деятельности, но и по многим другим признакам. Поэтому возникает необходимость их классификации.

Альбах Е.А. исследуя тему «Управление муниципальными предприятиями утверждает, что для выбора наиболее эффективных решений по управлению муниципальными предприятиями и их имущественными комплексами представляется необходимым положить в основу именно такие характеристики (признаки), которые отражали бы целевую функцию (миссию) предприятия и условия для ее выполнения, а не его текущие экономические показатели, способные быстро изменяться под воздействием различных факторов. На основе этой установки автором разработана функциональная классификация муниципальных предприятий.

В основу предлагаемой классификации положена задача поиска наиболее эффективных организационных форм управления предприятиями и их имущественными комплексами. В соответствии с такой задачей определены признаки, по которым производится классификация. К числу этих признаков относятся функциональное назначение предприятия, виды оказываемых им услуг, степень монополизации вида услуг, принадлежность основных фондов, вид потребителей услуг и способы оплаты услуг.

По сути, классификация предприятий, оказывающих необходимые услуги (работы, товары) населению, должна быть производной от классификации самих муниципальных услуг. Именно функциональное назначение того или иного предприятия имеет решающее значение для выбора степени необходимого вмешательства муниципалитета в его работу, сочетания рыночных и административных рычагов управления, выбора форм и способов совершенствования управления муниципальным предприятием и имущественными комплексами. Поэтому такая классификация муниципальных предприятий будет называться в работе, утверждает Альбах Е.А., функциональной.

Ниже рассмотрены следующие признаки функциональной классификации муниципальных предприятий:

Первый признак - целевая функция. В соответствии с ним муниципальные предприятия делятся на: социальные (общественные), коммерческие и контрольно-регулирующие. В первом случае целью создания предприятия является непосредственная польза для местного сообщества, доходов бюджета от данного предприятия может и не быть. Во втором случае местное сообщество получает пользу от предприятия не непосредственно, а через доходы бюджета, которые далее могут быть использованы в интересах населения. В третьем случае с помощью (силами) предприятия орган местного самоуправления осуществляет мониторинг и регулирование на платной основе некоторых важных экономических процессов на территории, таких как учет стоимости имущества, регулирование рынка жилья, регулирование предпринимательской деятельности, проектно-строительной деятельности, организацию муниципальных заказов и др., одновременно получая доходы в бюджет. Однако пополнение бюджета является здесь вспомогательной, а не главной целью.

Второй признак - степень жизненной важности оказываемых услуг. Чем выше значимость для населения оказываемой данным предприятием услуги, чем более важно гарантировать ее бесперебойное исполнение на всей территории муниципального образования, тем выше должна быть степень влияния муниципальной власти на деятельность предприятия.

Третий признак - уровень монополизации данной сферы услуг. Чем выше уровень монополизации той или иной услуги, тем выше должна быть степень влияния муниципалитета на предприятие - исполнителя данной услуги.

Четвертый признак - принадлежность обслуживаемых предприятием основных фондов. Предприятия делятся по тому, в каком экономическом отношении (хозяйственное ведение или только обслуживание) находится муниципальное предприятие к эксплуатируемым им основным фондам. В первом случае степень контроля муниципалитета за деятельностью предприятия должна быть выше.

Пятый признак - тип услуги и форма её оплаты потребителем. Здесь оценивается возможность для потребителя услуги оценивать ее объем и качество и вытекающая из этого форма оплаты услуги. Чем большие возможности оказывать влияние на предприятие-исполнителя имеет потребитель услуги, тем менее необходимо вмешательство муниципалитета в работу предприятия.

Классификация по первому признаку, как уже отмечалось, является исходной для всех остальных. Предприятие, основанное муниципалитетом в коммерческих целях, в целях пополнения доходов местного бюджета, по сути, не требует вмешательства муниципальной власти в его работу. Если известно, что данное предприятие может работать в конкурентной рыночной среде с высокой рентабельностью (а иначе для чего было учреждать его), то единственной заботой муниципалитета как учредителя является получение максимального дохода от деятельности предприятия в местный бюджет, что должно быть отражено в учредительных документах. Предприятие само устанавливает цены и тарифы на свою продукцию и услуги, конкурирует с аналогичными предприятиями других форм собственности. Наиболее типичными примерами муниципальных предприятий, созданных с коммерческой целью, могут быть предприятия торговли, общественного питания, отдельных видов бытового обслуживания, автосервиса, гостиницы и др.

Предприятия, основанные муниципалитетом, в целях непосредственного удовлетворения тех или иных потребностей местного сообщества (целевая функция - полезность) также должны быть рентабельными, однако получение в бюджет доли прибыли или другой формы дохода от их хозяйственной деятельности не является обязательным и может вообще не предусматриваться. Муниципалитет может устанавливать или регулировать в социальных целях цены и тарифы на продукцию и услуги этих предприятий и должен компенсировать им потери, вызванные таким регулированием, через систему муниципального заказа или дотаций.

Предприятия третьей группы характеризуются незначительной стоимостью основных фондов, а по характеру своей деятельности (непроизводственная) близки к учреждениям. Они получили статус унитарных предприятий исключительно в силу своей самоокупаемости. Целевая функция этих предприятий трояка: и доходы бюджета, и непосредственная польза своим клиентам, и (главное) осуществление некоторых властно-регулирующих функций местного самоуправления. Муниципальная власть должна устанавливать расценки на их услуги, приемлемые для населения. С учетом конкретной ситуации уровень рентабельности отдельных таких предприятий может быть существенно различным (см Рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Классификация муниципальных предприятий по цели их создания

Предприятия первой и третьей групп в силу своей специфики не требуют какой-либо дальнейшей классификации. Поэтому последующее изложение ведется только для предприятий, ориентированных на оказание непосредственной пользы местному сообществу.

Классификация по второму признаку характеризует муниципальные предприятия по степени жизненной важности оказываемых услуг. В качестве критерия оценки важности услуги была использована «пирамида А. Маслоу». Маслоу выдвинул гипотезу о наличии у индивидов ряда потребностей, которые человек стремится удовлетворить. Низшие (потребности первого уровня) - физиологические потребности. Согласно гипотезе Маслоу, они доминируют до тех пор, пока хотя бы частично не удовлетворены. А затем лишь нормальные индивиды обращают внимание на удовлетворение потребностей следующего уровня и т. д., до тех пор, пока не наступит доминирование потребностей высшего уровня.

Все муниципальные предприятия, оказывающие определённые типы услуг населению, в рамках критерия жизненной важности, целесообразно разделить на три группы (см Рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Классификация муниципальных предприятий по степени важности оказываемых услуг

 

Классификация по третьему признаку муниципальных предприятий характеризует их по степени монополизации той сферы услуг, в которой функционирует предприятие. Здесь выделяются три группы (см Рисунок 4).

Рисунок 4 - Классификация муниципальных предприятий по уровню монополизации сферы услуг

 

Критерием в данной классификации будет являться доля рынка, занимаемая данным предприятием.

) муниципальное предприятие является местным (локальным) монополистом в своей сфере или на определенной территории, неважно по каким причинам - это высокий уровень монополизации;

) муниципальное предприятие обслуживает достаточно значительную долю рынка (от 20%) - это средний уровень монополизации;

) муниципальное предприятие имеет множество реальных конкурентов, каждое предприятие занимает долю рынка менее 20% - это низкий уровень монополизации.

Классификация по четвертому признаку выделяет два типа муниципальных предприятий в зависимости от экономического отношения предприятия к эксплуатируемым им основным фондам:

) Предприятия, у которых большинство обслуживаемых ими основных фондов не находятся в хозяйственном ведении;

) Предприятия, обслуживаемые основные фонды которых находятся в хозяйственном ведении предприятия

К первому типу относятся муниципальные предприятия, в хозяйственном ведении которых находится весь имущественный комплекс, обеспечивающий производство продукции, работ или оказание той или иной услуги. К предприятиям данного типа относятся производственные предприятия (хлебозаводы, молокозаводы и т.п.), муниципальные котельные, водоканалы, ремонтные, строительные, транспортные и другие предприятия. Например, в хозяйственном ведении предприятия пассажирского транспорта находятся как административные и производственные здания и сооружения, так и эксплуатируемый подвижной состав. Ко второму типу относятся предприятия, в хозяйственном ведении которых находятся только технические средства, необходимые для обслуживания тех или иных объектов (основных фондов), тогда как сами обслуживаемые объекты находятся в муниципальной казне или у другого балансодержателя. Наиболее ярким примером такого типа муниципальных унитарных предприятий являются жилищно-эксплуатационные предприятия. Собственно жилищный фонд, обслуживаемый предприятием, может находиться в муниципальной казне, или на балансе службы заказчика, или в собственности жилищного кооператива, товарищества собственников жилья. В хозяйственном ведении муниципального предприятия находятся лишь основные фонды, необходимые для обслуживания: служебные помещения, мастерские, оборудование, инвентарь и т.п. Между предприятием этой группы и муниципальным заказчиком чаще всего заключается договор на обслуживание объектов, не переданных в хозяйственное ведение предприятия: жилищный фонд, инженерные сооружения (например, мосты, дамбы и т.п.), коммуникации, зеленые насаждения и др. В аналогичной ситуации оказываются унитарные предприятия и других отраслей, имущество которых было переведено органом местного самоуправления в казну.

В рамках классификации по пятому признаку муниципальные предприятия разделяются по типам оказываемым ими услуг и формам их оплаты на три группы, которые кратко назовем частными, смешанными (социально-значимые услуги, общественные по форме оказания, но частные по форме потребления) и общественными. Соответственно классификацию предприятий, оказывающих эти услуги, можно назвать классификацией по типам услуг и форме их оплаты (см Рисунок 5).

 

Рисунок 5 - Классификация муниципальных предприятий по типам услуг и форме их оплаты

 

К первой группе по данной классификации относятся предприятия, оказывающие услуги физическим и юридическим лицам в индивидуальном порядке по их просьбе (заказу, договору) между поставщиком и потребителем услуги. Имеется в виду, что в этом случае потребитель имеет возможность оценить объем, сроки и качество оказанной ему услуги и в соответствии с этой оценкой полностью оплачивает работу предприятия. Между сроками оказания услуги и сроками ее оплаты разрыва практически нет. Муниципальные предприятия, основанные согласно первой классификации в коммерческих целях, могут входить только в эту группу, но не наполняют ее целиком.

К предприятиям данной группы могут быть отнесены муниципальные гостиницы, магазины, рынки, предприятия общественного питания, бытового обслуживания населения, аптеки, автозаправочные и авторемонтные предприятия и др. Такие муниципальные предприятия должны функционировать в рыночных условиях как обычные коммерческие предприятия, находясь на полной самоокупаемости. Вмешательство муниципальной власти в деятельность этих предприятий не требуется.

Вторая группа - это муниципальные предприятия, оказывающие социально значимые услуги, на которые государством или муниципалитетом установлены цены и тарифы заведомо более низкие, чем определяемые экономическими условиями рынка. Потребителями таких услуг являются в основном физические лица - граждане. В числе юридических лиц - потребителей этих услуг - могут быть и муниципальные учреждения. Типичными примерами подобного рода социально значимых услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями, являются жилищно-коммунальные услуги (до перехода на полную, с учетом жилищных субсидий, их оплату потребителями) и услуги муниципального пассажирского транспорта. Эти услуги по характеру их предоставления носят общественный характер, т.е. оказываются исполнителем не для каждого потребителя индивидуально, а для всех вместе. Однако получает услугу каждый потребитель индивидуально и он в состоянии измерить и оценить ее объем и качество. Общественный транспорт работает для всех, но каждый пассажир индивидуально решает вопрос, когда и куда ему ехать, и может оценить, хорошо или плохо его довезли. Водопровод проведен на многоквартирный дом или на целый район города, но каждый житель может оценить, хорошо ли идет из крана вода и какого она качества. Для таких услуг важно обеспечить их экономное потребление, поскольку при заниженных ценах и тарифах у потребителя может не оказаться достаточных стимулов к экономии. Поэтому предприятие - поставщик такой услуги должно позаботиться о надежном измерении объема услуги и установлении соответствующего механизма ее оплаты.

К третьей группе по данной классификации относятся муниципальные предприятия, выполняющие услуги, общественные и по производству и по потреблению. Потребление такой услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а объем и качество услуги не поддается непосредственному измерению потребителем. Например, если муниципальное предприятие заасфальтировало улицу, то конкретный житель не может определить, когда и в каком объеме он получит пользу от этой услуги. В роли заказчика таких услуг может выступать только муниципальная власть, а оплата исполнения производится из бюджета. Муниципальные предприятия и в этом случае должны быть рентабельными.

В сводном виде предлагаемая функциональная классификация показана на Рисунке 6. Данная классификация может служить методической основой для выбора наиболее эффективных организационных форм управления муниципальными предприятиями и их имущественными комплексами в разных ситуациях.

 

Рисунок 6.- Функциональная классификация муниципальных предприятий

 

Достоверная количественная и качественная оценка масштабов, эффективности сектора муниципальных унитарных предприятий затруднена по ряду причин. Во-первых, формирование и концентрация информации о результатах их деятельности осуществляется в статистических базах различных ведомств, функционирующих на территории города. Во-вторых, отсутствуют формы обязательной статистической отчетности, отражающие итоги функционирования муниципальных предприятий. Поэтому для объективного понимания места и роли последних в социально-экономических процессах, протекающих в российских городах, для характеристики экономической и социальной эффективности неизбежно обращение не только к прямым, но и к косвенным показателям, собранным из различных источников. Нужно отметить, что в современных отечественных исследованиях, посвященных особенностям муниципальной собственности, муниципального имущества, муниципальных предприятий, недостаточно раскрыты вопросы оценки их эффективности, практически отсутствуют четкие методики, которыми можно руководствоваться на основе учитываемых городской статистикой показателей.

На сегодняшний день в Томске осуществляют свою деятельность 27 муниципальных предприятия, действующими из которых, являются только 16. Перечень действующих муниципальных унитарных предприятий города Томск по состоянию на 01.04.2012 года отражен в Таблице 2. В стадии ликвидации и реорганизации находятся 13 муниципальных предприятий, что составляет 48 % от общего их количества.

 

 

. Таблица 2 - Перечень действующих муниципальных унитарных предприятий города Томск по состоянию на 01.04.2012

№ п/п Уполномоченный отраслевой орган администрации Города Томска Наименование муниципального унитарного предприятия Основные виды деятельности
1. Департамент городского хозяйства ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» Перевозка пассажиров городским электротранспортом
2.   УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Санитарное содержание города (летняя и зимняя уборка улиц и площадей города, вывоз твердых бытовых отходов, содержание мест свалки мусора и снега и пр.)
    УМП «Комбинат спецобслуживания» Оказание ритуальных услуг
4.   УМП г. Томска «Муниципальная управляющая компания» Осуществление функций заказчика и технического надзора в сфере управления многоквартирными домами и обслуживании жилищного фонда
5.   УМП «Томскгорсвет» Эксплуатация, строительство, ремонт и реконструкция наружного освещения города.
6.   УМП «Единый расчетно-кассовый центр» Ведение баз данных по характеристикам жилищного фонда, платежам населения за услуги ЖКХ. Начисление, прием и обработка платежей и печать счетов-квитанций за услуги ЖКХ
7.   УМП «Томские бани» Предоставление банных и других сопутствующих услуг
8. Департамент архитектуры и градостроительства ТГУМП «Землеустроитель» Проведение землеустроительных работ, работ по межеванию земельных участков, организация работ по техническому оснащению ведения дежурной кадастровой карты и т.п.
9.   УМП «Городское архитектурно-планировочное бюро» Проведение землекадастровых и инвентаризационных работ
10. Департамент капитального строительства УМП «Томскстройзаказчик» Выполнение функций заказчика-застройщика, удовлетворение потребностей населения и организаций в строительстве объектов социального и иного назначения
11.   МУП Города Томска «Томскстройзаказчик»  
12. Управление здравоохранения УМП «Томскфармация» Обеспечение населения города, в т.ч. льготных категорий граждан, медицинских организаций изделиями медицинского назначения
13.   МУП Города Томска «Зрение» Удовлетворение потребностей населения и организаций в области очковой оптики
14. Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью ТГУМП МТ «Магазин № 204» Обеспечение продуктами питания, хозяйственными товарами детских дошкольных учреждений, больниц, детских домов, розничная торговля
  Предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную (уставную) деятельность
  Управление здравоохранения МУП Города Томска «Аптека № 77»
  Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью УМП «Дирекция строящихся предприятий»
  Департамент городского хозяйства МУП «Томский энергокомплекс»
Предприятия, находящиеся в стадии ликвидации
  Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью МП «ГФК «Томь»
  Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью УМП «Томский центр оптовой торговли»
  Администрация Октябрьского района МУЖЭП-32
  Предприятия, находящиеся в процедуре банкротства
  Департамент городского хозяйства МП «Томскводоканал»
  Департамент городского хозяйства МУП «Томсктеплосеть»
  Департамент городского хозяйства ГУМП «Жилремэксплуатация»
  Администрация Октябрьского района МУЖЭП-30
  Администрация Советского района УМП «ЖРЭ» Советского района
  Администрация Кировского района УМП «ЖРЭ» Кировского округа
  Департамент экономического развития и управления ТГУМП «Теплострой»
         

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: