Биографические сведения и путь к Господу Схимонахини Марии




Содержание.

 

1. Введение…………………………………………………………………………………………......3

2. Биографические сведения и путь к Господу Схимонахини Марии (Матукасовой)…………5

3. Путь служения Господу………………………………………………………………………….9

4. Оптина пустынь…………………………………………………………………………………11

5. Завершение земного пути самарской старицы………………………………………………..14

6. Создание фильма о Матушки…………………………………………………………………..16

7. Необычный музей……………………………………………………………………………….19

8. Воспоминания о Матушке……………………………………………………………………...21

9. По молитвам Матушки…………………………………………………………………………24

10. Заключение…………………………………………………………………………………….28

11. Список используемой литературы……………………………………………………………30

 


Введение.

 

В настоящее время многие усиленно стараются уверить себя и других, что подвижники Православия уже давно отошли в область преданий. Такие ложные взгляды, при отсутствии нравственного воспитания, находят теперь для себя благоприятную почву. От потери веры людей чуждых религиозной основы, слабых духом, гнетет какая-то внутренняя тоска; многие называют себя несчастными, обездоленными, тяготятся жизнью на этом свете. Но это не так. В своей работе я попыталась опровергнуть эти высказывания и рассказать об одной из Православных подвижниц, моей землячке Марии Ивановне Матукасовой.

«Я — вось­мая!» — однажды сказала она о себе, быть может, давая понять, какое место в старческой «ие­рархии» современной России она занимала (тогда еще были живы и другие великие подвижницы — блаженная Любушка Петербургская, схимонахи­ня Сепфора и некоторые другие).

В то время, когда «мир» через православную газету «Благовест» впервые узнал о ней (до этого мало кому известной), она уже была «законченной» подвижницей. Позади остались годы трудов и бдений, суровой аскезы (напоминанием об этих тяжелых годах борьбы с плотью и дьяволом были для нас ее ладони — сильные натруженные ладо­ни много в жизни повидавшего человека). Мы застали уже плоды ее подвигов, но из свидетельства очевидцев наше поколение уз­нало о том, как проходил её путь.

В своей работе я попыталась проследить жизненный путь, подвиги и чудеса, связанные с именем Матушки Марии.

Цель моей работы: Рассказать о силе смирения и духовном подвиге Матушки Марии Матукасовой.

Для достижения цели, я поставила следующие задачи:

1.Познакомиться с биографией Марии Матукасовой.

2. Собрать и обобщить материал воспоминаний о Матушке.

3. Ознакомиться с письмами православных людей, которым Господь даровал счастье соприкоснуться с великой подвижницей, получить от нее благодатное исцеление и утешение.

4. Создать альбом, отражающий вехи жизненного пути Матушки Марии

5.Обобщить материал и сделать выводы.

Актуальность своей темы я вижу в том, что в наш стремительный и жестокий век людям необходима вера и любовь к ближним, терпение и смирение, которого, порой, нам так не хватает, и мы впадаем в уныние. А на примере жизни Матушки Марии многие увидели и увидят, как молитва, вера и смирение помогают перенести трудности и лишения. Матушка - простая деревенская старица смогла окружить светом и любовью всех нуждающихся людей: и знакомых, и незнакомых, всех, кто искренне надеялся на её молитвенную помощь, что совсем невероятно в наше время. Я считаю, что именно любовь, всепрощение и молитва способны воскресить и переродить душу человека.

Подвиг юродства всегда проходит на глазах у «мира», который, конечно, не может вместить этого подвига и всячески старается не замечать его. Еще живы люди, знавшие Матушку с начала 60-х и они могут многое рассказать о тех годах: тяжеленные неподъемные мешки («грехи ваши ношу»), рваная полуистлевшая одежда, ночевка на паперти храмов, кус хлеба по очереди с голодными бродячими псами, побои и ocкорбления — вот лишь то немногое, на что добровольно обрекла себя матушка и что оказалось под силу этой маленькой русской женщине с небесно- голубыми глазами... Подвиг этот на Руси не в диковинку. Но если раньше, как мы знаем из житий юродивые подвизались среди и мирского, но все же православного люда, современной блаженной — матушке Mapии пришлось нести свой крест юродства среди безбожного окружения, в Куйбышеве, где на миллион человеческих душ было всего два православных храма! Юродствовать среди людей, в массе своей не верящих в Бога, считающих подвижницу сумасшедшей, а то и «социально опасной» — вдвойне тяжело! А она несла и несла свои тяжёлые мешки, стучалась и стучалась в наши души...

 

Биографические сведения и путь к Господу Схимонахини Марии

(Матукасовой).

 

15/28 марта 1908 года в Самаре у Ивана и Натальи Матукасовых родилась дочь, которую назва­ли Марией. Вскоре семья переехала в г.Актюбинск; здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством, Мария училась в русско-киргизской школе.

В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынужде­ны вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобио­графии старицы Марии: «...Я была одна у мамы - папа наш... не вернул­ся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать — вязала ку­лачком... Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 - учила детишек шить и вышивать (и мо­литве). Я в Бога все время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей, и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается».

Блаженная схимонахиня Мария всю жизнь прожила без паспорта и других документов. Пенсию не получала, прописки нигде не имела. Но и без удостоверений личности её называли человеком Божиим. Вся жизнь ее настолько слилась с жизнью Церкви, что государству ничего не осталось, как просто «не замечать» блаженную, совершенно не нуждавшуюся в его опеке.[1]

Паспорт появился у нее только за год до смерти. Стараниями ее келейницы, монахини Евгении, от­ношения с государством были установлены. Но старица на это не обратила внимания. Ей, готовя­щейся к «переезду» в Небесный Иерусалим, было не до прописок... Во всяком случае, в деле восста­новления документов старица инициативы не про­являла, впрочем, она дала своей келейнице благо­словение на эти хлопоты, которые увенчались ус­пехом, и в результате блаженная схимонахиня Мария получила возможность побывать в 1999 году на Святой Земле — завершить круг земных странствий. Во всяком случае ни я, ни многие дру­гие близкие к матушке люди никакого желания «быть замеченной» государством у матушки Ма­рии не обнаруживали. Даже контакты с врачами скорее были лишь только терпимы ей — по снис­хождению к опекавшим ее близким людям. Она все­цело принадлежала лишь только одной «Организа­ции» — Телу Христову, Святой Матери Церкви...

И все же в последние годы появилось в жизни ма­тушки и нечто «официальное». Решив принять схи­му, старица не могла не вступить в определенный контакт с «церковной бюрократией». Вот на этот-то шаг она пошла вполне сознательно. Ибо в жизни Цер­кви все пронизано духовным смыслом и даже «бю­рократия». Ее носит совершенно иной, чем принято думать, характер.[2]

Никто и не мог, наверное, не пред­положить, что старица Мария, по слову преподобного Серафима, «стяжавшая дух мирен» вдруг захочет уехать в монастырь и как-то «легализовать» свой подвиг. Но она этого захотела. Зачем, почему? Ведь, например, блаженная Любушка Петербургская, по словам близко знавшей ее игумений Феодоры, реши­ла «смириться до зела» — остаться навсегда лишь блаженной, юродивой. От пострига отказалась. И в этом проявилось великое смирение подвижницы. Но Мария Ивановна — и тоже из смиренного послуша­ния воле Божией — пошла на этот шаг. Предпочла путь преподобной — «наставницы монахов и собе­седницы ангелов». Нам она объяснила свое решение тем, что схима — это как бы смерть для мира и пото­му она отодвигает дату физической смерти. Стари­ца «обещала» жить после пострига еще лет 10-12. А мы привыкли ей верить...

Больше о ее прошлом мы ничего не узнали бы, если бы последняя келейница старицы- монахиня Евгения Мавринская – не подняла архивы. Ее поиски дали поразительные результаты. Оказалось, что даже на нее, блаженную, не имевшую где главу подклонить, жившую, как говорится, на стогнах града, в архивах хранилась целая бухгалтерия! У монахини Евгении хранятся десятки документов, вполне официальных, с печатями, подписями, по которым прежняя жизнь матушки читается ясно и определенно. Это была, на первый взгляд, обычная жизнь обычного советского человека. Мелкой служащей большого города. Но это только на первый взгляд. В «Свидетельстве о рождении» за № 151,выданном Самарским Гор-ЗАГСом 22 мая 1932 года, указано, что Матукасова Мария Ивановна родилась 28 марта 1908 года в Самаре. Жила в частном доме, водила мать в Покровский собор. Мать ослепла. Слепую мать Мария Ивановна водила в Покровс­кий собор десять лет. После смерти матери она каким-то образом лишилась квартиры.[1]

Следующий (по хронологии) документ датирован 13 июля 1936 года: «Настоящая справка выдана т. Матукасовой Марии Ивановне в том, что она за хорошо проведенную работу по переписи промоборудования в 1934 года была премирована путе­вкой в дом отдыха». Подпись: «Председатель местного комитета». В очередном докумен­те говорится, что с 6 по 20 апреля 1944 года Мария Ивановна Матукасова работала в конторе треста «Дубитель» «в должности счетовода и уволена вви­ду окончания временной работы». А15 октября 1948 года будущей Христа ради юродивой дана справка от администрации Еврейской сельхозартели «Нойлебен» «в том, что она действительно работала в колхозе Нойлебен Ключевского сельсовета Кинель-Черкасского района на уборке урожая с 4 июня и по настоящее время». Это — первое упоминание о Кинель-Черкассах в ее биографических документах. Датированная тем же 1948 годом справка, выдан­ная администрацией Куйбышевского комбикормо­вого завода, свидетельствует, что Мария Ивановна работала на этом заводе «в качестве работницы нижнего склада и уволена по собственному желанию». И таких справок, свидетельствующих о том, что гражданка Матукасова действительно трудилась, но потом почему-то уволилась, в архиве сохранилось множество. Ее, наверное, в те суровые годы называли «летуном». А «ле­тунов» тогда ох как не любили! Но дело, видимо, было не в неуживчивости характера будущей старицы. А в чем-то другом. Ее уже призывал Господь на тяжелое служение.

Человек редко враз начинает новую жизнь. Обычно люди духовные все делают с «пожданием». Постепенно, шаг за шагом, выпа­дают они из привычного мирского социума, мед­ленно разрубая нити земных привязанностей. Да и время стояло лютое: за «тунеядство», бродяжни­чество и прочее, с чем в мирском понимании не­пременно связан подвиг юродства, попросту го­воря, сажали.[2]

Дело объясняет один чудом уцелевший доку­мент за номером Л— 46-25: «Прокурору Ленинского района от гр. Матукасовой Марии Ивановны, проживающей в данном доме с 26 мая 1942 г. по Ворошиловской, д. 137, кв. 1. Заявление. С февраля 1944 г. по март 1945 г. я находилась в НТК № 9 в заключении, забранной милицией по указу. По отбытии срока меня жилец Винников не впускает в квартиру, прошу прокурора оказать содействие занять свои 3 куб./метра жилплоща­ди. 26 марта 1945 г. Матукасова».

На этот удивительный документ стоит взгля­нуть повнимательнее. Самое удивительное, как во­обще уцелел он и дождался своего исследователя. Видимо, была Божья воля на то, чтобы мы узнали нечто такое, о чем по своему смирению молчала матушка. Ведь этот документ свидетельствует о том, что она — исповедница Православия, пре­терпевшая за веру гонения от власть предержащих. Возможно, это не единственный матушкин «срок» ведь «указов» в те годы выходило немало. Что это был за указ — нам точно неизвестно. Может быть, имелся в виду очередной указ о борьбе с религией, возможно, это указ о борьбе с бродяжничеством, тунеядством. Да так ли уж важно нам точно знать, по какому именно указу держали в узилище Марию Ивановну? Важно другое — на путь исповедничества будущая старица встала еще в военные годы, когда ей было всего 37 лет. Поехала к старцу, и тот дал ей благословение на юродство

Однажды митрополит Мануил выходил из хра­ма, стояла большая толпа, и он увидел среди лю­дей невысокую оборванную женщину. Указал на нее и спросил: «Как твое имя?» — узрел в ней подвижницу. Тогда Мария Ивановна еще только начинала путь своего служения. Митрополит Мануил вспоминал:

«Было на ней много вещей. Люди из-за этого ей брезговали. А она им говорила: «Мои вещи на вас не перейдут...»

При­веденный выше документ уникален и как «иллюс­трация» того времени, в котором духовно возрас­тала будущая старица. В нем все знаково, от фа­милии соседа и до трех кубометров жилой пло­щади. Какая поразительная концентрация «духа времени» на крохотном клочке бумаги, чудом за­летевшем к нам из иной эпохи!

Так же известно, что с начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенской Церкви в райцентре Кинель - Черкассы Самарской области.[1]

 

 

Путь служения Господу.

Среди мчащихся по самарским проспектам иномарок, среди бесстыжей рекламы, на улице, по которой гоняет ветер пустые банки из-под пива, обрывки газет и банановую кожуру, появляется странная, убогая старушка в галошах на босу ногу, подпоясанная веревкой, с большим грязным мешком за плечами. Мало ли сумасшедших? Ее обходят, с ней не связываются. А она бредет, тяжело шаркая галошами, к церкви, садится на нижнюю ступеньку, опускает глаза и, не обращая никакого внимания на окружающих, углубляется в молитву.

Потом к ней привыкли. Кондукторша в трамвае отмахивается от ее платы:

- Так довезем!

Но старушка упрямо кладет в ее руку копеечку. Ей пытаются помочь войти в автобус, поддерживают ее мешки - не дает:

- Я сама буду носить ваши грехи...

И носила. Четыре мешка, да еще кошелку.

Отец Александр, настоятель храма в селе Кинель-Черкасы, вспоминает:

- Мы решили посмотреть, что у нее в мешках, а там всякий мусор - камни, травы нарвет, полынь, крапива, и как только она ей руки не обжигает, не пойму... Мешки эти крепкому мужику не поднять, а она идет и даже не прогибается.

Сначала отец Александр не понял подвига блаженной Марии:

- Мария Ивановна, Мария Ивановна, ну и что такого? Кто она такая? Ком грязи...

А Мария Ивановна нет-нет да и принесет что-нибудь в алтарь, гостинец какой-нибудь, положит на подоконник.

Некоторые прихожане стали возмущаться: грязную бабку в алтарь пускаете, что алтарь - проходной двор?

Отец Александр решил навести порядок, но в глаза сказать Марии Ивановне, чтобы она больше в алтарь не входила, не решился. Встал перед престолом и три раза произнес: не ходи больше в алтарь, Мария Ивановна. И вдруг она вбегает в церковь, ругается, шумит, нервничает, недовольна... Стала свечи на пол бросать.

- Ну так осерчала, - вспоминает отец Александр, - что я пожалел о своем запрете. Да пусть ходит, думаю, она же нам гостинцы носила, а теперь мы этого лишились. Опять встал я перед престолом и говорю мысленно: Мария Ивановна, раз уж ты так серчаешь, заходи в алтарь, я возражать не буду. И что вы думаете? Не успел я так в уме произнести, Мария Ивановна входит в алтарь, довольная, успокоившаяся, перекрестилась на Горнее место и вышла...

Потихонечку стали узнавать жители Самары некоторые подробности из жизни блаженной. Взгромоздила на плечи тяжелющие мешки и вышла на самарские улицы...

Ее часто видели полулежащей на ступенях храма. Хочешь поговорить, ложись рядом, смири гордыню, согни негнущиеся колени. Вспоминают, что она до юродства очень любила чистоту. Все раскладывала по местам, ничего не разбрасывала, аккуратно причесывалась, обувь свою намоет, одежду настирает. А ведь в юродстве терпела грязь, лежала на заплеванных ступенях, ела с собаками, сначала собаке даст куснуть, потом уже сама. Ее называли человеком большой тайны, и видел ту тайну лишь Господь, укреплявший ее в ее непостижимом для нас подвиге.[8]

Прозорливость ее подтверждалась на каждом шагу. Но она никогда не говорила открыто, а всегда притчами, прибаутками, а то и песню пропоет. "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля..." - пела она приехавшим навестить ее монахиням несколько лет назад, прозревая, что возрождение Православия уже не за горами. А тут вдруг стала читать стихи: "Расскажите ради Бога, где железная дорога?" Вскоре собралась и уехала из Самары.[9]

 

Из воспоминаний Священника Сергия Гусельникова.

Блаженная Мария Ивановна всегда причащалась очень часто, почти каждый день, этим она жила и дышала. Пока матушки жили в Самаре, мне много раз приходилось причащать старицу. Часто она проси­ла приобщить ее Святых Тайн дома, так как очень плохо себя чувствовала, ведь ей приходилось при­нимать десятки людей, среди которых были и не­церковные, и духовно болящие люди. Они в бук­вальном смысле слова сваливали матушку. Когда я входил в комнату, старица лежала в забытьи. Ке­лейница спрашивала: «Матушка, батюшка пришел, причащаться будешь?» Она приходила в себя, го­ворила: «Буду, буду» — и садилась на постель, над которой висел Казанский образ Божией Матери. После Причастия старица оживала, матушка Ев­гения спрашивала ее всегда: «Хорошо причасти­лась?» Она отвечала: «Да, красиво, красиво!» или «Благочинно!»

Матушка Мария Ивановна была очень смирен­на, терпелива, снисходительна к окружающим ее людям и казалась просто доброй бабушкой. Она с уважением относилась к священническому сану. Особо любимых ей священников называла словом «патриарх». Старцы стяжают Святой Дух подви­гами, а священник получает Его даром, по благо­дати рукоположения...[2]

 

Оптина пустынь.

 

21 октября Мария Ивановна уехала поездом в Оптину - принимать схиму. Ночью (накануне отъезда) она приснилась Сергею Гусельникову и сообщила, что едет в Оптину пустынь постригаться в схиму. 16 декабря, Мария Ивановна уехала из Самары в Оптину.

За все время пребывания в Оптиной пустыни матушка Мария лишь один раз побывала в монас­тырском скиту, где раньше жили великие оптинские старцы. Случилось это незадолго до ее смерти. Однажды она попросила свою келейницу, монахи­ню Евгению, отвести ее в скит. Пришли они туда, вошли в скитские ворота, пошла старица по скитс­кой земле — а идет как-то странно, словно через ка­кие-то невидимые преграды перешагивает. «Ма­тушка, — говорят ей, — дорожка-то ровная». — «Свя­тая земля... — ответила старица. — Полно стариков лежит... Здесь будем стоять у Престола в белых ру­бахах». Сказала это — и попросила снова вести ее в монастырь. Словно за этим только и приходила.

Матуш­ка жила на «подсобке» возле монасты­ря, к ней почти никого не пускали, а сама она вы­ходила только на службу в храм.

Большой и сложный «организм», коим является Оптина пустынь с трудом на­шел уголок для Божьего человека. За время ее жиз­ни в обители она то и дело переезжала с места на место — жила и на «подсобке» и в монастыре в раз­ных кельях. Однажды ей даже пришлось доволь­ствоваться только что отремонтированной кельей, где стоял удушливый запах еще не высохшей крас­ки. Всякое было. Но старица спокойно переносила все эти житейские неурядицы. И только в 1999 году доброхоты приобрели для матушки уютный неболь­шой домик возле монастыря, где она и провела пос­ледний год своей жизни. («Этот дом Божья Матерь подарила», — говорила о нем старица).

Матушка жила по «уставу» данному лично ей Самой Царицей Небесной. С такими людьми всегда «неудобно». Ибо они – исключение из правил, по которым живет монастырь и без которых жить просто не может.

«Со святым жить нелегко» - пишет архимандрит Софроний в книге про старца Силуана. А тут не просто «святая», но еще и юродивая, слаженная; человек, сознательно отказавшийся от земного разума, чтобы стяжать «ум Христов». Старица схимонахиня Сепфора, до матушки Марии «окормлявшая» Оптину гово­рила, что старица, которая придет в монастырь после нее, «будет больше» ее. Говорила это о матушке Ма­рии. Но сама схимонахиня Сепфора жила все же в окрестном селе Клыкове и прямо не соприкасалась с «монастырскими буднями» — помогала обители со­ветами и молитвой все же со стороны.

Мария Ивановна, приехав в Оптину пустынь, вскоре поспешила в Клыково — и там «полежала» на коечке старицы, тем самым показывая преем­ство. Она тоже могла бы вполне устроиться там, в уже намоленном уголочке, но предпочла жить в самом монастыре и, соответственно, была готова к тому, что далеко не все там пойдет гладко...

Монастырь ведь не только духовный центр, но еще и «организация». И с этой «организацией» матушка вряд ли рассчитывала поладить. Ведь при­ехав в Оптину, она тем самым создала еще один «центр власти» — особенно сильный потому, что эта власть зиждется на авторитете старчества, а в Оптиной пустыни, этой «старческой обители» автори­тет этот традиционно очень высок. Сглаживать воз­можность конфликта между руководством обите­ли и старицей был волею обстоятельств поставлен авторитетный в монастыре игумен Антоний (Гаврилов). Сам он родом из Самарской области, как и матушка. Хорошо знал ее жизненный путь, особенности ее духовного служения. Кому как не ему, заместителю духовника обители, осуществлять связь между двумя столь разными по своей природе, но столь важными для Церкви «ветвями власти»... И с этой задачей он в целом справился. Хотя и сам признавался позднее (летом 2000 года), что не всегда делал все, что было в его силах, чтобы пребывание в монастыре матушки Марии было менее «конфликтным». Он и присутствовал на отпевании старицы в Вышнем Волочке как представитель монастыря, постриженкой которо­го являлась матушка. «Я ниточку протянула из Самары в Оптину», — говорила нам старица. И по этой «ниточке» к ней в монастырь устремились многие ее духовные чада. Оптина стала вдруг нам родной. Матушка принимала «своих» в монастыре с любовью. Но все же чувствовалось, что в ее жиз­ни, ее служении наступил совершенно новый этап. И переезд в Оптину (как и двумя годами раньше переезд из Кинель-Черкассов в Самару) не просто географическое перемещение (за весь мир она мо­лилась уже давно!), но совсем иной масштаб, иное измерение. Наступил последний период уже все­российского служения. Если раньше она говорила нам: «Я — самарская» — то теперь могла бы сказать не «я — оптинская», а иначе: «я — российская». Оптину пустынь матушка называла «аптека». Трудно понять прикровенный «язык» блаженной. Но можно предположить, что в этом случае за зву­ковой ассоциацией для матушки скрывалось нечто большее: в Оптиной пустыни — этой духовной «ап­теке» современной России — вырабатывается столь необходимое «лекарство от греха» разъедающего наши души.

«В Оптиной пустыне много семян, много хлеба», - не раз говорила матушка, то есть монастырь живет,молится, участвует в великой битве за Россию. Она и приехала сюда, как солдат на передовую, желая быть на переднем крае этой духовной брани. При­ехала помочь монастырю, приехала, чтобы продол­жать свое пророческое служение уже не среди мира, а в монашеской среде — этом передовом от­ряде воинов Христовых. Приехала именно воин­ствовать, а не пребывать пусть даже и на трижды заслуженном отдыхе... Схима нужна была ей, как кольчуга для воина, как броня — чтобы еще отваж­нее ринуться в самую гущу схватки. Многие в монастыре ее приняли именно так, как должно — как Божьего человека, как старицу, как пророка. А ведь сказано: «Кто принимает пророка во имя пророка, тот получает награду пророка». Значит, в святых стенах обители, где остались ее верные духовные чада, со временем поднимутся новые большие подвижники православия. Посеянное не­пременно взойдет, и Оптина пустынь по-прежнему останется великой старческой обителью. Слишком свята эта земля для того, чтобы на ней не прорас­тали великие всходы.[1]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: