Неметаллы и их соединения




Практическая работа № 3

Неметаллы и их соединения

Цель: совершенствовать умения решать экспериментальные задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.

Оборудование и реактивы:

1) 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия;

2) чистые пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, зажим пробирочный (или лабораторный штатив), фарфоровая чашка для выпаривания;

3) реактивы: СuSO4(тв.), хим. стакан с водой, р-ры HCl (5%-ный), NaOH, BaCl2, AgNO3, Na2SiO3; NH4Cl(конц.).

ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;

2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;

Тушить спиртовку, накрывая колпачком.

Ход работы

Задание 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической работы – выберите и подчеркните верные суждения:

1) Все гидроксиды неметаллов являются кислотными.

2) Галогеноводороды – сильные восстановители.

3) Простые вещества неметаллы – сильные восстановители.

4) Все кислоты – сильные электролиты.

5) Соли серной кислоты называют купоросами.

6) Фенол – более сильная кислота, чем угольная.

Задание 2. Качественное определение анионов кислотных остатков.

Определите каждое из трех веществ (растворы хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия), находящихся в пробирках без этикеток. Заполните таблицу, напишите соответствующие уравнения химических реакций (в молекулярном и ионном виде) и сделайте обобщенный вывод (за справкой обратитесь к таблице «Качественное определение ионов»).

Метод определения № пробирки, результат наблюдения
I II I
Реактив 1:      
Реактив 2:      
Формула вещества      

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Выводы. Чтобы определить качественный состав аниона, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде __________________

____________. На ион _____________ – ________________________,

на ион __________ – __________ (анализирующий катион).

Задание 3. Экспериментальная задача.

Опытным путем проведите следующее превращение: CuSO4 (тв.) → CuCl2(тв.)

Действуйте по плану:

1) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обсудите этот план с соседом по парте. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2) Определите вещества, необходимые для соответствующей(-их) реакции(-й).

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «Каким методом можно получить соль сильной кислоты из соли сильной кислоты и как выделить соль из раствора?».

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 4. Проблемный опыт «Получение кремниевой кислоты при взаимодействии двух солей».

1) В пробирку налейте 2 мл р-ра Na2SiO3 и добавьте р-р NH4Cl. Нагрейте ее. Что наблюдаете?

2) Смочите универсальный индикатор водой и поднесите его к горлышку пробирки-реактора. Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на следующие вопросы:

а) Как гидролизуются эти соли в растворах?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

б) Что влияет на химическое равновесие в реакциях гидролиза?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 4А. Мысленный эксперимент.

Подумайте и ответьте:

В одну пробирку налили 1 мл фосфорной кислоты, а в другую – 1 мл раствора гидроксида кальция. Затем в пробирку с фосфорной кислотой по каплям добавляли гидроксид кальция, а в пробирку с гидроксидом кальция – по каплям раствор фосфорной кислоты. Ответьте на вопросы: «Изменится ли "сумма" от перемены мест "слагаемых", то есть будет ли результат опытов одинаковым? Если да, то почему?». Поясните ответ с помощью уравнений химических реакций.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


Практическая работа № 3

Неметаллы и их соединения

Задание 1. 1, 2, 5

Задание 2.

Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия (1), сульфата натрия (2), карбоната натрия (3);растворы хлорида бария, соляной кислоты.

Сначала испытываем все растворы с помощью раствора BaCl2. Пробирка, в которой нет осадка, – хлорид натрия.

Далее подвергаем анализу с помощью раствора соляной кислоты две оставшиеся пробирки. Пробирка, в которой будет наблюдаться выделение газа, содержит карбонат бария.

Метод определения № пробирки, результат наблюдения
     
Р-р BaCl2 Осадок белого цвета Осадок белого цвета
Р-р HCl Вскипание
Формула вещества NaCl Na2SO4 Na2CO3

 

Уравнения реакций:

1) Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl SO42– + Ba2+ = BaSO4

Na2CO3 + BaCl2 = BaСO3↓ + 2NaCl СO32– + Ba2+ = BaСO3

 

2) BaSO4 + HCl ≠

BaСO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2

BaСO3 + 2H+ = Ba2+ + H2O + CO2

Вывод: чтобы определить качественный состав аниона, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа. На ион SO42– качественным является ион Ba2+, на ион СO32– – ион H+.

Задание 3.

1. Схема превращения:

растворение BaCl2 выпаривание

CuSO4 (тв.) ® CuSO4(раствор.) ® CuCl2(раствор.) ® CuCl2(тв.)

Уравнения: 1) CuSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + CuCl2 – в растворе.

2) CuCl2 выпариваем и получаем кристаллы соли.

2. Схема может быть и другой:

растворениеNaOHHClвыпаривание

CuSO4 (тв.) ® CuSO4(раствор.) ® Cu(OH)2 ® CuCl2(раствор.) ® CuCl2(тв.)

Уравнения: 1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓ + Na2SO4

2) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

3) CuCl2 выпариваем и получаем кристаллы соли.

Задание 4. Получение кремниевой кислоты при взаимодействии двух солей.

При сливании растворов силиката натрия и хлорида аммония неожиданным становится появление в реакции студенистого белого осадка и запаха аммиака, так как мы знаем, что аммиак выделяется только при взаимодействии солей аммония со щелочами, а в опыте была использована соль. Ситуация несоответствия разрешается путем написания уравнений гидролиза соли аммония и силиката. Выясняется, что у солей – противоположный тип гидролиза.

SiO32– + 2H2O ↔ H2 SiO3 + 2OH

2NH4+ + 2OH ↔ 2NH3 · H2O NH3

Na2SiO3 + 2H2O + 2NH4Cl = H2 SiO3↓ +2NaCl + 2NH4OH

H2O

Вывод:соли, гидролизующиеся по разному типу, могут усиливать гидролиз друг друга; усиление гидролиза происходит при связывании ионов в газообразные вещества или вещества, выпадающие в осадок, а также при нагревании растворов.

Задание 4А.

Результат сливания растворов фосфорной кислоты и гидроксида кальция будет разным, так как в первом случае (при постепенном добавлении гидроксида к кислоте) избыток кислоты приводит к образованию кислых солей, растворимых в воде:

1) H3PO4 + Ca(OH)2 = Ca(H2PO4)2 + H2O (дигидрофосфат кальция)

2) Ca(H2PO4)2 + Ca(OH)2 = CaHPO4 + H2O (гидрофосфат кальция)
и т. д.

Осадок появляется не сразу.

Если к гидроксиду кальция постепенно приливать фосфорную кислоту, то его избыток сразу приведет к образованию осадка ортофосфата кальция – средней нерастворимой соли:

3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6H2O

При дальнейшем добавлении кислоты эта соль растворится, превратившись в кислую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: