ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология стресса
Направление подготовки
Психология
Профиль подготовки
Психолог в социальных практиках
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск-2015
Форма промежуточной аттестации по дисциплине «Психология стресса» – зачет.
Перечень компетенций выпускников образовательной программы, в формировании которых участвует дисциплина (модуль)
В результате освоения дисциплины «Психология стресса» обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- ПК-3 Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3)
- ПК- 12 Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
Карта компетенций
Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения
В пределах альтернативных вариантов освоения учебной программы обучающимся предложены следующие формы контрольных и самостоятельных работ:
- Выполнение контрольных тестовых заданий по итогам основных тем курса.
- Написание аналитического эссе на основе реферирования публикаций (статей) в научных журналах, ресурсов и баз данных интернет по проблематике стресса.
- Подготовка Реферата по выбранной или самостоятельно сформулированной студентом теме.
- Подготовка докладов по проблематике стресса
- Подготовка проекта профилактики негативного влияния стресса на человека
Вопросы для подготовки к семинарским занятиям
|
1. Чем обусловлена актуальность разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы стресса и стрессоустойчивости современного человека?
2. Какова роль и механизм стресса в развитии психосоматических расстройств?
3. Какие проблемы личности можно отнести к негативным последствиям стресса?
4. Каковы основные методологические подходы к стрессу, в рамках которых формировались основные психопрофилактические направления?
5. Обоснуйте задачи и методы профилактики в соответствии с существующими методологическими подходами к стрессу.
6. В чем различие задач профилактики, ориентируемых на реализацию принципов гомеостаза, гетеростаза и гомеореза в профилактике стресса?
7. Как соотносится физиологический и психологический стресс?
8. Как отражается терминологическое многообразие стресса («психологический стресс», «эмоциональный стресс», «эмоциональная напряженность», «тревога», «фрустрация», «конфликт». «кризис») на целях, задачах и методах профилактики дистрессовых проявлений?
9. Как представлен стресс и каковы условия и механизм стрессоустойчивости с позиции отечественного культурно-исторического подхода?
10. Как рассматривается механизм формирования хронического стресса, эмоционального выгорания с позиции системного подхода? Какие задачи профилактики определяет данной понимание механизма стресса?
11. Каковы основные направления и методы психодиагностики стресса?
12. Каковы основные симптомы дистрессовых проявлений у мужчин и женщин;
13. Какие условия и факторы могут формировать стресс на раннем этапе онтогенеза и, соответственно, каковы задачи и методы профилактики?
|
14. Какие условия и факторы могут формировать стресс в периоде взросления и, соответственно, каковы задачи и методы профилактики?
15. Какие условия и факторы могут формировать стресс в периоде взрослости и, соответственно, каковы задачи и методы профилактики?
16. Что может являться предметом профилактики профессионального стресса?
17. Какие основные методы используются в психологической помощи людям с ПТСР?
18. Что понимается под профессиональным выгоранием и каковы задачи и методы профилактики профессионального выгорания.?
19. Дайте характеристику синдрома хронической усталости. Каковы задачи и методы его профилактики?
20. Какие модели и механизмы преодоления стресса существуют в когнитивном, деятельностном и субъектном подходах?
21. Что понимается под стрессоустойчивостью и каковы ее основные детерминанты в существующих представления о стрессе и стрессоустойчивости (психоаналитический, бихевиоральный, деятельностный, системный, когнитивный, субъектный, культурно-исторический, экзистенциальный подходы)?
22. Какие технологии решают профилактические задачи по предупреждению негативных последствий стресса?
23. Назовите методы психической саморегуляции.
24. Что можно отнести к ресурсам стрессоустойчивости, и каковы условия их развития?
25. Что такое позитивное мышление, его принципы и его роль в стрессоустойчивости?
26. Каковы условия антидистрессового образа жизни и его роль в сохранении здоровья человека?
|
27. Основные психокоррекционные походы, цели, техники, их применение и специфика на различных этапах травматического расстройства?
28. Основные психокоррекционные походы, цели, техники, их применение и специфика при работе с различными возрастными группами и категориями пострадавших?
29. Приведите примеры индивидуальных и групповых техник, направленных на отреагирование эмоционального состояния.
30. Каковы задачи и техники аутотренинга, упражнения саморегуляции, релаксационные техники?
Тестовые задания:
Тест №1
Выбрать правильный вариант ответа:
1. К биологическим теориям стресса относят
а) психосоматико-психоаналитическую модель стресса
б) психодинамическую модель стресса
в) теорию общего адаптационного синдрома
г) генетически-конституциональную теорию
д) системную теорию стресса
е) модель предрасположенности к стрессу
2. Какая модель стресса рассматривает стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы, где показано, что эти реакции зависят от природы аттитюдов (позиций. Отношений) и мотивов поведения индивида?
а) когнитивная теория стресса
б) теория обучения
в) модель стресса D. Mechanik
г) модель стресса H. Wolf
д) ресурсная модель стресса
3. Психодинамическая модель, теория обучения, психосоматико-психоаналитическая модель стресса представляют группу
а) психологических теорий и моделей стресса
б) физиолого-психологических теорий и моделей стресса
в) биологических теорий и моделей стресса
г) теорий и моделей профессионального стресса
д) социальных теорий и моделей стресса
е) общих теорий и моделей стресса
4. Когнитивная теория стресса, теория психической напряженности Н.И. Наенко, ресурсная модель психологического стресса, междисциплинарная модель стресса относятся к группе
а) психологических теорий и моделей стресса
б) физиолого-психологических теорий и моделей стресса
в) биологических теорий и моделей стресса
г) теорий и моделей профессионального стресса
д) социальных теорий и моделей стресса
е) общих теорий и моделей стресса
5. Какая модель стресса делает акцент на характере поведения индивида при воздействии неблагоприятных факторов и, в частности, на выработку стратегии избегания такого воздействия?
а) теория стресса Р. Лазаруса
б) оперантная модель стресса
в) психодинамическая модель
г)междисциплинарная модель
6. В психодинамической модели стресса травматическая тревога развивается под воздействием
а) сильного стрессора
б) при ощущении и осознании физиологических изменений
в) бессознательного
г) когнитивной оценки
7. В рамках какой модели стресса и каким автором утверждалось, что особые психодинамические характеристики личности определяют психически уязвимую предрасположенность и определенные эмоции, которые приводят к развитию заболевания?
Тест № 2
8. В ……………. теории стресса впервые показано, что между воздействующим стимулом и ответной реакцией включены промежуточные переменные, имеющие психологическую природу: оценка угрозы и защитные механизмы, связанные также с личностными особенностями.
9. Недостатки когнитивной теории стресса Р. Лазаруса видятся Н.И. Наенко в следующем (выбрать правильный вариант):
а) автор теории, признавая, с одной стороны качественное своеобразие психологического стресса, с другой стороны критериями стресса считает непосредственно наблюдаемые реакции
б) заключение автора данной теории о том, что личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного человека
в) причина того, что одни и те же люди могут одно и то же событие воспринимать как стрессорное а в другом, как обычное, связана с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе объекта
г)истоки психической активности авторы видят внутри субъекта, а не в деятельности, опосредующей его связи с действительностью.
10. В ресурсной модели психологического стресса человеческие ресурсы включают: (перечислите)…………………………..
11. Условием возникновения психологического стресса в ресурсной модели является…………………….
12. В рамках какой модели отстаивается мнение, что стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства людей или отдельных представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к новым возможностям регулирования?
а) системная модель стресса
б) когнитивная теория стресса
в) модель стресса как поведенческих реакций на социально-психологические стимулы
г) междисциплинарная модель стресса
д) модель предрасположенности
13. Профессиональный стресс определяют, как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную …………… ситуацию.
14. В модели профессионального стресса в русле когнитивного подхода напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого …... ………...
15. В модели профессионального стресса в русле когнитивного подхода рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования и снижение напряженности: первый контур (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой ……………………второй контур (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния достигается ценой…………………….Третий контур (косвенный когнитивный контроль) – эффективность деятельности может быть сохранена без дополнительных усилий путем …………………………
Выбрать подходящий вариант:
а) целесообразное планирование или лучшая организация труда
б) снижение эффективности деятельности
в) возросшее усилие и физиологическая активность
16. В модели профессионального стресса T. Cox уровень рассогласования между………… и ……………… может обусловливать либо только напряжение, либо при его значительных величинах – развитие стресса.
Тест № 3
17. Концепция профессионального стресса как проблемной ситуации предлагает рассматривать проблемную ситуацию, как состоящую из двух базовых компонентов: ………… и …………….
18. Процессы идентификации и формирования стратегий решения проблемы составляют такой компонент как…………. в проблемной ситуации.
Процессы реализации деятельности по решению проблемы и приобретения новых адаптационных навыков представляют такой компонент как……………
19. Неудачи в идентификации проблемы и ошибки в формировании стратегий решения проблемной ситуации на этапе ориентировки приводят к возникновению ………………
20.Ошибки контроля в теории проблемной ситуации приводят………….или…………………, что в обоих случаях не позволяет разрешить проблемную ситуацию.
21. Модели стресса, отражающие взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы называются
а) общими теориями стресса
б) психологическими теориями стресса
в) профессиональными теориями стресса
г) социальными (социально-психологическими) теориями стресса.
22. Теории конфликтов связывают причины напряжения, стресса с ……………………………………………………………………………..
23. По одной из теорий конфликтов, предоставление членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций способствует………………………………………
24. В модели стресса Д. Механика адаптация представ лена двумя проявлениями 1………….. и 2………………….
25.. В модели стресса Д. Механик: целенаправленное поведение и способности в принятии адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями составляют функцию…………………; управление своими эмоциональными и аффективными состояниями при ожидании или возникновении дискомфорта представляет функцию …………………..
26. В модели стресса Д. Механика кризис или стресс является результатом ситуации, когда……………………………
27. Отражая представления о человеке как активной деятельной силе, Д. Механик видит выход из кризиса (стресса) в готовности и способности человека…………………………..
Тест № 4
29. К главному условию возникновения стресса в интегративной модели относят……………………..
30. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от (выбрать правильный ответ)
а) типа выбранного реагирования
б) наличия и адекватности психологической и физиологической установки
в) происхождения проблемы, степени ее неожиданности
г) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы
д) общих возможностей человека по решению проблем.
31. Вставьте пропущенные слова: два основных конструкта являются центральными в подходе Р. Лазаруса - когнитивная _______и________
32. Р. Лазарус различает два вида когнитивной активности, которые воздействуют на эмоциональный процесс: 1 - связана с тем, что мы знаем или что мы думаем о мире, как он функционирует, она называется ________________; 2 - связана с выбором из всей информации той, которая является важной для благополучия индивида, она возникает из предпосылки "Что это значит для меня?" и называется ___________________.
33. В когнитивной оценке выделяется __________ оценка и _____________ оценка.
34. _________________ оценка ситуации дает начало действию и возникает вопрос: " У меня все в порядке или у меня - неприятности и беда?" Предполагается наличие трех возможных вариантов ответа:
1.Ситуация рассматривается как ___________________________________________;
2.Ситуация рассматривается как ____________________________________________________;
3.Ситуация рассматривается как _______________________________________________
35. Стрессовая ситуация может оцениваться как:
· ______________, отражающий связь с предшествующим опытом;
· _________________, отражающая предвкушаемый ущерб;
· ______________, обращенный к потенциальным ресурсам личности. Та или иная оценка стрессовой ситуации будет определять, какие эмоции будут переживаться.
36. _____________ оценка приводит к вопросу: "Что я могу сделать в данной ситуации?"
37. _____________ оценка может считаться основой для копинга, как оценка усилий, ориентированных как на действие, так и на интрапсихическое управление внешними и внутренними требованиями, конфликтами, запросами, которые подвергают испытанию или превосходят ресурсы личности. Она определяет, какими методами мы можем влиять на негативные события, их исходы и процесс выбора механизма и ресурсов преодоления стресса.
38. _______________ рассматривается как попытки преодоления состояния ущерба, угрозы или вызова, когда обычные или автоматические ответы трудно достижимы, а требования среды должны быть встречены новыми поведенческими решениями, или старые поведенческие решения должны быть приспособлены к встрече с возникшим стрессором.
39. Р. Лазарус и С. Фолькман выделяют две основные функции копинга:
1 _____________________________,
2_______________________________.
40. _______________ копинг приводит к желаемому результату, который подкрепляется чувством компетентности и поощряет будущие копинг-попытки. __________________ копинг часто вызывает дополнительный стресс, приводит к чувству неудовлетворенности
41. Стрессоры подразделяют на _____________, затрагивающие жизненно важные и субъективно значимые цели, мнения, интересы и ________________, мало значимые и поэтому не оказывающие особого влияния.
Для долговременных эффектов значимы лишь _______________ стрессоры.
Тест №5
42. Эмоционально-ориентированные стратегии - _________________;
Когнитивные стратегии____________________________________________
Поведенческие стратегии________________________________________________
43. Механизмы защиты __________________________________________
44. ______________________________ стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
45. ______________________________стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной инфантильной оценкой происходящего.
46. Какие стратегии относятся к совладающими, а какие к защитным?
«поведение, направленное на достижение успеха", «размышление над ситуацией",
«поощрение себя»
«пассивные действия»,
«уклончивое поведение»,
«обесценивание значимости других»,
«жалобы на состояние здоровья».
47. Определите, какое понятие стресса разрабатывалось классическим, неклассическим и постнеклассическим способом мышления:
1) стресс – дезадаптивная поведенческая, эмоциональная реакция;
2) стресс – неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях;
3)стресс – субъективное состояние тревоги.
4) Стресс - психическое состояние, которое является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится.
5) Стресс - как особое переживание любого события, которое указывает, где и в чем можно искать смысл;
6) Стресс – как проявление самоорганизации человека в качестве открытой системы, как онтологическое явление, связанное со становлением многомерного мира человека.
48. Определите условия стрессоустойчивости, рассматриваемые на классическом, неклассическом и постнеклассическом этапах развития представлений о стрессе и стрессоустойчивости:
классический саморегуляция
неклассический самоорганизация
постнеклассический регуляция
49. Понятие «жизнестойкости» разрабатывалось в:
а) когнитивной психологии
б) субъектном подходе
в) психоанализе
г) позитивной психологии
50. Какие периоды становления сознания в онтогенезе являются сензитивными для образования компонентов жизнестойкости:
включенность смысловое сознание
контроль ценностное сознание
вызов предметное сознание
51. Первоначально понятие стресса возникло в ….. для обозначения …..реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Эта реакция по г. Селье называется «… … …».
52. В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех значениях (перечислите):
53. Что, по мнению автора, когнитивной теории стресса должно учитываться при анализе психологического стресса: (выбрать из вариантов):
А) только внешние наблюдаемые стрессовые реакции
Б) оценку угрозы
В) защитные процессы, связанные с внутренней психологической структурой личности.
Тест № 6
54. Неспецифическая реакция активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстресальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней определяется как эмоциональный стресс в
А) деятельностном подходе
Б) ситуационном подходе
В) культурно-историческом подходе
55. С позиции представлений о функции психики как отражении психологический стресс рассматривается как особое психическое состояние, являющееся своеобразной формой …. Субъектом сложной, экстресальной ситуации, в которой он н6аходится. Где специфика отражения обусловливается процессами …, особенности которых в значительной степени определяются ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.
56. С позиции представлений о функции психики как порождении психологической реальности стресс может рассматриваться…….
57. Наенко Н.И. выделяет два вида психической напряженности:…………..
58. Вид психической напряженности, связанный с процессуальным мотивом деятельности называется ……., Вид психической напряженности, связанный с мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью, называется ………….
59. Правомерность использования термина «психологический стресс» определяется тем, что первичным пусковым (причинным) фактором, определяющим последующее развитие эмоциональных реакций является ……., возникающее у данного индивида в ответ на воздействие.
60. Для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги Ч. Спилбергер предложил использовать термины «……» и «……».
61. Для обозначея условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью опасности Спилбергер использует термин «……..».
62. Для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него Спилбергер использует термин «….».
63. Перечислите, встречающиеся в литературе виды стресса……………………
64. Понятие эмоционального стресса разрабатывалось следующими исследователями:
А) Наенко Н.И.
Б) Китаев-Смык Л.А.
В)Щербатых Ю.В.
65. В транскоммуникативном подходе В.И. Кабрина в основе стрессоустойчивости:
А) творчество, ориентированное на трансформацию стресса в эустресс
Б) эмоциональная и психическая устойчивость
В) саморегуляция состояния.
Тест № 7.
Стресс - это ____________________________________________________
1. Основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды заключалась в _______________________________________________________________
2. С сердечно-сосудистой системой человека во время стресса происходит ______________________________________________________________
3. Значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций заключается в ________________________________________________________________
4. Основные отличия психологического стресса от стресса биологического________________________________________________
5. Эустресс – это _________________________________________________
6. Начальный стресс может принимать форму дистресса в случаях________________________________________________________
Выберите правильный вариант ответа
8. Стресс начинается со стадии
а) адаптации;
б) тревоги;
в) резистентности;
г) истощения.
9. Наиболее важную роль в формировании ответных
реакций организма во время стресса играют железы
а) щитовидная железа;
б) поджелудочная железа;
в) мозговое вещество надпочечников;
г) корковое вещество надпочечников.
10. Способствует переходу стресса в дистресс
а) положительный эмоциональный фон;
б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;
в) опыт решения подобных проблем в прошлом;
г) негативный прогноз на будущее.
11. Способствует переходу стресса в эустресс
а) чрезмерная сила стресса;
б) большая продолжительность стрессорного воздействия;
в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
г) недостаток нужной информации.
12. У биологического и психологического стресса общее
а) участие гормонов надпочечников;
б) преимущественное влияние на социальный статус человека;
в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;
г) «размытые» временные рамки.
13. Примером «психологического» стресса является
а) воспалительная реакция после ожога;
б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;
в) повышение артериального давления после семейной ссоры;
г) травма, связанная с падением.
Тест №8
1. Четыре возможные формы проявления стресса__________________________
2. Поведенческие нарушения при стрессе проявляются в __________________
Выберите правильный вариант ответа
3. Нарушение концентрации внимания относится к _____ форме проявления стресса
а) к поведенческой;
б) к эмоциональной;
в) к интеллектуальной;
г) к физиологической.
4. Головная боль относится к _____ форме проявления стресса
а) к поведенческой;
б) к эмоциональной;
в) к интеллектуальной;
г) к физиологической.
5. Снижение самооценки при психологическом стрессе относится к
а) изменению обшего эмоционального фона;
б) выраженным негативным эмоциональным реакциям;
в) изменениям в характере;
г) невротическим состояниям.
6. Показатель 57 баллов по методике Ч.Спилбергера относятся к _____ уровню ситуативной тревожности
а) к низкому;
б) к среднему;
в) к высокому;
г) к сверхвысокому.
7. Не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса
а) мысли;
б) действия;
в) чувства;
г) последствия.
Тест № 9.
1. Стадиями развития стресса, согласно концепции Ганса Селье являются ________________________________________________________________
2. Характер влияния стресса на человека больше всего зависит от следующих трех факторов ___________________________________________________
3. Тип высшей нервной деятельности человека влияет на характер стресса тем, что _________________________________________________________
4. Когнитивные факторы, влияющие на уровень стресса___________________
5. Основными психосоматическими заболеваниями, наиболее часто возникающие после переживания человеком сильного стресса являются ________________________________________________________________
6. Клиническими симптомами посттравматического стрессового расстройства являются ____________________________________________
Выберите правильный вариант ответа
7. Переход стресса в болезнь наиболее вероятен на стадии
а) тревоги;
б) адаптации;
в) истошения;
г) на любой из перечисленных.
8. Наиболее вреден для организма человека (при прочих
равных особенностях) следующий характер стресса
а) слабый и короткий;
б) слабый и длительный;
в) сильный и короткий.
9. Больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека следующие врожденные факторы / события первых лет жизни:
а) уровень самооценки;
б) характер человека;
в) направленность психики;
г) характер протекания беременности у матери.
10. К когнитивным факторам, влияющим на развитие стресса, относится:
а) тип высшей нервной деятельности;
б) родительские сценарии;
в) условия труда;
г) прогноз будущего.
11. К социальным факторам, влияющим на развитие стресса, не относится
а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);
б) общественный статус;
в) условия труда;
г) установки и ценности человека.
12. Позже всего формируется элемент, влияющий на развитие стресса
а) наследственные особенности стрессоустойчивости;
б) характер протекания беременности у матери;
в) черты личности;
г) ранний детский опыт;
г) тип высшей нервной деятельности.
13. Люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу) - это
а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые;
б) аккуратные и добродушные;
в) спокойные и рассудительные;
г) быстро принимающие решения и не стремящиеся к карьерному росту.
14. На уровень сензитивности человека напрямую не влияет
а) чувствительность рецепторов;
б) тип высшей нервной деятельности;
в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга;
г) особенность процессов мышления;
д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.
15. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защитных сил организма и срыва работы органов по принципу «слабого звена»
после
а) стресса;
б) внутреннего конфликта;
в) депрессии.
16. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является причиной ПТСР в рамках:
а) физиологической концепции;
б) биохимической концепции;
в) психоаналитической концепции;
г) когнитивной концепции;
д) информационной концепции?
Тест № 10.
1. Житейскими методами снятия стресса, являются ______________________
2. Физиологические методы снятия стресса _____________________________
3. Организационные методы, которые применяются в психологии труда и инженерной психологии для уменьшения уровня профессионального стресса – это ____________________________________________________
4. Сущность аутогенной тренировки состоит в _________________________
5. Уникальные особенности дыхания в плане саморегуляции и антистрессорного воздействия состоят в _____________________________
Выберите правильный вариант ответа
6. Аутотренинг относится к _______ группе антистрессорного воздействия
а) к физической;
б) к физиологической;
в) к биохимической;
г) к психологической.
7. Алкоголь относится к _______ группе антистрессорного воздействия
а) к физической;
б) к физиологической;
в) к биохимической;
г) к психологической.
8. Массаж относится к _______ группе антистрессорного воздействия
а) к физической;
б) к физиологической;
в) к биохимической;
г) к психологической.
9. Биологическая обратная связь относится к
а) к методам самопомощи;
б) к методам, требуюшим участия другого человека;
в) к техническим методам.
10. Основатель аутогенной тренировки
а) И. Шульц;
б) У. Джеймс;
в) А. Ромен;
г) Э. Джекобсон.
11. На совершенствовании поведенческих навыков основан метод:
а) аутогенной тренировки;
б) медитации;
в) визуализации;
г) активное слушание.
Темы проблемно ориентированных докладов:
1. Применение трансспективного ананлиза к пониманию проблемы теоретического, терминологического и методического плюрализма в проблематике стресса.
2. Представления о стрессе и стрессоустойчивости с позиции принципов классической психологии (тенденции развития).
5. Проблема стресса и стрессоустойчивости в неклассической психологии.
6. Возможности постнеклассической психологии в понимании проблемы стресса.
7. Развитие и современное состояние представлений о стрессоустойчивости и совладающем поведении.
8. Методы психодиагностики и психокоррекции стресса с учетом методологических подходов к стрессу..
9. Профилактика дистрессов в различных методологических подходах к стрессу и совладанию.
10. Представить основные классификации копинг-стратегий, подобрать соответствующие им методики и выявить собственные особенности копинг-стратегий.
11. Самостоятельно осуществить в течение недели самонаблюдение и фиксацию автоматических мыслей, возникающих в стрессовых ситуациях, и определить характер их стрессогенности.
12. Продемонстрировать стратегию экстренной психологической помощи при острой реакции на стресс: шоке, плаче, истерике, замкнутости, треморе и т.д. с учетом возрастных, гендерных и культурных особенностей.
13. Основные теории профессионального стресса, условия и механизмы формирования профессионального стресса.
14. Гендерные, возрастные, культурные факторы в выявлении симптомов ПТСР, профилактика и психологическая помощь.