Глава 3. Психологические признаки достоверности СП малолетних и несовершеннолетних свидетелей и основы их допроса




в настоящее время многие авторы весьма осторожно относятся к компетенции эксперта-психолога, предпочитая говорить о «предметных видах СПЭ»54, разработанных М.М. Коченовым еще в 70-е годы, который к компетенции эксперта-психолога относил:

а) способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, с учетом их индивидуально-пс-их и возрастных особенностей, состояния умственного развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

б) способности потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;

в) способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;

г) наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта;

д) возможности возникновения различных психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т.п.);

е) наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству55

«Оценка показаний (их полноты, достоверности, соответствия другим материалам дела) является исключительной прерогативой судебно-следственных органов» … «экспертиза направлена исключительно на субъекта, дающего показания, а не на его показания».61

Оценка достоверности показаний несовершеннолетней.

Против достоверности говорят только отрицательные черты ее характера, такие как непрямолинейность и лживость.

За достоверность показаний говорят:

1.​ Отсутствие каких-либо нарушений в психических процессах;

2.​ Логичность и последовательность при изложении основных событий;

3.​ Убогость воображения и отсутствие склонности к фантазированию. В результате даже тогда, когда лжет, она не изобретает новые ситуации, а только частично искажает, изменяет те показания, которые уже давала прежде. При этом наивность и примитивизм обуславливает то, что эта ложь весьма заметна и выделяется на общем фоне.

Приведем выдержки из других заключений экспертизы, также демонстрирующих общие принципы оценки показаний несовершеннолетних.

«1. Показания П. представляют собой последовательное целое.

2. Содержание показаний не полностью совпадает с показаниями, данными на следствии. Они более скудны, в них не хватает ряда подробностей, хотя и сохраняется суть происшествия.

3. Изменения, заключающиеся в том, что показания стали более скудными, можно объяснить обычным забыванием подробностей происшествия.

4. Изменения показаний соответствуют и установленному психологическим исследованием отсутствию у ребенка выраженной склонности к фантазированию.

5. Поведение при проведении психологического исследования и характер дачи показаний говорит против воздействия окружающих на ребенка.

Представляется очевидным, что психологический анализ показаний может быть весьма полезными для последующей оценки достоверности показаний следователем и судьей. Поэтому мы считаем, что к компетенции эксперта-психолога относится не только решение вопроса о принципиальной способности свидетеля правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания, но и исследование пс-их признаков достоверности самих показаний, а также предложить некоторые подходы к их оценке с этой точки зрения

Элементы вероятности того, что данное показание соответствует действительности, по Лапласу слагаются: 1) из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель; 2) из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

·​ свидетель не ошибается и не лжет;

·​ свидетель не лжет, но ошибается;

·​ свидетель не ошибается, но лжет;

·​ свидетель и лжет, и ошибается»69.

Ложь, целиком состоящая из вымысла, встречается редко. Обычно лжец по-своему обрабатывает правду, искажая ее. Соответственно и ложные показания чаще всего не являются сплошным вымыслом; такой свидетель отталкивается от подлинных событий, искажая их лишь в той части, правдивое освещение которой необходимо по тем или иным соображениям для допрашиваемого.

Искажение обстоятельств дела в показаниях недобросовестного свидетеля чаще всего выступает в форме:

«умолчания, сокрытия, исключения из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных участвующих лиц;

дополнения описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска;

перестановки и смещения в описании отдельных фрагментов событий по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п.

замены отдельных элементов событий иными вымышленными обстоятельствами и деталями».71

Оценка показаний свидетеля с точки зрения их «психологической достоверности» определяется: а) способностью свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания; б) желанием и стремлением давать правдивые показания; в) отсутствием ситуации неумышленного случайного введения следствия в заблуждение.

Показания детей и подростков имеют свою специфику. Ребенок может быть уверен, что говорит правду, хотя его показания объективно не соответствуют действительности, т.к. он может смешивать представления своей фантазии с реальностью, особенно когда эти представления связаны с сильными эмоциональными переживаниями. И таким образом то, что ребенок слышал от других людей, может превращаться в воспоминания якобы пережитого им самим.

Обычно несовершеннолетних свидетелей допрашивают об обстоятельствах преступления неоднократно (не говоря о том, что нередко им приходится рассказывать об этом событии родителям, друзьям и пр.) Для анализа и оценки показаний психологу необходима не краткая запись, а дословный протокол, а еще лучше − запись на диктофон, что позволит эксперту проанализировать не только суть показаний, но и интонации, манеру говорить, тон и пр. Анализ диктофонной записи показаний позволит учесть и настроение свидетеля во время дачи показаний: оно должно быть адекватно происшедшему, интенсивности пережитого, времени, прошедшем после происшествия (эмоциональные переживания заметно снижаются в связи с многократным повторением рассказа). Важно учитывать и эмоциональное отношение ребенка к преступнику (в случае, если это знакомое лицо, родственник и пр.).

При заученных показаниях несовершеннолетний, описывая происшествие, старается показать себя в наиболее выгодном свете. Свидетель по-новому изображает целые эпизоды, количество подробностей нередко увеличивается, а не уменьшается, они приукрашиваются деталями, которые с большой вероятностью были бы забыты при реальных обстоятельствах.

Описания, основанные на наблюдениях действительных событий, часто отличаются от вымышленных прежде всего богатством деталей, но решающее различие заключается в специфическом характере этих деталей. В первом случае наблюдается большое число подробностей, относящихся к главному содержанию происшествия, они связаны с эмоциональными переживаниями наблюдателя в момент события. Эти детали, без какой-либо потери, можно изъять из описания события. Надуманные сообщения обычно не имеют такого «личностного» характера; здесь детали призваны создавать убедительную картину того, что никогда не происходило.

Вызывают сомнения изменения в показаниях, затрагивающие суть происшествия или тех переживаний, которые при первоначальных допросах сопровождались повышенной аффектацией и поэтому должны были запечатлеться в памяти.

При оценке показаний ребенка необходимо иметь в виду, что внезапное грубое нападение со стороны взрослого могло вызвать у него состояние аффекта страха, что способствует снижению возможности правильного восприятия и запоминания деталей события.

В принципе, чем менее вероятно то или иное обстоятельство, тем менее вероятна и возможность того, что оно было сознательно выдумано или же в отношении него свидетель добросовестно заблуждается.

Таким образом, основанием для назначения психологической экспертизы, могут служить особенности формы и содержания самих показаний, в частности:

- принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля с другими материалами дела;

- внутренняя противоречивость показаний или существенное изменение их от допроса к допросу, появление большого числа новых деталей, так называемое «приукрашивание показаний»;

- слишком общий характер сообщаемой информации, отсутствие конкретных деталей в описании внешнего вида, состояния преступника, собственных переживаний;

- заученность, застывшая форма показаний, отсутствие какой-либо вариативности;

- повышенная точность в описании деталей; оперирование ребенком понятиями, не свойственными его возрасту (скорость, время); употребление усложненных языковых оборотов, специальных терминов, штампов деловой речи;

- необычное поведение ребенка при допросе, повышенная речевая активность, подчеркивание своей осведомленности, агрессивность, отказ от дачи показаний или их изменение без видимых причин, некритичность в оценке своих возможностей.76

Обобщая сказанное, выделим некоторые наиболее существенные признаки, ориентиры для оценки экспертом наличия или отсутствия психологической достоверности показаний.

Психологические признаки достоверности показаний:

·​ конкретность, внутреннее соответствие и логичность описания события;

·​ большое количество подробностей, особенно тех, которые можно узнать лишь непосредственно;

·​ правильность описания отдельных деталей, связанных с второстепенными обстоятельствами;

·​ описание основного события в ходе различных допросов без изменений (второстепенные подробности запоминаются хуже, поэтому в показаниях относительно конкретных деталей события возможно присутствие противоречий);

·​ наличие достаточно реалистичных и правдоподобных описаний подготовительных действий преступника, его последующих действий, высказываний, помех в процессе совершения преступления;

·​ описание специфических отклонений, половых извращений (в особенности, если свидетель не обладает соответствующим опытом, и другие источники подобных сведений маловероятны);

·​ описание такого по характеру события, которое несовершеннолетний, в силу своего развития и жизненного опыта, в принципе не способен придумать и которое зачастую не может объяснить;

·​ увязывание содержания показаний с общей ситуацией − в случае, если сексуальные действия производились неоднократно;

·​ негативная нравственная оценка поведения преступника;

·​ указание свидетелем на факты, смягчающие вину обвиняемого или частично оправдывающие его;

·​ подробное описание психического состояния преступника (как он дышал, стонал, смотрел на жертву и пр.); описание собственного психического состояния (страх, любопытство, стыд, напряжение и пр.);

·​ описание сексуальных ощущений, пережитых при совершении преступления (боль, щекотка, возбуждение «странное ощущение» и пр.);

·​ особенности личности: устойчивость к внушению, уравновешенность, отсутствие склонности к фантазированию, лживости, внушаемости;

·​ способность детально и полно описать событие, действия людей и пр.

Психологические признаки недостоверности показаний:

·​ неспособность к восприятию, точному наблюдению и описанию действий другого лица;

·​ плохая память, недостаточная способность выражать свои мысли и переживания;

·​ наивность; склонность к фантазированию, внушаемости, хвастовству; лживость; отсутствие стыдливости при описании события; наличие мотивов сознательной лжи – из страха, мести и пр.

·​ повышенный интерес к сексуальной стороне жизни; активное или провокационное поведение в области половых отношений и др. ёёёёёёёёёёёёёёёёёё

Важное значение речи свидетелей придавал А.Ф. Кони. Для суда важно не только то, что показывает свидетель, но и как он показывает, важно не то, что видел или слышал какой-то отвлеченный человек, а нужно свидетельство определенной личности, с присущими ей свойствами и своеобразностью. Вот почему особенности речи, стиля и сама манера свидетеля выражаться должны останавливать на себе вдумчивое внимание судьи».85

Выражение лица, мимика с большей или меньшей полнотой передают как временные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности. Поэтому лицо свидетеля должно быть одним из главных объектов наблюдения. Неадекватность мимики (например, улыбка при рассказе о печальных или страшных событиях) свидетельствует о неуверенности, отсутствии твердой внутренней позиции или желании скрыть свое подлинное отношение к происходящему. Бледность невыразительность мимики часто наблюдается при депрессивных состояниях, подавленности. Оформление внешности (одежда, украшения, прическа) отражают образ жизни человека, отношение к своей персоне, эстетические представления.

Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, обусловленную: а) особым установленным законом порядком допроса; б) психологическими особенностями; в) вытекающими из вышеуказанного приемами допроса, обеспечивающими получение достоверных показаний.

Уголовно-процессуальный закон (ст.191, 280 УПК РФ) предусматривает, что допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога. При допросе вправе присутствовать его законный представитель. Несовершеннолетние свидетели не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным свидетелям их процессуальных прав, им указывается на необходимость говорить правду.

В качестве педагога может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием, работающий по специальности. По роду занятий он должен заниматься обучением и воспитанием несовершеннолетних того же возраста, что и допрашиваемый.

В литературе приводятся следующие рекомендации по организации этапов взаимодействия следователя и педагога.

·​ при выборе специалиста необходимо учитывать то, что знакомый ребенку педагог должен быть приятен ему или эмоционально нейтрален;

·​ при подготовке к допросу следователь должен сообщить педагогу о сути уголовного дела; об установленных по материалам дела пс-их особенностях несовершеннолетнего; о чем предполагается допрашивать ребенка; какая конкретно помощь специалиста может потребоваться во время допроса (в установлении эмоционального контакта с ребенком, определении длительности допроса, необходимости перерывов, постановке наиболее сложных вопросов и пр.);

·​ знакомство (если ранее не были знакомы) и беседа специалиста с ребенком для определения индивидуально-пс-их особенностей и установления контакта между педагогом и ребенком;

·​ обсуждение с педагогом результатов беседы и уточнение формы предполагаемых вопросов, с учетом всей совокупности сведений о ребенке;

·​ допрос ребенка с участием педагога;

·​ беседа с педагогом как консультантом о его впечатлениях об уровне развития и поведении ребенка, пс-их особенностях и т.д. Эти данные в дальнейшем могут иметь значение при решении вопроса о проведении СПЭ, учтены при оценке сведений, полученных в результате допроса несовершеннолетнего.86

На формирование показаний детей дошкольного возраста большое влияние оказывают окружающие. Малолетние не в состоянии критически отнестись к мнениям, высказываниям взрослых и нередко воспринимают их как «истину в последней инстанции». Под влиянием внушения такой ребенок может подменять рассказ о виденном передачей мнения взрослых, обсуждавших в его присутствии предмет допроса.

При допросе младших школьников (от 7 до 11 лет) должно быть учтено их более осмысленное мышление, более четкое и точное восприятие фактов. Способность восприятия внешних впечатлений значительно улучшается. Детей этого возраста отличает выдумка, склонность к фантазированию, поскольку ряд жизненный представлений еще не приняли у них ясных объективных очертаний. Отсеять из показаний то, что вызвано внушением, выдумкой или фантазией иногда бывает трудно, так как ребенок нередко бывает искренне убежден в том, что он излагает действительные факты.

Иными являются психологические особенности, подлежащие учету при допросе несовершеннолетних от 12 до 18 лет87. При допросе приходится учитывать стремление подростка подчеркивать свое собственное достоинство, проявления самоуверенности и его стремление любым путем обращать на себя внимание. На показания подростка также влияет внушение со стороны окружающих, сверстников, самого следователя. Стремление понравиться, угодить допрашивающему может приводить к тому, что несовершеннолетний будет стремиться угадать желательные ответы и не говорить о том, что «не нравится» следователю.

Общая стратегия оценки показаний свидетеля включает три последовательные этапа:

- установить способность правильно воспринимать факты и обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Это предполагает оценку способности свидетеля к неискаженному и по возможности полному восприятию и сохранению в памяти пережитых событий и достаточно правильному воспроизведению того, о чем он вспоминает в момент допроса;

- изучить особенности личности свидетеля, склонности к внушаемости, фантазированию и пр.;

- оценить содержание показания и проверить, насколько оно свободно от внутренних противоречий и в какой степени связано с жизненным опытом и другими доказательствами, имеющимися по делу

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел все более широкое применение находят знания, накопленные в различных областях науки и техники. Не является исключением в этом отношении и психология, тем более что осуществление судопроизводства не возможно без решения множества вопросов психологического содержания.

Психологические знания могут использоваться практическими работниками в форме специальных познаний, применение которых строго регламентировано уголовно-процессуальным законом, или сведений, имеющих психологическую природу, но адаптированных юриспруденцией и входящих в комплекс профессиональных знаний юристов. Кроме того, психологические знания, преимущественно вспомогательного характера, могут быть получены внепроцессуальным путем в виде консультаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: