Наиболее эффективный юридический механизм действий в условиях существования нормативных противоречий в правовых системах – разрешение юридических коллизий:
преодоление коллизий (коллизия остается, применяется определенное правило - коллизионная норма, которая позволяет определить способ действия в конкретной ситуации);
Устранение коллизий (ликвидация коллизии субъектом нормотворческой деятельности путем урегулирования общественных отношений унифицированным способом).
Взаимодействие правовых систем: взаимное влияние нормативных правовых актов.
Наиболее сильное правовое "взаимовлияние" наблюдается в рамках правовых семей, а также правовых массивов межгосударственных объединений (например, сходство основных институтов, конституций государств СНГ объясняется их согласованным политико-правовым курсом и общностью правовых истоков). Однако такое влияние может быть ощутимо и в приграничных государствах, которые подчас объединены общей исторической судьбой (например, в Швеции, Норвегии и Дании действуют либо единые, либо весьма сходные законы в области торговли, судоходства, финансовых операций).
Подготовка и принятие близких по предмету и методам правового регулирования актов не должна вести к прямому подражанию и копированию "чужих юридических текстов", с одной стороны, и к давлению на правотворчество иностранного государства – с другой.
22. Основные направления согласованного развития правовых систем:
1) сближение законодательства;
2) гармонизация законодательства;
3) принятие модельных законодательных актов;
4) унификация законодательства.
Сближение и гармонизация законодательства.
Сближение законодательства – общие направления развития правового регулирования той или иной области общественны отношений (определяются общие направления, этапы сближения, способы сближения и т.п.).
Гармонизация законодательства – согласование общих подходов, концепция развития законодательства (вырабатываются принципы правового регулирования, принимаются программные документы).
Модельные законодательные акты.
Модельный нормативный (законодательный) акт – это акт рекомендательного характера, принимаемый международной организацией либо законодательным органом федеративного государства в целях унификации законодательства различных государств либо субъектов федерации
Такой акт является ориентиром, образцом для будущих законодательных решений, которые получают юридическую силу в границах конкретного государства после принятия национальным парламентом.
Унификация законодательства.
Унификация законодательства – процесс создания единообразных, одинаковых норм, направленных на решение одних и тех же задач, посредством заключения международных договоров. В редких случаях является следствием целостной рецепции действующих в зарубежных странах нормативных правовых актов.
Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи.
- ускоренное экономическое развитие западноевропейских государств и потребность в разрушении существующих социальных структур;
- перестройка церкви, усиление власти ее главы и создание жесткой иерархии, включающей в себя католическое духовенство всей Западной Европы;
- реформационные процессы в системе светской власти: расширение и усиление светской власти, ее централизация;
- резкое столкновение светской власти и церкви;
Общее и особенное в национальных правовых системах государств романо-германской правовой семьи. Французская и германская правовые группы.
Общие черты:
- влияние римского частного права на формирование и становление романо-германской правовой семьи;
- доктринальность и концептуальность права;
- характер правовой нормы, которая воспринимается как писаное правило поведения всеобщего характера, адресованная неопределенному кругу лиц;
- особая значимость закона в системе источников права;
- выраженный кодифицированный характер;
- ярко выраженный характер деления права на частное и публичное;
- иные специфические черты романо-германского права (четкое разделение коммерческого и гражданского права, приоритет материального права над процессуальным и др.).
Особенности французской (романской) правовой группы (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания): римское частное право принято со значительными изменениями; простые юридические конструкции; кодификация частно-правовых отраслей без особенной части.
Особенности германской правовой группы (ФРГ, Австрия, Швейцария): римское частное право реципировано в целостностном виде, без влияния национальных правовых традиций; склонность к сложным теоретическим конструкциям и предельно общим категориям; кодификация; кодификация частно-правовых отраслей с выделением общей части.