- стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении;
- в Англии не произошло той рецепции римского права, которая охватила другие западноевропейские страны: был заимствован только образ юридического мышления и отдельные элементы юридической техники;
- не свойственна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие, более весомы правовые институты;
- не характерна кодификация, для систематизации нормативного массива используется консолидация;
- прецедент в отличие от судебной практики (суммарного результата рассмотрения конкретных дел), создается отдельно вынесенным судебным решением, которое вправе принимать лишь высшие судебные инстанции;
Возникновение американского права и особенности правовой системы США.
- развитие правовой системы США стало следствием объединения автономных систем права различных колоний, а не широкая рецепция английского права, поэтому отсутствует монолитность (50+1 формально автономная правовая система);
- федеративное устройство США стало следствием появления системы федерального общего права (сформировано политическими условиями: война Севера и Юга, борьба за независимость и т.д.), изначально чуждого системе английского права.
Особенности правовых систем Австралии, Новой Зеландии и Канады.
- более длительное влияние английского права (в сравнении с США), которое имело прямое действие на территории этих стран;
- не только заимствование принципа прецедента, но и укоренение английского общего права в национальных правовых системах;
- принцип «убедительного прецедента»: судебное решение, утвержденное в одной судебной иерархии обязательным прецедентом, может показаться столь убедительным для суда другой судебной иерархии (в том числе другой страны), что суд может принять свое решение на его основе и иностранный прецедент, таким образом, станет источником права страны суда;
|
- конкурирующее влияние американского права (особенно усилившееся после Первой мировой войны).
Сущностные особенности мусульманского права. Мусульманское право и ислам: взаимосвязь и основания разграничения.
Сущностные особенности мусульманского права:
- религиозное происхождение («божественная природа»);
- тесная связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.
Юридические и религиозные нормы ислама имеют одни источники, сходную структуру и в значительной мере совпадающий механизм действия.
Не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме или системе чисто религиозных нормативных предписаний.
Все сформулированные Кораном и сунной правила поведения выступают религиозными, а не правовыми нормами. Они составляют неотъемлемую часть ислама как религии и обеспечены религиозными санкциями.
Нормы мусульманского права включают несколько разновидностей норм:
1) правила поведения, поддерживаемые чисто религиозными санкциями, сводящимися к наказанию их нарушителей в потустороннем мире (например, «геенна огненная» грозит отступникам от ислама);
2) нормы, обеспечиваемые религиозной санкцией, применяемой в земной жизни (например, наказание неумышленного убийства религиозным искуплением — обязательным соблюдением поста в течение определенного срока);
|
3) правила поведения, гарантированные «земной» ответственностью, не имеющей прямой связи с религиозной совестью нарушителя и по своему содержанию совпадающей с общепринятыми видами юридических санкций (применение за прелюбодеяние телесного наказания);
Нормы, нарушение которых влечет как чисто религиозную, «божественную», кару, так и «земную» ответственность (например, лицо, совершившее умышленное убийство, «попадает в геенну», а до этого подлежит смертной казни).
Источники мусульманского права.
Религиозно-правовые:
- Коран,
- Сунна (религиозное толкование Корана).
Обычно-правовые источники:
- Иджма и Кийас (доктринально-толковательные источники),
- обычай.
Законодательные.
47. Структура (система) мусульманского права:
1) религиозная догматика;
2) мусульманская мораль и этика;
3) правила выполнения определенных религиозных (культовых) обязанностей;
Правила поведения людей (мусульман друг с другом и не-мусульманами).