Введение
Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводится только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижения всех целей обучения.
Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание программы, далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.[1]
Современные исследования показывают, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей учащихся. Тогда, вероятно, получение знаний не должно стать самоцелью. Наличие знаний – это основа для дальнейшего развития личности. Знания необходимы для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, что ставит перед преподавателем проблему развития умений и навыков.
Одним из важных условий развития умений является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это возможно достигнуть путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны преподавателя деятельностью учащихся, заменой подробных инструкций вопросами и заданиями разного уровня сложности.
Развитие умений у учащихся важно вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышлением учащихся, а, наоборот, подводили учеников непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. Тогда сам процесс развития умений у учащихся можно рассматривать как способ достижения конечной цели – формирование творческой личности. При этом высокий уровень развития умений должен быть основой для развития творческих способностей личности.
|
Модульно-блочное обучение может способствовать формированию самостоятельного, творческого мышления учащихся.[1]
Модульно-блочные технологии обучения
Сущность модульно-блочного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.[2]
Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъективную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы обучения учителя и ученика. Программа состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Учебное занятие – это способ организации учебного процесса, в основе которого, прежде всего, предусматривается наиболее благоприятный режим для организации собственной познавательной деятельности школьников. [3]
|
Особенности учебного занятия:
1). Продолжительность занятия определяется учителем.
2). Существенное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
3). Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, отбора базовых знаний и четкости в изложении.
4). Самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащегося, согласуемой с учителем.
5). Должен быть обеспечен постепенный и последовательный переход на субъективные отношения, реальные отношения сотрудничества между учителем и учащимися, которые можно создать в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении.
6). Изменение поведенческого стиля учителя, выполнение им роли координатора учебных действий.
Типовая схема учебного занятия
Основные этапы:
1. Проверка итогов предыдущей работы.
2. Презентация нового материала.
3. Практика под руководством учителя. Независимая, самостоятельная практика обучаемых.
4. Самоконтроль и самооценка результатов работы.
5. Подведение итогов занятия.
6. Определение домашнего задания.
7. Специальное повторение.
8. Контроль знаний учащихся.
I этап – проверка итогов предыдущей работы.
Главная задача – установить связь между обучением учителя и учением учащихся; обеспечить готовность учащихся к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.
|
Основные действия учителя на этом этапе:
· помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;
· организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
· создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.
В основе повторения – живой диалог, в ходе которого они свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.[2]
Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он использует в работе с учениками только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивное:
· похвалить ученика;
· направить, уточнить;
· заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
II этап – презентация нового материала.
В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал излагается укрупненными блоками, монолог включает в себя базовые знания и используется для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой, период времени.
Действия учителя на этом этапе работы:
1. Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы.
2. Систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить.
3. Поиск приемов, способствующих активизации освоения нового материала.
4. Стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения, к использованию примеров и аналогий, применению демонстраций, показу моделей и пр.
5. Готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
6. Использование научно достоверной информации в изложении нового материала.
Новый материал преподносится в форме лекции.
III этап – практика под руководством учителя.
Цель: установление “обратной связи” и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.
IV этап – независимая самостоятельная практика обучаемых.
· это групповая дискуссия по изучаемой проблеме.
· Роль учителя – “спикер”, организатор обмена мнениями.
В процессе организации независимой практики учитель:
· задает вопрос;
· переадресовывает его от одного учащегося к другому;
· резюмирует с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения.
Смысл независимой практики – основное содержание изученной части темы
ученики должны раскрыть самостоятельно.
Дискуссия может иметь разные цели, например:
· выявить точки зрения учащихся по определенному вопросу, собрать и обсудить различные мнения;
· принять групповое решение, помочь учащимся самостоятельно сформулировать выводы.
Групповая дискуссия – это ценнейший инструмент познания.
Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшее недопонимание. Именно эти наблюдения и позволят в дальнейшем точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.
Вывод: Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников по его осмыслению, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.
V этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.
В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом.
VI этап – подведение итогов учебного занятия.
Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.
VII этап – информация о домашнем задании.
Активная позиция учащихся на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время обучения. Объем домашнего задания в этом случае сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор.
Специальное повторение – главная задача – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.
Контроль усвоения знаний учащихся – выполняют различного вида тесты.