Проблемы теории познания




Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?» Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Методы теории познания

Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:

 

• объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;

• содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;

• главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;

• рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;

• мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);

• субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;

• рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;

• метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.

 

Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть. Все методы научного познания делятся на две больших группы:

 

Общенаучные методы. Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.

Частнонаучные методы. Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.

 

Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический. Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:

 

• Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.

• Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.

• Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.

• Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.

 

Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует. Главные методы теоретического познания:

 

Анализ, суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).

Синтез, суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.

 

Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.

 

Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.

Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.

 

Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.

 

Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.

Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.

 

Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:

 

Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.

Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.

Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.

 

Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.

 

Идеи философии Нового времени

Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:

▪ философского научного метода;

▪ методологии познания человеком внешнего мира;

▪ связи внешнего и внутреннего опыта.

Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.

Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.

12. Проблема бытия в философии.

Бытие – одна из основных категорий философии.Бытие является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий философии. Учение о бытие называется онтологией. Быть – значит существовать, наличествовать. Признак существования присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным явлениям. Категорией, противоположной бытию, является небытие. В древнекитайской философии (в даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем бытие. Бытие возникает из небытия. Небытие – как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде (виртуально) содержится возможное разнообразие мира. В западной философской традиции сформировалось иное понимание соотношения бытия и небытия. Если бытие – это нечто, то небытие – ничто. Например, в античной атомистике атомы существуют, а пустота не существует.

Современные представления о бытие отличаются сложностью и разнообразием. Бытие не ограничивается констатацией достаточно простого факта существования «здесь» и «теперь». Человеческий разум, преодолевая ограниченность чувственных констатаций относительно существования отдельных вещей, приходит к идее сохранения, пребывания. Отдельные вещи могут исчезнуть, перестать существовать, но это не означает их абсолютного исчезновения и уничтожения, а лишь переход в иную форму существования. Раздвигая пространственно-временные рамки бытия вещей, разум формирует более общую идею о существовании не только «здесь» и «теперь», но и «здесь» и «там», «теперь» и «потом», «теперь» и «раньше». Так формируется идея о достаточно длительном существовании в пространстве и времени мира в целом.

Согласно религиозно-философским концепциям, бытие не сводится к бытию мира, ибо есть еще бытие вне мира, бытие Бога. А мир был, есть и будет, но это бытие имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве, ибо само пространство и время возникают вместе с миром. Философы-материалисты, предельно расширяя сферу бытия мира, не оставляют места для бытия вне мира. Бытие мира, с философско-материалистических позиций, означает существование мира «здесь» и «везде», «теперь» и «всегда».

В рамках диалектико-материалистической концепции бытия, отрицающей существование божественной реальности, наряду с существованием объективной реальности – материи, существующей независимо от человеческого сознания, признается существование реальности субъективной – сознания. Причем эта субъективная реальность может существовать как в формах индивидуального сознания, так и в объективированных формах общественного сознания. Можно говорить о существовании как актуальном, так и потенциальном (существует реальная возможность, существует потенциальная опасность и т.п.).

Можно по-разному классифицировать формы бытия. Можно говорить о бытие вещей (в том числе и созданных человеком), бытии духовном, бытии человека, бытии социальном. А можно говорить о бытии неорганической природы, органической, бытии общества. Одним словом, возможны разные классификации, что отражает сложность проблемы бытия.

Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль еще в древности поставила вопрос о существовании непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Это первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, необусловленностью ничем другим. Субстанция – причина самой себя (Спиноза).

Философские учения, которые в качестве основы берут одну субстанцию, получили названия монистических, две – дуалистических, три и более – плюралистических. Если в основу кладется духовная субстанция (все остальное выступает как ее проявление, порождение и т.п.), то это идеалистический монизм, например, гегелевская философия. Если за основу берется материальная субстанция (материя), то это – материалистический монизм. Пример – диалектический материализм Маркса – Энгельса – Ленина.

 

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.

 

В современных условиях в связи с резким возрастанием значимости проблемы человеческого бытия границы между онтологией, гносеологией и антропологией становятся подвижными.

Примечательна в этом отношении феноменология Э. Гуссерля, положившего начало новому подходу к проблемам бытия. Он не ставит под сомнение существование реального мира, однако предметом философии объявляет содержание сознания. Философия трактуется им как наука о феноменах сознания. Одновременно феноменология выступает и против полного отделения объекта от субъекта. Важнейшим свойством сознания объявляется его направленность на предмет, т. е. интенциональность, и соотносительность того и другого. Согласно феноменологии подлинным бытием обладает в первую очередь «чистое сознание», которое абстрагируется и от феноменов сознания, и от предметного мира.

Под влиянием феноменологии на смену противопоставления бытия и небытия приходит проблема подлинного и неподлинного бытия. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в экзистенциализме. Его представители называют три основные категории: мир, бытие в мире, бытие. Человек занимает серединное положение. Вместе с тем человеческое бытие как бытие в мире представляет собой неразрывную связь мира и человека. Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции, которая не может быть, с точки зрения этого учения, выражена в понятиях, но всегда направлена на что-то другое: в религиозном экзистенциализме (К. Ясперс, Н.А. Бердяев) – на Бога, а у атеистов-экзистенциалистов (Ж. – П. Сартр, А. Камю) – к «ничто». Это говорит о признании как возможности выхода экзистенции за свои пределы, так и к осознанию ею своей конечности.

Достижения науки XX в. определяют направления дальнейшего развития философского учения о бытии. Современная наука считает, что Вселенная произошла в результате большого взрыва около 15–20 млрд лет назад. С точки зрения современных научных представлений, ранее все вещество нашей Вселенной находилось в особом состоянии, не подчиняющемся известным физическим законам, в состоянии «ничто». «Ничто» в данном случае отождествляется с физическим вакуумом, имеющим сложную структуру. Элементарные частицы, образующие в нашем мире вещество и антивещество, являются лишь возбужденными состояниями вакуума.


 

17. Категории диалектики, их сущность и значения

Философские категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Они позволяют в сжатом виде закрепить достигнутое знание и выработать эффективную стратегию дальнейшего познания и практической деятель-ности. Для диалектики характерно формирование «парных» категорий. Каждая пара характеризует действительность под определенным углом зрения. Отсюда возникает необходимость их взаимосвязи. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; часть и целое; единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

 

Сущность и явление выражают основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление взаимосвязаны. Сущность — это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление — это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явления человек познает опытным путем через органы чувств, сущность он может познать только с помощью разума.

Диалектическая взаимосвязь между сущностью и явлением:

• Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Явление не может существовать без сущности.

• Единство сущности и явления не означает их совпадения, тождественности. Сущность всегда скрыта за явлением.

• Явление более динамично и непостоянно, чем сущность, а сущность более устойчива, менее постоянна – она сохраняется во всех изменениях.

• Явление богаче, чем сущность

Содержание и форма. Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление. Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. Между формой и содержанием постоянно идет борьба. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую.

 

Часть и целое. Эти категории используют обычно для характеристики структурной организации вещей и явлений. Под частью понимается предмет, образующий другой предмет. Целое — то, что образовано из частей. Понятие части и целого относительны, т. к. каждое явление может выступать одновременно и целым и частью, например, человек и общество, учебный класс и школа и др.

Диалектическое взаимодействие между частью и целым

• При образовании целого возникает новое качество, которое не сводится к сумме свойств частей; тем не менее оно определяется частями – их количеством и определенным типом взаимодействия.

Причина и следствие. Причина — это явление, повлекшее за собой другое явление, либо изменившее его. Следствие — это результат действия причины. Одна и та же причина при разных условиях может вызывать различные следствия. Например, возрастание свободного времени может привести как к росту самообразования, так и к росту правонарушений. В свою очередь, одно и то же следствие может порождаться разными причинами, например, долголетие у разных народов. Знание причинно — следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Диалектическая взаимосвязь между причиной и следствием

• Причина во времени предшествует следствию. Следствие не возникает раньше действия причины. Но это не означает, что любое явление, которое предшествует последующему, находится с ним в причинной связи. Например, ночь предшествует утру, но она не является причиной утра.

• Причина при определенных условиях обязательно порождает следствие. Если возникает причина, неминуемо возникает и следствие.

• Причина и следствие взаимодействуют между собой. Например, идеи отражают бытие, но, возникнув, активно влияют на изменение общественного бытия через практическую деятельность людей.

• Одно и то же явление в одном отношении выступает как причина, а в другом – как следствие. Например, дождь – следствие определенных метеорологических условий, но сам он становится причиной большого урожая; урожай – причиной укрепления экономического могущества государства.

• На взаимодействие причины и следствия влияют соответствующие условия. Например, среди условий могут быть благоприятствующие возникновению следствия, а могут быть предотвращающие действие причины.

• Причину не следует отождествлять с поводом (это событие, которое непосредственно предшествует другому событию). Повод провоцирует действие, нежели создает его.

 

Необходимость и случайность — категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость — это явление, которое должно обязательно произойти, которое имеет глубокое основание, как в самом предмете, так и в окружающих условиях. Случайность — такое событие, которое необязательно состоится. Случайность рассматривают как способ превращения возможности в действительность. Необходимость определяется основными существенными причинами, а случайность — побочными, несущественными факторами.

Диалектическая взаимосвязь между необходимостью случайностью

• Случайность в ходе развития может превращаться в необходимость (например, закономерные признаки биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, затем на их основе формируются необходимые качества живого организма).

• Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей (например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели. Переплетение всех этих стремлений приводит к определенной линии развития).

 

Возможность и действительность — категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность — конкретное бытие отдельного предмета в конкретном пространстве и времени. Одна действительность – перетекает в другую и т.д.

Возможность и действительность выражают диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность — это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Это можно проиллюстрировать на примере «зерно — растение», где зерно является возможностью, а растение — действительностью.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное, отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает среди объектов определенного класса некоторые повторяющиеся свойства, которые и составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам вне зависимости от их принадлежности к какому — либо классу, являются всеобщими.

Таким образом, категории диалектики, во-первых, воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде; во-вторых, отражают основные этапы становления и развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности человека.

22. Общество и природа. Экологические и демографические факторы общественной жизни.

Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле – это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество – это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является.

Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции.

Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой.

В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы.

В -четвертых, как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития.

В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком.

в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия − климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов − оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.

 

Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется. Анализируя эту роль, К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: 1) естественные источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т. д.); 2) естественные богатства средств труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные ископаемые и т.п.). На ранних этапах развития человечества, когда производительные силы находились на низком уровне развития, люди в большей степени зависели от естественных источников средств существования. По мере же развития и совершенствования орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих естественных источников жизни ослабевает (хотя никогда не прекращается), одновременно возрастает роль естественных богатств средств труда.

Взаимодействуя с географической средой, обществов большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу, охватывающую не только неодушевленные предметы, созданные человеком, но также растения и животные, выведенные человеком благодаря искусственному отбору или созданные им путем генной инженерии. В связи с этим вместо понятия географической среды все чаще употребляется теперь более широкое понятие «окружающая среда», в содержание которого входит не только естественная, но и искусственно созданная людьми среда их обитания.

 

Вся жизнь и развитие человека протекают в определенной среде обитания, то есть во взаимодействующей с ним части природы. Характер и темпы воздействия человека на природу обусловливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологической и даже космической силы. При этом крайне важными становятся не только ближайшие последствия, но и дальние, трудно предвидимые, а зачастую и вообще непредвидимые результаты воздействия на окружающую среду.

В настоящее время можно констатировать, что вмешательство человека в природу зачастую приводит к нарушению естественного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке. Перед человечеством во весь рост встала и стала глобальной экологическая проблема. Суть ее в том, что нарушение естественного равновесия, отравление водных и воздушных ресурсов отходами производства и т. д. приняло угрожающие масштабы и становится опасным для здоровья и жизни человека.

Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, необходимейшим условием нормального функцио-нирования и развития общества является народонаселение, т.к. плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и др. факторы, которые несомненно оказывают большое влияние на на развитие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже считали эти факторы опре-деляющими общественную жизнь, отводя им прогрессивную или регрессивную роли развитии общества. Так, например, английский священник и экономист Мальтус открывший закон опережающего роста численности и плотности населения по отношению к росту необходимых для жизни людей материальных благ, полагал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству нищетой и бедностью. Выход он и его последо-ватели видят в оправдании различных способов сокращения населения, особенно в особо густонаселенных регионах, в том числе таких, как эпидемии, природные катастрофы (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны.

27. Общественное сознание, его уровни и формы.

Общественное сознание - отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания, кто является субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей (класс, национальность, государство, человечество). Однако, здесь конечно стоит помнить, что идеальный как мыслительный процесс не может быть присущ ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность. Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как, например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Однако, несмотря на все эти субъективные проявления, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от ее имени. Для того чтобы иметь представление о структуре общественного сознания, необходимо выделить элементы его структуры. Обычно выделяют следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическое сознание, правосознание, мораль (нравственность), религия, искусство (эстетическое сознание), наука и философия.

Формы:

• Экономическое сознание;

• Политическое сознание (это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств.)

• Правовое сознание (это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву.)

• Нравственное сознание (отражает отношения, существующие между людьми, и обязанности, вытекающие из этих отношений.)

• Эстетическое сознание (это совокупность идей и представлений, выражающих чувственное отношение человека к миру.)

• Религиозное сознание (это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: