Предложите алгоритм профориентационной работы с учащимся по данному направлению.




Задачи

К психологу школы на консультацию обратился учитель начальных классов, с запросом: ученица 2-го класса, невнимательна, имеет трудности в обучении.

Предложите схему диагностического обследования ребенка, перечислите методы и методики диагностики, с помощью которых вы будете проверять свои гипотезы.

К психологу на консультацию обратился классный руководитель 6-го класса с запросом: ученики данного класса имеют сложности во взаимоотношениях, повышенную конфликтность, трудности в общении друг с другом.

Предложите схему диагностического обследования класса, выделите гипотезы о причинах проблемы и методики диагностики, с помощью которых вы будете проверять свои гипотезы.

Вы – педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения. К Вам обратилась воспитатель старшей группы, с запросом: ребенок (Дима. 4г. 8м.), не соблюдает правила поведения в группе, обзывает воспитателя, бьет других детей. По совам воспитателя, родители также жалуются, что ребенок часто капризничает, не слушается ни маму, ни бабушку.

Сформулируйте рекомендации педагогам и родителям ребенка дошкольного возраста, склонного к проявлению агрессии. Определите основные этапы работы над проблемой.

 

К психологу обратился классный руководитель 7-го класса с запросом: ученики 7-го класса недружные, несплоченные, конфликтные; между ними часто возникают ссоры, драки, что осложняет организацию их совместной деятельности.

Подберите активные социально-психологические методы для решения этой проблемы, составьте план работы психолога.

К психологу обратился актив родительского комитета 9-го класса с запросом о развитии коммуникативной компетентности подростков.

Подберите активные социально-психологические методы для решения этой проблемы, составьте план работы психолога.

Ребенок 3-х лет проявляет непослушание, негативизм по отношению к матери, обзывает ее, кидает в нее предметы.

Проанализируйте возможные причины такого поведения. Дайте алгоритм решения проблемы в процессе консультирования.

 

Учащийся 9 класса с академической одаренностью, застенчивый, много читающий юноша, пришел к педагогу-психологу школы с запросом о помощи в определении будущего места обучения: "Я хочу пойти учиться на психолога, но не знаю что для этого надо, и сомневаюсь - получится ли у меня".

Какие профориентационные методы целесообразно использовать педагогу-психологу в данной ситуации. Предложите профессиограмму профессиональной деятельности психолога.

Обучающийся 10 класса пришел к педагогу-психологу с запросом о помощи в определении будущего места обучения. Старшеклассник хорошо успевает по математике, любит работать с компьютером.

Составьте программу оказания профориентационной поддержки старшекласснику в процессе выбора им профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Педагогу-психологу поступил запрос от администрации школы провести работу по активизации профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.

Предложите алгоритм профориентационной работы с учащимся по данному направлению.

Образовательная организация, представляющая собой массовую школу с количеством учащихся около одной тысячи человек, принимает на работу педагога-психолога. В процессе собеседования психологу сообщаются следующие характеристики организации:

- экспериментальные или инновационные программы в школе не реализуются, и в ближайшее время реализовываться не будут;

- в штатном расписании школы наличествует только одна ставка педагога – психолога;

- основным направлением работы психолога, по мнению администрации, должна быть работа с детьми, имеющими психологические трудности в обучении и воспитании;

- включение психолога в управляющую команду школы, занимающуюся организацией образовательной среды, не предусмотрено.

Сформулируйте цель деятельности психолога в данной образовательной организации. Какие концепции (модели) школьной психологической службы, возможно реализовать в данной образовательной организации. Какие виды деятельности психолога будут преобладать в условиях данной школы.

Педагог – психолог общеобразовательной школы определил следующее отношение родителей к мыслительной деятельности ученика 3-го класса: ребенку разрешено с определенными ограничения​ми действовать самостоятельно, что благоприятно воздействует на его мыслительную деятельность. При этом постоянные окрики, запреты не позволяют ребенку длительно сосредоточиться на чем-либо, что делает его сознание очень беспокойным, а мысли – скачущими с одного объекта на другой. Суетливость в действиях отражается на мыслительных операциях ребенка. Он быстро схватывает новую информацию, хорошо ее запоминает, но плохо воспроизводит и совсем затрудняется мыслить творчески, так как постоянно боится ошибиться. Большая внутренняя тревожность ребенка не позволяет ему размышлять над наблюдаемыми им явлениями окружающего мира.

Определите стиль семейного воспитания, который осуществляют родители в ситуации, основные характеристики данного стиля. Обоснуйте, как подобный стиль семейного воспитания влияет на формирование личности ребёнка. Какие возможные черты личности ребёнка могут сформироваться при данном стиле воспитания.

 

Педагог – психолог общеобразовательной школы определил следующее отношение родителей к мыслительной деятельности ученика 3-го класса: ребенку разрешено с определенными ограничениями действовать самостоятельно, что благоприятно воздействует на его мыслительную деятельность. При этом постоянные окрики, запреты не позволяют ребенку длительно сосредоточиться на чем-либо, что делает его сознание очень беспокойным, а мысли – скачущими с одного объекта на другой. Суетливость в действиях отражается на мыслительных операциях ребенка. Он быстро схватывает новую информацию, хорошо ее запоминает, но плохо воспроизводит и совсем затрудняется мыслить творчески, так как постоянно боится ошибиться. Большая внутренняя тревожность ребенка не позволяет ему размышлять над наблюдаемыми им явлениями окружающего мира.

Представьте, что учитель этого ребёнка пришёл на консультацию к школьному психологу. С какими вопросами, на Ваш взгляд, он мог бы обратиться. Опишите общую стратегию психолого-педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, которая должна быть заложена в индивидуальный учебный план ребёнка, обладающего вышеописанными особенностями.

Группа старших подростков не вошла в число победителей конкурса проектов.

Какие психолого-педагогические цели на этом этапе работы Вы как куратор этой проектной группы поставите в этом случае, и какими способами будете их достигать.

 

Выберите одну-две профессиональные компетентности (ПК) (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по профилю подготовки и Профессиональному стандарту педагога-психолога), проанализируйте уровень их развития у себя, обоснуйте свою точку зрения.

Опишите параметры деятельности педагога-психолога для осуществления профессиональной рефлексии (самоанализа, самооценивания).

У ученицы 3 класса с первых дней обучения до момента обращения наблюдается следующее проявления. На уроке постоянно игнорирует обращения учителя, отказывается выходить к доске, при ответе с места затягивает процесс ответа, выдерживает долгие паузы, момент перехода к новому упражнению или задаче затруднён и часто очень длителен, за урок успевает выполнить меньший объем заданий. Успеваемость слабая по всем предметам. В общественной жизни класса не принимает участие. Друзей в школе нет, в контакт с детьми вступает с нежеланием, на перемене чаще всего сидит за партой. На замечания со стороны учителя реагирует настороженно. Положительная оценка или похвала вызывают позитивную реакцию только в личном контакте с учителем, публичное внимание вызывает страх. Обучается в музыкальной школе, успешна. В семье активна, легко общается, много читает и пересказывает родителям, сочиняет музыку и рассказы.

Выделите в предложенной задаче направления психодиагностики, сформулируйте предполагаемые проблемы возрастного развития ребенка младшего школьного возраста.

 

Девочка 8 лет, ученица второго класса показывает среднюю успеваемость, трудности произвольной регуляции и самоконтроля, отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой деятельности. Школу посещает с удовольствием.

Выделите принципы, подходы, способы и методы коррекции развития ребенка младшего школьного возраста, исходя из заявленной проблемы. Обоснуйте их целесообразность и эффективность, а также основные направления взаимодействия с педагогами родителями.

Подросток, девушка 16 лет тайно влюблена в учителя мужского пола среднего возраста. Жалуется на ощущения безнадёжности, угасание интереса к жизни. С началом обучения в средней школе отличалась большим количеством разнообразных увлечений, но интерес быстро угасал, занятие забрасывалось. В общественных делах, в учебе проявляет инициативу, берет на себя обязательства, но выполняет с низким качеством и не в срок. Со сверстниками контактна, но чаще предпочитает общение с учителями по любому поводу. В семье присутствует эмоциональная холодность и диктат со стороны матери, но эмоциональная близость с бабушкой.

Выделите направления психодиагностики, сформулируйте предполагаемые проблемы возрастного развития подростка, предложите схему диагностического обследования согласно заявленной проблеме, набор диагностических методов и методик, обоснуйте целесообразность применения. Предположите возможные варианты психологического заключения о соответствии возрастному развитию.

Подросток 16 лет. Проблемы формирования «Я-концепции», чрезмерное увлечение компьютерными играми, безынициативен, отказывается от общения со сверстниками, низкая самооценка, но при этом исполнителен, успешен в школьном обучении и в музыкальной школе.

Выделите принципы, подходы, способы и методы коррекции развития подростка исходя из заявленной проблемы. Обоснуйте их целесообразность эффективность, а также основные направления взаимодействия с педагогами и родителями.

Мама вспоминает: «Я своих родителей очень ненавидела за то, что они чрезмерно меня опекали. А сейчас очень даже им признательна, благодаря им со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы». Далее добавила: «Я и со своим сыном буду обращаться так же. У меня один ребенок. Я им рисковать не хочу».

Объясните автору высказывания, как стили семейного воспитания влияют на формирование личности ребенка, становлении его самооценки. При этом опирайтесь на следующие феномены: индивидуальные особенности, возрастные особенности. Каковы возможные последствия подобного воспитания.

 

Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами и ответьте на вопросы. Первая мама старается во всем помогать своей 4-х летней дочери, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что необходимо ее дочери. Вторая мама в воспитании дочери старается создать ситуацию, где бы девочка сама могла выбирать игрушки, еду, одежду. При этом, каждый раз, они обсуждают преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

Опишите в чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка. Как разные подходы к воспитанию будут влиять на психическое развитие ребенка.

 

В 8 класс пришло несколько новых учащихся. Школьники, обучающиеся ранее в одном классе, держатся особняком, стараются сесть за парту, выполнять поручения классного руководителя вместе с теми ребятами, которые учились прежде. Александр Р., явно демонстрируя свое плохое отношение к одному из новеньких одноклассников, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».

Составьте рекомендации для педагогов и классного руководителя, работающих с данным подростком и учебно-воспитательным коллективом.

 

Саша, ученик 7 класса – мальчик скромный, старательный, честный. Его избрали старостой. Но он по своей натуре не был вожаком, организатором. Как он ни старался, не шли у него дела. Вскоре к школьному психологу обратилась мама Саши, встревоженная тем, что мальчик подавлен, стал неохотно ходить в школу.

Определите, причины состояния мальчика. Опираясь на феномены «индивидуальные особенности», «возрастные особенности», предложите содержание работы психолога с классным руководителем, подростком и родителями подростка.

К педагогу-психологу обратилась руководитель образовательной организации с просьбой подключиться к работе по разработке адаптированной образовательной программы для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Выберите любой вид особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и представьте структуру адаптированной образовательной программы (АОП)/содержание коррекционно-развивающей работы.

К педагогу-психологу обратилась руководитель образовательной организации с просьбой спроектировать пакеты специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями проконсультировать учителей школы по вопросу обеспечения этих условий.

Представьте организационную схему деятельности междисциплинарной команды специалистов школы по обеспечению доступности образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Нина Р. разбила окно. Она была членом сантройки, и в ее обязанности входило проветривание класса во время перемены. Во время такого проветривания порывом ветра окно было разбито (до сих пор его не застеклили, хотя прошла почти неделя). Нины в то время даже в классе не было, но все дети, почти без исключения, не переставали обвинять ее в случившемся. Делалось это с такой жестокостью и настойчивостью, что невольно приходило на ум: чем же провинилась девочка перед классом? Как удалось выяснить, жестокость детей вызвана не только последними событиями, но и другими поступками девочки, качествами ее характера. Она отличается лживостью, подхалимажем, ябедничеством. Дети этого не любят. Нина – один ребенок в семье. Учится посредственно. В данном классе она с первого дня обучения. Родители настолько заняты, что на дочку времени им не хватает. Однако события последних дней их обеспокоили, они решили обратиться за помощью к психологу.

Опираясь на описание ситуации, сформулируйте характеристику межличностных отношений в классе. Чем вызваны проблемы девочки? Посоветуйте, как изменить сложившуюся ситуацию и улучшить психологический климат в коллективе. Рекомендуйте развивающие мероприятия, обоснуйте их необходимость для достижения цели.

Наиболее часто встречающийся запрос родителей к школьному психологу звучит примерно так: «У нас проблемы с учеником (ученицей). Никак не можем усадить его (ее) за подготовку домашних заданий. Не хочет учиться». Некоторые учителя тоже констатируют отсутствие мотивации к учебной деятельности у школьников.

Попытайтесь дать объяснение подобным явлениям. Каковы основные секреты возрождения мотивации к учению. Предложите ряд рекомендаций учителю по организации учебного процесса.

 

К Вам, как педагогу-психологу ДОУ, на консультацию пришла мама с мальчиком 6,5 лет. Ребенок производит впечатление гиперактивного. Мама говорит, что они хотят поступать в 1 класс, однако, учителя, побеседовав с ребенком, сказали, что возьмут его только при наличии резолюции психолога, что ребенок к школе готов.

Раскройте содержание диагностической и коррекционной работы с гиперактивным ребенком дошкольного возраста.

 

Для учащихся школы необходимо создавать богатую информационно-образовательную среду школы.

Предложите рекомендации по развитию информационно-образовательной среды школы.

Алена (3 г. 5 мес.) несколько месяцев посещает детский сад. В течение этого времени несколько раз болела. В группе девочка держится обособленно, практически не играет с другими детьми.

Определите основные этапы работы над проблемой. Предложите рекомендаций для родителей в период адаптации к дошкольному учреждению.

На консультации 14-летняя девочка-подросток: «Я больше не могу так жить! Это просто невыносимо! Они меня достали своими нравоучениями и наставлениями! Пошли они к черту со своей заботой! Туда не ходи, того не делай, с этими не дружи, этим не занимайся, этого себе не позволяй! В конце концов, я уже взрослая, я самостоятельный человек, сама за себя могу все решать!»

Обоснуйте общую схему консультации, основываясь на возрастных и индивидуальных особенностях клиента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: