Замена социального налога страховыми взносами




 

С 1 января 2010 г. в силу вступил Федеральный закон <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89925> от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89741;dst=101529> НК РФ «Единый социальный налог» утратит силу (ч. 2 ст. 24 <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89926;dst=100353> Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 213-ФЗ)). Страховые взносы должны будут перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Федеральный Закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, - это отмена гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ. Он также регулирует порядок вступления в силу ФЗ № 212-ФЗ предусматривая переходный период.

Эти новшества касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, применяющих как общий режим налогообложения, так и спецрежимы.

Закон N 212-ФЗ начиная с 1 января 2010 г. регулирует:

1. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

2. Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов.

. Вопросы привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Плательщиками страховых взносов, как и при ЕСН, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

· Организации; индивидуальные предприниматели.

· Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее - Закон N 213-ФЗ).

· А также, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы занимающиеся частной практикой и не производящие выплат физическим лицам.

Объектом обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ по прежнему, как и согласно гл. 24 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и т.д.

Виды доходов, в целях налогообложения страховыми взносами, практически не отличаются от доходов для исчисления ЕСН, за рядом нескольких исключений.

Некоторые доходы, ранее не облагаемые ЕСН со следующего года облагаются страховыми взносами.

Так, например:

· Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск.

· Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника.

· Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.

· Выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Есть также, некоторые отличия в перечне выплат, необлагаемых страховыми взносами:

· Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения).

· С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами.

· Уточнено, что не следует начислять страховые взносы не только на суммы оплаты работодателем расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, но и на компенсацию работнику указанных затрат.

Важной особенностью нового порядка является то, что страховыми взносами облагаются все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, независимо от того, учитываются ли они в составе расходов при исчислении налога на прибыль у организаций или НДФЛ у работодателей - индивидуальных предпринимателей, как это было предусмотрено ранее п. 3 ст. 236 НК РФ.

Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

В отличие от ЕСН, где применялась регрессивная шкала налогообложения, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается Законом N 212-ФЗ в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих эту сумму, страховые взносы не взимаются. Но законодатель делает оговорку: предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер такой индексации определяется Правительством РФ.

По сравнению со ставкой ЕСН общая сумма отчислений от ФОТ, в данном случае в форме страховых взносов, Законом N 212-ФЗ увеличивается с 26 до 34% и теперь будет распределяться следующим образом:

· Пенсионный фонд РФ - 26%;

· Фонд социального страхования РФ - 2,9%;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;

· территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.

Однако на основании Закона N 212-ФЗ эти тарифы будут применяться не с 1 января 2010 г. а по истечении переходного периода. С 1 января 2010 г. Расчетным периодом по страховым взносам был признан не календарный год, а отчетные периоды - I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, как и при ЕСН, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях.

Плательщики страховых взносов ежеквартально будут представлять в орган контроля над уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность. А именно:

· До 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

· До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, подается отчетность в территориальный орган Фонда социального страхования РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предоставлять отчетность в электронном виде закон о страховых взносах обязал только плательщиков страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный период превышает 50 человек.

Ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрена ст. 46 Закона N 212-ФЗ. В случае непредставления расчета в установленный срок организацию оштрафуют. Сумма штрафа составит 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, который не был представлен в установленный срок, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Однако, если срок непредставления превысит 180 календарных дней, размер штрафа увеличится и составит 30% от суммы страховых взносов и 10% от суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.

Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона № 212-ФЗ.

С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза, тогда как для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, нагрузка вырастет в 1,3 раза, а для тех, кто применяет единый сельхозналог, - в 1,4 раза в 2011-2012 годах и в 1,9 раза в 2013-2014 годах.

В качестве компромисса торгово-промышленная палата предлагает снизить налоговую нагрузку на малых и средних предпринимателей. В то же время снижение ставок предлагается небольшое - до 5% с нынешних 6% по УСН при объекте налогообложения «доходы» и до 13% с 15% по ЕНВД. По экспертным оценкам, в результате бюджеты регионов и муниципальных образований недополучат 10-11 миллиардов рублей, но на федеральном бюджете это не скажется.

Следует отметить, что с 1 января текущего года действуют нормы Налогового кодекса, в соответствии с которыми власти субъектов РФ могут дифференцировать налоговые ставки по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» в пределах 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: