История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых динамичных общественных систем. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, любое изменение которого должно происходить на высоком качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений. Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации ознаменовало собой очень важный этап развития не
только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. В ряду основных направлений налоговой реформы, проходящей в настоящее время в России, на данном этапе можно выделить такие, как снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей; сокращение общего числа налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.
Необходимость сокращения налоговых льгот вызвана обилием экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, содержащихся в ранее действовавшем налоговом законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне. Идеология Налогового кодекса РФ направлена в целом на то, чтобы исправить данную ситуацию. $ Часть вторая НК РФ демонстрирует явное желание законодателя практически полностью отказаться от использования института налоговой льготы при установлении конкретных налогов. Но при этом следует отметить, что текст основного налогового закона РФ зачастую отражает лишь терминологическую подмену одних понятий другими, а суть таких явлений остается прежней. Так, например, по действовавшему до принятия Налогового кодекса РФ налоговому законодательству статьи законов, в которых указывались доходы, операции, прибыль, не подлежащие налогообложению либо освобождаемые от налогообложения, квалифицировались законодателем как налоговые льготы. Налоговый кодекс также выводит из-под налогообложения определенные доходы, операции, прибыль, но при этом он не называет соответствующие нормы налоговыми льготами. Таким образом, учитывая то, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих явлении, и, в частности, выделение из общего массива правовых норм налоговых льгот. Такое разграничение становится необходимым условием для дальнейшей оптимизации всей системы налогового льготирования.
|
Природа налоговой льготы недостаточно исследована в юридической литературе. Поскольку налоговое законодательство для постсоветской России явилось достаточно новой отраслью, для формирования понятийного аппарата налогового права был большей частью использован зарубежный опыт. При этом параллельно с развитием налогового законодательства, начиная с Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 года, начинает развиваться и доктринальное толкование правовых категорий и институтов, установленных налоговыми законами.
|
Налоговая льгота в силу своего несомненного воздействия на экономические процессы представляет немалый интерес для экономистов, что обусловило появление в экономической литературе ряда теоретических исследований. Российское законодательство до принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации не содержало какого-либо определения налоговой льготы, что побуждало специалистов предлагать свои определения данного правового явления.4 Появление ст. 56 НК РФ, содержащей легальное определение налоговой льготы, в настоящее время также не привело к выработке цельного, признаваемого большинством ученых, доктринального определения налоговой льготы.
Правительственные агентства во всем мире предоставляют различные виды стимулирования делового развития для создания благоприятных условий и поддержки деятельности предприятий. Предоставляемые льготы направлены на обеспечение диверсификации экономики, создание рабочих мест и увеличение налоговой базы.
Многие компании ищут пути уменьшения издержек на реализацию новых проектов. Поэтому стимулирование развития бизнеса часто является важным фактором в определении места расположения компании. На принятие этого решения также влияют такие факторы, как доступность рабочей силы, отношение к бизнесу властей и общественности и суммарные затраты на ведение бизнеса в данной области.
Региональная налоговая политика напрямую зависит от налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации, и полномочий, которыми наделяет Федеральный центр органы государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых предоставляется возможность установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что предоставление налоговых преференций субъектам малого предпринимательства в те или иные периоды экономического развития активно используется как действенный инструмент финансового регулирования данного сектора экономики.
|
Пониженные ставки при налогообложении прибыли малых предприятий применяются в Японии (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от величины уставного капитала предприятия), Великобритании и США (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от подлежащей налогообложению прибыли предприятия).
В России с 1992 по 2001 года включительно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год - уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль).
В ходе широкомасштабной налоговой реформы Правительство Российской Федерации отказалось от использования налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства.
К настоящему времени сложилось три параллельно действующих системы налогообложения предприятий малого бизнеса: общая для всех предприятий, упрощенная и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Причем упрощенная система налогообложения является действительно льготной, так как позволяет организациям, ее применяющим, снижать налоговую нагрузку в два - три раза, но при этом имеет существенные ограничения в части ее применения субъектами малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход получил большее распространение, чем упрощенная система налогообложения, что обусловлено обязательным характером его применения в тех субъектах Российской Федерации, которые приняли соответствующее законодательство.
Авторы работ, посвященных исследованию преимуществ и недостатков применяемой в России системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие.
Так, делая вывод о низкой эффективности общей системы налогообложения в отношении малых предприятий, Е.В. Хлыстова указывает на то, что «многочисленные налоги и сборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли».
Н.И. Малис рассматривая упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход как концептуально разные режимы, отмечает, что «в первом случае в законодательство заложена идея непосредственно упрощения механизма отчетности и уплаты налога при некотором снижении налогового бремени, но сохраняется связь величины налоговых изъятий с результатами деятельности налогоплательщика, во втором - эта связь полностью утрачивается».
Таким образом, для формирования условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, использование такого инструмента финансового регулирования в масштабах региональной экономики как налоговые льготы становится все более злободневным.
В соответствии с действующим региональным законодательством субъекты малого предпринимательства к отдельной категории налогоплательщиков, которым предоставляются льготы по налогам, зачисляемым региональный бюджет, не отнесены. Однако, малый бизнес, наряду со средними и крупными предприятиями, как субъект инвестиционной деятельности, имеет возможность воспользоваться льготами по налогу на прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
Так, по налогу прибыль, при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме, на получение льготы в регионе могут претендовать лишь 37-40% малых предприятий от общего числа организаций - субъектов малого предпринимательства, функционирующих в автономном округе.
По налогу на имущество доля малых предприятий, имеющих потенциальную возможность воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%, из которых: льготой в размере 50% от суммы налога могли бы воспользоваться не более 4% малых предприятий от общего числа организаций - субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в регионе, а льготой в размере 40% от суммы налога (при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме) - не более 3% малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса. При этом отметим, что с 1 января 2008 года размер льготы по налогу на имущество для организаций ТЭК снижен до 20% (вместо ранее установленных 40%) и введено ограничение на период ее действия до 31 декабря 2008 года. А, начиная, с 2009 года льгота по налогу на имущество для предприятий данного сектора экономики упразднена.
Потенциальную возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий.
Таким образом, создаваемая в регионах система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее воздействие на развитие ограниченного числа субъектов малого предпринимательства строго определенной сферы, причем, наравне со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой преференции именно в отношении малого бизнеса.
Необходимо учитывать, что возможности органов власти субъектов Российской Федерации в сфере налоговой политики сегодня весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов региональных бюджетов составляют именно налоги с предприятий и заменить их нечем; во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации жестко регламентирует все действия органов государственной власти в налоговой сфере и устанавливает закрытый перечень налогов и сборов на территории нашей страны; в-третьих, «как показал опыт бюджетного планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы».
В связи с этим предлагаемая схема налогового регулирования направлена на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, функционирующих в различных сферах деятельности и позволяющая оптимизировать усилия по финансовой поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики.
Суть предложения заключается в следующем. Сумма налоговых платежей в региональный бюджет прошедшего года каждого малого предприятия принимается за базисную. В течение следующего за базисным года субъект малого предпринимательства производит все необходимые авансовые платежи в бюджет, а к концу года производится расчет налоговых обязательств текущего года. В случае если сумма налоговых обязательств превышает сумму налоговых платежей базисного года, то субъект малого предпринимательства, а также инвестор/кредитор, предоставивший финансовые ресурсы данному субъекту малого бизнеса, получают право на налоговую льготу по платежам в региональный бюджет.
Существующее в России правовое пространство для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства определяется, прежде всего, федеральными органами власти (закреплено в Налоговом кодексе РФ), а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных органах власти. Предлагаемые меры не меняют действующей в России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренние финансовые резервы малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости. И именно налоговые льготы выступают тем инструментов финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития территории) в условиях высокого уровня дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что налоговые преференции в виде освобождения от уплаты налога либо его части, или снижения ставки по налогу, устанавливаемые для субъектам малого предпринимательства не должны ослаблять или искажать конкуренцию как в данном секторе экономики, так и по отношению к крупным и средним организациям. Льготы малому бизнесу оправдываются той экономией бюджетных средств, которую он обеспечивает региону сокращением объемов выплат пособий по безработице (в связи с самозанятостью населения и предоставлением дополнительных рабочих мест различных категориям граждан), уменьшением вложений в инфраструктуру (в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок), снижением экологической нагрузки на территорию (на основе рассредоточения производства), более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.
Вносимые в экономический курс реформы уточнения выражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.
По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый Кодекс, однако, он тоже не лишён недостатков.