пути развития лесопромышленного комплекса Российской федерации




 

Россия, обладая крупнейшими в мире запасами возобновляемых и самых продуктивных лесосырьевых ресурсов, может стать лидером среди развитых лесопромышленных стран. Леса России позволяют обеспечивать не только текущие и перспективные потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить возможности российского экспорта в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, лесопромышленный комплекс России имеет все предпосылки стать одной из основных бюджетообразующих отраслей в экономике страны, обеспечить ее динамичное развитие и процветание, так как его экономический потенциал оценен специалистами более чем в 100 млрд. долларов США.

К потенциальным конкурентным преимуществам российского лесопромышленного комплекса традиционно принято относить богатейшую сырьевую базу отрасли, дешевизну энергетических, трудовых и других видов ресурсов, а также быстрое развитие внутреннего рынка продукции на основе древесного сырья. Фактически отрасль обладает не меньшим потенциалом, чем признанные флагманы российской промышленности – нефтегазовый сектор, металлургический комплекс. Однако эффективно использовать эти козыри предприятия лесной промышленности пока не могут.

 

С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям:

Повышение эффективности государственного управления лесами.

Повышение эффективности государственного управления лесами обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем:

· разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений;

· совершенствования лесного планирования;

· совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

· совершенствования государственного лесного контроля и надзора, введения мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации.

Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков.

Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:

· реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках;

· организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда;

· организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

· обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;

· сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;

· сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных категорий;

· обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, должны проводить скоординированную политику в области лесных отношений.

 

Совершенствование организации использования лесов.

Увеличение объема использования лесов возможно путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов в освоенных лесах за счет более полного использования ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов.

В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии использования лесов должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

Для повышения эффективности использования лесов в европейской части России и на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики создания лесных плантаций. Основным направлением повышения эффективности использования лесов в данном регионе должно быть обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее переработке.

В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов.

Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов (экономической эффективности освоения лесных массивов).

Использование лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции и условий труда.

При использовании лесов должны быть обеспечены:

· выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;

· разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе;

· вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия.

 

Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков и оценки лесов.

Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования использования лесов, проектирования лесных участков, а также для осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Совершенствование лесоустроительного проектирования с учетом экономических и экологических условий развития лесного хозяйства и использования лесов основывается на отказе от государственной монополии в проведении лесоустройства.

Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для уточнения их разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга, внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также на участках, подверженных негативному, в том числе радиационному, воздействию.

 

Совершенствование охраны и защиты лесов.

Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям:

· организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;

· развитие системы государственной инвентаризации лесов.

Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 % лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

· осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;

· совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров;

· осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;

· расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров.

Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматриваются осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.

Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов.

Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах.

 

Воспроизводство лесов и лесоразведение.

В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено за счет:

· своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса, уходу за лесом и обеспечению условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;

· оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, совершенствования системы лесного селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков.

Необходимо реализовать комплекс мероприятий по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал в результате интенсивного использования лесов в прошлые годы, обратив особое внимание на посадку и посев леса, создание лесных плантаций.

Указанные мероприятия предусматривают:

· переход на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные мероприятия в пределах лесных районов;

· внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях;

· рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.

В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо обеспечить выполнение работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.

Следует предусмотреть постепенное наращивание объемов активных способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в европейской части России и на Урале, проведение работ по лесоразведению в рамках реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, планирование и проведение работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с мероприятиями по уходу за лесом. Проведение интенсивных рубок ухода за лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах, достаточных для предотвращения гибели или существенного ухудшения состояния созданных лесных культур в результате заглушения их нежелательной древесной растительностью.

Важной задачей является обучение арендаторов методам оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и лесорастительных условиях.

Научное и кадровое обеспечение.

Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.

Приоритетными направлениями научных исследований в области лесного хозяйства в данный период являются:

· разработка научных основ управления лесами и устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;

· изучение природы леса и на этой основе разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);

· разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров);

· разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе;

· разработка эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование методов сбора, анализа и использования лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);

· изучение влияния лесоводственно-экологических факторов на миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях обеспечения радиационно-безопасного использования лесов;

· разработка научно-методических основ информационного обеспечения радиационно-безопасного использования лесов, загрязненных радионуклидами.

Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют современным требованиям.

Необходимо активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий.

 

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе России накопилось множество проблем, из-за которых лесной потенциал РФ не используется в полной мере. Многие проблемы необходимо решать как на государственном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Необходимо пойти по интенсивному пути развития ЛПК, улучшать как технологии, так и организацию лесопромышленной деятельности, готовить квалифицированных специалистов. Лишь сделав это, российская лесная промышленность сможет станет конкурентоспособной и прибыльной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом лесопромышленный комплекс России имеет огромные потенциальные возможности. Объективные возможности и перспективы развития ЛПК России и его экспортного потенциала заключаются в:

· богатейшей сырьевой базе

· относительно дешёвых энергетических, трудовых и др. ресурсов

· быстром развитии внутреннего рынка продукции на основе древесного сырья

В настоящее время лесная промышленность России работает недостаточно эффективно и сильно отстаёт в своём развитии от ряда развитых стран, но она могла бы приносить значительно больше доходов бюджету страны и стать одной из основных бюджетообразующих отраслей в экономике страны.

Для развития российского ЛПК требуется решение комплекса проблем, включая технические, организационные, экономические, правовые и другие, такие как проблема сохранения и охраны лесных ресурсов, замены устаревшего и изношенного оборудования, низкого уровня обработки сырья, браконьерства.

В настоящее время Россия все чаще предпринимает попытки выхода на мировой уровень в вопросах производства конкурентоспособной продукции, что требует коренной перестройки взглядов и подходов к самому производству.

Основными направлениями развития и повышения эффективности ЛПК России, наращивания объемов внешнеторговой деятельности и укрепления роли ЛПК России в мировой хозяйственной системе являются: стимулирование глубокой переработки древесного сырья; внедрение современных форм и методов переработки леса; обновление основных промышленных фондов комплекса; техническое перевооружение существующих предприятий и внедрение высокоэффективных ресурсосберегающих технологий и техники; внедрение современных экономических механизмов привлечения инвестиций в ЛПК; стимулирование инновационной деятельности лесопромышленных предприятий; развитие транспортной инфраструктуры; повышение продуктивности лесов; воспроизводство лесных ресурсов; улучшение породного состава; улучшение налогового режима отрасли; совершенствование законодательно-правовой базы ЛПК; увеличение в экспорте доли продукции глубокой переработки.

Все это требует больших капиталовложений, что можно решить за счет привлечения иностранного капитала, создания смешанных компаний на взаимовыгодных условиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 752 с.: ил.

2. Желтиков В.П. Экономическая география. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

3. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 540 с. – (Основы наук).

4. Лесопромышленный комплекс региона: проблемы и пути их решения: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.В. Давыдова – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. – 201 с.

5. Макарова В.В. Формирование механизма лесопользования в регионе. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – 168 с.

6. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 519 с.

7. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Московский Лицей, 2003. – 288 с.

8. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 368 с.

9. Экономическая география России: Учебник. – Изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академии, 2005. – 568 с. – (Высшее образование)

10. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под. ред. проф. А.Т. Хрущева. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

11. https://47news.ru

12. https://elibrary.ru

13. https://geosite.com.ru

14. https://lth.vlesprome.ru

15. https://priroda.perm.ru

16. https://tomsk.gov.ru

17. https://www.agrinet.ru

18. https://www.ako.kirov.ru

19. https://www.drevesina.com

20. https://www.dvinaland.ru

21. https://www.kostromag.ru

22. https://www.library.ru

23. https://www.msuee.ru

24. https://www.press-line.ru

25. https://www.rosleshoz.gov.ru

26. https://www.wood.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: