Злоупотребление должностными полномочиями




Введение

 

Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.

Благодаря активной позиции ряда международных организаций и гражданской пропаганде коррупция стала восприниматься не только как проблема коррумпированных стран, но и как проблема тех государств и иностранных компаний, которые их коррумпируют.

В настоящее время меры по противодействию коррупции осуществляются как правительствами отдельных стран, так и различными международными, общественными и неправительственными организациями.

Многие страны ввели в практику государственной политики широкий арсенал мер по противодействию коррупции, которые заслуживают самого пристального внимания и изучения.

Чтобы найти ответы на вопрос, как эффективно противодействовать коррупции, нужно обратиться к истории, понять причины возникновения этого негативного явления, выявить формы его проявления, проанализировать современное состояние проблемы, понять, почему одни страны по индексу восприятия коррупции занимают первые места, а другие - последние, ознакомиться с зарубежным опытом борьбы с коррупцией.

 

.
Общее понятие о коррупции

 

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции. Воспринимаемая правоведами еще в начале XX в. высокая вероятность распространения коррупционных проявлений обусловливала необходимость определения этого понятия.

Впервые в отечественной юридической литературе термин «коррупция» был введен в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество», которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Существуют и другие определения этого понятия. Большинство европейских стран (в том числе и Россия) в соответствии с Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» 1999 г. договорились о достаточно широком понимании коррупции, отчасти возвращающем современные государства вглубь веков.

Однако было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда проявляется одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Решающее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства.

Коррупция - достаточно сложное социально-экономическое явление и не имеет единственного общепринятого определения.

Современный термин «коррупция» произошел от латинского слова corrumpere, имеющего несколько значений, основное из которых - «портить».

Коррупция, как определено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение действий от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция многообразна в своих проявлениях. Она выражается, с одной стороны, в возможности использования служащим своего статуса для получения незаконных преимуществ, а с другой - в возможности предоставления этих преимуществ заинтересованным физическим или юридическим лицам в корыстных целях.

 

2.
Формы проявления коррупции в системе государственной службы

 

Коррупция - это многогранное явление, которое названо уравнением со многими неизвестными.

Содержание любого явления выражается в формах его существования. Форма определяет как внешние, видимые границы объекта, так и способ его существования. Взаимосвязь достаточно проста: не имея четких границ, любой объект, независимо от того, материален он или является плодом общественного сознания, существовать не может. Поэтому форма есть у всего, есть она у коррупции.

Благодаря знанию форм коррупции в системе государственной службы можно определить, не произошло ли в механизме государственной службы в процессе его деятельности перехода грани законности. Поэтому наряду с общим исследованием природы коррупции требуется отдельное рассмотрение форм ее проявления в системе государственной службы.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Понятие коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 23.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», само понятие коррупции, обозначенное в законе, уже содержит указания на формы коррупции, но только уголовно-наказуемые.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них, которые относятся к сфере государственной службы. В их числе: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), конфликт интересов (ст. 10 №273-ФЗ). Давайте мы их коротко рассмотрим.

 

Получение взятки

 

Получение взятки - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В качестве взятки рассматривается как денежное, так и прочее благо (подарки, обучающие поездки, льготы и пр.), которые должностное лицо получает за нарушение своих служебных обязанностей.

Наказуемо как обещание взятки, так и посредничество.

Согласно ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Иными словами, подарки, полученные при исполнении должностных обязанностей стоимостью не превышающий три тысячи рублей, не является взяткой.

Запрет на дарение вышеуказанным лицам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, полученные этими лицами, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

 

Дача взятки

 

Дача взятки - это передача взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника. Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять.

 

Злоупотребление должностными полномочиями

 

Злоупотребление должностными полномочиями - это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотребление должностным положением может выражаться в незаконных распоряжениях подчиненным, непредставлением определенных данных, совершении незаконных сделок и пр. Под существенным вредом можно понять как имущественный ущерб (например, подрыв престижа учреждения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: