ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры. Финансовая политика выражает интересы тех, кто ее организует. Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой.
Основными формами регулирования финансов со стороны государства являются:
• направление бюджетных средств на наиболее важные объекты финансирования;
• регулирование тех или иных экономических направлений и процессов через государственную систему налогообложения;
• регулирование конкурентоспособности отечественных товаров и внешнеэкономических финансовых потоков посредством изменения таможенных платежей;
• участие в регулировании стабилизации курса отечественной валюты по отношению к устойчивым иностранным валютам с помощью Центробанка и валютных резервов;
• другие формы.
Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.
Финансовая политика это наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т. п. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами – затратами, доходами, денежными потоками; а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля над процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.
|
Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Ключевой целью разработки финансовой политики организации является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов и собственного капитала и др.). Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового, налогового и управленческого учета и анализа.
Финансовая политика дает ответы на вопросы:
• Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
• Kак в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
• Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижении поставленных целей?
• Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?
|
• Kак и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» незаменима в практической сфере управления предприятием.
Главной целью финансовой политики является оптимизация решений финансирования и инвестирования для обеспечения максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу.
Для обеспечения главной цели финансовой политики необходима реализация двух основных стратегических направлений (табл. 1.1). При этом стоит различать стратегические направления (финансовые стратегии) и финансовую тактику.
Финансовая стратегия регламентирует основные пути и способы их достижения и соблюдения.
Финансовая тактика – это совокупность конкретных мер, приемов по осуществлению данной стратегии в реальной, быстро меняющейся социально-экономической и политической обстановке.
Проще говоря, стратегия определяет, что нужно делать, а тактика – как.
Финансовая стратегия компании — это часть общей стратегии развития бизнеса, согласованная с ее целями и задачами. Финансовая стратегия — это стратегия комплексного управления активами и пассивами компании. Она включает стратегию привлечения финансовых ресурсов, в рамках которой определяется потребность во внешних источниках финансирования (кредитную стратегию), и дивидендную политику, а также стратегию размещения финансовых ресурсов (инвестиционную стратегию), в рамках которой определяется потребность в инвестициях в простое и расширенное воспроизводство.
|
Для обоснования финансовой стратегии необходимо разработать рыночную стратегию компании, в рамках которой показывается, на каких рынках будет работать компания, каков прогнозируемый темп роста продаж, какова номенклатура выпускаемой продукции, каков комплекс маркетинга. Рыночная стратегия дает возможность разработать операционную стратегию, которая определяет объем и технологию производства, потребность в производственных ресурсах и затраты на них. На основе этих расчетов определяется потребность в инвестициях в реальные и финансовые активы, необходимые для реализации заданного темпа прироста объема продаж. Финансовая стратегия — это центральный блок общей стратегии развития бизнеса, объединяющий рыночную, операционную, инвестиционную, кредитную стратегии компании. С одной стороны, финансовая стратегия выполняет функции связующего звена, объединяя все перечисленные стратегии, а с другой — механизма оценки финансовой эффективности выбранной стратегии развития бизнеса.
Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде. Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.
Таблица 1.1. Стратегические направления обеспечения цели финансовой политики
Первое направление (максимизация прибыли) | Второе направление (обеспечение финансовой устойчивости) |
– увеличение объема продаж – эффективное управление процессом формирования рентабельности – бесперебойное обеспечение производства финансовыми ресурсами – контроль всех расходов – минимизация производственного цикла – оптимизация величины запасов | – минимизирование финансовых рисков –синхронизация денежных потоков – анализ контрагентов – достаточность объема денежных средств – финансовый мониторинг |