Финансовая политика – это основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.
Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.
Субъекты финансовой политики – учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.
Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.
На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.п.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.
Однако, если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.
На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.
|
Объект финансовой политики – хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат.
Объект финансовой политики подразделяется по следующим объектам управления:
1. Управление капиталом:
– определение общей потребности в капитале;
– оптимизация структуры капитала;
– минимизация цены капитала;
– обеспечение эффективного использования капитала.
2. Дивидендная политика:
– определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
– оптимизация дивидендных выплат;
– обеспечение эффективности дивидендной политики.
3. Управление активами:
– определение потребности в активах;
– оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;
– обеспечение ликвидности активов;
– ускорение цикла оборота активов;
– выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
4. Управление текущими издержками:
– минимизация издержек;
– нормирование затрат;
– оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
5. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):
– формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
|
– эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
6. Управление финансовыми рисками:
– определение видов финансовых рисков;
– определение вероятности возникновения финансовых рисков;
– анализ факторов, влияющих на возникновение финансовых рисков.
7. Управление инвестиционной деятельностью:
– определение необходимости реализации реальных и финансовых инвестиций;
– определение источников финансирования инвестиционных проектов;
– определение эффективности реализации инвестиционного проекта.
Информационное обеспечение реализации финансовой политики (информационная система) представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.
В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпораций, тратят много средств и времени на постоянное обеспечение информационной составляющей своей финансовой политики. Стоимость информации определяют не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на ее формирование или разработку, систематизацию, анализ и хранение. На нее также влияет достоверность, своевременность получения и эксклюзивность этой информации. Рыночная стоимость информации не должна восприниматься только как прямая ее покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может стоить предприятию огромных сумм прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений.
|
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории – формируемое из внешних источников и внутренних.
Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников:
1) Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
– темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
– объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
– денежные доходы населения;
– вклады населения в банках;
– индекс инфляции;
– ставка рефинансирования Центрального банка.
Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия раз вития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.
2) Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
– виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
– котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
– кредитные и депозитные ставки отдельных коммерческих банков, дифференцированные по вкладам в рублях и иностранной валюте;
– официальный курс отдельных валют;
Система нормативных показателей этой группы, основанная на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих, статистических и других изданиях служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финансовых вложений, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д.
3) Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов.
4) Нормативно-регулирующие показатели.
Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятия. Источниками формирования этой группы показателей служат нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Систему показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делят на две группы:
– первичная информация (формы бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами, а также информация, полученная при оперативном финансовом и управленческом учете);
– информация, полученная при финансовом анализе (горизонтальный и вертикальный анализ, анализ финансовых коэффициентов).
Руководству для успешного функционирования предприятия необходима надлежащая информация о внешней среде и о внутреннем финансовом положении. Без соответствующего информационного обеспечения невозможно проводить оценку результатов хозяйственной деятельности, планировать и прогнозировать работу предприятия на перспективу, а значит и разрабатывать финансовую политику.