Объект, предмет, субъект финансовой политики предприятия. Информационное обеспечение реализации финансовой политики




Финансовая политика – это основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры. Однако реализация фи­нансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляю­щих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хо­зяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масшта­бов предприятия.

Субъекты финансовой политики – учредители органи­зации и руководство (работодатели), финансовые службы, ко­торые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику фи­нансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.

На средних предприятиях текущую финансовую деятель­ность могут осуществлять внутри других подразделений (бух­галтерия, планово-экономический отдел и т.п.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, дол­госрочное и среднесрочное распределение прибыли) принима­ет генеральная дирекция фирмы.

Однако, если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.

На крупных предприятиях структура разработки и реализа­ции финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализо­ванной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.

Объект финансовой политики – хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат.

Объект финансовой политики подразделяется по следую­щим объектам управления:

1. Управление капиталом:

– определение общей потребности в капитале;

– оптимизация структуры капитала;

– минимизация цены капитала;

– обеспечение эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

– определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;

– оптимизация дивидендных выплат;

– обеспечение эффективности дивидендной политики.

3. Управление активами:

– определение потребности в активах;

– оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

– обеспечение ликвидности активов;

– ускорение цикла оборота активов;

– выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4. Управление текущими издержками:

– минимизация издержек;

– нормирование затрат;

– оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.

5. Управление денежными потоками (по операционной, ин­вестиционной и финансовой деятельности):

– формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

– эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.

6. Управление финансовыми рисками:

– определение видов финансовых рисков;

– определение вероятности возникновения финансовых ри­сков;

– анализ факторов, влияющих на возникновение финансо­вых рисков.

7. Управление инвестиционной деятельностью:

– определение необходимости реализации реальных и фи­нансовых инвестиций;

– определение источников финансирования инвестицион­ных проектов;

– определение эффективности реализации инвестиционно­го проекта.

Информационное обеспечение реализации финансовой политики (информационная система) представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответ­ствующих информативных показателей, необходимых для осу­ществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам фи­нансовой деятельности предприятия.

При разработке и реализации финансовой политики руко­водство предприятия вынуждено постоянно принимать управ­ленческие решения из множества альтернативных направле­ний. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.

В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпораций, тратят много средств и времени на постоянное обеспечение информационной составляющей своей финансовой политики. Стоимость информации определяют не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на ее формирование или разработ­ку, систематизацию, анализ и хранение. На нее также влияет достоверность, своевременность получения и эксклюзивность этой информации. Рыночная стоимость информации не долж­на восприниматься только как прямая ее покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может сто­ить предприятию огромных сумм прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений.

Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории – формируемое из внешних источников и внутренних.

Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников:

1) Показатели, характеризующие общеэкономическое раз­витие страны:

– темп роста внутреннего валового продукта и националь­ного дохода;

– объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

– денежные доходы населения;

– вклады населения в банках;

– индекс инфляции;

– ставка рефинансирования Центрального банка.

Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии страте­гических решений в финансовой деятельности (стратегия раз­ вития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Фор­мирование системы показателей этой группы основано на пу­бликуемых данных государственной статистики.

2) Показатели, характеризующие конъюнктуру финансово­го рынка:

– виды основных фондовых инструментов (акций, облига­ций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебир­жевом фондовых рынках;

– котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

– кредитные и депозитные ставки отдельных коммерческих банков, дифференцированные по вкладам в рублях и иностран­ной валюте;

– официальный курс отдельных валют;

Система нормативных показателей этой группы, основан­ная на периодических публикациях Центрального банка, ком­мерческих, статистических и других изданиях служит для при­нятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финан­совых вложений, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д.

3) Показатели, характеризующие деятельность контраген­тов и конкурентов.

Система информативных показателей этой группы необхо­дима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использова­ния финансовых ресурсов.

4) Нормативно-регулирующие показатели.

Систему этих показателей учитывают при подготовке фи­нансовых решений, связанных с особенностями государствен­ного регулирования финансовой деятельности предприятия. Источниками формирования этой группы показателей служат нормативно-правовые акты, принимаемые различными орга­нами государственного управления.

Систему показателей информационного обеспечения фи­нансового менеджмента, формируемых из внутренних источни­ков, делят на две группы:

– первичная информация (формы бухгалтерской отчет­ности в соответствии с международными стандартами, а так­же информация, полученная при оперативном финансовом и управленческом учете);

– информация, полученная при финансовом анализе (гори­зонтальный и вертикальный анализ, анализ финансовых коэф­фициентов).

Руководству для успешного функционирования предпри­ятия необходима надлежащая информация о внешней среде и о внутреннем финансовом положении. Без соответствующего информационного обеспечения невозможно проводить оценку результатов хозяйственной деятельности, планировать и про­гнозировать работу предприятия на перспективу, а значит и разрабатывать финансовую политику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: