Евгений Четырус
шеф-редактор журнала "Юрист компании"
С 2017 года появится Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Прежде госрегистрацию производил Росреестр, а кадастровый учет — кадастровая палата. Это приводило к ошибкам, долгому ожиданию ответа и другим проблемам, связанным с информационным взаимодействием, которое сводилось к долгой переписке ведомств. Теперь все данные об объекте недвижимости будут находиться в одном реестре, а учет и регистрация прав будут производится одновременно.
В 2017 году все процессуальные документы можно будет подавать в электронной форме. Изменение касается арбитражных судов и судов общей юрисдикции (ч. 7 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ч. 2 ст. 45 КАС РФ). Если у организации нет технической возможности отслеживать информацию по интернету, необходимо ходатайствовать в суд о том, чтобы он извещал о времени и месте заседания заказным письмом и повестками.
Кроме позитивных изменений, законодатель приготовил ряд норм, которые ужесточат контроль. Это коснется деятельности всех хозяйствующих субъектов. Закон добавил полномочий проверяющим органам. Теперь они вправе проводить мероприятия и выдавать себя за контрагентов. Мероприятие получило название «контрольная закупка» (ст. 16.1 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…»). Проверяющие обязаны привлекать двух свидетелей или осуществлять видеозапись. Если в ходе заключения сделки проверяющие выявят нарушения, информация об этом появится в специальном реестре проверок.
Компаниям придется тщательно проверять суммы, которые они платят работникам в командировках. До 2017 года суточные не облагались страховыми взносами. Теперь организации придется считать деньги, которые она выделяет сотрудникам, находящимся в командировках. Облагаться страховыми взносами будут суммы свыше 700 рублей за день поездки по РФ и свыше 2500 рублей за день командировки за пределы РФ (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ).
Что было | Что стало | Что учесть в работе |
Недвижимость | ||
Два реестра: ЕГРП и кадастр недвижимости | Появился Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединил все сведения об объектах недвижимости (ч. 6 ст. 72 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — закон № 218-ФЗ) | Все сведения, которые сейчас находятся в кадастре недвижимости и ЕГРП, теперь в одном реестре. Постановка на учет, а также регистрация прав на объекты производятся одновременно. Это снижает вероятность ошибок, поскольку не нужно пересылать сведения |
В реестр подавались сведения о залоге земельного участка или залоге права аренды/субаренды без сведений о договоре и его реквизитах | В государственном реестре прав на недвижимость появился раздел сведений о способах, которыми застройщик обеспечивает обязательства по созданию недвижимости на участке, о реквизитах, сроках, суммах страхования (п. 8.2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ) | Стало проще оценить риски, перед тем как заключить договор ДДУ. В реестре больше информации об объекте долевого строительства (можно оценить сумму страховки, размер поручительства, сроки договора страхования) |
Госрегистрацию производил Росреестр, а кадастровый учет — кадастровая палата | Один орган учитывает и регистрирует права на недвижимость (ч. 3 ст. 3 закона № 218-ФЗ) | Подавать документы для регистрации нужно в один орган |
Пакет обязательных документов был больше | Росреестр сам запросит учредительные документы лица, обратившегося за учетом или госрегистрацией объекта недвижимости (ч. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ) | Заявителю не нужно представлять учредительные документы |
Максимальный срок регистрации прав составлял 20 дней | Сократился срок регистрации и учета прав: — 5 рабочих дней — с даты поступления судебного акта или приема документов для учета; — 7 рабочих дней — для госрегистрации прав (при подаче в МФЦ 9 дней); — 3 рабочих дня с даты поступления в орган регистрации судебного акта об аресте недвижимости или запрете совершать действия (ст. 16 закона № 218-ФЗ) | Оформить документы на недвижимость теперь можно быстрее |
Регистрация занимала 15 рабочих дней | Сократится срок для регистрации ипотеки на участки и здания до 7 рабочих дней; до 5 рабочих дней — для ипотеки жилых помещений (ст. 16, 53 закона № 218-ФЗ) | Оформить ипотеку можно быстрее |
Машино-место не признавалось объектом недвижимости. Паркинг считался общей долевой собственностью, возникали конфликты сособственников | Машино-место стало объектом недвижимости. Закон вводит понятие и порядок регистрации прав (при продаже нужно извещать остальных участников долевой собственности, если их больше 20, делать это можно через интернет на сайте регистрирующего органа (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 29 ст. 1 ГрК РФ) | Можно зарегистрировать права, купить или продать машино-место как объект недвижимости |
Закон не предусматривал процедуры изъятия участка из сельскохозяйственных земель, если они использовались не по целевому назначению | Запись о невозможности использовать участок сельхозназначения вносится по заявлению органа, осуществляющего надзор (это администрация или иной орган согласно ст. 71 ЗК РФ). Погасить запись может любое заинтересованное лицо. Для этого понадобится вступившее в силу решение о погашении этой записи (ст. 36.1 закона № 218-ФЗ) | Можно проверить статус участка и самостоятельно погасить запись о невозможности пользоваться участком на основании судебного акта |
Трудовые отношения | ||
Суточные не облагались страховыми взносами | Свыше 700 рублей за день поездки по РФ и свыше 2500 рублей за день командировки за пределы РФ (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ) | Чтобы избежать споров с ИФНС, нужно проверять размеры командировочных |
Отчетность в ПФР подавалась на 5 дней раньше | Сведения о застрахованных лицах представляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 1 п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…») | На пять дней позже можно подать документы в ПФР о застрахованном лице, и это не будет нарушением |
Не было института досрочного негосударственного пенсионного обеспечения | Изменение коснулось лиц, занятых на работах с вредными условиями труда (ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», глава X.2 Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах») | Согласие работника на негосударственное пенсионное обеспечение нужно закрепить в трудовом договоре |
Пенсионный возраст госслужащих составлял 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин | Лица, которые замещают должности на государственной гражданской и муниципальной службе, вправе рассчитывать на пенсионные выплаты на полгода позже (ст. 5 Федерального закона от 23.05.16 № 143-ФЗ «О внесении изменений…») | На ряде должностей работать до достижения пенсионного возраста придется дольше |
Государственный контроль | ||
Закон не запрещал проверяющим запрашивать документы, которые они получали ранее | Юрлица и ИП могут не представлять документы, которые: — передавались раньше (например, в ходе документальной проверки); — имеются в реестрах (ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав…», далее — закон № 294-ФЗ) | Увеличится список документов, которые не вправе требовать контролирующие органы |
Проверяющие не выдавали себя за потенциальных контрагентов | Государственная закупка проводится без уведомления. Исключение составляет закупка, которая проводится дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий. Проверяющий орган вправе создать ситуацию (например, смоделировать сделку от продажи услуг, работу с проверяемым), чтобы удостовериться в соблюдении закона или выявить его нарушение (ст. 16.1 № 294-ФЗ). Для проведения закупки должны привлекаться свидетели и производиться кино- или фотосьемка, вестись видеозапись или производиться иная фиксация | Придется тщательнее контролировать соблюдение закона при заключении сделок |
Судопроизводство | ||
В арбитражный суд можно было подать в электронной форме все процессуальные документы, кроме: — заявления об обеспечении иска; — искового заявления, которое содержит ходатайство об обеспечении иска; — заявления об обеспечении имущественных интересов; — ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов. В суды общей юрисдикции нельзя было подать документы в электронном виде | Все процессуальные документы можно подавать в арбитражные суды и суды общей юрисдикции в электронной форме (ч. 7 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ч. 2 ст. 45 КАС РФ) | Есть ряд документов, подать которые можно только с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Это: — заявление об обеспечении иска; — исковое заявление с ходатайством об обеспечении иска; — заявление об обеспечении имущественных интересов; — ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта; — заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; — административное исковое заявление с ходатайством о применении мер предварительной защиты |
Участники процесса получали судебный акт на бумажном носителе | Арбитражные суды будут размещать судебный акт на сайте суда в режиме ограниченного доступа (ч. 1 ст. 177, ч. 1 ст. 186 АПК РФ) | Если необходим бумажный экземпляр, то придется подавать ходатайство об этом в суд. В таком случае он в течение пяти дней вышлет копию заказным письмом или вручит под расписку |
Участники гражданского и административного производства извещались о времени и месте судебного заседания по почте | Теперь такие участники будут извещаться по правилам арбитражного судопроизводства — о втором и последующем заседаниях необходимо самостоятельно узнавать на сайте суда. Правило не коснется физических лиц (ч. 2.1, 7 ст. 113 ГПК РФ, ч. 8–10 ст. 96 КАС РФ) | Если у организации нет технической возможности отслеживать информацию по интернету, необходимо ходатайствовать в суд о том, чтобы он извещал о времени и месте заседания заказным письмом и повестками |
В качестве доказательств принимались письменные документы | В качестве доказательств принимаются электронные документы (абз. 1 ч. 3 ст. 75 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 70 КАС РФ) | Если документы представлены в электронном виде, суд может потребовать подлинники документов |
Доверенности | ||
В ГК РФ не было указано, в какой форме отменяется доверенность. Об отмене любой доверенности можно было сообщить через газету «Коммерсантъ» | Доверенность отменяется в той же форме, в которой и была выдана, или через нотариуса (подп. 2 п. 1 ст. 188, абз. 2 п. 1 ст. 189 ГК РФ). Нотариус отменяет доверенность путем размещения соответствующей информации в реестре нотариальных действий. Третьи лица считаются уведомленными об отмене доверенности на следующий день после размещения информации в реестре. Через «Коммерсантъ» уведомляется об отмене простой письменной доверенности | Сведения реестра нотариальных действий общедоступны широкому кругу лиц по адресу www.reestr-dover.ru. В поисковом запросе необходимо указать дату удостоверения и реестровый номер доверенности |
Корпоративные отношения | ||
Надо было предварительно одобрять сделки с заинтересованностью | Теперь достаточно известить о готовящейся сделке с заинтересованностью членов совета директоров, членов правления и акционеров. Одобрять сделку не требуется (п. 1 ст. 83 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — закон № 208-ФЗ, п. 4 ст. 45 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — закон № 14-ФЗ) | О готовящейся сделке с заинтересованностью надо извещать акционеров, если: 1) в совершении сделки заинтересованы все члены совета директоров; 2) совет директоров не сформирован (п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ). В ООО придется извещать незаинтересованных участников и членов совета директоров. Дать согласие на сделку все же придется, если об этом попросит: 1) генеральный директор; 2) член правления; 3) член совета директоров; 4) акционер с 1 процентом голосующих акций или участник с долей не менее чем 1 процент (п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ) |
Оспорить крупную сделку и сделку с заинтересованностью могли все акционеры | Признать крупную сделку недействительной теперь могут только те акционеры, которые владеют в совокупности не менее чем 1 процентом голосующих акций общества (п. 6 ст. 79 закона № 208-ФЗ) | Чтобы оспорить крупную сделку, акционеры могут объединиться. Главное, чтобы получился 1 процент голосующих акций. Помимо акционеров признать крупную сделку недействительной могут члены совета директоров и само общество. Оспаривать надо по статье 173.1 ГК РФ |
Чтобы признать недействительной крупную сделку, которая совершена без согласия, надо было доказать убыточность сделки | Теперь не надо доказывать, что обществу или акционеру были причинены убытки (п. 6.1 ст. 79 закона № 208-ФЗ). Также не важно, могло или нет голосование акционера повлиять на результаты голосования. Эти правила применимы не только к АО, но и к ООО (п. 5 ст. 46 закона № 14-ФЗ) | В суде надо доказать, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать, что эта сделка крупная, совершена без согласия. По-прежнему суд откажется признавать крупную сделку недействительной, если будет доказано последующее одобрение сделки |
При оспаривании сделки с заинтересованностью важным было то, могло ли повлиять голосование акционера на результаты | Чтобы признать сделку с заинтересованностью недействительной, надо доказать: 1) ущерб интересам общества; 2) недобросовестность контрагента — то, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о совершении сделки без согласия (п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ) | Если сделка с заинтересованностью совершена без согласия, член совета директоров или акционеры с 1 процентом голосующих акций могут обратиться к обществу с требованием предоставить информацию о сделке. Эти сведения надо дать в течение 20 дней со дня получения требования. Если не предоставить эту информацию, это будет основанием говорить об ущербе интересам общества (подп. 2 п. 1.1 ст. 84 закона № 208-ФЗ) |
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования признавались контролирующими лицами | Ни у государства, ни у регионов, ни у муниципалитетов нет подконтрольных лиц (п. 1 ст. 81 закона № 208-ФЗ) | Закон вывел акционеров в виде публично-правовых образований из-под действия правил о сделках с заинтересованностью |
В АО не надо было одобрять крупную сделку только в тех случаях, когда общество: 1) состояло из одного акционера, который выполнял функции директора; 2) размещало обыкновенные акции путем подписки или эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции; 3) совершало сделку в процессе обычной хозяйственной деятельности; 4) обязано было совершить сделку в силу закона и по заранее определенной цене | После поправок дополнительно к имеющимся появилось еще три случая, когда в АО не надо одобрять сделку, которая имеет признаки крупной: 1) когда общество совершает крупную сделку на условиях предварительного договора, который ранее был одобрен. В этом договоре необходимо предусмотреть все сведения, которые должны содержаться в решении об одобрении сделки; 2) когда общество приобретает акции публичного АО на условиях обязательного предложения; 3) когда права на имущество переходят при реорганизации (п. 3 ст. 78 закона № 208-ФЗ) | Сейчас не надо одобрять крупную сделку, если общество заключает публичный договор на условиях, которые не отличаются от условий иных заключаемых обществом публичных договоров |
В уставе ООО можно было прописать, что для совершения крупных сделок не нужны решения общего собрания участников и совета директоров | Теперь нельзя записать в уставе ООО, что одобрять крупные сделки не требуется | В уставе ООО можно установить свои правила одобрения сделок с заинтересованностью. Можно и вовсе указать, что нормы о сделках с заинтересованностью к обществу не применяются |
Закон не относил аренду к крупным сделкам, хотя на практике к аренде применялись нормы о крупных сделках | Договор аренды считается крупной сделкой при наличии двух условий: 1) сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества; 2) балансовая стоимость недвижимости, которую общество передает в пользование, достигает 25 процентов от балансовой стоимости активов общества (п. 1 ст. 78 закона № 208-ФЗ) | Если аренда отвечает критериям крупной сделки, надо получить согласие на ее совершение, то есть одобрить сделку. Совет директоров должен утвердить заключение о крупной сделке. В нем надо указать информацию о предполагаемых последствиях для общества от сделки и оценку целесообразности ее совершения. Если нет совета директоров, заключение утверждает директор |