Философия Древней Греции и Рима.




Развитие античной философии

1.Периоды развития античной философии. Проблема «первоначала» у милетских философов. Сократ и софисты

2.Идеализим Платона.

3. Аристотель и первая систематизация знаний. Римское государство и развитие философии

Философия Древней Греции и Рима.

Философию древних греков и древних римлян называют античной фи­лософией — с 6 в. до н.э. до 6 в. н.э. ~ 1200 лет существования.

Именно в ней берёт начало западная философия. Во все времена мыслите­ли возвращаются к мудрецам античности как источнику мудрости, образцу мышления.

Сам термин «философия» ("philia"-люблю,"Sophia"-мудрость) возникает тоже здесь в противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - божественной мудростью. Философ - это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, и свойство удивляться лежит в природе человека. Философия - это любовь человека к истине. Цицерон гово­рил, что «не любить философию всё равно, что не любить собственную мать».

Традиционно выделяют следующие этапы античной философии:

- Ранняя классика (натуралисты, досократики). Главные проблемы «Физис» и «Космос», его строение.

- Средняя классика (Сократ и его школа, софисты). Главная проблема - сущность человека.

- Высокая классика (Платон, Аристотель, их школы). Главная проблема
синтез философского знания, его проблем, методов и др.

- Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.)

 

Античная философия выдвинула следующие проблемы:

1. Проблема бытия, небытия материи и её форм. Главный вопрос - как воз­ник Космос? Его структура (Милетская философская школа).

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В
чём сущность человеческой морали? Что такое политика и государство по
отношению к человеку? (Сократ, софисты, Эпикур, Секст Эмпирик).

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья.

4. Проблема отношения человека и Бога. (Плотин, Филон Александрийский
и др.).

К представителям натурфилософии относились Фалес, Анаксимен, Анак-симандр, Гераклит. С именем Фалеса (625-547 гг. до н.э.) обычно связывают начало древнегреческой философии. Он был знаком с достижениями науки Ва­вилона и Египта, обладал географическими, астрономическими и философски­ми знаниями. Считал, что всё существующее возникло из воды. Вселенная пол­на богов, все вещи обладают душой.

Учеником Фалеса был Анаксимандр (род. около 610 гг. до н.э.). Его ин­тересовали вопросы строения мира, географии, физики, происхождение жизни и человека. Анаксимандр утверждает, что Земля по форме напоминает срез ци­линдра или колонны. Началом мира он считал «апейрон» - нечто беспредель­ное, безграничное. Жизнь зародилась в иле, и человек родился внутри большой рыбы и развивался там до взрослого состояния.

Анаксимен (588-525 гг. до н.э.) развил новые представления о мире. Пер-вовеществом он считает воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него (воздуха) образуются все вещества. Воздух у Анаксимена не просто космическая стихия, но и источник жизни. Са­ма душа - дуновение воздуха.

Гераклит Эфесский (род. ок 544 гг. до н.э., год смерти неизвестен) -крупнейший диалектик. Субстанцией мира у него является огонь. Мир - это вечно живой огонь. Сущность мира активна, подвижна. Огонь - символ под­вижности, изменчивости, исчезновения и зарождения мира. Гераклит утвер­ждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Задача Гераклита - убедить человека в том, что противоположности не могут существовать друг без друга. Изменение и борьба противоположностей -суть бытия.

Космос - это центральное понятие в картине мироздания Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими».

Философия Пифагора (V в до н.э.) развивалась как эзотерическое значе­ние. Основные положения этой философии предписывались самому Учителю. Хотя до сих пор трудно установить, что принадлежит Пифагору, а что его уче­никам.

Основное учение Пифагора - учение о числе как субстанции всех вещей. Числа пифагорейской традиции - это и математические величины, и физиче­ские тела, и живые существа. Главное значение чисел состоит в том, что они находятся в человеческой душе. Число - это, прежде всего, состояние души. В человеке признается наличие двух начал - светлого и темного.

Демокри т (460 гг. до н.э., год смерти не известен, по некоторым данным прожил 100 лет). Считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы трясутся в пустоте, сцепливаются между собой, из соединения атомов образуется вихрь, из которого возникает тот мир, из которо­го возникает тот мир, который содержится в атомах. Вместо разума у него су­ществует космический вихрь - «Ананке». Ананке обладает природным и соци­альным смыслом. Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою культуру. В мире есть необходимость - естественное обоснова­ние природы. Человек не может быть счастлив по голой необходимости, он должен быть свободен и самостоятелен. Не нужно отбрасывать природу, её нужно изучать, создавать законы и жить соответственно природе.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) - одна из самых ярких фигур античной фило­софии классического периода. Сын каменотеса и бабки-повитухи, не написал ни строчки. О его философии можно судить из произведений его учеников -Платона и Ксенофонта. Сократа можно считать основателем философии чело­века.

Во II половине V в до н.э. в Афинах появляются люди, которые учили «мудрости» за деньги - софисты. Это были знания, необходимые для продви­жения в обществе, карьере. Они говорили: «Мы готовим хороших граждан, умеющих излагать мысль, аргументировать, выступать». Сократ выступал про­тив такой позиции. Философия в понимании Сократа не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главная задача познания - самопознание «познай самого себя». Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе. У Сократа мудрость - совершенное знание. Ис­тинное знание человек может иметь только в душе.

Сократ излагал своё учение в форме спора или беседы для выяснения во­проса, в которых помогал собеседнику самому приходить к выводу. Метод Со­крата назывался - маевтика (дословно «родовспоможение»). Он считал, что мир создан не множеством богов, а одним божеством.

Сократ был приговорен к смертной казни по обвинению в развращении юношества религиозным вольномыслием, в почитании нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. выпил яд - чашу с цикутой.

Учеником Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). В знак протеста про­тив казни Сократа он уезжает из Афин. По возвращению в Афины основывает школу, получившую название Академии.

Платон - основоположник идеалистической европейской философии. Главное в учении Платона - учение об идеалах, космическом разуме. Порядок в мир вносит разум, который творит как демиург. Образец каждой вещи - это «эйдос», «идея». Облик вещей запечатлен в нашей душе, поэтому душа несет в себе подлинное знание, т.к. она бессмертна и созерцает истинную картину ми­ра. Путь познания - это припоминание виденного душой, в мире идей.

Область идей образует по Платону систему, подобную пирамиде; на вер­шине этой пирамиды находится «идея» блага. Ниже находятся идеи человече­ских ценностей (справедливости, мудрости, добра, зла), ещё ниже - идеи и свойства вещей и т.д.

Идеи - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама по себе, это результат диалога души с самой собой. Это результат восхождения души от чувствительных предметов к занебесным сущностям. Чувственный мир только подталкивает душу к пробуждению подлинного знания - знания идей. Пробле­ма состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинные знания.

Таким образом, человек должен поступать в соответствии с чувством прекрасного и справедливого, в соответствии с всеобщим благом, которое за­ложено в мире и человеке.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - систематизатор античного знания. Ра­боты Аристотеля охватывают практически все области античного знания: логи­ку («Органон»); метафизику (общие вопросы бытия); практическую филосо­фию - этику, политику, эстетику.

Уроженец фракийского народа Стагира, завершил своё образование в платоновской Академии. После смерти Платона он проживал при дворе маке­донского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. По воз­вращении в Афины организует свою школу рядом с храмом Аполлона Ликей-ского (отсюда название школы - ликей).

Аристотель выделяет:

1. Первую философию.

2. Вторую философию.

Во второй философии важнейшей является физика - наука о телах, находящихся в движении. Она открывает путь к метафизике. Ядром метафизики яв­ляется логика - наука о доказательствах.

Предмет «первой философии» - чистое, беспримесное бытие, сущее как таковое. Оно нигде не может существовать, кроме единичных тел. Общее нахо­дится в единичном, но не зависит от него.

Познание начинается с единичного, но главная его цель - вечные, непре­ходящие сущности. Каждая вещь является одновременно и возможностью и действительностью. Действительность выступает чем-то высшим, а возмож­ность - низшим. Каждая единичная вещь рассматривается Аристотелем со сто­роны формы и со стороны материи. Например, медная глыба - форма меди, но материя для медного шара, медный шар - материя для более сложных фигур. Именно материя определяет единичное бытие предмета. Три причины - фор­мальная, движущаяся, целевая - объясняют суть вещи:

- формальная причина - «форма или первообраз»;

- движущаяся причина - начало изменений, источник движения;

- целевая причина - конечная цель всех превращений.

Бог рассматривается Аристотелем не в христианском смысле. Бог - мысль, вечное начало, «чистая действительность». Бог - причина движения ми­ра.

Этика. Согласно Аристотелю государство требует от человека быть доб­родетельным. Он разделял добродетели на интеллектуальные (мудрость, благо­разумие) и волевые - добродетели характера.

Творя справедливое, человек становиться справедливым, действуя уме­ренно - умеренным, поступая мужественно - мужественным. Сущность добро­детели проявляется в сочетании щедрости и умеренности.

Эллинизм. К основным философским направлениям эпохи эллинизма от-

носятся скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Родоначальником скептицизма был Пиррон (365-275 гг. до н.э.). По его учению философ - человек, который стремиться к счастью. Желающий достиг­нуть счастья должен ответить на 3 вопроса:

1. Из чего состоят вещи?

2. Как мы должны к ним относиться?

3. Какую выгоду мы получим из нашего к ним обращения?

На первый вопрос мы не ответим: ни о чём нельзя утверждать определен­но, что оно существует. Истинное отношение к вещам (ответ на второй вопрос) состоит в воздержании, каких бы то ни было, суждений о них. Ответ на третий вопрос - невозмутимость и безмятежность, в которой скептицизм видит выс­шую степень возможного для философа блаженства.

Философия Эпикура (341-270 гг. до н.э.) - эпикуреизм. Главной задачей философии Эпикур считал создание этики - учение о поведении, приводящем к счастью. Главное удовольствие для свободного человека - это познание. Живя разумно, мы живем нравственно и справедливо. Цель счастливой жизни - без­мятежность духа и здоровье тела. Главное - избежать страдания. Но удовольст­вия должны быть умеренными. Ни Боги, ни государство счастья не дают. Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики и общественных дел.

Основателем стоицизма был Зенон Китионский (333-262 гг. до н.э.). Зенон снял для своей школы Портик (греч. - «Стоя»). К стоикам относятся Зенон, Клеанф, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий и др. Стоики впервые говорили о «совести» как основе морали и о «воле» как механизме морального действия. Человек - всегда греховное существо, безгрешен только Бог.

Благородство духа не передается по наследству, и зависит от самого че­ловека, направленности его воли. Нетленна только душа человека. Любовь к другим людям внушена человеку Богом. Развитие природы они также толкова­ли религиозном духе, считая, что всё предопределено. Бог - душа мира.

Стоики исходили из принципа целесообразности. Всё имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не ле­жать слишком долго в постели.

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (ПНУ вв.). Основателем этой школы является Плотин (ок. 205 - ок. 270 гг.).

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином начале, которое выше всех иных категорий. Всякая вещь - «одно», а единое не различимо, нераздельно, оно не дробиться, и существует во всем. Всё «из него изливается». Душа также не дробиться на части, она особая смысловая субстанция. Сторонниками неоплатонизма были Порфирий, Прокл.

В римском обществе пробуждается тяга к древнегреческой культуре с III в до н.э.

Наиболее известный древнеримский философ - Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.). Он стремился создать философию, которая дала бы человеку труд­нодостижимую невозмутимость и безмятежное существование. Человек должен освободиться от гнетущих его страхов с помощью просвещения, знаний, фило­софии.

Ничто не родиться из ничего, все вещи возникают из семян. Все миры возникают из движения частиц вещества. Душа, как и тело, состоит из атомов. Со смертью человека атомы души разлетаются.

Лукреций - сторонник взглядов Эпикура

Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - происходил из сословия «всадников». Он получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится воспитателем будущего императора Нерона. Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся работам относятся «Письма Луцилию», «Рассуждение о провидении», «О стойкости философа», «О гневе», «О счастливой жизни», «О свободном времени», «О добродетели» и т. д. За исключением «Вопросов природы», все его работы посвящены этическим проблемам. В воззрениях на природу он придерживается дуализма материи и формы. Разум считается активным принципом, который сообщает материи форму. При этом однозначно признается первичность материи. Душу (пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха.

Сенека исходит из того, что все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом). Сенека характеризует ее как «высшее благо и наивысшую мудрость», которая реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве.

Центром и средоточием его системы является этика. Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо — значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. «На три периода делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Из них тот, в котором живем, краток; тот, в котором будем жить, сомнителен, и лишь тот, который мы прожили, определенный. Только он устойчив, на него не влияет судьба, но и возвратить его также не может никто». Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. «Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн ты уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько их ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы ты топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это я не называю полноценной жизнью. Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих пор занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем общего блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждет тебя общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага; осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть» 32. Его этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который является реакцией на бурную политическую жизнь в Риме.

Другой видный представитель римского стоицизма — Эпикте т (50—138) — первоначально был рабом. После того как его отпустили на свободу, полностью посвятил себя философии. В его воззрениях много от старой стои, которая повлияла на него, и от творчества Сенеки. Сам он не оставил никаких работ. Его мысли зафиксировал его ученик Арриан из Нико-медии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Эпиктет отстаивал точку зрения, согласно которой философия, собственно, является не только познанием, но и применением в практической жизни, Он не был оригинальным мыслителем, его заслуга главным образом состоит в популяризации стоической философии.

К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антонин (121—180), во время правления которого кризисные явления становятся еще более интенсивными. Высшие общественные классы отказываются что-либо изменить, чтобы сохранить существующий общественный строй. В стоической этике они видят определенное средство морального возрождения общества. Император в размышлениях «К самому себе» провозглашает, что «единственное, что находится во власти человека, — это его мысли». «Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно докапываться». Марк Аврелий — последний представитель античного стоицизма, и по сути на этом стоицизм заканчивается. В его творчестве проявляются определенные следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества. Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости «подчинить себя» (мировому разуму — логосу — богу), во многом повлияло на формирование раннего христианства.

Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего скептицизма был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. Он излагает методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и вопрос о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем в эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон (106—45 до н. э.), создатель латинской философской терминологии.

Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи. Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества.

В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное. Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли. Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим путем. Поэтому Цицерон рекомендует «соединить» все, что является вкладом отдельных философских школ, все их достижения в одно целое. Этим, собственно, он защищает свой эклектицизм.

 

ВЫВОДЫ

В философии Древнего мира были поставлены и частично решены основные философские проблемы:

- возникновение мира и определение первоосновы мира;

- соотношение двух форм бытия – материи и духа, идеи;

- сущность человека, его возникновение и место в мире;

- смысл жизни, смерти и бессмертия,

- основы познания и его возможности.

В философии античности выделяют 4 периода:

1. Ранняя классика (натурфилософия);

2. Средняя классика (Сократ и софисты)

3. Высокая классика (учение Платона и Аристотеля);

4. Эллинизм (направления философии: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм)

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Этапы развития античной философии.

2. Что считали основой мира Фалес, Анаксимандр, Анаксимен?

3. Что такое диалектика и кто ее основатель?

4. Суть учения об идеях.

5. Почему Аристотеля называют синтезатором античного знания?

6. Какие философские направления входят в философию эллинизма?

Глоссарий

Милетская философская школа – основана в г. Милете греческим философом Фалесом. Ее представители видели основу окружающего мира в природных явлениях.

 

Сократ – основатель философии человека.

 

Платон – основатель европейского идеализма.

 

Аристотель – систематизатор античного знания.

 

Эллинизм – этап античной философии, включающий в себя эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

 

Лукреций Кар - стремился создать философию, которая дала бы человеку труд­нодостижимую невозмутимость и безмятежное существование.

Сенека - как основной выделяет принцип согласия с природой (жить счастливо — значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе.

Марк Аврелий Антонин - последний представитель античного стоицизма, учение которого подчеркивало необходимость «подчинить себя» (мировому разуму — логосу — богу).

Марк Тулий Цицерон - создатель латинской философской терминологии, представители римского эклектицизма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: