Антикризисные меры правительства США 1929-1933 гг.




В октябре 1929 г. начался тяжелейший мировой экономический кризис ХХ века, который вошел в историю как Великая депрессия. Правительство США запустило программу государственного вмешательства, включающую поддержание ставок заработной платы на высоком уровне, осуществление программы общественных работ и поддержку предприятий.

По некоторым источникам, в первые месяцы кризиса правительство практически бездействовало, так как США выбрало тактику невмешательства государства в дела рынка. [35]

25 ноября 1929 г. был сформирован Федеральный комитет по делам фермерства(ФКДФ). К сожалению, ФКДФ не смог удержать цены на пшеницу и хлопок, которые упали за год в два раза.

Решению проблем сельского хозяйства было уделено огромное значение, ведь Америка в то время была фермерской страной. 95% населения страны жили в деревнях, и только 5% в городах. Удерживая цены на пшеницу и не давая ей выйти на рынок, США потеряли свою долю в мировой торговле пшеницей. Накопление запасов зерна привело к продолжению падения цен.

В декабре 1929 г. ФКДФ учредил Национальный кооператив по закупкам и продаже шерсти, объединивший 30 штатных ассоциаций. [36] Для финансовых операций комитет создал Национальную кредитную корпорацию шерсти.

Позднее Федеральный комитет по делам фермеров учредил Национальную закупочно-сбытовую ассоциацию заготовителей мясного скота, однако производители скота учредили свои конкурирующие кооперативы, не согласившись с этой мерой. В итоге данная программа так и не была запущена в значительном масштабе. ФКДФ организовал также молочную программу, куда были включены пять региональных ассоциаций по закупке и сбыту животного масла. [37]

Потерпела крах и программа стабилизации цен на виноград, как и другие программы комитета. Калифорнийский комитет по контролю за виноградом просуществовал два года, с 1930 по 1932 г. Тем временем Федеральная администрация по запрету алкогольных напитков ужесточила условия в этой отрасли, объявив, что концентрированный виноградный сок вне закона.

Таким образом, ФКДФ усугубил депрессию в аграрном секторе, для решения которой он и создавался.

В 1930 г. был принят закон Смута - Хоули, согласно которому тарифы на множество товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами, были повышены. В результате принятия этого закона в список товаров, подлежащих налогообложению, попали 3218 наименований продукций, в том числе: сельскохозяйственная продукция (тарифы повысились с 20% до 34%), алкогольная продукция (с 36% до 47%), шерстяные изделия (с 50% до 60%). [38]

Главный недостаток тарифа заключался в том, что при расчете не учитывалась экономическая обстановка в стране – инфляция. То есть размер пошлины рассчитывался в точной денежной сумме и в процессе кризиса, когда цены на продукцию падали, тариф оставался на одном уровне, иногда превышаемом себестоимость продукта. Для гибкого регулирования правительству было необходимо привязать тариф к процентному соотношению стоимости товара. Но этого не произошло, поэтому протекционистский характер закона усилился.

Протекционистский закон Смута-Хоули вызвал ответную реакцию во всем мире. Во многих европейских странах в результате этого произошло дальнейшее обесценивание национальных валют, а стоимость их долговых обязательств понизилась из-за инфляции. Всё это углубило кризис в странах Европы.[39]Мгновенный рост пошлин по закону Смута – Хоули сказался на иностранных компаниях. Вскоре другие страны установили собственные торговые барьеры, сократив импорт американских товаров.

В конце 1931 г. правительство США стало активизировать политику спасения от краха промышленных, финансовых, торговых и железнодорожных компаний. Для этих целей в 1931 г. была создана Национальная кредитная корпорация. Национальная кредитная корпорация создавалась как резервный фонд для восстановления ликвидности банковских и финансовых учреждений. Уставный капитал Национальной кредитной корпорации формировался из добровольных поступлений крупных монополистов в размере не менее 2% от суммы депозита. [40]

Но скоро стало понятно, что корпорация не способна оказать реальную помощь в банковском кризисе. Вместе того, чтобы поддерживать финансовые учреждения, оказавшиеся в тяжелом положении, корпорация сосредоточила свои усилия на помощи железным дорогам, в которые были вложены капиталы банков- участников. Кроме того, предоставив банкам с октября 1931 г. по январь 1932 г. займы на сумму более 400 млн долларов, эта корпорация так и не сумела приостановить финансовый кризис.

В начале февраля 1932 г. Национальная кредитная корпорация была заменена Реконструктивной финансовой корпорацией, капитал которой постоянно увеличивался. В полномочия корпорации входило право эмиссии ценных бумаг (облигации, векселя и другие долговые облигации) на условиях, что суммарная их стоимость не превысит 1,5 миллиарда долларов.

Задача корпорации заключалась в финансовой поддержке компаниям, имевшим оборонное значение. Однако на практике кредиты предоставлялись определенным банкам. В марте 1919 г. Конгресс принял решение сохранить корпорацию ещё на пять лет для предоставления государственных кредитов. [41]

Реформы «Нового курса»

В обостренной социально-политической обстановке на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт. Учитывая положение в стране, настроения американцев, а также международную обстановку, новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса. С1933 г. правительство США начало проводить политику «Нового курса». «Новый курс» - политика в области управления экономической жизни страны для борьбы с широкомасштабным кризисом. В основу «Нового курса» легло теоретическое учение английского экономиста Дж. М. Кейнса.[42]

«Новый курс» осуществлялся последовательно, в два этапа:

1) первоначальный - с 1933 по 1935 гг.;

2) второй этап - с 1935 г.

Основными направлениями программы были:

- стабилизация финансовой системы;

- улучшение в промышленности;

- реформы в сельском хозяйстве;

- борьба с безработицей;

- социальное обеспечение.[43]

Основой политики «Нового курса» стала разработка мер по устранению дефицита государственного бюджета, по усилению государственного регулирования всех сфер, в приоритете экономики страны, по реструктуризации института управления. Данный курс определил направление дальнейших преобразований в социальной и политической структуре государства.[44]

Был установлен государственный контроль за финансовой сферой. Причиной стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной резервной системы, созданной еще в 1913 г. [45]

В 1933 г. была принята декларация о банковских каникулах. Целью данного документа была проверка всех банков. Разорившиеся банки попали под управление Реконструктивной финансовой корпорации. Надежные банки приобрели льготу. В рамках настоящей декларации, термин «банковские учреждения» включает все федеральные резервные банки, национальные банковские ассоциации, банки, трастовые компании, кредитно-строительные общества, кредитные союзы или другие корпорации, партнерства, ассоциации или лица, деятельность которых связана с приемом депозитов, выдачей ссуд, учетом коммерческих векселей или с другими банковскими операциями.

Были проведены мероприятия по созданию крупной единой банковской системы, которые нашли отражение в законе 1933 г. «Об отмене банковской системы». Был введен запрет на вывоз золота, также был понижен курс доллара – проведена девальвация. [46]

Принимается чрезвычайный закон о банках от 1933 г. для реализации эффективных мер по восстановлению ущерба всеобщего национального масштаба. По этому законупрезидент имеет право, через назначенное им ведомство или иным способом, расследовать, регулировать или запрещать, в соответствии с утвержденными им правилами и процедурами, посредством лицензий или другим способом, любые операции в иностранной валюте, кредитование или платежи между банковскими учреждениями, как определено президентом, а также экспорт, накопление запасов, плавку или ассигнование золотых или серебряных монет, слитков или валюты каким-либо лицом на территории США или в любом месте за пределами их юрисдикции. [47]

Согласно закону 1933 г. о консервации банка, в интересах вкладчиков и других кредиторов контролер денежного обращения может законсервировать активы какого-либо банка.

В целях восстановления положения был принят ряд важных законов. Первостепенным стал закон Гласса- Сиголла – закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов от 16 июня 1933 г.[48] Коммерческие банки уступали право работы с ценными бумагами специализированным финансовым организациям, что позволило снизить риски по вкладам. Биржевой кредит и проценты по депозитным счетам подверглись регламентации со стороны Федеральной резервной системы. [49]Банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства корпорация реорганизовывала банк и оплачивала вклады в рамках принятого законом лимита на вклад в одном банке. [50]

Также была реформирована Федеральная резервная система, закрепленная в законе 1933 г. После передачи казначею США любых прямых облигаций Соединенных Штатов или векселей, тратт или банковских акцептов, любой Федеральный резервный банк, делающий такой депозит в порядке, определенном Министерством финансов, имел право получить от контролера денежного обращения бланковые банковские билеты, зарегистрированные должным образом и подписанные.[51] Если такие банковские билеты выпускаются под обеспечение обязательств США, то сумма таких банковских билетов должна быть равна номинальной стоимости прямых обязательств Соединенных Штатов, переданных в качестве обеспечения; а в случае выпуска под обеспечение векселями, траттами или банковскими акцептами, их сумма должна быть равно не более 90 % расчетной стоимости таких векселей, тратт или банковских акцептов, переданных в качестве обеспечения.

Деятельность фондовых бирж регулировалась законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г., который предусматривал предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам. Она была наделена правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение.Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржамтакже строго следила за предоставлением инвесторам всех необходимых документов о финансово-кредитных компаниях и пр. [52]

Финансово-кредитная система и коммерческие банки стали полностью контролироваться президентом. Через данную систему проходила основная масса платежных чеков. Кроме того, учреждалось Федеральное ссудно-сберегательное управление, Федеральная система банков по кредитованию жилищного строительства, ссудно-страховая корпорация, управление фермерского кредита. [53]

Мероприятия, которые были ориентированы на налаживание производства, нашли свое отражение в Национальном законе о восстановлении промышленности, принятом 16 июня 1933 г. [54]

Закон гласил, что в настоящее время США находятся в состоянии всеобщего бедствия, следствием которого станет широкомасштабное распространение безработицы и дезорганизация промышленности. [55] Это негативно отражается на внешней торговле, наносит урон народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Закон также поясняет, что конгресс и администрация будут проводить политику устранения преград на пути развития рыночной экономики, поощряя промышленные предприятия и другие различные профессиональные группы. Также закон поддерживает совместные действия предпринимателей, но под строгим контролем государственных органов. [56]

В данном законе прописаны мероприятия по уничтожению несправедливой практики в деловой деятельности, по поощрению более эффективного использования производственных мощностей, во избежание простоя производства, по увеличению покупательной способности общества для восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства и по сокращению показателей безработицы.

Для сбалансирования спроса и предложения, снижения себестоимости сельхозпродуктов часть земли отчуждалась из сельскохозяйственного оборота, которая компенсировалась фермерам субсидиями. Эта мера позволила поднять конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда.

Закон постановлял всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать кодексы «честной конкуренции», формировавшие условия, объем производства и минимальный уровень цен. При этом предприятия, использующие такие кодексы, освобождались от антитрестовских мер воздействия.[57] Такое положение было выгодно крупным монополиям, которые фактически диктовали условия производства и сбыта по своим отраслям. Было составлено около 557 основных и 189 дополнительных кодексов, охвативших более 95% рабочих. [58]

7 статья Национального закона о восстановлении промышленности включала мероприятия социального характера. Она устанавливала лимит продолжительности трудовой недели и вводила минимальный размер оплаты труда. Кроме прочего в ней закреплялись права и обязанности профсоюзных объединений. [59]

При поступлении на имя президента прошений от одной или более профессиональных промышленных ассоциаций или групп президент мог утверждать кодекс о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли, или их отдельных организаций в соответствии с внесенными просителями или просителями предложениями. [60]

Все кодексы о справедливой конкуренции содержали требования и права наемных лиц. Они имели право на заключение коллективных договоров, на лиц наемного труда никто не был вправе применять силовые и материальные ограничения. Также наемные работники имели право создавать профсоюзы. [61]

В сфере сельского хозяйства был принят закон от 12 мая 1933 г. о регулировании, согласно которому был реструктурирован двенадцатимиллиардный фермерский долг, сократились проценты по ипотечной задолженности и удлинился срок погашения всех долгов. [62] Правительство получило возможность предоставить фермерам заем. В течение последующих четырех лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 миллиарда долларов. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд. [63]

В 1934 г. принят закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. Через федеральные банки фермерам предоставляли заем, который пошел на погашение их долгов, в чем были заинтересованы и банки. [64]

В 1936 г. был принят закон о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка. В рамках закона предусматривалась выплата премиальных собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали, что должно было повысить цены на продукцию сельского хозяйства и поднять плодородие почв. [65]

Для ликвидации безработицы и улучшения социальных условий жизни населения конгрессом в 1933 г. был принят Федеральный чрезвычайный закон по борьбе с безработицей. В соответствии с данным законом контроль по распределению бюджетных денежных средств на социальные нужды: пособия по безработице и другие социальные выплаты передавались федеральной администрации, имеющей филиалы во всех штатах. Согласно статистическим данным федеральная администрация в 1933 г. выделяла 15 долларов на семью, к концу года эти выплаты стали составлять уже 30 долларов. [66]

В 1933 г. прямые социальные выплаты были заменены работой в трудовых лагерях со стандартной заработной платой – от 19 долларов для неквалифицированных рабочих в сельскохозяйственных районах юго-востока до 94 долларов для профессиональных рабочих на северо-востоке и на западе. [67]На основании рекомендаций НИРА была организована Администрация общественных работ, занятая крупными строительными проектами. [68]

В 1935 г. принимаются закон о соцобеспечении и закон Вагнера о регулировании трудовых отношений. В рамках закона о соцобеспечении предусматривалось создание системы федеральных пособий по старости и безработице, содействие штатам в обеспечении надлежащего содержания пожилых людей, слепых, детей-иждивенцев и детей-калек, охрана младенчества и материнства, общественного здравоохранения.[69]

Закон Вагнера впервые в истории США провозгласил официальное признание профсоюзов и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. В данный закон входило понятие "нечестная трудовая практика" предпринимателей, к ней относилось: вмешательство предпринимателей в создание рабочих организаций, даже путем их финансирования, дискриминация членов профсоюза при приеме их на работу, отказ от заключения коллективных договоров с избранными представителями рабочих. Закон закреплял право рабочих на забастовку, а также закреплял "правило большинства", по которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимателем могла вступать лишь организация, которая признавалась большинством рабочих.[70]

В 1935 г. было создано - Национальное управление по трудовым отношениям. Национальное управление по трудовым отношениям состояло из 3 членов, назначаемых президентом по совету и с одобрения Сената. Национальное управление по трудовым отношениям занималось рассмотрением жалоб рабочих на предпринимателя, т.е. "нечестную трудовую практику". В случае возникновения трудовых споров они должны рассматриваться в Национальном управлении, а после в судах. Постановления этого управления могли быть опротестованы только в арбитражных судах.

Была введена система страхования по безработице и организация общественных работ. В 1933 г. на оказание помощи безработным было выделено около 500 миллионов долларов, всего было израсходовано свыше 4 миллиардов долларов.

Были приняты меры для стимулирования жилищного строительства. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация и Корпорация домовладельцев-заемщиков. Федеральная домовая администрация устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства.Корпорация домовладельцев-заемщиков стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения.

В результате принятых мер количество безработных сократилось. К 1937 г. занятость в частном секторе США восстановилась до уровня конца 1920-х гг.Также улучшилось положение афроамериканцев. Ф.Д. Рузвельт набрал несколько афроамериканцев на второстепенные позиции и старался заручиться поддержкой политических организаций афроамериканцев.

Официальное «закрытие» политики «Нового курса» было провозглашено Ф.Д. Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г.[71]Оценивая «Новый курс», нужно отметить, что данная политика, которая была направлена на преодоление глубочайшего в истории экономического кризиса, привела к формированию как экономических, так и социально-политических основ государственно-монополистического капитализма в США.

Законы 1933-1934 гг. и 1935-1938 гг. заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Механизмы государственного регулирования экономики и социальной сферы вошли в правовую систему.

Со времени Ф.Д. Рузвельта профсоюзы полностью интегрированы в капиталистическую экономику, трудовое законодательство умножилось, фермеры живут на субсидиях, а немалая часть городского населения на пособиях, растет социальное обеспечение, финансовые учреждения обложены жесточайшим регулированием и т.д. Совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма.

«Новый курс» помог американской буржуазии выйти из кризиса с наименьшими потерями и упрочил ее положение. Капитализм в Америке получил дальнейшее развитие, а в правительстве закрепилась функция экономического регулирования.

Историческое значение «Нового курса» сложно переоценить, Рузвельт положил начало переходу к «социальной рыночной экономике», «государству всеобщего благоденствия».[72] Особенно важно, что усиление государственного вмешательства в экономику не ослабило, а усилило демократию - не только укрепило политические права, но и предоставило социальные гарантии этих прав.

Заключение

Сложившаяся ситуация в США 20 – 30 - е гг. показала необходимость регулирования рыночных отношений со стороны государства. В 1930 г. присутствовало мнение, что экономический кризис, пошатнув основы капитализма, стал итогом несостоятельности политики саморегулируемой экономики и свободного рынка. Ведь вплоть до 1929 г. в Америке было характерно проведение политики laissezfaire, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным.[73]

Радикальные реформы Ф.Д. Рузвельта спасли страну от хаоса и возможных социальных потрясений. Вместе с тем они указали путь совершенствования работы государственного аппарата. Государство выступало как орган преодоления социальных различий, достижения солидарности людей. Впервые в истории США оно взяло на себя роль гаранта социальной защищенности американцев. Был сделан шаг в создании государства благоденствия. Функции государства необыкновенно расширились. [74]

«Новый курс» - это одна из самых эффективных реформ в истории мировой экономики. Политика Ф.Д. Рузвельта сталакомплексом мероприятий, направленных на стабилизацию экономической ситуации, преодолению последствий Великой депрессииподдержку фермерства и рабочих, социальную защиту населения. Все меры, проведенные в рамках «Нового курса», помогли Соединенным Штатамвыбраться из кризиса.

В связи с политической активности рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии Рузвельт был вынужден при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся. В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.

В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики - промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.

Рассмотрев реформы, проведенные Ф.Д. Рузвельтом, можно сделать вывод, что одной из первых мер новой администрации стала стабилизации денежной системы, укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий.[75] Законодательно финансовая реформа нашла свое выражение в чрезвычайном законе о банках, кодексе о честной конкуренции, законе об улучшении положения в сельском хозяйстве, законе о восстановлении национальной экономики и др.

Значительное место в политике «Нового курса» уделялось восстановлению промышленности. Большим достижением было принятие Национального закона о восстановлении промышленности от 1933 г., которому сам Рузвельт придавал очень большое значение.

Также реформы не прошли мимо сельскохозяйственной сферы. Была проведена реформа сельского хозяйства. В регулирующую деятельность вошли приемы и средства самого различного рода: оплаченное уменьшение посевных площадей и оплаченное уменьшение поголовья скота. Уменьшение товарной массы должно было поднимать цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких фермерских хозяйств.

В период «Нового курса» сформировалась функция социальной деятельности государства. Проведенные реформы улучшили условия труда и жизни рабочих. Еще больше расширился перечень социальных прав в результате решительных шагов администрации. К ним относятся легализация профсоюзов (закон Вагнера 1935 г.), установление социального обеспечения по безработице, инвалидности и старости (с 65 лет), введение оплачиваемых отпусков и др. [76]

Реформы «Нового курса» имели важное значение для развития американского государства. Возросла роль государственного регулирования в системе капиталистического строя. Реформы показали, что умеренное регулирование экономики является жизненно необходимым. Важнейшим итогом реформ было то, что они ознаменовали важный сдвиг в социальном развитии страны.

 

Список использованной литературы:

1. История экономики. Под ред. Кузнецовой О.Д. и Шапкина И.Н. –М.: ИНФРА-М, 2002. — 384 с.

2. Иванян Э.А. История США: Учеб.пособие для студентов. — М.: Дрофа, 2004. — 576с.

3. История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд., — Москва: Юнити-Дана, 2012. — 671 с.

4. Графский В. Г. Всеобщая история государства и права — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — 752 с.

5. История государства и права зарубежных стран: Учеб.для студентов юрид.вузов и фак. Ч.2 / Под общ.ред.О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Норма-Инфра-М, 1999. — 704с.

6. Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. – М.: Мысль, 1988. — 348 с.

7. Мальков В.Л. Великий Рузвельт. «Лис в львиной шкуре». – М., 2011. – 560 с.

8. Заславская, М. Д. История экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Д. Заславская. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 294 с.

9. Некипелов А. В.Отечественная историография «Нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25 (279). История. Вып. 52. – С. 98–103.

10. Гринин Л.Е. Великая депрессия 1929-1933 гг. // Философия и общество. Апрель – июнь 2009. №2. - С. 184-201.

11. Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: Новое и Новейшее время. Ответы на экзаменационные вопросы: пособие / В.В. Сажина; Д.Е. Тагунов; Д.В. Мазарчук; И.Г. Яцкевич. — Минск: ТетраСистемс, 2011. — 224 с.

12. Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Иванов. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 343 с.

13. Михайлова, Н. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник / Н.В. Михайлова; В.Ф. Калина; А.А.идр. Иванов. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 559 с.

14. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос, 2015. – 352 с.

15. ХайекФ. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Социум, 2016. 394 с.

16. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник / М.Н. Прудников. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 543 с.

17. Маркова А.Н., Кривцова Н.С., Квасов А.С. и др. История мировой экономики: Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 192 с.

18. Севостьянов Г.Н, История США в четырех томах. Том 3. 1918-1945. М.: Наука, 1985. — 600 с.

19. Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). -LondonXlibris, 2014. – 222 с.

20. ЗиннГ. Народная история США: с 1492 года до наших дней. М., 2014. – 880 с.

21. Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. Учебник для вузов. М., 2003. – 488 с.

22. Зубок Л.И. Яковлев Н.Н. Новейшая история США (1917-1968).М.: Просвещение, 1972. – 367 с.

23. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 524 с.

24. Ротбард М. Великая депрессия в Америке. Монография. — М.: ИРИСЭН, 2012. — 528 с.

25. Мальков В.Л. История США. Том 4 (1945-1980). – М.: Наука, 1987. — 374 с.

26. Согрин В.В. Политическая история США. ХVII – XXвв. М.: Издательство «Весь мир», 2001. - 400 с.

27. БернамУ.Правовая система США. М.: "Новая юстиция", 2006. - 1216 с.

28. Гафурова Б.Г., Зубок Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории в трёх томах. Том 1 (1917-1939 документы и материалы) - Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1960 – 928 с.

29. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., Издательство НОРМА. 1998. — 272 с.

30. Чрезвычайный закон о банках от 1933 г. URL: https://avalon-law.ru/?p=220

31. Закон США о восстановлении промышленности от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=222

32. Кодекс о конкуренции от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=226

33. Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=216

34. Закон о восстановлении национальной экономики от 1933 г. URL: https://avalon-law.ru/?p=218

35. Закон Вагнера о регулировании трудовых отношений от 1935 г. URL:https://avalon-law.ru/?p=232

36. Закон США о соцобеспечении от 1935 г. URL:https://avalon-law.ru/?p=234

 


[1]Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,2015. С.118.

[2]Некипелов А. В. Отечественная историография «Нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта. С.98.

[3]Ф. Хайек. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2016. С.97.

[4]Некипелов А. В. Отечественная историография «Нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта. С.102.

[5]История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. - М., 2002. С. 441.

[6] Там же. С. 441.

[7]Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). LondonXlibris, 2014. С.98.

[8] Севостьянов Г.Н. История США. М., 1985. Т.3. С. 311.

[9] Гринин Л.Е. Великая депрессия 1929-1933 гг. // Философия и общество. Апрель – июнь 2009. №2. С. 185.

[10]Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: уч. пособие. М., 2015. С. 247.

[11]Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. Учебник для вузов. М., 2003. С.244.

[12]Ротбард М. Великая депрессия в Америке. Монография. М., 2012. С. 280.

[13]История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. - М., 2002. С. 442.

[14] Там же. С. 444.

[15]Некипелов А. В. Отечественная историография «Нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта. С.98.

[16]Ротбард М. Великая депрессия в Америке. Монография. М., 2012. С. 317.

[17]Заславская, М. Д. История экономики [Электронный ресурс]: уч. пособие. М., 2016. С.200.

[18] История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. - М., 2002. С. 442.

[19]Заславская, М. Д. История экономики [Электронный ресурс]: уч. пособие. М., 2016. С.199.

[20]Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. Учебник для вузов. М., 2003. С.188.

[21]Ротбард М. Великая депрессия в Америке. Монография. М., 2012. С. 374.

[22] Там же. С. 374.

[23] История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. М., 2012. С. 443.

[24] Г. Зинн. Народная история США: с 1492 года до наших дней. М., 2006. С.524.

[25] История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. М., 2012. С. 443.

[26]Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: Новое и Новейшее время. Ответы на экзаменационные вопросы: пособие / В.В. Сажина; Д.Е. Тагунов; Д.В. Мазарчук; И.Г. Яцкевич. М., 2011. С.98.

[27] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С.307.

[28] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 309.

[29] Там же. С. 311.

[30] История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. М., 2012. С. 442.

[31] История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. М., 2012. С. 443.

[32]История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. 3-е изд. М., 2012. С.443.

[33] Там же. С. 444.

[34]Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). LondonXlibris, 2014. С.196.

[35]Ротбард М. Великая депрессия в Америке. Монография. М., 2012. С. 279.

[36]Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). LondonXlibris, 2014. С. 197.

[37]Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). LondonXlibris, 2014. С. 198.

[38] Там же. С. 101.

[39]Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). LondonXlibris, 2014. С. 100.

[40] Там же. С. 104.

[41]Мошенский С.З. От глобальных дисбалансов к Великой депрессии (1914-1939). LondonXlibris, 2014. С. 105.

[42]Заславская, М. Д. История экономики [Электронный ресурс]: уч. пособие. М., 2016. С.201.

[43]Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: уч. пособие. М., 2015. С. 248.

[44] Мальков В.Л. Великий Рузвельт. «Лис в львиной шкуре». М., 2011. С. 374.

[45] История экономики. Под ред. Кузнецовой О.Д. и Шапкина И.Н. М., 2002. С. 147.

[46]Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник / М.Н. Прудников. — 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 346.

[47] Чрезвычайный закон о банках от 1933 г. URL: https://avalon-law.ru/?p=220

[48]Согрин В.В. Политическая история США. ХVII – XX вв. М., 2001. С. 261.

[49] Там же. С. 263.

[50]Михайлова, Н. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник / Н.В. Михайлова; В.Ф. Калина; А.А.идр. Иванов. М., 2015.С. 472.

[51] У. Бернам. Правовая система США. М., 2006. С.944.

[52]Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: Новое и Новейшее время. Ответы на экзаменационные вопросы: пособие. М., 2011. С. 99.

[53] Там же. С. 100.

[54]Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник. М., 2015. С. 346.

[55]Гафурова Б.Г., Зубок Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории в трёх томах. Том 1 (1917-1939 документы и материалы). М., 1960. С.525.

[56]Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник. М., 2015. С. 347.

[57]Закон США о восстановлении промышленности от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=222

[58]Кодекс о конкуренции от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=226

[59]Закон США о восстановлении промышленности от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=222

[60]Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998. С. 219.

[61]Гафурова Б.Г., Зубок Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории в трёх томах. Том 1 (1917-1939 документы и материалы). М., 1960. С.526.

[62]Там же. С.522.

[63]Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве (12 мая 1933 г.). URL: https://avalon-law.ru/?p=216

[64]Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: Новое и Новейшее время. Ответы на экзаменационные вопросы: пособие / В.В. Сажина; Д.Е. Тагунов; Д.В. Мазарчук; И.Г. Яцкевич. М., 2011. С. 100.

[65] Там же. С.101.

[66] Чрезвычайный закон о банках от 1933 г. URL: https://avalon-law.ru/?p=220

[67]Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник. М., 2015. С. 346.

[68]Закон США о восстановлении промышленности от 1933 г.URL: https://avalon-law.ru/?p=222

[69]Закон США о соцобеспечении от 1935 г. URL: https://avalon-law.ru/?p=234

[70] Закон Вагнера о регулировании трудовых отношений от 1935 г. URL: https://avalon-law.ru/?p=232

[71]Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2015. С. 248.

[72]Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник. М., 2015. С. 346.

[73]Ротбард М. Великая депрессия в Америке. Монография. М., 2012. С. 280.

[74]Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник. М., 2015. С. 346.

[75]Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: Новое и Новейшее время. Ответы на экзаменационные вопросы: пособие. М., 2011. С. 99.

[76]Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2015. С. 249.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: