Введение
Основным назначением транспорта является перевозка грузов и пассажиров, и автомобильный транспорт перестал быть роскошью и стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Автомобиль – этот механизм, он нуждается в своевременном осмотре, обслуживании и ремонте для того, чтобы в полной мере выполнять задачи, ставящиеся перед ним, и отвечать всем требованиям безопасности. С каждым годом растет число автомобилей. Поддержание автомобилей в состоянии высокой технической готовности требует не только повышения производительности труда ремонтных и обслуживающих рабочих, качества проведения ТО и ТР, но и создания или реконструкции материальной база предприятий автомобильного транспорта, а также структур управления. Для эксплуатации, обслуживания и хранения новых моделей подвижного состава необходимы качественно новые предприятия автомобильного транспорта. Инженерно-техническим работникам автотранспорта в своей практической деятельности приходится решать вопросы реконструкции производственно-технических баз АТП и СТО, на которых они работают.
Основная цель этого проекта – научиться проектировать новые или модернизировать старые СТО.
1. Исходные данные
СТО будет специализироваться на обслуживании и ремонте автоматических коробок передач, и оказывать следующие услуги:
Таблица 1 – Исходные данные
Специализация | Ремонт и обслуживания автоматических коробок передач |
Число обслуживаемых автомобилей в год | |
Число рабочих дней в году | |
Продолжительность смены | 8 часов |
Количество смен | |
Коэффициент использования рабочего времени поста | 0,9 |
Таблица 2 – Ремонт и обслуживание автоматических коробок передач
Наименование оказываемой услуги | Количество оказываемых услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел·ч | Тi, чел·ч |
Замена масла АКПП | |||
Замена фильтра АКПП | |||
Капитальный ремонт АКПП | |||
Диагностика АКПП | |||
Замена АКПП |
Так как оборудование для замены масла и диагностики АКПП универсально, то на СТО можно оказывать услуги по замене масла в двигателе и диагностику двигателя.
Таблица 3 – Дополнительные услуги
Наименование оказываемой услуги | Количество оказываемых услуг за год | Средняя разовая трудоемкость, чел·ч | Тi, чел·ч |
Диагностика электронных систем двигателя | |||
Замена свечей и форсунок | |||
Ремонт электронных систем двигателя | |||
Замена масла в двигателе, трансмиссии |
2. Расчет основных показателей СТО
Расчет числа рабочих постов.
, (1)
где ТГ - годовой объем постовых работ, чел·ч;
φ - 1,15 – коэффициент резервирования, характеризующий неравномерность поступления автомобилей на СТОА;
ФП - годовой фонд рабочего времени поста;
РСР - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Примечание: среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается равным 2 чел., на постах кузовных и окрасочных работ 1,5 чел.
Годовой объем постовых работ определяется как сумма объемов работ, выполняемых на отдельных рабочих постах
(2)
где Тi - годовой объем работ, выполняемых на отдельных рабочих постах;
ТГ = 1600+750+840+1600+280+1950+750+720+650 = 9140 чел·ч
Годовой фонд рабочего времени поста ФП определяется по выражению
ФП = ДРГ∙ТСМ∙С∙η, (3)
где ДРГ - число дней работы предприятия в году;
ТСМ - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
η= 0,9 - коэффициент использования рабочего времени поста.
ФП = 255∙8∙1∙0,9 =1836 ч.
Тогда число рабочих постов
Принимаем число рабочих постов NП = 3.
2.2 Расчет числаавтомобиле-мест ожидания и автомобиле-мест хранения.
2.2.1 Автомобиле-места ожидания определяются по выражению
0,5∙ NП =0,5 ∙3 =1,5.
Принимаем число автомобиле-мест ожидания равным одному.
2.2.2 Автомобиле-места хранения определяются по выражению
(4)
где МГ - число готовых к выдаче автомобилей;
ТВВ = 4 ч - среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу;
ТВ = 8 - суточная продолжительность работы участка приемки автомобилей.
Число готовых к выдаче автомобилей определяется по выражению
(5)
где NСТОА – число автомобилей, обслуживаемых в год проектируемой СТОА;
Z=2 – число заездов на городскую СТОА одного автомобиля в год;
ДРГ – число рабочих дней в году.
Тогда число готовых к выдаче автомобилей
, |
= |
× |
= |
Г |
М |
Принимаем число готовых к выдаче автомобилей равным десяти (МГ = 10).
Из выражения (1.4) находим число автомобиле-мест хранения
, |
= |
× |
= |
ХР |
N |