Понятие экономической системы и ее правовое закрепление.




 

Экономический строй или по-другому экономическая система (такое название применялось в советских конституциях и конституциях ряда других стран) – это строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны.

Характер конституционного регулирования экономики того или иного государства в значительной степени определяется тем, какая ее модель является здесь господствующей. Если речь идет о рыночной (либеральной) экономике (присущей демократическим странам), то такое регулирование ограничивается установлением сравнительно небольшого числа общих принципов и положений, относящихся к характеристике экономической политики государства, реализации экономических прав и свобод человека и фундаментальных основ экономической жизни. Если же речь идет об огосударствленной экономике, свойственной тоталитарным странам (что особенно видно на примере конституций бывших и нынешних стран социализма), то здесь достаточно жестко закрепляется безраздельное господство государственной собственности, командно-административные средства и методы хозяйствования, безоговорочное подчинение экономики политике государства и т.д.

В последние десятилетия во многих т.н. капиталистических странах, особенно в тех, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально-ориентированной рыночной экономики, а в 80 – 90 гг. ХХ века в странах тоталитарного социализма (кроме, пожалуй, КНДР) сделан ряд существенных отступлений от огосударствленной экономики. Социально-ориентированная рыночная экономика утверждается сегодня и в постсоциалистических странах (в большей или меньшей степени).

Основу экономической системы Республики Беларусь составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, основанное на разнообразных формах собственности, экономических общественных отношениях, связанных с владением, пользованием, и распоряжением данной собственностью, производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ. Правда, следует отметить, что общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ, преимущественно принадлежат другой подсистеме конституционного (общественного) строя – социальной, однако определенная часть их входит и в экономическую.

Наиболее важным здесь является институт собственности. Конституция Республики Беларусь (ст.13, 44) определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности. Собственность может быть государственной и частной. Первая из них делится на республиканскую и коммунальную. К коммунальной собственности относится имущество, принадлежащее административно-территориальному образованию Республики Беларусь: имущество органов власти, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории. Владельцами частной собственности могут быть физические и юридические лица, арендные предприятия, кооперативы, акционерные общества, общественные объединения, религиозные организации и др.

В Республике Беларусь может существовать собственность других государств, их физических и юридических лиц, а также собственность международных организаций.

Конституция Республики Беларусь (ст.13) содержит положения, определяющие право собственности на природные ресурсы. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения, находятся в собственности государства. Как видно, в Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственность государства. Такой подход является, безусловно, не случайным, это было сделано сознательно, чтобы в качестве собственников данных земель могли выступать не только государство, но и граждане, негосударственные юридические лица.

В соответствии со статьей 3 Кодекса Республики Беларусь о земле, все земли (независимо от форм собственности) по своему целевому назначению подразделяются на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, дачного строительства. Площадь этих земельных участков определяется статьями 70 – 73 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных актами земельного законодательства Республики Беларусь. Земля может принадлежать на правах общей (долевой или совместной) нескольким собственникам независимо от форм собственности.

К недрам относится часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (ст.1 Кодекса Республики Беларусь о недрах).

Воды – вся вода, находящаяся в водных объектах, расположенных как на поверхности суши, так и ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях, т.е. поверхностные и подземные воды (ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь).

Как определено в ст.13 Конституции Республики Беларусь законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Специального перечня объектов, которые могут находиться только в собственности государства, как и специального перечня видов деятельности, которыми может заниматься только государство, не установлено. Регулирование здесь осуществляется через отдельные законодательства. Например, утвержден перечень предприятий (объединений), организаций и видов имущества, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации. В ряде актов законодательства указывается, что заниматься отдельными видами деятельности (например, проведением операций с драгоценными металлами, жемчугом, янтарем и мореным дубом) могут, как правило, только субъекты хозяйствования государственных форм собственности. Подобные ограничения установлены государством в интересах всего общества. По мере продвижения к рынку перечень видов деятельности, которые может осуществлять только государство, будет сокращаться.

В новых условиях государство перестает быть монополистом в сфере хозяйственной деятельности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.13), государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия развития всех форм собственности.

Конституция, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях Республики Беларусь» и другие гарантируют равенство всех форм собственности, возможность любому субъекту открыть свое дело и осуществлять хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, не опасаясь необоснованного вмешательства в эту деятельность со стороны любых других лиц, в том числе органов государства.

Конституция БССР 1978 года отдавала приоритет государственной собственности. Согласно статье 89 Гражданского кодекса в редакции 1964 года, исковая давность не распространялась на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозных, иных кооперативных и других общественных организаций или граждан. В Уголовном кодексе санкции за преступления против государственной собственности значительно превышали санкции за преступления против личной собственности граждан. В настоящее время эти акты приведены в соответствие с требованиями Конституции.

В Республике Беларусь установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности – регистрационный: статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и другими нормативными актами. Статья Закона «О предприятиях Республики Беларусь» установила, что предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Вмешательство органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц в деятельность субъектов хозяйствования не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям. Убытки, причиненные субъектам хозяйствования в результате выполнения указаний государственных или иных органов и должностных лиц, нарушивших права этих субъектов, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к субъекту хозяйствования, подлежат возмещению. Споры о возмещении убытков решаются судом.

Конституция Республики Беларусь (ст.44), впрочем, как и Основные Законы других государств, гарантирует неприкосновенность собственности. Однако в современных условиях принцип неприкосновенности частной собственности истолковывается уже не в абсолютном, а в относительном смысле и связывается с выполнением этой собственностью своей социальной функции. К примеру, Конституция Республики Беларусь (ст.44) допускает принудительное отчуждение имущества по мотивам общественной необходимости, но при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Важным, и в определенной мере дискуссионным, является вопрос государственного регулирования экономики. Иногда можно услышать мнение, что в условиях рыночной экономики государство не должно вмешиваться в эту сферу. Но, как показывает мировой опыт, чисто рыночной, нерегулируемой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии – больше, в США – меньше). В качестве форм государственного регулирования экономики выступают прогнозирование (планирование), налоговая и кредитная политика, установление продолжительности рабочего дня, отпусков, создание смешанных компаний и организаций с участием государственного капитала и др.

Как закреплено в статье 13 Конституции Республики Беларусь, государственное регулирование экономической деятельности осуществляется в интересах человека и общества, оно обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Конституция Республики Беларусь (как и многих других стран) серьезное внимание уделяет также общим принципам государственной политики в области трудовой деятельности и распределения. Среди основных своих принципов она признает за всеми гражданами право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ст.41).

Что касается конституционных принципов распределения общественного продукта, то здесь, прежде всего речь идет о принципе обеспечения справедливого вознаграждения за труд. Так, Конституция Республики Беларусь (ст.42) устанавливает, что все трудящиеся, независимо от пола и возраста, имеют право на равное вознаграждение за равноценный труд. При этом им гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением. Одновременно в указанной статье Конституции говорится о праве лиц, работающих по найму, на такой уровень заработной платы, который обеспечивал бы им и их семьям свободное и достойное существование.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие основные устои и принципы, характеризующие экономическую систему Республики Беларусь:

Основу экономической системы составляет разнообразие форм собственности; Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; Государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; Присутствие государственного регулирования экономикой в интересах человека и общества; Развитие модели социально-ориентированной рыночной экономики.

Современная экономическая стратегия Республики Беларусь определяется курсом на приватизацию, интенсивное использование природных ресурсов, ведения народного хозяйства на основе передовых технологий, перехода к рыночным отношениям.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: