Сбор социологической информации, ее анализ и использование




Второй этап исследования называют «полевым этапом», так как зона практических действий социологов - это поле, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них - опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют медики, юристы, журналисты, педагоги и др. Он имеет в социологии давние традиции. Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме - это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

 

Краткий комментарий к данному этапу исследования:

Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат - социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

Обобщение информации идет путем группировки ответивших на вопросы и через ряды распределений (в том числе с помощью таблиц).

Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.

Использование результатов социологического исследования зависит от актуальности изучаемой социальной проблемы, анализа достоверности собранной информации и заинтересованности в ней общества.

 

Литература

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 6.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 14.

Шереги Ф.А., Горшков М.К. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М., 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: