Тактика медработника при общении и уходе за больными с расстройствами памяти




Познавательные процессы: память, мышление, интеллект (ЛД, СД)

(тезисы лекции)

Мотивация

Из впечатлений или идей памяти мы образуем своего рода систему, охватывающую все то, что помним как воспринятое либо внутренним восприятием, либо внешними чувствами, и каждую часть этой системы наряду с наличными впечатлениями называем обычно реальностью.

Дэвид Юм

«Мышление – орудие высшей ориентировки

человека в окружающем мире и в себе самом».

И.П. Павлов

Интеллект есть способность координировать знание, хотя его часто смешивают со знанием, как таковым.

Инаят Хан Хидаят

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. На сегодняшней лекции мы рассмотрим такие понятия, как память, мышление и интеллект.

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью органов чувств (ощущения). В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, оставляют след, который может сохраниться в течение длительного времени. В процессе мышления устанавливаются связи и отношения предметов окружающей действительности и образов между собой, благодаря чему, становиться возможным, осуществлять в окружающей среде разумную деятельность.

Познавательные процессы – это динамические явления психики, направленные на познание мира (и себя).

Высшие психические функции (ВПФ) – это сложные, при жизни формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Мышление – наиболее сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Как вы считаете, мышление относиться к познавательным процессам или ВПФ? (И к тем и к другим – т.к. ВПФ – тоже познавательные процессы.)

Познавательные процессы:

Ø Ощущение

Ø Восприятие

Ø Память

К ВПФ можно отнести:

Ø Мышление

Ø Воображение

Ø Речь

Ø Творчество

Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой и образуют сложную, многоуровневую структуру познавательной деятельности.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, хранении и последующем воспроизводстве информации. Это отражение прошлого опыта.

Память проявляет себя через следующие процессы:

Ø Запоминание

Ø Сохранение

Ø Воспроизведение

Ø Узнавание

Виды памяти по способу запоминания:

Ø Механическая

Ø Логическая

Виды памяти по модальности:

Ø Нагляднообразная

Ø Словестнологическая

Ø Двигательная

Ø Эмоциональная

Кратковременная память ð Долговременная память
Запоминание на короткий срок, иногда после однократного восприятия Повторение Длительное сохранение информации

 

Память занимает особое место в структуре познавательной деятельности. Она взаимосвязана со всеми познавательными процессами и входит в целостную структуру человеческой личности.

Нарушение памяти

При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.

1. Гипомнезия – снижение, ослабление памяти (сильное переутомление, астении, у пожилых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.

2. Амнезия – выпадение, отсутствие памяти (травмы мозга, сильные отравления, старческие психозы).

3. Парамнезии – ошибки, обманы памяти:

· Конфабуляции – пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имеющими места в действительности. (старческий психоз, хр.алгоголизм, прогрессируйщий паралич, сифилис мозга);

· Псевдоременестенции – патологии памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее (старческий психоз).

4. Гипермнезия – повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но не достаточное запоминание текущих событий (маниакально-депрессивный психоз и маниакальное состояние при шизофрении.

Тактика медработника при общении и уходе за больными с расстройствами памяти

Пациенты с различными видами расстройств памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амненизией, т.к. резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков со стороны окружающих людей и болезненно на это реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках больных медработникам не следует раздражаться, а по возможности их, ободрить и успокоить. Не следует разубеждать больных с канфабуляциями и псевдореминисценциями, что их высказывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение больного, и контакт с ним медработника нарушается.

Неотъемлемой чертой жизнедеятельности человека является мышление. Это особый вид деятельности, аккумулирующий в себе все познавательные способности человека и являющийся неотъемлемой чертой личности.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Основные мыслительные операции:

§ Анализ

§ Синтез

§ Сравнение

§ Обобщение

§ Абстрагирование

В процессе мышления человек оперирует предметами, образами или понятиями, в зависимости от этого выделяются три основные вида мышления, формирующиеся у человека последовательно в разные периоды онтогенеза. Переход от образного мышления к словесно логическому составляет одну из линий развития психики.

Вид мышления Средства Период возникновения в онтогенезе
Наглядно-действенное Реальное физическое преобразование ситуации, опробывание свойств объектов. Первые месяцы жизни
Наглядно - образное Образы, представления Ранний возраст – дошкольный возраст
Словесно-логическое Понятия Старший дошкольный – младший школьный возраст

 

Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющее отражать окружающую действительность:

Ø Обобщенно

Ø Опосредованно

Ø Устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: