Методические рекомендации для ОУ Республики Карелия по преподаванию биологии в 2010 – 2011 учебном году
В документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также учитывающий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения ценностное природосообразное миропонимание, экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы [1].
С учетом современных приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:
- овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;
|
- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле, отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;
- развитие личности обучающихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы;
- сохранение позитивного опыта процесса обучения биологии, накопленного в отечественной школе [1].
Нормативно-правовая база преподавания биологии, природоведения, экологии
В 2010 – 2011 учебном году преподавание биологии, природоведения и экологии должно осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
2. Закон Республики Карелия «Об образовании» от 29.04.2005 N 874-ЗРК
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).
|
4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
6. Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.05.2006 № 599.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от «23» декабря 2009 г. N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (https://mon.gov.ru/dok/akt/6572).
8. Примерная программа основного общего образования по биологии. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).
Учебно-методическое обеспечение преподавания биологии, природоведения, экологии
Обучение школьников по всем предметам осуществляется с использованием учебно-методических комплектов, имеющих гриф «Допущено» или «Рекомендовано». В настоящее время с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год (Приказ МО РФ от 23.12.2009 г. N 822) можно ознакомиться в различных источниках: журнал «Вестник образования» (2010), «Российская газета», сайт Министерства образования и науки РФ и др. Обращаем внимание, что на сайте Общественно-государственной экспертизы учебников представлены Федеральные перечни с составом УМК (https://www.fsu-expert.ru/fp-2010-11-umk).
|
Основная школа. «Природоведение» - интегрированный естественнонаучный предмет для младших подростков, который сочетает в себе элементы знаний и способов деятельности из биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии и ОБЖ. Он продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе.
Федеральный базисный учебный план предусматривает два варианта изучения природоведения:
1) Обязательное преподавание предмета «Природоведение» предусмотрено в V классе основной школы. В федеральном базисном плане на его изучение отводится 2 учебных часа в неделю (70 часов в год).
2) По решению образовательного учреждения предмет «Природоведение» может изучаться в течение двух лет (V-VI классы) по 2 часа в неделю в каждом классе (140 часов за два года). В соответствии с рекомендациями к ФБУПу в VI классе его преподавание может обеспечиваться за счет объединения часов, отводимых на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).
Для первого варианта обучения можно использовать УМК авторов:
· А.Е. Андреевой и соавт. (линия Д.И. Трайтака);
· Бахчиевой О.А. и соавт.;
· Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова;
· К.Ю. Еськова и соавт. (линия А.А. Вахрушева);
· Е.Н. Овчаровой;
· В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой (линия Пасечника);
· А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (линия В.И. Сонина);
· Б.Ф. Сергеева и соавт.;
· В.И.Сивоглазова, С.В. Суматохина (линия В.И. Сонина);
· Т.С. Суховой, А.Г. Драгомилова;
· Т.С. Суховой, В.И. Строганова (линия И.Н. Пономаревой);
· А.И. Никишова (линия А.И. Никишова) – «Естествознание»
· Алексашиной И.Ю. и соавт. – «Естествознание»
Для реализации второго варианта обучения предлагается воспользоваться УМК О.А. Бочковой («Естествознание», 5, 6 класс) или М.В.Рыжакова и соавт. («Естествознание», 5 класс), И.Т. Суравегиной («Естествознание» 6 класс) (см. Федеральный перечень учебников)
Согласно ФБУП(у) 2004 г. и РБУП(у) 2006 г., в ОУ РК биология в VI классе изучается в объеме одного часа в неделю. По усмотрению образовательного учреждения, на изучение биологии в VI классе может быть отведено два часа в неделю (1 час – за счет часов компонента образовательного учреждения). В 7 – 9 классах для изучения биологии предусматривается 2 часа в неделю.
Сегодня меняется роль школьного учебника. Современный учебник должен быть в определенной степени интерактивным, превратиться из традиционного «кладезя знаний» в универсальный «навигатор», в инструмент адаптации ученика к новым, многократно расширившимся, возможностям информационно-образовательной среды [3]. В настоящее время интерактивный подход в обучении становится приоритетным. Интерактивное обучение позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся, делает процесс обучения интересным и эффективным. В перечне учебников, рекомендованных к обучению биологии в основной школе, обращаем внимание на завершенную линию Л.Н. Сухоруковой (издательство «Просвещение». Серия «Сферы»). УМК данной авторской линии разработан с учетом возможности реализации интерактивного подхода в обучении. Особенности нового комплекта: наличие полного пакета пособий, как на бумажных, так и на электронных носителях; особый функционал учебников, ориентирующих обучающихся на системное использование всех компонентов УМК; единые методические, информационные, дизайнерские подходы к представлению учебного материала; наличие «навигационной системы», позволяющей осуществлять единую технологию обучения; практическая направленность изложения материала.
Этим же целям отвечает новый учебно-методический комплект по биологии «Навигатор» (издательский дом «Дрофа»). Ядром комплекта является учебник-навигатор, в котором изложен основной материал и представлены ссылки на другие части комплекта. Мультимедийная составляющая является вспомогательным модулем, расширяющим образовательное пространство. На диске вы найдете большое количество рисунков, схем, анимаций, фотографий, видеофрагментов, виртуальных лабораторных работ, тестов и других интерактивных заданий. Комплект может быть использован:
• при проведении любых форм учебных занятий (традиционных уроков, уроков-лекций, семинаров, проблемных уроков);
• при проведении элективных курсов в системе дополнительного образования;
• для самостоятельной работы учащихся.
При проведении и планировании уроков возможно использование как всего комплекта в целом, так и отдельных его модулей в качестве самостоятельных источников информации и дидактических материалов. Учебник имеет гриф Министерства образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень.
В настоящее время вышел УМК «Навигатор» по биологии для 6 класса (автор Н.И. Сонин). В комплект входят учебник-навигатор «Биология. Живой организм», мультимедийное приложение к учебнику-навигатору, тетрадь для лабораторных работ, тетрадь для проверки качества знаний, альбом-задачник «твои открытия», методическое пособие для учителя.
Обращаем внимание на появление УМК новых авторских линий. Один из них - УМК по биологии для 6 класса авторов Т.С. Суховой, Т.А. Дмитриевой, представленный в перечне учебников, допущенных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе ОУ на 2010/2011 учебный год, - включает в себя учебник «Биология. 6класс» (серия «Живая природа»), программу и методические рекомендации, рабочие тетради №1, № 2. Данная линия УМК выпускается издательством «Вентана-Граф». Она развивает методические подходы, разработанные авторами ранее и реализованные в учебниках для 5 класса «Природа. Ведение в биологию и экологию» (Т.С. Сухова, В.И. Строганов) и «Природоведение» (Т.С. Сухова, А.Г. Драгомилов). Учебник посвящен изучению бактерий, грибов, лишайников и растений. Акценты перенесены с детального описания отдельных биологических объектов на ведущие системообразующие идеи курса: уникальность живого, усложнение организмов в ходе эволюции, приспособленность их к среде обитания.
Еще одна новая линия УМК по биологии авторов М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, Ю.В. Малеева, В.В. Чуб также представлена в Перечне учебников, допущенных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе ОУ на 2010/2011 учебный год. В настоящее время издательством «Бином» выпущен учебник «Биология» для 6 и для 7 классов. К 2010/2011 учебному году выйдут рабочие тетради для 6 и 7 классов; методические пособия 6 кл., 7 кл. (Беркинблит М.Б. и др.). Учебник 6 класса предназначен для введения в систему биологических знаний и знакомит учащихся с систематикой, признаками и разнообразием живого мира и дает представление об основных царствах живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии, вирусы. Формирует навыки выполнения практических работ, закладывает основы формирования межпредметных связей.
Если общеобразовательное учреждение в 6-9 классах реализует курс «Экология» за счет школьного компонента (1 час в неделю), то можно рекомендовать руководствоваться программой «Природоведение. Биология. Экология» («Вентана-Граф», 2008) или «Экологическая составляющая курса «Биология» в основной школе. Сборник программ» («Вентана-Граф», 2004). В таблице 1 приведен перечень учебных пособий по курсу «Экология» в основной школе.
Таблица 1.
Автор | Наименование | Издательство |
Былова А.М., Шорина Н.И. | Экология растений, 6 класс | Вентана-Граф |
Бабенко В.Г. | Экология животных, 7 класс | Вентана-Граф |
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. | Экология человека. Культура здоровья, 8 класс | Вентана-Граф |
Швец И.М., Добротина Н.А. | Биосфера и человечество, 9 класс | Вентана-Граф |
Старшая школа. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования(приказ Минобразования России от 18.07.02 № 2783), Республиканским базисным учебным планом (2006), обучение по предметам может идти на базовом и профильном уровнях. Обязательным базовым предметом в 10-11 классах является «Естествознание» (3 часа в неделю). «Биология» является профильным учебным предметом в естественнонаучном профиле. «Биология» также может изучаться и на базовом уровне (1 час в неделю) наряду с одночасовыми курсами «Физика» и «Химия».
Для изучения биологии на базовом и профильном уровнях также используются УМК, основу которых составляют учебники, рекомендованные и допущенные МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе ОУ на 2010/2011 учебный год (см. Федеральный перечень учебников).
Одной из проблем в преподавании биологии в 10-11 классах является отбор содержания, средств, форм и методов обучения на базовом уровне (1 час в неделю). В первую очередь перед учителем стоит важная задача выбора учебника, соответствующего не только нормам стандарта биологического образования, но и личностным качествам учителя и его учеников.
Обращаем внимание на новый учебно-методический комплект авторов учебника «Биология» - Общая биология. Базовый уровень.10 кл. - Учебник-навигатор» В.И. Сивоглазова и И.Б. Агафоновой, имеющий разнообразные методические компоненты: рабочие тетради, тестовые задания и проч. Для каждого учащегося необходимо наличие учебника, а варианты использования остальных компонентов учебно-методического комплекта определяет учитель, руководствуясь особенностями учебных групп или отдельных учащихся. Учебник-навигатор «Общая биология. 10 класс» рассчитан и на учащихся средних специальных учебных заведений, которые должны получить полное среднее образование. В новом комплекте сохранена основная идея, реализованная ранее, - взаимосвязь всех компонентов (печатных и мультимедийных) посредством единой системы навигации, при которой учитель выступает как советчик, основная задача которого - помочь получить новые знания и научить их использовать для получения дальнейших знаний. При этом обучение становится исследовательским процессом, во время которого суммируются полученные ранее сведения и применяются возможности компьютера и сетевые ресурсы, создающие необходимую обстановку для эффективного мышления и развития интеллекта.
В рамках профильного обучения предусмотрены элективные курсы и учебно-исследовательские практики. Существует большой спектр программ, учебных пособий и других учебно-методических материалов по элективным курсам эколого-биологического содержания. При планировании можно воспользоваться следующими источниками:
1. Журналы «Биология в школе» за 2005 и 2008 гг.
Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ авт.- сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
2. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2./ авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунов – М.: Дрофа, 2006.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 3./ авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунов – М.: Дрофа, 2006.
4. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область
«Естествознание»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
5. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов и профильном обучении учащихся 10-11 классов. Белгород.: БелРИПКППС, 2005.
6. Алексеев С.В. и др. Экологический практикум школьника: Элективный курс для 10-11 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
7. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана –Граф, 2006
https://www.drofa.ru - Каталог издательства «Дрофа».
https://www.vgf.ru - Каталог издательства «Вентана-Граф».
По решению образовательного учреждения, в 10-11 классах может вестись курс «Экология». В Федеральном перечне учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от «23» декабря 2009 г. N 822) для преподавания данного предмета рекомендованы следующие УМК:
Таблица 2.
Авторы | Класс | Издательство | Состав УМК |
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. | 10(11) | Дрофа | • Учебник. Экология (профильный уровень) • методическое пособие, • рабочая тетрадь, • CD-ROM. |
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. | 10-11 | ВЕНТАНА- ГРАФ | • «Экология» 10-11 кл. (профильный уровень), учебник. • Суматохин С.В., Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология» 10-11 кл. (профильный уровень), программа и методические рекомендации. • Федорос Е.И., Нечаева Г.А. «Экология в экспериментах» 10-11 кл., учебное пособие. • Федорос Е.И., Нечаева Г.А. «Экология в экспериментах» 10-11 кл., методическое пособие. |
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. | 10(11) | Дрофа | • Учебник. Экология (профильный уровень) • методическое пособие; • сборник задач, упражнений и практических работ; • CD-ROM. |
Программа курса «Экология. X – XI» авторов С.В. Суматохина, Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой находится в журнале «Биология в школе» №8, 2009г., примерное поурочно-тематическое планирование – журнал «Биология в школе» №10, 2009г.