Глава 1. История личности как история идеи.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 2

1. История личности как история идеи..................................................... 4

1.1. Личная биография Дж. Хаксли, как способ жизни теории.................. 4

1.2. Возникновение замысла «новой религии»............................................ 7

2. Общая характеристика и развитие концепции "новой религии"....... 12

2.1. Пролегомены «новой религии».......................................................... 12

2.2. Эволюционный гуманизм, как развитая религия............................... 20

Заключение.................................................................................................... 26

Список использованных источников и литературы.................................... 31

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность нашего исследования обусловлена попыткой привлечь внимание современных мыслителей к такому интересному и, на наш взгляд, незаслуженно оставленного в стороне направлению философской мысли, как эволюционный гуманизм. В конце XIX – начале XX века научные знания совершают переворот в жизни человека. Вера в разум, способный преодолеть все трудности бытия, найти ответы на все интересующие вопросы, решить проблемы, преследовавшие человечество на протяжении всей истории, растет как никогда быстро. Такие исторические условия способствовали значительному упадку креационизма, как единственного ранее существовавшего представления о человеке и мире, и породили множество новых социально-философских концепций, основанных на достижениях науки того времени.

Связующим звеном большинства идей конца XIX — начала XX века выступала эволюционная теория, предложенная Чарльзом Дарвином, и развиваемая затем многими другими учеными. Важнейшую роль в ее формировании и распространении сыграл великий британский ученый Джулиан Хаксли. Важным оказалось и то, что научная деятельность Хаксли не стала поводом пренебрежительного взгляда на религию, что было актуально для многих его современников. Такое сочетание научного взгляда на мир и энтузиазма в духовном поиске позволило Хаксли, в некотором роде, синтезировать науку и религию, совместив их достоинства и отбросив недостатки. Свои идеи ученый наиболее полно и лаконично выразил в книге «Религия без откровения», на анализе которой построено наше исследование.

Целью нашего исследования является последовательный анализ биографии и основных работ британского ученого-эволюциониста Джулиана Хаксли, выявление оснований, на которых ученый анализирует религию, раскрывая ее суть, а также описание и анализ предложенной им «Новой религии».

Для достижения поставленных целей, нам необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать личную биографию ученого, а также условия места и времени, в которых жил и работал Хаксли.

2) Выявить подход ученого к религии, оценить степень правомерности данного подхода.

3) Выделить и проанализировать основные моменты предлагаемой им идеи «Новой религии».

Объектом нашего исследования является натурализм, как возможность гармоничного симбиоза науки и религии.

Предметом исследования предстает идея «Новой религии», представленная в работах Джулиана Хаксли.

Методы исследования: дескриптивный анализ источников, феноменологическое рассмотрение религии в свете эволюционного гуманизма, анализ, обобщение, сравнительное исследование.

Степень научной разработанности проблемы находится на достаточно низком уровне, вероятно, в связи с тем, что многие идеи конца XIX — начала XX имели элитарный характер и остались в стороне большого числа мыслителей. Однако на русском языке имеется несколько библиографических источников таких, как «Джулиан Хаксли: творческий образ и эволюционная биология» Галла Я.М., а также сборник статей М.Д. Голубовского, посвященный биографии и основным научным трудам Хаксли.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данной работы в таких теоретических курсах, как наука и религия, феноменология религии, история свободомыслия.

Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. История личности как история идеи.


1.1. Личная биография Джулиана Хаксли, как способ жизни теории.

Джулиан Сорел Хаксли родился в Лондоне 22 июня 1887 года. Семья и ближайшее окружение во многом определили его научные и философские взгляды, а также направление его деятельности в течении всей жизни. Фамилия Хаксли сегодня знакома огромному числу людей. Знаменитый роман-антиутопия "О дивный новый мир" написана Олдосом Хаксли, родным братом Джулиана. Третий брат в семьей Хаксли Эндрю в 1963 получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Такая выдающаяся династия ученых и деятелей культуры берет свое начало с Томаса Генри Хаксли, деда Джулиана, Олдоса и Эндрю. Томас Хаксли был другом Чарльза Дарвина, преданным сторонником и ярым апологетом его идей. Защищая и развивая теорию эволюция Дарвина Томас Хаксли вошел в историю, как видный популяризатор науки и непримиримый борец с креационистическими представлениями о человеке. Значительное влияние он оказал и на своего внука. Джулиан Хаксли во многом пошел по стопам деда[1].

Путешествуя и занимаясь изучением окружающей его природы, Хаксли добивается значительные успехов в биологии, становясь одним из создателей синтетической теории эволюции - наиболее точной на сегодняшний день теоретической конструкции, описывающей происхождение и эволюцию живых организмов. Историки биологии очень высоко оценивают его вклад в разработку данной теории. На протяжении многих лет Хаксли держал в уме все направления развития эволюционной мысли, следил за развитием родственных научных направлений и имея собственный опыт генетика-экспериментатора, смог создать наиболее полный и всесторонний документ, названный "Эволюция. Современный синтез". По объему данный труд превышал шестьсот страниц, но основные идеи, выписанные Хаксли, уместились на двадцати страницах, были укомплектованы в статью, называвшуюся «Natural selection and evolutionary progress» и отправлены в Британскую ассоциацию содействия науке. По важности ни одна публикация того времени на данную тему не могла сравниться со статьей Хаксли[2].

Слава Хаксли, как ученого-эволюциониста, затмила его предыдущие достижения в других областях биологической науки, где он также добился немалых успехов. Так, например, важнейшая для биологии концепция аллометрического роста, то есть неравномерного роста частей тела, обязана своему существованию именно исследованиям ученого.[3] "В творчестве Хаксли гармонично сочетались натуралист и экспериментатор. После орнитологии и этологии его опытные устремления касались, прежде всего, экспериментальной эмбриологии и эволюционной биологии развития. Он проводил эти исследования на морских биостанциях в Неаполе (Италия) и Вудс Холле (Массачусетс, США). В зависимости от задачи Хаксли свободно выбирал объекты: дедифференцировка и регенерация у губок и асцидий, эффекты голодания и действия ядов на онтогенезгидроидов, действие температуры на ход развития у амфибий, проявление генов, влияющих на скорость развития у рачка-бокоплава, аллометрический рост мандибул у жука-оленя и рост клешней у зеленого краба."[4] Однако такой невероятно широй спектр деятельности в области науки составлял лишь часть интересов Хаксли, выходящих далеко за границы одной только биологии. Он руководил кафедрами зоологии университетов Лондона и Оксфорда, был президентом Евгенического и секретарем Лондонского зоологического общества, стоял у истоков обществ по изучению поведения животных, изучению эволюции, возглавлял Ассоциацию ученых Великобритании, был автором многих научных и научно-популярных книг, признанных во всем мире. Он преподавал и проводил исследования в США, Канаде и разных странах Европы, создавал заповедники и музеи в Африке. Наконец, Джулиан Хаксли известен как первый президент ЮНЕСКО, культуролог, радетель науки и крупный государственный деятель, а также выдающийся социальный мыслитель[5]. Последний пункт его биографии представляет для нас особую ценность в контексте данного исследования.

Необычно насыщенная и разносторонняя деятельность Хаксли берет свои корни в незаурядном складе ума и мироощущении ученого. Минуты экстатического слияния с Природой Хаксли описывает так: "Я смотрел на звезды и чувствовал какую-то сопричастность их безмерности. Радость наполняла мое сердце подобно откровению, убеждая, что красота природы как-то важна и для меня, и для мира... Особо ценными были минуты, когда я ощущал мистическое единение с Природой.... Меня постигало странное космическое видение, будто я способен заглянуть в центр земли и вобрать в себя ее содержимое, со всеми растениями и животными... В эти мгновения я словно растворялся во вселенной". Подобное описание напоминает строки Федора Тютчева: "Не то, что мните вы, Природа. Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Такой поэтический взгляд на природу и преклонение перед ее естественной теологией вылилось у Хаксли в проповедь новой религии, названной им "Эволюционный гуманизм", где место Бога занимает эволюция[6].

Анализ биографии ученого и описываемое им отношение к миру, полное восхищения, удивления и неподдельного восторга, дает ясное представление о том, почему он видел необходимость в создании естественной природной религии. История семьи, личный опыт и дух времени подталкивали Хаксли к этому шагу. Стиль его работ насыщен энтузиазмом и уверенностью в правильном направлении своей социально-философской деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что степень влияния личной биографии на формирование идей Джулиана Хаксли стремится к максимуму, а теория произрастает прямиком из практики. Данный способ формирования и развития идеи "Эволюционного гуманизма" как новой религии полностью соответствует ее духу, который мы попытаемся раскрыть в следующих главах данной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: