Эволюционный гуманизм, как развитая религия.




Разговор о развитой религии Хаксли начинается с попытки показать, на чем, вообще, базируется религия. Мистики и теологи подходят к божественной реальности либо со стороны веры в божественное откровение, либо со стороны интуиции и эмоций, считая, что основа религии в утешении. При этом религия не может быть описана в рациональных терминах.

В основе религии зачастую лежит вера в личного или сверхличного бога. Даже в обществах, где теистическая религия общепринята и большинство ее последователей отправляют культовые действия, она не всегда связывается с понятием одного лишь Бога. Имеются религии, в которых понятие личного Бога вовсе отсутствует, например, в буддизме. Тем не менее, идея божественного существа имеется даже в таких системах, но, возможно, на других основаниях. Такая религия интерпретируется в догматах теологии, но в действительности основывается на психологических понятиях и глубинных чувствах, включая чувство любви, надежды, тревоги и другие.[20]

Имеется множество попыток определить религию. Все они так или иначе отличаются друг от друга. Мэтью Арнольд определял религию, как "мораль, окрашенную эмоцией". Эдуард Тейлор говорит, что "вера в духовные существа есть минимум религии". Макс Мюллер считает, что "религия складывается из восприятий бесконечного с различными его проявлениями и их влиянием на моральный характер человека". Альфред Уайтхед считает, что в основе религии лежит "сила веры, очищенная от архаических элементов. Религия с доктринальной стороны может быть описана, как система основных истин, которые имеют преобразующих характер".

По мнению Хаксли, Уайтхед делает в определении религии ошибку, подходя к ней, как к развитой системе. Он заменяет идеал религии его реализацией, которая порой далека от самого идеала, а иногда и вовсе имеет иную природу. Позднее он утверждает, что "религия есть то, что человек творит в своем одиночестве". Здесь Хаксли вновь не согласен с ним, ввиду отрицания социальной природы религии.

Все приведенные определения религии Хаксли считает неполными, не способными раскрыть всю многогранную суть религии. Сам он полагает, что сущностью религиозной реальности является опыт, воплощающий себя в символе и находящий духовное выражение в теологии. Таким образом, сущностью религии Хаксли называет идею священного. Чувство священного подобно другим человеческим чувствам, имеет значение только при сопоставлении с другими чувствами.[21]

В этой связи представляется интересной позиция протестантского теолога Рудольфа Отто. В своем труде "Идея святого" он пишет, что священный опыт, имеющийся в событиях, личностях, вещах и мышлении является ядром ценностей современного христианства. Он подчеркивает, что священное лежит не только в основе отдаленных моральных требований и духовном наследии прошлого, но и в развитых религиях, подобно христианству, в котором мораль и интеллект находятся в тесной связи с религиозным чувством. Раскрывая чувство священного, Отто пишет: "Давайте рассмотрим глубокие и фундаментальные элементы, лежащие в основе религиозной эмоции. Вера и спасение, справедливость и любовь - все имеется там. Над ними возвышается элемент, который совершенно отличен от других, глубоко действует на нас и ставит разум в тупик. Давайте с помощью симпатии и воображения выясним, где в глубине нашей жизни он заложен и где находится вне нас. Он проявляется через личное благочестие в фиксированных ритуалах и литургиях, и снова в атмосфере храмов и церквей. Таким образом, мы будем иметь дело только с определенным выражением этого чувства - некой мистической тайной. Это чувство временно наполняет наш разум спокойным состоянием глубокого поклонения". Таким образом, можно сделать вывод, что демоны и боги - продукты мифологической фантазии, являются ничем иным, как способами, в которых объективируется чувство священного. А уникальность нашей природы является фактором и основным импульсом, в основе процесса религиозной эволюции.

Далее, Хаксли задается вопросом, что делает религиозные эмоции религиозными? Почему одни мотивы или действия являются религиозными, а другие моральными? Почему одну веру мы может назвать религиозной, а другую научной?

Хаксли рассуждает об этом следующим образом. Силы, находящиеся за пределами постигаемой природы, тайны, с которыми сталкивается человек на своем пути, события жизни, такие как рождение, женитьба, смерть, а так же моральные или эстетические идеалы - все это может стать объектом религии, хотя это не является обязательным. Все они лишь входят в границы религии, так как могут восприниматься, как священное. Таким образом, любая деятельность, в зависимости от культурных особенностей может восприниматься, как священная и становиться религиозной.[22]

Чувство священного является высшим комплексом мысли индивида. Одним из его основных моментов является благоговейный страх, который включает в себя чувство удивления, восхищения, почтения. Таким образом,феномен тайны или святого можно понимать, как чувство страха и почтения, одновременно выраженные в некой реальной сущности. Из этого очевидно, что тайна или мистика могут быть устранены образованием и познанием природы.

В процессе объяснения явлений естественные науки и теология существуют бок о бок. Теология вырастает из объектов, наделяя их свойством священного. Наука же берет начало из всеобщих объектов (законов), не связанных с религиозными представлениями. Однако и наука и религия не могут оставаться в локально определенных зонах и стремятся дать всеобъемлющее толкование реальности. В такие моменты происходит,так называемый, конфликт науки и религии, по сути своей неисчерпаемый, так как наука и религия исходят из различных сфер опыта и зачастую не могут найти точек соприкосновения. Хаксли видит решение этого конфликта во взаимном принятии основ одного другим. Так, религия должна признать интеллектуальные методы науки ценными для теологии. Наука же должна принять психологическую основу религии как окончательный факт.[23]

Таким образом, мы подходим к определению понимания эволюционного гуманизма, как развитой религии, находящей компромисс между религией и наукой и наводящей между ними мосты, в попытке построения целостной мировоззренческой системы, соответствующей научным достижениям и гуманистическим идеям нашего времени.

Черта современной ситуации состоит в том, что ранние религии и системы верований изменялись по мере преодоления человечеством своего страха и невежества. В такие моменты они изменялись только внутри себя. Современный же мир совершил революционный скачок, и сегодня система веры вынуждена адаптироваться с отставанием, в соответствии с познавательными и творческими возможностями человечества. Иначе говоря, первые религиозные системы были необходимы для борьбы с социальным и духовным невежеством и успешно его компенсировали. Но в современном мире система должна использовать всю мощь познания для руководства и поддержки человеческого развития.[24]

Наше время отличается от более ранних эпох стремительно возрастающей важностью науки и ее проникновение во все сферы жизни человека. В связи с этим конфликт науки и религии может вызвать крайне деструктивные последствия и должен быть преодолен. Эволюционный гуманизм, рассматривающий науку как процесс возрастающего познания природы и религию, как социальный организм, соприкасающийся с судьбой, может быть ключем к решению этого конфликта.[25]

В то же время, при данном подходе, наука и религия могут быть искренними союзниками. Наука служит инструментом увеличивающегося познания, дает полное объяснении судьбы с позиции эволюционной биологии и помогает создавать лучшие методы ее реализации. Религия же, понимаемая как продукт творческой деятельности разума, обеспечивает личный или коллективный опыт, вербуя науку для решения ее задач.

Хаксли твердо убежден, что основой для успешного симбиоза науки и религии является эволюционный натурализм. Эволюционная биология дает нам новый метод, способствующий постижению человеческой судьбы на всех этапах ее развития. Эта судьба является главным фактором эволюционного процесса на Земле, инструментом для реализации новых возможностей в будущем. Картина мира, создаваемая современной наукой, является процессом самотрансформации, в течении которой новые возможности могут быть реализованы. Творятся новые реальности, в которых сочетается естественный природный прогресс и человеческое самотворение.

С позиции эволюционного гуманизма ближайшая обозримая цель человечества состоит в освоении земного сектора космического пространства, выход за существующие горизонты реальности. Использование характеристик, данных ему как позднейшему доминирующему типу, таких как разум, воображение, концептуальное мышление, способности накопления культуры и опыта, без сомнения позволит это осуществить.

По-мимо глобальных целей и смыслов эволюционная биология концентрирует свое внимание на развитии человеческой индивидуальности. Она определяет его на вершину космического процесса. Таким образом, мы можем сформулировать окончательную цель человеческого существования, как состоящую в полной реализации всех его возможностей. В то же время, человек не может стать человеком вне социума, значит реализация его потенциала невозможна в отрыве от общества. Люди воспроизводят себя исключительно через культуру общества, поэтому превосходство индивида не является абсолютным, но определяется социальной организацией. Конфликт между индивидом и социумом сводится к несовершенству существующей общественной организации и должен быть преодолен путем расширения возможностей для реализации человеческого потенциала.

Основной принцип эволюционного гуманизма состоит в том, что интеллектуальные и духовные силы являются главными в решении вопросов судьбы. Они не находятся в сверхъестественных сущностях вне человека, но состоят внутри него. Человеческая способность обобщения и абстрактного мышления неизбежно порождает идеалы, затрагивающие поведение и развитие психики, поэтому даже неблагоприятных социальных условиях человек стремиться к лучшему. Задача же эволюционного гуманизма облегчить путь человека в этом стремлении, поощряя в отдельных людях и целом обществе благородство и энтузиазм на пути развития.[26]

Также согласно эволюционному гуманизму одной из основных целей человека является наиболее полное творение красоты, как важного фактора на пути духовного развития. Недостаток красоты воспринимается Хаксли, как огромное упущение.

Напоследок стоит отметить несколько важных пунктов, касающихся эволюционного гуманизма.

Во-первых, человек в процессе своего развития должен постоянно стремиться к полному завершению своей личности, то есть к полнейшему раскрытию своего потенциала.

Во-вторых, познание и опыт являются важнейшими инструментами человеческого прогресса.

В-третьих, образование способствует расширению познания. Естественные науки являются основой для всесторонней глобальной системы познания.

В каждой сфере, включая религию и науку, эволюционный гуманизм служит средством регулирования и примирения конфликтующих сторон. В современном процессе становления человечества конфликты происходят постоянно. Однако без них невозможно единство мира. Их единство возможно при реализации человеком человеком всех своих возможностей, сочетающее достижение идеала с ценностями, которым он поклоняется. Эволюционный гуманизм связывает все достижения в единое целое, способствуя тем самым достижению лучшей судьбы.[27]

 

 

Заключение.

Подводя итоги работы, следует отметить наиболее важные выводы, полученные нами в ходе исследования. Личная биография Джулиана Хаксли сыграла ключевую роль в становлении и развитии его взглядов. Семья, ближайшее окружение, место и время его жизни решающим образом определили ход его будущей мысли, дали толчок и направление в развитии его будущих философских и научных идей. Важнейшим фактором стало и то состояние социально-философской и религиозной мыли, в котором находилось общество второй половины XIX века. Упадок религиозного мировоззрения в ходе возрастающей силы научных концепций наполнил энтузиазмом многие умы того времени, что позволило значительно обогатить область философских знаний новым пластом идей, построенных на научных данных, а не на одной лишь идеи бога.

Метод осмысления религии у Хаксли вызывает отдельный интерес. Ученый ставит под сомнение устоявшееся в философии представление о равно-противоположной дуальности идеи и материи. В предлагаемой им концепции, идеальному отводится лишь четверть вместо привычной половины. И эта четверть является достоянием исключительно человеческой природы, как высшей и наиболее уникальной ступени в эволюции вселенной. Также очень интересным представляется эволюционный подход ученого к развитию сверхъестественных существ, заслуживающий особого внимания со стороны исследователей религии.

Идея синтеза науки и религии в эволюционном гуманизме не была воспринята должным образом современниками Хаксли, но в наше время проблема конфликта науки и религии, прогресса и этики становится как никогда актуальна. Постсекулярный период ставит перед нами множество вопросов, на которые трудно дать ответ без диалога обеих сторон, поиска общих путей развития и взаимодействия, основанного на взаимном признании и уважении. Жизнь будущих поколений зависит от того, насколько качественно мы сможем ответить на вызовы нашего времени, взаимодействие науки и религии несомненно является одним из наиболее значимых вызовов подобного рода.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

2. Галл Я.М. Джулиан Хаксли: творческий образ и эволюционная биология // Информ. вестник ВОГиС. 2001. № 17. С. 15–21.

3. Галл Я.М. Джулиан Сорелл Хаксли 1887–1975 / Отв. ред. А.Л. Тахтаджян. СПб: Наука, 2004. 294 с.

4. Голубовский М.Д., Галл Я.М. Гольдшмит и Дж. Хаксли. Творческие параллели // Журн. общ. биологии. 2003. Т. 64. № 6. С. 510–518.

5. Голубовский М. Д., Чураев Р.Н. Динамическая наследственность и эпигены // Природа. 1997. № 4. С. 16–25.

6. Хаксли Д., Кох Л. Язык животных. М., 1968

7. Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции. М., 1971

8. Электронный ресурс: https://karakurt.livejournal.com/22010.html

9. Джулиан Хаксли, Ключ к будущему – гуманизм, в Сб.: Диалоги: полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки / Под ред. Б.М. Кедрова,М.,«Политиздат»,1979г.,с.16-17.

10. Джон Хедли Брук - Наука и религия: Историческая перспектива Пер. с англ. (Серия "Богословие и наука").М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 352 с.ISBN 5-89647-093-2

11. Люсьен Леви-Брюлль "Первобытное мышление".

12. Baker John R. 1978. Julian Huxley, scientist and world citizen, 1887—1975. UNESCO, Paris.

13. Clark, Ronald W. 1960. Sir Julian Huxley. Phoenix, London.

14. Clark, Ronald W. 1968. The Huxleys. Heinemann, London.

15. Dronamraju, Krishna R. 1993. If I am to be remembered: the life & work of Julian Huxley, with selected correspondence. World Scientific, Singapore.

16. Green, Jens-Peter 1981. Krise und Hoffnung, der Evolutionshumanismus Julian Huxleys. Carl Winter Universitatsverlag.

17. Huxley, Julian. 1970, 1973. Memories and Memories II. George Allen & Unwin,London.

18. Huxley, Juliette 1986. Leaves of the tulip tree. Murray, London [her autobiography includes much about Julian]

19. Keynes, Milo and Harrison, G. Ainsworth (eds) 1989. Evolutionary studies: a centenary celebration of the life of Julian Huxley. Proceeding of the 24th annual symposium of the Eugenics Society, London 1987. Macmillan, London.

20. Olby, Robert 2004. Huxley, Sir Julian Sorell (1887—1975). In Oxford Dictionary of National Biography. (2680 words)

21. Waters, C. Kenneth and Van Helden, Albert (eds) 1993. Julian Huxley: biologist and statesman of science. Rice University Press, Houston.

22. Huxley J. Evolution in Аction. London: Chatto and Windus, 1953.

23. Huxley J. Epigenetics // Nature. 1956. V. 177. Р. 807–880.

24. Huxley J. Evolution. The Modern Synthesis. Second ed. N.Y.: John Wiley and sons, 1964. (With new introduction by the author).

25. Huxley J. Memoires. V. I. N.Y.: Harper and Row, Publishers, 1970. V. I. 296 p.

26. Huxley J. Memoires. V. II. London: Allen and Unwin Ltd., 1973. 270 р

27. Huxley J. Evolutionary Humanism. N.Y.: Prometheus Books, 1992a

28. Huxley J. Biologist and Statement of Science. Houston. Rice Univ. Press, 1992b.

 

 


[1] Галл Я.М. Джулиан Сорелл Хаксли 1887–1975 / Отв. ред. А.Л. Тахтаджян. СПб: Наука, 2004. 294 с.

1. [2] Галл Я.М. Джулиан Хаксли: творческий образ и эволюционная биология // Информ. вестник ВОГиС. 2001. № 17. С. 15–21.

2. [3] Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции. М., 1971

3. [4] Голубовский М. Д., Чураев Р.Н. Динамическая наследственность и эпигены // Природа. 1997. № 4. С. 16–25.

4. [5] Галл Я.М. Джулиан Хаксли: творческий образ и эволюционная биология // Информ. вестник ВОГиС. 2001. № 17. С. 15–21.

5. [6] Голубовский М.Д., Галл Я.М. Гольдшмит и Дж. Хаксли. Творческие параллели // Журн. общ. биологии. 2003. Т. 64. № 6. С. 510–518.

[7] Джон Хедли Брук - Наука и религия: Историческая перспектива Пер. с англ. (Серия "Богословие и наука").М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 352 с.ISBN 5-89647-093-2

[8] Джон Хедли Брук - Наука и религия: Историческая перспектива Пер. с англ. (Серия "Богословие и наука").М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 352 с.ISBN 5-89647-093-2

[9] Электронный ресурс: https://karakurt.livejournal.com/22010.html

[10] Джон Хедли Брук - Наука и религия: Историческая перспектива Пер. с англ. (Серия "Богословие и наука").М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 352 с.ISBN 5-89647-093-2

[11] Электронный ресурс: https://karakurt.livejournal.com/22010.html

[12] Электронный ресурс: https://karakurt.livejournal.com/22010.html

[13] Электронный ресурс: https://karakurt.livejournal.com/22010.html

6. [14] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

7. [15] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[16] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[17] Люсьен Леви-Брюлль "Первобытное мышление".

[18] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[19] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[20] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[21] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[22] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[23] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[24] Джулиан Хаксли, Ключ к будущему – гуманизм, в Сб.: Диалоги: полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки / Под ред. Б.М. Кедрова,М.,«Политиздат»,1979г.,с.16-17.

[25] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[26] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).

[27] Хаксли Джулиан, Религия без откровения. - М.: Знание, 1992. - 64 с. (Сер. «Культура и религия»; №2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: