К централизованному тестированию
За последние годы наличие психологической службы в школе стало уже привычным. Необходимость психолога в школе уже не дискутируется – она очевидна. В деятельности психологической службы в ходе подготовки учащихся к тестированию можно выделить следующие направления:
Школьная прикладная диагностика обеспечивает информационную поддержку психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками, ориентированная на создание социально-психологических условий целостного развития индивидуальности школьника.
Просвещение школьников, родителей и педагогов, обеспечивающее повышение психологической грамотности, предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности.
Консультирование (индивидуальная работа с учащимися, родителями и педагогами).
Информационно-аналитическая и организационно-методическая работа, обеспечивающая систематизацию и анализ полученных данных, их профессиональное обсуждение.
Определяются приоритеты в работе психологической службы по подготовке учащихся к централизованному тестированию:
изучение процесса адаптации к тестовым заданиям;
диагностика личностной сферы учащихся, т.е. определение уровня и характера тревожности;
определение склонностей, интересов учащихся по предметам;
диагностика межличностных отношений;
регулярные социальные опросы, выявляющие степень готовности учащихся, родителей и педагогов к централизованному тестированию;
коррекционно-развивающая деятельность по проблемам тревожности, депрессивных состояний перед тестированием;
проведение тренингов личностного роста и общения;
просветительская работа с учащимися и родителями по подготовке и проведению централизованного тестирования;
просвещение и творческое сотрудничество с педагогами в форме:
- консультаций;
- семинаров;
- круглых столов по проблемам обучения, внедрения тестовых технологий, подготовке учащихся к ЦТ.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
По иностранным языкам
Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию как основной форме контроля учебных достижений школьников должен быть представлен в системе, которая заключает в себе определенную последовательность этапов.
I этап
Определение порядка работы учителя иностранного языка в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Подбор необходимых учебников, пособий, учебных материалов и ЭСО с грифом Министерства образования Республики Беларусь.
Планирование факультативных занятий, уроков по иностранному языку, проведение которых направленно на совершенствование навыков написания тестовых заданий.
II этап
В начале изучения новой темы проводится диагностический тест, который дает возможность определить качество полученных ранее знаний, степень их усвоения.
Учащимся предлагается система тренировочных упражнений (тестов), направленных на воспроизведение и совершенствование ранее изученного материала.
Проводятся коррекционные тесты, которые помогают определить преподавателю, какие знания учащиеся усвоили не в полном объеме, чтобы организовать работу по устранению пробелов.
Перед тематическим тестом осуществляется детальный анализ заданий, его соотношение с определенным разделом иностранного языка, характер умений, необходимых для выполнения того или иного задания. Имеющиеся данные можно представить в виде следующей таблицы, из которой после проведения теста будет видно, какие задания вызывают сложности у учащихся, какие конкретные темы разделов иностранного языка не усвоены, какими умениями не в полной мере владеют учащиеся.
Задание | Степень тяжести | Раздел | Характер умений |
А-40 | средняя | лексика | Понимание содержания прочитанного |
Учащимся предлагается тематический тест. Он является третьим, заключительным в системе подготовки к централизованному тестированию (диагностический – коррекционный - тематический) и проводится по определенной теме, которую должны усвоить учащиеся.
Оформление индивидуальной карты учащегося по подготовке к централизованному тестированию. Предлагается вести учет выполнения учащимися тестовых заданий при помощи предложенной индивидуальной карты.
Срок | Тест (Тема) | Название вида работы | Итоговый результат | |||||
Диагностический тест | Коррекционный тест | Тематический тест | ||||||
% выпол- нения | отметка | % выпол- нения | отметка | % выпол- нения | отметка | отметка | ||
III этап
Диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося.
Определение пробелов в знаниях учащихся.
Коррекция деятельности учителя иностранного языка по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.
На этом этапе работы деятельность учителя-предметника не заканчивается, а только начинается. Заканчивая работу III этапом, следует проанализировать предыдущие результаты, чтобы поставить новые цели и определить направления нового (I этапа) работы.
При подготовке к тестированию важно помнить, что только четкое планирование деятельности учителя с последующей диагностикой результатов и коррекцией дальнейшей деятельности, учитывая при этом знания каждого учащегося, способствуют повышению качества знаний и улучшению результатов по централизованному тестированию.
Централизованное тестирование – форма измерения образовательных достижений с использованием единых педагогических требований. Его результаты важны не только для выпускников, но и их родителей и педагогов.
Работа по подготовке к централизованному тестированию – длительный и многогранный процесс. Ее основная цель – выявление пробелов в знаниях учащихся. Чем раньше они выявлены, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению. Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка учащихся, тренировка в выполнении тестов, позволяет прийти к более высокому результату.
Приступая к работе, учителю прежде всего необходимо выработать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Большую роль здесь играет методическая и психолого-педагогическая компетентность преподавателя. Он должен помочь выпускникам не только в повторении курса, но и дать представление о том, какие темы являются наиболее трудными, какие вопросы вызывают наибольшее количество ошибок, на что нужно обратить внимание, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Учителю прежде всего необходимо:
1.Иметь индивидуальные карты коррекции пробелов в знаниях учащихся.
2.Согласно индивидуальным картам:
· определить слабые и сильные стороны полученного образования;
· выработать оптимальные формы и методы работы как индивидуальной так и групповой;
· подобрать тематический комплекс учебно-тренировочных упражнений, которые должны способствовать выработке определенных умений, обеспечивающих твердое усвоение правил
3.Разработать в помощь ученикам алгоритмы рассуждений, опорные схемы, конспекты и т.д. для наиболее сложных в понимании тем, применении правил.
4.После комплекса упражнений разработать тематический тест для проверки усвоения пройденного материала.
5.Помочь выпускникам в подборе литературы и практических заданий для самостоятельной отработки материала.
Методист ГУМК А.Г.Осмоловская