Во времена первобытной культуры люди могли общаться и понимать друг друга с помощью разговорной речи; это было особенно важно при выполнении основных функций. Столь медлительному и неуклюжему существу, как человек, никогда не удалось бы решить проблемы добывания пищи и размножения без помощи коммуникации, позволяющей сотрудничать с себе подобными. Этнографические и антропологические исследования неоднократно подтверждали исключительное значение речи для человека. С помощью слова передавалась информация; слово позволяло примириться с ненадежностью существования и вселяло веру в будущее; оно помогало сплотить племя.
Любовь и социальное поведение как видоспецифичные характеристики всесторонне изучались антропологами еще в XIX веке. Общественный образ жизни и сам человеческий род, всецело зависящие от сотрудничества между людьми, могли существовать только при условии твердо установленных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В истории поведения человека вряд ли найдется другой столь же бесспорный и значительный результат биологической и культурной эволюции, как появление нуклеарной семьи, сложившейся в ходе укрепления связей внутри каждой пары. Сначала биологическая эволюция создала возможности для не ограниченных определенными периодами сексуальных отношений; затем благодаря культурной эволюции отношения между людьми, и особенно между сексуальными партнерами, углублялись, включив в себя нежность и сотрудничество. В результате продукту сексуального поведения человека — детям — создавались наиболее благоприятные условия для усвоения и обновления информации. В нуклеарной семье женщина длительное время воспитывает и обучает потомство, а мужчина обеспечивает защиту и пищу. Итак, нуклеарная семья послужила социальной основой для эволюции человека и возобновления информации; в эпоху собирательства и охоты она направляла репродуктивное поведение и была первейшим фактором, регулирующим взаимное сотрудничество при добывании пищи и обеспечении самозащиты.
Антропологические исследования сходятся в одном: корни успеха человечества лежат в его неизменно возраставшей способности к объединению усилий. Все большая склонность к общественному образу жизни и крепнущая взаимовыручка стали важнейшим условием поддержания жизни.
Как постоянно подчеркивает Лесли А. Уайт, вся человеческая культура основана на коммуникации и сотрудничестве между индивидами: «Каждый биологический вид стремится всеми доступными способами сделать свое существование безопасней, расширять сферу обитания и увеличивать свою численность... И поскольку сотрудничество — это способ и средство обеспечения безопасности, каждый вид, обладающий такой способностью, не только использует, но пытается максимально развить и углубить ее». По мнению Уайта, «социальная организация данного вида — это всего лишь отражение его социальной природы, диктующей необходимость взаимодействия отдельных особей при добывании пищи, обеспечении самозащиты и воспроизводстве себе подобных. Когда мы утверждаем, что живые существа могут выжить только при условии совместного выполнения определенных действий, это одновременно означает, что они будут образовывать социальные группы. Социальная организация — это не просто средство поддержания жизни, это образ жизни, само ее течение».
Супружеская пара, семья, род, племя — вот формы существования, позволившие человечеству выжить. На протяжении десятков тысяч лет единственно возможным для человека образом жизни было существование в составе включающего несколько семей кочевого племени — социальной группы, обеспечивающей своим членам наиболее благоприятные условия для удовлетворения их основных нужд — добывания пищи, самозащиты и размножения. Размер племени непосредственно определял те требования, которые предъявлялись единству его членов. Небольшое племя оказывалось более сплоченным, способным к сотрудничеству и самопожертвованию. По-видимому, наилучшие возможности для самозащиты и продолжения рода племя получает, если в нем не более пятидесяти человек.
Вряд ли можно установить, всегда ли отдельные племена враждовали. Вероятно, соседние племена нередко старались упрочить свое положение, заключая союзы между собой. Повсеместный запрет на кровосмешение всегда рассматривался как убедительное доказательство стремления собирателей и охотников регулировать свое репродуктивное поведение с таким расчетом, чтобы усилить сплоченность племени. Выбор мужа или жены из другого племени должен был помочь налаживанию отношений между племенами.