Детский аутизм, или синдром Каннера – расстройство общего психического развития, которое проявляется у детей в возрасте до 3 лет без предшествующего периода нормального развития и характеризуется грубым нарушением социального взаимодействия, общения и ограниченным, стереотипным поведением.
У детей с синдромом Каннера отсутствует социо-эмоциональная взаимность, что проявляется в отсутствии реакций на эмоции других людей и/или отсутствии модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией. Для них характерен низкий уровень интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведения, качественные нарушения в общении выступают в форме неадекватного социального использования имеющихся речевых штампов, недостаточной пластичности и экспрессивности речи, невозможности организовать свою игровую деятельность со сверстниками, низкой синтонности и отсутствия взаимности в общении. Детский аутизм ограничен повторяющимися и стереотипными интересами, поведением и активностью. Стереотипное поведение обычно сопровождается негативизмом по отношению к новым видам деятельности, а также к попыткам изменить старые привычки. Нередко наблюдается особая привязанность к необычным неигровым предметам, особенно в раннем детском возрасте. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов не функционального характера. Может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями, часты моторные стереотипии. Дети проявляют особый интерес к нефункциональным элементам предметов, таким как запах или осязательные качества поверхности, противятся изменениям в заведенном порядке или деталях окружения, таких как украшения или меблировка дома.
|
Помимо перечисленных специфических диагностических признаков, у детей с аутизмом часто обнаруживают ряд неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения, например, в результате кусания запястий, ударов головой об стену.
Характерные для синдрома Каннера специфические проявления дефекта социализации, общения и интересов меняются по мере взросления ребенка, но сохраняются и в зрелом возрасте. Такие дети могут иметь различный уровень развития интеллекта. Примерно в 75% случаев регистрируется умственная отсталость, она может в значительной мере рассматриваться как результат некомпенсированного нарушения развития, как исход заболевания. Тяжесть когнитивной недостаточности во многом зависит от эффективности медико-социальной реабилитации и своевременного начала терапии. Нередки случаи, когда в возрасте 3-4 лет нарушения когнитивного функционирования у ребенка с детским аутизмом оценивали как соответствующие умеренной или глубокой умственной отсталости, а к 6-7 годам – легкой умственной отсталости.
Атипичный аутизм (F84.1)
Атипичный аутизм – расстройство общего психического развития, которое впервые проявляется после 3 лет или характеризуется отсутствием типичных для синдрома Каннера отчетливых нарушений в некоторых психопатологических сферах.
Атипичный аутизм наиболее часто диагностируют у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма, а также у детей с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Критерии расстройства выполняются и при атипичном детском психозе, например, с манией и гиперактивностью.
|
Синдром Ретта (F84.2)
Синдром Ретта – расстройство, встречающееся только у девочек. В типичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием ребенка следуют парциальная или полная потеря приобретенных мануальных навыков и речи наряду с замедлением роста головы. Расстройство обычно манифестирует в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря произвольных движений рук, стереотипии почерка и одышка. Первые два или три года жизни наблюдается задержка социального и игрового развития, в среднем детском возрасте имеется тенденция к развитию атаксии туловища и апраксии, сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, хореоатетоидными движениями пальцев рук. Исход расстройства – тяжелая психическая инвалидизация, к которой часто присоединяются эпилептические приступы.