ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬКА
Наше высшее образование стремительно становится самым демократическим в мире. Наш девиз: «от каждого – по способности, каждому – по диплому». Распространение этого принципа на присвоение научной степени настоятельно потребовало выхода в свет настоящего пособия. Оно должно помочь всем желающим (независимо от их физических и умственных возможностей) написать серьёзный научный труд в течение шести месяцев, уделяя занятиям всего по 30 – 40 минут в неделю.
Предлагаемый интенсивный курс написания диссертаций на текущий момент наиболее широко применяется в культурологии, которая и будет в центре нашего внимания. Однако приведённые советы можно с успехом использовать и в других наиболее прогрессивных дисциплинах нашего времени: педагогике, футурологии, андрогогике, социальной работе и теософии. Предлагаемая техника исследования в последнее время стремительно распространяется на психологию, политологию, социологию, философию.
К сожалению, пока что в своём развитии заметно отстают история, археология, этнология, лингвистика и многие другие науки. Тем не менее, мы верим, что в ближайшее время, и они приобщатся к передовым рубежам познавательного процесса. Далее неизбежно настанет черёд физики, химии, математики, астрономии, физиологии и других предметов, которые, вероятно, также займут своё почётное место в ряду прикладных культурологических дисциплин.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы исследования
Обычно в этом пункте начинающие исследователи указывают получение научной степени и прибавку к зарплате. Это неправильно. Но, помимо данного аспекта, здесь можно писать практически всё. Главное – не забывайте периодически употреблять слово актуальность.
Научная новизна работы
Когда речь заходит о научной новизне исследования, невольно вспоминается известный культуролог Агачев, который ставил одну и ту же проблему на протяжении десяти лет в более чем сотне статей, причём всякий раз – впервые. Далёкого от культурологии человека столь продолжительная новизна может удивить. Но ведь в пределах данной конкретной статьи эта проблема действительно ставилась впервые. К тому же всё, что было раньше быстро и успешно забывается. Не случайно в среде культурологов многократно воспето состояние вечно удивлённого ребёнка, хранящего девственную чистоту ума и помыслов.
Если же с девственностью у вас не всё ладно, то вы всегда можете придать своим мыслям новизну, просто назвав какое-то широко известное явление новым словом.
Термины исследования
Давно привычным стал вопрос: «Огласите, пожалуйста, Ваши дефиниции». Культура публичного выступления требует, что бы дефиниции оглашались медленно, нараспев, с поднятыми кверху глазами и слегка печальным, задумчивым выражением лица. Признаком высшего профессионализма является перенесение задумчивого выражения с лица на прочие части тела.
Основной проблемой современной культурологии является недостаточное количество терминов, что не позволяет адекватно выразить всё скопившееся у человека богатство культурологической мысли. Поэтому, в каждой кандидатской диссертации по культурологии должно быть введено не менее 20 новых понятий, а в докторской – не менее 56,5. Вообще же, идеальным считается введение одного нового понятия на каждую тысячу печатных знаков.
Стремительный рост словарного запаса среднего культуролога, к сожалению, заметно опережает процесс формирования определений к данным словам. Впрочем, эту черновую работу можно будет оставить представителям прикладных дисциплин. Более серьёзной представляется другая проблема, которая ожидает культурологию в будущем. Это – нехватка фонем русского языка для создания новых терминов. Надеемся, что данная проблема будет успешно решена нашими более молодыми коллегами. Например – за счёт заимствования новых букв с санскрита, хинди или путунхуа.
Вообще же, к терминам надо относиться проще. В связи с чем, по мнению некоторых специалистов, культурологические термины следует переименовать в ТЫрмины. Это должно создать непринуждённую, панибратскую обстановку между человеком и понятиями.
Историография проблемы
Истинный культуролог способен черпать знания отовсюду. Однако, не спешите включать в список литературы полюбившийся вам настольный календарь за прошлый год или расписание пригородных электропоездов, выявленное в процессе прочтения свежей газеты. Эти вещи ещё пригодятся при составлении списка источников.
Основная же задача этого раздела – упомянуть все книжки, с которых вы списали свою работу, создав при этом впечатление, что по теме ничего толком не сделано. Поэтому, для облегчения написания историографического обзора, мы предлагаем список устойчивых выражений:
«легла в основу нашей концепции» - очень авторитетный автор, член научного совета или его личный друг
«книга оказала существенную помощь» - из её материала состоит как минимум половина работы
«оказала неоценимую помощь» - вместе с текстом мы заимствовали сноски и часть списка литературы
«общее качество работы снижают отдельные недостатки её методического аппарата» - не удалось заимствовать сноски
«использовали отдельные положения методологического характера» - автор книги пару раз упоминается во введении
«помогла углубить наше понимание» - книга содержит картинки
«идея автора до конца не ясна» - не содержит картинок
Предмет и объект исследования
Предмет культурологического исследования должен быть определён объективно, а объект – предметно. Как правило, предмет исследования формируется в процессе самого исследования. Объект формируется из предмета путём его всестороннего приращения. Бывает, что предмет исследования настолько всеохватен, что приращивать уже некуда. Не следует делать из этого особой трагедии.