Цель и задачи исследования




Цель культурологического исследования должна быть очень цельной, а задачи – несколько озадачивающими.

С теоретической точки зрения целью культурологического исследования является его проведение. С практической точки зрения, целью является получение научной степени. Но акцентуировать этот аспект не принято – получение научной степени кандидата культурологии считается слишком тривиальным процессом, что бы стать целью научного исследования.

Поэтому мы рекомендуем составлять цель культурологического исследования по следующей схеме:

- Возьмите одно – два слова, которые означают нечто понятное, или, хотя бы, вызывающее знакомые ассоциации. Например: дети, инвалиды, эскимосы, театралы и т.п. Эти слова должны показать, что вы изучаете нечто конкретное, весомое, зримое.

- Добавьте к ним два – три непонятных слова или, по крайней мере, вызывающих затруднение при прочтении. Эти слова называются терминами, они должны показать нетривиальность того, что вы делаете с предыдущими двумя словами.

- Все остальные слова добавляются по вкусу, они просто создают общий смысловой фон или являются логическими связками между двумя предыдущими группами понятий.

 

Приведём конкретные примеры целей для культурологического или педагогического исследования:

- Анализ когнитивной девальвации малоимущих инвалидов в условиях Северного Полюса.

- Исследование интерпсихических актов у младших школьников в процессе изображения буквы «о» посредством карандаша и линейки.

- Выявление функционального взаимодействия элементов нижнего гардероба с социогенетической основой книжной культуры.

 

Помните – здесь вас могут спросить, как вы понимаете тот или иной термин. Определение термина создаётся примерно по той же схеме, что и формулировка цели.

Задачи лучше всего формулировать после того, как работа будет полностью написана. Просто посмотрите, что у вас получилось, и выпишите наиболее понравившиеся мысли, поставив перед ними какой-нибудь глагол: «сделать», «выявить», «проанализировать», «определить», «сопоставить» и т.п.

Хорошо, когда задача как-то связана с целью. Например, включает в себя хотя бы одно слово из тех, что были использованы при формулировке цели. Но если так не получается – не заморачивайтесь.

 

Хронологические и территориальные рамки

Здесь вы должны определить хронологические и территориальные рамки, за которые намерены выйти в своей работе. Если у кого-то сложится впечатление, что вы «нарушаете» те самые рамки, отвечайте: «в данном случае происходит перманентная манифестация предмета исследования за пределы его имманентного бытия». Когда подобный вопрос задаётся не на защите, на него можно отвечать проще.

Источниковая база

Источниковая база культурологии весьма разнообразна. В строгом культурологическом смысле слова, источником называется всё то, из чего проистекает нужная информация.

Известный зарубежный культуролог Карл Густович Юнг предлагает делить источники на материальные и духовные. Материальными называются источники, над которыми можно надругаться физически. Духовными – те, которые можно только обложить матом.

Наиболее детальная классификация источников приведена в работе отечественного культуролога Е.М. Черномырдина «Полное собрание изречений» (издание второе, исправленное и домысленное). Согласно этой классификации источники делятся на:

1. Творческая интуиция. В советской историографии этот источник также назывался классовым чутьём. Помогает безошибочно отделять хорошее от нехорошего.

2. Важные источники – те, без которых не обходится ни один серьёзный культуролог. Сюда относятся отрывные календари, расписание автобусов, инструкции к сливным бачкам, спичечные этикетки, кроссворды, молитвенники, счета за свет, ресторанные меню.

3. Всякие книжки. Сюда относятся источники, имеющие странички и обложку.

4. Ценные книжки. Это – всевозможные справочники, энциклопедии, словарики и буквари.

5. Несерьёзные источники. Это – всякого рода юмористические журналы и телепередачи с участием Евгения Петросяна.

6. Источники растительного происхождения. К ним относятся конопля, сирийская рута, молочай, псилобициновые грибы, дурман, мухоморы и некоторые иные растения. Внимательное знакомство с трудами современных культурологов показывает, что большинство из них предпочитает мешок хорошей травы[1].

7. Прочие (на письме обозначаются как «и т.д.») – источники, которые, наверное, тоже есть, но это не точно. Периодическое упоминание этих источников придаёт работе оттенок лёгкой загадочности и приятно усиливает ощущение бесконечности культурологического знания.

 

Если в написании данного раздела вы испытываете неодолимые затруднения – сделайте на этом месте вышивку. Лучше всего – в виде иллюстративного материала, который можно подать как основной, собственноручно созданный источник по теме.

Главное – помните, что после завершения работы главным вашим источником становится текст самой работы.

 

Практическое значение

Культурологическое исследование может эффективно использоваться в различных учебных и воспитательных учреждениях. Так, многочисленные экспериментальные исследования подтвердили, что при прочтении вслух культурологического исследования в детских садах, дети засыпают в два – три раза быстрее, чем при прочтении традиционных сказок.

Конспектирование монографий студентами, как правило, развивает у них мелкую моторику руки и, через этот процесс, позитивно влияет на высшие психические функции. Попутно эта процедура отвлекает студента от всяких нехороших мыслей и ломает у него волю к сопротивлению.

Кроме того, если исследование издано в виде монографии, им можно подпирать стол, давить насекомых, бить по голове нерадивого ученика и совершать другие общественно-полезные действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: