Профессиональные требования к социальным работникам




Реферат

Тема курсовой работы "Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе".

Цель данной курсовой работы - изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе.

Объектом является деятельность работников в социальной работе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

В первой главе рассматриваются профессиональные требования к социальным работникам и описывается система подготовки социальных работников.

Во второй главе описываются общие требования к персоналу учреждений, требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания, а также рассматриваются нормативно - правовые документы.

Ключевые понятия: социальная работа, профессиональная деятельность, профессиональные требования, требования к должностям и профессиям, нормативно - правовые документы.

Методы исследования - анализ документов.

Курсовая работа выполнена на 39 страницах текста, с использованием 28 источников литературы.


Содержание

Введение

1. Профессиональная деятельность социальных работников

1.1 Профессиональные требования к социальным работникам

1.2 Система подготовки социальных работников

2. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания

2.1 Нормативно-правовые документы

2.2 Требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы. Актуальность обусловлена тем, что необходимо выдвигать четкие требования к работникам учреждений социальной сферы, совершенствовать права и обязанности специалистов по социальной работе и социальных работников, а также устанавливать различные виды ответственности к специалистам социальных служб.

Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

Профессиональная деятельность социального работника изучалась в работах Холостовой Е.И., Ляшенко А.И., Бочаровой В.Г. О системе подготовки и требованиях к социальному работнику излагается в трудах Бодалева А.А., Деркач А.А., Леонтьева А.Н. О требованиях, предъявляемых социальному работнику прописано в ГОСТе 52888-2007 " Требования к персоналу социального обслуживания населения".

Цель данной курсовой работы - изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе.

Объектом является деятельность работников учреждений в социальной работе.

Предмет - нормативные требования к деятельности работников учреждений.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

) рассмотреть профессиональные требования к социальным работникам;

2) описать систему подготовки социальных работников;

) рассмотреть нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность работников.

) проанализировать требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания.


Профессиональная деятельность социальных работников

 

Профессиональные требования к социальным работникам

 

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы [24].

К числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

- эмпатийность;

- психологическая компетентность;

- деликатность и тактичность;

- человечность и гуманность, милосердие;

- организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;

- высокая духовная культура и нравственность;

- социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

- учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

- честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п. [26].

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. [11; c.76].

Социальный работник - это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения [27].

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др. [12; c.134].

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет [16; c.54].

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.

Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида [17; c.24].

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

2) психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [18; c. 19].

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

- диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

- прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

- правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

- организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

- предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

- социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

- социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

- психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

- коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [19; c.336].

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в данной области. Только квалифицированные кадры становятся залогом успеха в деятельности, направленной на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: