Система подготовки социальных работников




 

Проблема подготовки студентов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Смена политической ориентации государства и экономический кризис 90-х годов XX века затронули все сферы жизнедеятельности общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. В связи с этим главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии "социальный работник".

Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин "социальная работа" понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого-акмеологических особенностей [11].

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. "Вне этих отношений, - пишет А.Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей" [15, с.82-83].

Соглашаясь с Е.А. Климовым, я считаю, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности.

Профессия характеризуется как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Первые программы подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам. "Сегодня можно говорить о том, - считает Е.И. Холостова, - что профессиональная социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы" [7, с.22].

Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде.

Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельности нужны специальные знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов.

Эффективность профессиональной деятельности - это соответствие результата этой деятельности поставленным целям, достижение запланированных положительных результатов.

Опираясь на требования, изложенные в "Стандартах квалификации практической социальной работы", и исходя из данных, можно сделать вывод, что эффективность социальной работы зависит от таких сущностных характеристик, как "профессионализм", "профессиональная компетентность" и "личность профессионала".

Профессионализм ряда ученых рассматривает как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

А.А. Бодалев считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности [10, c.52].

Вслед за психологами Б.Г. Ананьевым, А.А. Деркачом, Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым, К.К. Платоновым мы выделяем три блока профессионализма - профессиональная деятельность, профессиональное общение, личность профессионала, которые и определяют эффективность социальной работы. Развитие этих трех блоков у специалиста являет собой готовность к эффективной социальной работе.

Выстраивая модель готовности будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, мы исходили из того, что готовность - это не только предпосылка, но и результат деятельности. В структуру готовности входят не любые знания, а фонд действенных знаний; не любые свойства личности, не набор психических функций, а лишь те, которые обеспечивают соответствующей деятельности наибольшую продуктивность. Это целостная система свойств личности, результат действия разносторонних факторов.

Опираясь на принцип единства личности и деятельности, рассматривая готовность как целостное состояние, представляющее собой систему, мы считаем, что готовность к эффективной социальной работе - это личностное и социально-психологическое образование, представляющее собой единство ценностного отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков профессионального общения.

Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевой комплекс ценностей - благополучие людей, социальную справедливость, достоинство индивида. Собственными ценностями социальной работы являются мотивация к участию в социальной работе, гуманизм как мировоззрение профессионала, альтруизм. Таким образом, социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения.

Личность социального работника как профессионала имеет самостоятельную непреходящую ценность.

Особую роль в социальной работе играет профессиональное общение, которое по мнению А.А. Деркача, представляет собой активность человека, направленную на установление взаимодействия с другим человеком в процессе преобразования предмета труда [13, с.189].

Для того чтобы за время учебы в вузе подготовить будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, необходимо сформировать у них рассмотренные компоненты готовности.

Для этого необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:

- разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных дисциплинах и спецкурсах;

- раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах учебной работы в вузе;

- освоение субъективной позиции, будущим социальным работником;

- обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;

- развитие таких личностных качеств у студентов как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, принятие творческого характера труда;

- формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области социальной работы и смежных дисциплин;

- предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности;

- осуществление специальной подготовки сотрудников территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество.

Только при соблюдении этих условий в образовательном процессе вуза можно надеяться, что будущая профессиональная деятельность студентов по специальности "социальная работа" окажется эффективной.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: