Требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания




 

Согласно ГОСТу 52888-2007 " Требования к персоналу социального обслуживания населения", к персоналу учреждения относятся:

- директор учреждения;

- заместитель директора;

- заведующий отделением;

- специалист по социальной работе;

- социолог;

- социальный работник;

- психолог;

- социальный педагог;

- воспитатель;

- юрист (юрисконсульт);

- медицинский персонал (врач-терапевт, психотерапевт, педиатр, невропатолог, психиатр, стоматолог, гинеколог, хирург, отоларинголог, окулист, нарколог, логопед, сексопатолог и др.; фельдшер; медсестра; старшая медсестра, санитар; акушерка; фармацевт, инструктор ЛФК и др.);

- педагог-психолог;

- преподаватель (учитель);

- культорганизатор;

- инструктор по труду;

- инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;

- музыкальный руководитель;

- работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, шеф-повар, повар, официант, мойщик посуды, заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик, парикмахер, техник, лифтер, дворник и др.) [8].

Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению.

Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг.

Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние.

Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.

Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно.

Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию [2].

В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52888 - 2007 "Требования к персоналу учреждений социального обслуживания" устанавливает требования к должностям и профессиям персонала учреждения. Далее будут рассмотрены основные требования к директору учреждения, заведующему отделом, специалисту по социальной работе, социальному работнику, психологу, социальному педагогу, юристу, медицинскому персоналу.

Директор учреждения должен:

. Иметь соответствующее образование; знать законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания; теорию и методику социальной работы; быть в курсе достижений современной психолого-педагогической науки и практики; знать профиль и особенности учреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной безопасности; владеть теорией и практикой управления персоналом учреждения.

2. Осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Уставом учреждения и Положением об учреждении и заключенным трудовым договором, представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях.

. Определять структуру управления учреждением, штатное расписание.

. Осуществлять руководство работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, лиц, нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении социальных услуг.

. Организовывать работу персонала по предоставлению клиентам учреждения - гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям в социально опасном положении всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); рассматривать заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимать соответствующие меры по их реализации.

. Осуществлять внедрение новых форм и методов работы по социальному обслуживанию клиентов учреждения.

. Обеспечивать оснащение учреждения современными техническими средствами реабилитации и ухода за клиентами.

. Осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определять должностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудового законодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для труда специалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально - психологический климат в коллективе.

. Проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины.

нормативное требование социальный работник

10. Нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения.

11. Решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения.

. Действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учреждениях и организациях, распоряжаться в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке текущие счета учреждения.

. Издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять работников, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреждения.

. Обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

. Организовывать мероприятия по профессиональной поддержке сотрудников, профилактике их профессионального выгорания.

Заведующий отделом (отделением) должен:

. Иметь соответствующее образование; знать теорию и методику социальной работы, психологии, медицины и т.п., в зависимости от профиля отдела (отделения), законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения, теорию и практику управления персоналом.

2. Осуществлять общее руководство работой отдела (отделения), подбор и обучение сотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за деятельностью сотрудников.

. Организовывать выявление и учет проживающих на территории действия отдела (отделения) граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и семей нуждающихся в социальном обслуживании; рассматривать заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимать меры по их реализации; организовывать проведение оценки объема и качества предоставляемых услуг.

. Осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению социальных услуг гражданам и семьям - клиентам отдела (отделения), проводить регулярный контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг.

. Проводить анализ работы отдела (отделения) и ее прогнозирование, внедрять новые социальные технологии, разнообразные виды социальной помощи, формы и способы ее оказания.

. Определять объем работы сотрудников отдела (отделения) с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания.

. Информировать руководство учреждения о недостатках в социальном обслуживании клиентов отдела (отделения), принимаемых мерах по их устранению, вносить предложения по совершенствованию форм и методов обслуживания.

. Осуществлять мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки клиентам отдела (отделения).

. Осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания клиентов отдела (отделения) с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными и религиозными объединениями.

. Обеспечивать сохранность материальных ценностей, отвечать за ведение документации, учет и отчетность отдела (отделения).

. Осуществлять мероприятия по соблюдению в отделе (отделении) санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов.

. Информировать руководство учреждения о неисправностях оборудования, приборов, аппаратуры для принятия необходимых мер по устранению обнаруженных неисправностей.

. Организовывать в экстремальной ситуации эвакуацию клиентов отдела (отделения), обеспечивать, при необходимости, вызов экстренных служб (милиции, скорой помощи, пожарной команды).

. Разрабатывать критерии оценки качества предоставления социальных услуг.

. Осуществлять мероприятия по повышению квалификации персонала и профилактике профессионального выгорания.

Специалист по социальной работе должен:

. Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику социальной работы; основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции.

2. Выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, семьи и отдельных граждан, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг, осуществлять их социальный патронаж.

. Устанавливать причины, по которым граждане и их семьи оказались в трудной жизненной ситуации, определять характер и объем необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).

. Содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельных граждан, семей или социальных групп людей, расширению масштабов самопомощи и взаимопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми.

. Вести необходимую документацию на вверенном участке работы.

. Консультировать по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг.

. Помогать в оформлении документов, необходимых для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное) или для опеки и попечительства, содействовать в помещении нуждающихся в стационарные лечебные учреждения.

. Представлять в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления исков о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства и т.д.

. Содействовать клиентам учреждения в улучшении социально-экономических условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации.

. Организовывать работу, направленную на избавление клиентов от алкогольной и токсической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей в противоправную деятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам.

. Организовывать и оказывать социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

. Участвовать в работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации.

. Содействовать организации социального патронажа детей, склонных к противоправным действиям.

. Организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей и выступать, в необходимых случаях, в качестве их общественного защитника в суде.

. Участвовать в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений на обслуживаемой территории.

. Участвовать в организации отдыха, оздоровления и лечения детей, семейных и детских праздников, конкурсов, викторин, соревнований.

. Осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых социальных услуг, прогнозировать перспективы их развития.

. Содействовать созданию клубов, объединений, групп взаимопомощи, способствующих объединению семей и отдельных граждан по интересам.

. Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию.

. Участвовать в работе по привлечению средств спонсоров.

. Организовывать и осуществлять социальный патронаж малообеспеченных граждан и семей.

Социальный работник должен:

. Знать нормативные документы по организации предоставления социальных услуг гражданам и семьям - клиентам учреждения на дому, санитарно-гигиенические требования по уходу за ними в домашних условиях, основы психологии граждан, приемы оказания неотложной доврачебной помощи, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан.

2. Обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача.

. Содействовать в оказании помощи в уборке жилых помещений, протапливать печи (в помещениях без центрального отопления), сдавать вещи в стирку, ремонт, оплачивать коммунальные и другие услуги.

. При необходимости оказывать содействие в ремонте жилого помещения, обеспечении топливом.

. Оказывать содействие в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составлении заявлений, ознакомлении с печатными изданиями.

. При необходимости оказывать помощь обслуживаемым гражданам в поддержании правил личной гигиены, иметь постоянные контакты с их лечащими врачами.

. Оказывать первую медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание компрессов, горчичников.

. Вызывать врача на дом, сопровождать обслуживаемых граждан в лечебные учреждения, посещать их при помещении в больницу.

. В случае необходимости оказывать помощь в вопросах пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат, правовых услуг.

. Обеспечивать взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания и др. в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам.

. Организовывать оказание ритуальных услуг.

Психолог должен:

. Иметь соответствующее образование; знать основы психологии личности, обладать знаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориентационной работы; знать методы социально-психологического обслуживания населения; знать основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в области социальной защиты населения.

2. Обеспечивать психологическую защищенность клиентов учреждения, предоставлять им социально - психологические услуги в соответствии со своей специализацией.

. Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт клиентов учреждения.

. Участвовать в проводимой учреждением реабилитационной деятельности.

. Участвовать в деятельности по психологической реабилитации и супервизорской поддержке работников учреждения.

Социальный педагог должен:

. Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики.

2. Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов (в первую очередь - детей) в учреждении и по месту жительства.

. Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов (в первую очередь - детей), условия их жизни.

. Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.

. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг.

. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.

. Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию.

. Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

. Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

. Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.

Юрист (юрисконсульт) должен:

. Иметь соответствующее (специальное) образование; знать государственно-правовое устройство Российской Федерации; Конституцию Российской Федерации; социальные права и гарантии населения; устройство системы правоохранительных органов, основы гражданского, уголовного, исправительно-трудового права; государственные гарантии на социальное обеспечение и обслуживание, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов, одиноких людей; нормы семейного и жилищного законодательства; законы, регулирующие защиту материнства и детства; знать специфику социально-правовой (юридической) работы с различными социальными категориями и группами населения; организационную структуру, принципы и формы социальной работы; порядок и организацию установления опеки, попечительства; организацию социальной защиты и пропаганды здорового образа жизни; знать технологию и методы анализа социальных проблем; диагностику и способы разрешения конфликтов.

2. Вести работу по социально-юридической защите различных групп населения (несовершеннолетние, молодежь, пенсионеры, инвалиды и т.д.), оказывать им конкретные социально-правовые услуги по различным вопросам.

. Проводить юридическое консультирование с учетом своей квалификации.

. Вести постоянную информационную работу по социально-правовым вопросам с клиентами учреждения.

. Заниматься совместно с другими специалистами профилактикой правонарушений среди клиентов учреждения.

. Систематически повышать свою квалификацию.

. Устанавливать и поддерживать контакты с другими организациями, защищающими права и интересы граждан.

. Содействовать работе по подготовке документов для представления в соответствующие органы и учреждения на лишение родительских прав, оформление опеки, попечительства и т.д.

Медицинский персонал должен:

. Иметь соответствующее (специальное) образование; знать законодательные, правовые акты и нормативные документы по вопросам здравоохранения и социального обслуживания населения.

2. Иметь необходимые теоретические знания, соответствующую квалификацию, профессиональную подготовку и умело применять их в практической работе по своей специальности при оказании социально-медицинских услуг клиентам учреждения.

. Знать основы диагностики, гериатрии и геронтологии или педиатрии - в соответствии с профилем учреждения, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием.

. Применять в своей работе современные методы диагностики, лечения и лекарственного обеспечения клиентов [8].

Таким образом, обязанности каждого специалиста, осуществляющего работу в сфере социального обслуживания, строго прописаны в ГОСТе 52888-2007 " Требования к персоналу учреждений социального обслуживания населения". Распределение обязанностей распределены согласно должностям и профессиям работника.


Заключение

 

Рассмотренные в данной работе профессиональные требования к социальным работникам реализуются в следующих функциях: диагностическая, прогностическая, правозащитная, организационная, предупредительно-профилактическая, социально-медицинская, социально-педагогическая, психологическая, социально-бытовая, коммуникативная. На самом же деле, не каждый социальный работник выполняет данные функции. Как правило, такие функции как прогностическая, правозащитная, психологическая и педагогическая отступают на второй план. По моему мнению, это связано с тем, что данные функции выполняются другими специалистами. К примеру, психологическая - психологом, педагогическая - социальным педагогом, а правозащитная - юристом.

Из описанного профессионального портрета социального работника, можно сделать вывод, что для осуществления своей деятельности социальный работник должен обладать знаниями, навыками и умениями в области различных наук о человеке. Знания в сфере экономики, психологии, акмеологии способствуют эффективному выполнению своей деятельности.

Были рассмотрены общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям учреждений социального обслуживания содержатся и подробно описывают в ГОСТе 52888-2007 " Требования к персоналу социального обслуживания населения".

Необходимо отметить, что основными нормативно - правовыми документами, составляющими нормативные требования учреждений в социальной работе относятся: Конституция Российской Федерации; ФЗ "О защите прав потребителей"; ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; ФЗ <https://www.infosait.ru/norma_doc/9/9439/index.htm> "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; ФЗ <https://www.infosait.ru/norma_doc/10/10844/index.htm> "О техническом регулировании", закон Красноярского края "О социальном обслуживании населения", административный регламент предоставления социального обслуживания в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания на территории Красноярского края; административный регламент министерства социальной политики Красноярского края по предоставлению государственной услуги "Организация стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания", а также различные должностные инструкции.

Стоит отметить, что данные нормативно-правовые акты являются вполне действенными. Нормативные требования, которые предъявлены к деятельности социальных работников учреждений в социальной работе исполняются специалистами по социальной работе. Каждый специалист учреждения отчитывается о проделанной работе в своем отчете, который может предоставляться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: