Массовый выброс i -го загрязняющего вещества грузовыми автомобилями при движении по территории населенных пунктов, М г1 i, т, определяется по формуле
![]() | (1.6) |
где Q 1 – суммарный расход топлива грузовым автомобилем при движении в городских условиях за расчетный период, т;
К уд1 – удельное содержание i -го загрязняющего вещества в отработанных газах в зависимости от вида используемого топлива, т/т, принимается по таблице 1.1;
К нп – коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении грузового автомобиля по территории населенных пунктов, принимается по таблице 1.7;
К τ i – коэффициент, учитывающий срок эксплуатации автомобиля, принимается по таблице 1.3;
К н i – коэффициент, учитывающий наличие системы нейтрализации отработавших газов, принимается по таблице 1.4.
Таблица 1.7 – Значение коэффициента К нп в зависимости от типа населенного пункта
Тип населенных пунктов | Вид топлива | Углерода оксид (СО) | Углеводо-роды (СН) | Азота диоксид (NO2) | Сажа (С) | Серы диоксид (SO2) | Бенз(а)пирен (С20Н12) | Альдегиды (НСНО) |
Города с числом жителей более 1 млн человек | Б, Г, Д | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Города с числом жителей от 100 тыс. человек до 1 млн человек | Б | 0,89 | 0,85 | 0,79 | 0,80 | 1,00 | 0,92 | 0,92 |
Д | 0,95 | 0,93 | 0,92 | 0,80 | 1,00 | 0,92 | 0,92 | |
Г | 0,89 | 0,85 | 0,79 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Города с числом жителей от 30 тыс. до 100 тыс. человек | Б | 0,74 | 0,70 | 0,69 | 0,50 | 1,00 | 0,84 | 0,84 |
Д | 0,83 | 0,80 | 0,82 | 0,50 | 1,00 | 0,84 | 0,84 | |
Г | 0,74 | 0,70 | 0,69 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Прочие населенные пункты | Б | 0,58 | 0,50 | 0,60 | 0,30 | 1,00 | 0,80 | 0,80 |
Д | 0,64 | 0,60 | 0,70 | 0,30 | 1,00 | 0,80 | 0,80 | |
Г | 0,58 | 0,50 | 0,60 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Примечание: Б – бензин, Д – дизельное топливо, Г – сжиженный газ. |
Массовый выброс i -го загрязняющего вещества грузовыми автомобилями при движении вне населенных пунктов, М г2 i, т, определяется по формуле
![]() | (1.7) |
где Q 2 – суммарный расход топлива грузовым автомобилем при движении в загородных условиях за расчетный период, т;
К з – коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении грузового автомобиля в загородных условиях, принимается по таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Значение коэффициента К з, учитывающего изменение выбросов загрязняющих веществ при движении в загородных условиях по видам загрязняющих веществ
Вид используемого топлива | Углерода оксид (СО) | Углеводо-роды (СН) | Азота диоксид (NO2) | Сажа (С) | Серы диоксид (SO2) | Бенз(а)пирен (С20Н12) | Альдегиды (НСНО) |
Бензин | 0,57 | 0,60 | 0,83 | 0,23 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Дизельное топливо | 0,83 | 0,84 | 0,81 | 0,23 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Сжиженный газ | 0,57 | 0,60 | 0,83 |
При отсутствии данных о распределении расхода топлива в городских и загородных условиях и наличии данных об общем расходе топлива Q суммарные расходы топлива при движении в городских Q 1 и загородных Q 2 условиях за расчетный период определяются по формулам
![]() | (1.8) |
![]() | (1.9) |
где К дв1, К дв2 – коэффициенты, учитывающие соотношение пробега грузового автомобиля в городских и загородных условиях соответственно, принимается по таблице 1.9.
Таблица 1.9 – Значение коэффициентов К дв1 и К дв2, учитывающих соотношение пробега грузового автомобиля в городских и загородных условиях
Городские перевозки | Прочие перевозки | ||
К дв1 | К дв2 | К дв1 | К дв2 |
0,9 | 0,1 | 0,2 | 0,8 |
Общий объем массовых выбросов i -го загрязняющего вещества грузовыми автомобилями j -й группы, М г ij, т, определяется по формуле
![]() | (1.10) |