Во второй половине XIX века решетку со стороны Невы безжалостно изуродовали в память о чудесном спасении царя. 4 апреля 1866 года в четыре часа дня в Александра II, выходящего из сада, стрелял студент Московского университета Дмитрий Каракозов. 3 сентября 1866 года Каракозова казнили, а решетку изуродовали. В ее центре, на месте самых больших ворот, построили невзрачную мраморную часовню. Двое старых маленьких ворот поставили рядом с часовней (ее разобрали в 1931 году).
После Октябрьской революции Летний сад стали приводить в порядок (например, посадили рядами молодые липы). Американцы предлагали советскому правительству поменять решетку Летнего сада на паровозы, но ограду иностранцам не отдали. В 1931 году было принято решение восстановить в первоначальном виде большую ограду, но так как найти снятые центральные ворота не удалось, вместо них поставили еще одно, дополнительное звено решетки.
В 1934 году в Летнем дворце открылся музей основателя города.
В 1940 году у Лебяжьего канала был наполовину восстановлен партер из цветов (по архивным рисункам XVIII века), реставрировано много мраморных статуй. А когда началась Великая Отечественная война, мраморные статуи опустили в траншеи, засыпали их песком и землей, сверху посеяли траву, памятник Крылову закрыли мешками с землей и деревянными щитами Экспонаты Летнего дворца Петра I вывезли на Урал. Глубокие траншеи для укрытия от бомб были проложены прямо по газонам и дорожкам сада. Партер вскопали под огород (вместо тюльпанов стали выращивать свеклу и картофель).
После окончания войны в короткий срок ленинградцы восстановили довоенный облик Летнего сада.
В 1961 – 1964 годах были проведены большие реставрационные работы в Летнем дворце‑музее Петра I.
|
В ходе архитектурно‑археологических изысканий 1974–1978 годов были раскрыты фонтаны на главной аллее, фонтаны в бывших „зеленых кабинетах“ около грота и другие.
В 1982 году было принято решение о замене скульптуры копиями (подлинники будут экспонироваться в закрытых помещениях).
После Великой Отечественной войны архитектор Т Дубяго предложил проект реставрации Летнего сада, ровесника города, к его 250‑летию. По этому проекту был бы создан единственный в своем роде сад‑музей (он находится у Смольного).
Новый сад – с фонтанами, клумбами из роз, с подстриженными четырехугольными и круглыми кронами деревьев, с прямыми, пересекающимися под прямым углом дорожками – напоминает молодой Летний сад, каким он был много лет тому назад.
Петродворец
Дворцово‑парковый ансамбль Петергоф (ныне Петродворец) был возведен по приказу Петра I.
Место для парка выбирали долго и, наконец, решили разбить его напротив острова Котлин с крепостью Кронштадт. Еще в 1709 году здесь был сооружен дворец Монплезир (Моя услада) для отдыха царя. На возвышающемся обрыве, который хорошо виден из Монплезира, будет впоследствии построен дворец с террасой, а чуть ниже – целый сад фонтанов. Иными словами, будет создан Петергоф, или Петров двор.
После победы русского флота при Гангуте в 1714 году началось строительство дворца и грота по проектам Андреаса Шлютера (1660–1714). Позже в работу включился Жан Батист Леблон (1679–1719) – основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн – строитель павильонов Марли и Эрмитаж.
|
Петергоф был задуман Петром как один из крупнейший в мире садово‑парковых ансамблей. Царь сам набросал проект и собрал целую армию „работных людей“ для рытья прудов и каналов. Для фонтанов Петергофа потребовалось много воды, поэтому была создана специальная система водоснабжения, берущая начало за 22 км от Петергофа и дающая фонтанам 12 тысяч кубометров воды в час. Эта уникальная система была разработана русским инженером Василием Туволковым.
Для парка были выписаны деревья, в основном каштаны, особенно любимые Петром, а также бук, который зимой вымерзал в этой местности. Поэтому Меншиков предложил заменить иноземные бук и тис русским можжевельником.
8 августа 1721 года вода из реки начала поступать в новый водопровод, а к 6 часам утра она дошла наконец и до Петергофа (тогда были пущены все фонтаны и каскад). Так 9 августа 1721 года был открыт Петергоф.
Петергофские фонтаны могли бить все время, в отличие от Версаля, где воды хватало только на несколько часов. Вода, идущая по двум каналам к Верхнему саду, питает более двух тысяч струй. Ежедневно, пока бьют фонтаны, выбрасывается сто тысяч кубометров воды. Только один гигантский Большой каскад ежесекундно выбрасывает 34 000 л воды.
В 1735 году была создана скульптурная группа „Самсон, разрывающий пасть льву“ – центральная по композиции.
В 1740‑х годах начался второй этап строительства Петергофа. Растрелли перестраивает Большой Петергофский дворец, значительно усиливая его оформление в стиле барокко. Заново пристраиваются к дворцу левое крыло с церковью и правое.
|
В конце XVIII века вокруг первоначального паркового ансамбля появляются новые парки и строения. Так, в 1780‑х годах устраивается один из ранних русских пейзажных парков, названный английским. В 1830‑1840‑х годах создается пейзажный парк Александрия, где строятся дворец Коттедж, придворная церковь и Руинный мост.
В 40‑х годах XIX века по проектам архитектора А. Штакеншнейдера строятся Царицын и Ольгин павильоны, у бассейна Самсона – Розовый павильон, а на возвышенности – павильон Бельведер (Прекрасный вид).
За 200 лет в Петродворце был создан дворцово‑парковый комплекс из 7 парков площадью свыше 800 га (в том числе Дворцовый парк и парк Александрия) и более 20 дворцов и павильонов.
Во время Великой Отечественной войны фашисты заняли Петергоф. Многое было уничтожено. В негодность пришли водопроводная система, большая часть фонтанов. От дворца остались руины. 10 тысяч деревьев, занимавшие треть парка, были вырублены. Статую Нептуна увезли в Германию, только в 1947 году она была возвращена на прежнее место. Львиный каскад и дворец Марли были взорваны. Статуи Самсона, Волхова, Невы, Тритонов были похищены, весь большой каскад представлял груду камней.
Еще шла война, но как только Петергоф был освобожден, ленинградцы начали восстанавливать парк. Уже в июне 1945 года Нижний парк был открыт для посещения. В 1947 году в основном была завершена реставрация фонтанов Большого каскада. В 1951 году началось восстановление Большого дворца.
Дворцовый парк состоит из Верхнего сада (15 га) и Нижнего сада (102,5 га). Черты регулярной планировки (прямолинейность аллей, симметричное расположение сооружений по отношению к главному архитектурному центру, фонтаны, мраморная скульптура, водоемы и газоны геометрической формы') проявились в композиции как Нижнего, так и Верхнего парка. Их основным архитектурным центром является Большой дворец, который расположен между ними.
Строительство Большого дворца началось в 1714 году, при Петре. Его дочь, императрица Елизавета, продолжила строительство.
Дворец представляет собой трехэтажное здание с выраженной средней частью. К центральному корпусу примыкают галереи с двумя купольными корпусами.
В Большом дворце можно осмотреть рабочую комнату Петра I, так называемый Дубовый кабинет. Во всем великолепии бронзы, хрусталя, золота и позолоты восстановлены и другие залы дворца. Стены некоторых из них обиты белым шелком. В Портретном зале развешено 368 работ Пьетро Ротари.
Почти весь верхний этаж дворца в первоначальном варианте занимал зал для торжественных приемов, его окна выходили на север и юг. Рядом с залом находился парадный кабинет Петра I, отделанный 14 дубовыми панно, повествовавшими о победах русских воинов, процветании русского государства, науки и искусства.
Однако из‑за небольших размеров здание решено было реконструировать. Проект реконструкции сделал виднейший архитектор того времени В. Растрелли. Перестройка длилась с 1747 по 1752 год. Растрелли расширил центральную часть здания и сделал ее трехэтажной, построил флигели, выходящие в Верхний парк, создал большие галереи и закончил их двумя высокими корпусами, увенчанными куполами.
Из внутренних помещений остались неизмененными только кабинет Петра I и дубовая лестница. Заново были созданы пять парадных залов и анфилада гостиных. Для убранства всех этих помещений использовались деревянная золоченая резьба, зеркала, живописные плафоны и наборные паркеты. Особенно интересно был отделан Чесменский зал, посвященный победе русского флота над турецким. Он был украшен 12 большими картинами художника Ф. Гаккерта.
Позже по проекту архитектора А. Штакеншнейдера у восточного флигеля был надстроен третий этаж, и восточный флигель стал симметричен западному.
С осью дворца совпадает ось Верхнего парка, центром его композиции является фонтан Нептун. У входа в парк разбиты цветники регулярного типа, недалеко от дворца располагаются два фонтана – Квадратный и Дубовый, а перед самым дворцом в бассейнах квадратной формы – фонтаны Весна и Лето.
Фонтан Нептун в начале XVIII века украшала деревянная скульптурная группа Нептунова телега в виде раковины с сидящим в ней морским богом Нептуном, которую везли дельфины. В конце XVIII века ее заменили многофигурной бронзовой группой со статуей Нептуна. Около 40 фигур – наяд, тритонов, дельфинов, морских коней – окружают бога морей с трезубцем в руке.
Партер украшают симметрично расставленные мраморные статуи и низкие шарообразно подстриженные деревца. К боковым крыльям дворца подходят тенистые липовые аллеи.
В 1710 году по распоряжению Петра I начал создаваться Нижний парк, названный так потому, что располагался он на низком заболоченном месте. Через 10–15 лет он уже занимал площадь более 100 га.
Н. Федорова и А. Раскин отмечают: „Создавая новый своеобразный парк, петергофские паркостроители следовали творческим традициям русского садово‑паркового искусства XVII века, использовали богатый опыт устройства боярских садов. Это, в частности, нашло свое отражение в том, что, наряду с показной нарядностью общего убранства, в парке оставлялись участки, имевшие хозяйственно‑практическое назначение. Здесь высаживались плодовые деревья и ягодные кустарники, была построена большая оранжерея с огородом и садом, вырыт ряд рыбных прудов, специальное место отводилось для потешного и охотничьего „зверинца“. Все это искусно включалось в художественную композицию парка и придавало ему самобытные черты“.
В планировке Нижнего парка сочетаются три трехлучевые композиции. Первая композиция включает центральный луч по оси от дворца к морю, правый луч (до павильона Монплезир) и левый (до павильона Марли). Вторая композиция начинается у павильона Марли – левый луч ведет к павильону Монплезир, центральный доходит до парка Александрия, а правый луч – до площадки у Шахматной горы. Третья композиция идет от площадки у Шахматной горы: центральный луч доходит до павильона Монплезир, левый пересекается аллеей, которая соединяет Монплезир с Марли, правый луч идет к другому павильону.
Авторы книги „Парки мира“ отмечают: „Такое сочетание взаимно пересекающихся трехлучевых композиций не имеет аналогов в планировке исторических парков. Эти лучевые аллеи создают самые разнообразные перспективы. Среди них особенно впечатляющей является перспектива от дворца к морю и от моря к дворцу вдоль главного каскада фонтанов“.
Перед северным фасадом Большого дворца открывается панорама Нижнего парка, где размещены павильоны Марли, Монплезир, Эрмитаж. На склоне подножия дворца возвышается Большой каскад.
На фоне грота в бассейне расположен остров, на котором стоит огромная фигура библейского героя Самсона. Из раздираемой пасти льва выбрасывается на высоту 20 м мощный столб воды, и струи восьми фонтанов, окружающих его, скрещиваются со струями труб сирен, наяд, нимф, тритонов. Этот фонтан появился уже после смерти Петра, в честь 25‑летия со дня Полтавской победы. Под львом подразумевалась Швеция (изображение льва было на гербе этой страны). В роли Самсона (скульптор М. Козловский) выступал царь Петр.
Красоту фонтана передал в стихах Ф. Тютчев:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден
Рядом с Самсоном расположена скульптурная композиция, сооруженная во славу русского флота. Высоко над гротом – мифические братья Тритоны, сзади них – два маскарона бога морей Нептуна. Фигуры сирен и наяд склоняются к Самсону, награждая похвалой победителя. Каскад украшают также изваяния богов и героев Галатея, Венера, Персей, спасающий Андромеду от морских чудовищ, Юпитер с супругой Юноной и Ганимедом, Меркурий, Церера, популярный полководец древнего Рима Германик и др.
Две монументальные статуи – молодой женщины и старца – олицетворяют реки Нева и волхов. Есть здесь и бойцы со змеями, зажатыми в левой руке, и с факелами, опущенными пламенем вниз, в правой руке (как символ поражения врага).
Ансамбль был завершен в 50‑х годах XVIII века Деревья, подстриженные в виде кубов, составляли сплошные зеленые стены Деревья, которым была придана форма шара и пирамиды, украшали террасы и открытые партеры. Растения, постриженные наподобие различных зверей, росли в больших кадках. Зелень обрамляла трельяжные решетки.
В композиции всего парка выдержан принцип симметричного расположения дворцов и фонтанов Симметрично к Большому каскаду расположены каскады Шахматная гора – в восточной части и Золотая гора – в западной части парка. Перед каждым каскадом находятся парные фонтаны – Чаши, Римские, Большие. На равном расстоянии от Морского канала и Большого дворца устроены фонтаны Адам и Ева, а на берегу моря – дворец Монплезир и Эрмитаж.
От дворца идет терраса тремя уступами, на которых расположены подстриженные деревья и небольшие фонтаны. Напротив Большого каскада устроен партер с узорными клумбами и бьют два фонтана.
Вдоль канала Петр хотел поставить 22 фонтана с деревянными скульптурами на темы басен Эзопа. Но позже сооруженные три Эзоповы фигуры были заменены простыми фонтанами – фигурными вазами, из которых била вода в виде маленьких пирамидок.
Фонтаны Петергофа А. Пушкин описал в поэме „Руслан и Людмила“:
Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам
Под ними блещут истуканы
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады,
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной
Приют покоя и прохлады,
Сквозь вечну зелень здесь и там
Мелькают светлые беседки,
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам
Дворец Марли – небольшое двухэтажное здание с шатровой кровлей (такое название дворец получил в память посещения Петром I миниатюрного дворца французских королей Марли, рядом с которым был большой ступенчатый каскад). У дворца Марли в Петергофе тоже расположен каскад Золотая гора – вода льется по ступеням из белого мрамора с золочеными стенками. По его обеим сторонам находятся лестницы с мраморными скульптурами (античных богов Флоры, Гермеса, Минервы и др.), но когда‑то каскад украшали скульптуры из свинца.
Перед каскадом из круглых бассейнов бьют мощные водяные столбы двух фонтанов, названных Большими, но когда‑то их именовали менажерийными, то есть экономными (от французского – экономить, сберегать). У посетителей парка создается впечатление, что струи воды крупного диаметра, на самом деле из двойной трубы вода бьет по кольцу 30‑сантиметрового диаметра и создает струю, полую внутри Эрмитаж, или Хижина уединения, представляет собой двухэтажный квадратный павильон на высоком каменном фундаменте. Он окружен рвом, который заполнялся водой, а мостик через него поднимался, когда в павильоне находились гости.
Рисунок решеток балконов и окон верхнего зала был по распоряжению Петра I сделан такой же, как и на корабле „Ингерманландия“ Верхний зал павильона украшали картины (они сплошь закрывают стены и разделены золочеными рамками) голландских, фламандских, французских и немецких художников конца XVII – начала XVIII века. Здесь более ста работ. Но самая главная достопримечательность Эрмитажа – стол, на который блюда и тарелки с едой поднимались снизу, а затем опускались при помощи специального механизма.
Петровский Эрмитаж – первое в России сооружение подобного типа, позже по его подобию будут создаваться павильоны уединения на Каменном острове, в Царском Селе, в Кускове.
Еще в начале XVIII века напротив Эрмитажа был Моисеев каскад. Позже был возведен каскад Эрмитажный, по сторонам которого были установлены бронзовые львы, поэтому каскад стали называть Львиным.
Часть парка предназначалась для пышных парадных приемов и празднеств. Здесь расположен дворец Монплезир.
Монплезир – это одноэтажное кирпичное здание, центральная часть которого выделена шатровой кровлей. В центре дворца находится парадный зал с потолком, расписанным по штукатурке. Шатер потолка поддерживают по углам фигуры, изображающие времена года. Стены облицованы дубом.
Южный фасад здания, почти сплошь остекленный, выходит в небольшой Голландский сад, разделенный на четыре участка. В середине сада когда‑то бил фонтан Сноп (рисунок струй напоминал колосья снопа). Позже этот фонтан был переделан: его основание было выложено наподобие короны, поэтому изменились и форма падения струй, и, соответственно, название. Фонтан стал именоваться Короной, в котором рисунок водяных струй образует очертания короны.
На каждом участке сада на высоких постаментах стоят золоченые скульптуры, от ног которых вниз стремится водный поток (фонтаны Колокола, или Клоши, – они были поставлены еще при Петре I). Статуи фонтанов, сначала свинцовые, были заменены позже бронзовыми фигурами юного Аполлона, Фавна с козленком, Психеи (по оригиналу Кановы) и Вакха с Сатиром (по оригиналу Сансовино).
Около Менажерийного пруда существовал когда‑то зверинец. В нем содержались павлины, аисты, индийские петухи и др. Рядом был охотничий заповедник с дикими козами, оленями, зубрами и кабанами. А в близлежащем прямоугольном водоеме с фонтаном разводили редких водоплавающих птиц. По сторонам бассейна были устроены два деревянных павильона‑птичника для редких певчих птиц, напоминающие большие птичьи клетки.
Позже пруд превратили в царскую купальню (вторую купальню для императрицы Екатерины). Взамен старого фонтана создали новый в виде высокого чугунного столба с укрепленными на его вершине двумя дисками. У фонтана вращается столб с диском, из которого во все стороны падает вода подобно солнечным лучам, поэтому фонтан назвали Солнце.
Около Монплезира сосредоточены и фонтаны‑шутихи. Две боковые аллеи заканчиваются ажурными трельяжными скамейками, украшенными маскаронами тритонов. Не успеют гости на них сесть, как из спинки дивана и из земли появляются тонкие струйки воды. Такое же коварство в себе таит и навес в форме зонтика (фонтан Зонтик). Стоит под него встать, как с его краев польется сильный дождь. Фонтан, сделанный из дерева, часто ремонтировался, и его облик совершенно изменился: появилась крыша, похожая на шляпку гриба, поэтому фонтан называли Грибком. При восстановлении ему была придана первоначальная форма китайского зонтика.
Здесь же, у Монплезира, по другую сторону аллеи расположен фонтан Свинцовое дерево, или Дубок с тюльпанами. Одновременно фонтанируют листья дуба и цветки четырех тюльпанов, „посаженных“ вокруг дуба, и спинки стоящих тут же скамеек, и покрытая галькой почва. Тот, кто захочет уклониться от водяных струй, попытается отойти в сторону к рядом стоящим скамейкам и окажется под сплошным водяным навесом, возникающим из‑за спинок скамеек.
Тенистая Монплезирская аллея выводит на просторную площадку перед каскадом Шахматная гора, который сначала называли Драконовой горой (три огромных крылатых дракона стоят на самом верху каскада). Позже, когда скаты каскада были выложены черными и белыми мраморными квадратами, каскад получил новое имя.
Здесь же разбиты цветники, а за ними устроены в больших фигурных бассейнах два Римских фонтана, очень похожие на те, что находятся на площади Святого Петра в Риме. Фонтаны состоят из двух восьмигранников, поставленных один на другой и разделенных мраморными чашами. Сначала они были из дерева, покрытого свинцом. Позже их сделали из гранита и облицевали цветным мрамором.
Недалеко от Шахматной горы находится Каменная оранжерея с фасадом, вытянутым по дуге.
Парк построен так же, как и Летний сад в Ленинграде, во французском регулярном архитектурном стиле, поэтому в первые годы его существования все деревья были подстрижены. Екатерина I и Елизавета пытались поддерживать Петергофский парк в прежнем виде. А вот Екатерина II построила свой, более модный парк в Царском Селе.
На Петергоф обратил внимание Николай I. Он устраивал в Петергофском дворце торжественные приемы, а для публики в праздничные дни – фейерверки. Рядом с петровским парком Николай I разбил парк Александрия в английском стиле с ложноготическими постройками и подделками под средневековые руины, башни, замки.
Ораниенбаум
Третьей парадной резиденцией в пригородах Петербурга петровского времени (наряду с Петергофом и Стрельной) был Ораниенбаум – загородная усадьба Меншикова. Сейчас на ее территории на южном берегу Финского залива, в 41 км от Санкт‑Петербурга расположен город Ломоносов.
Предположительно, эта усадьба получила свое название в память Вильгельма III Оранского, государственного деятеля Нидерландов, впоследствии короля Англии, к которому Петр относился с большой симпатией.
Ораниенбаум был одним из наиболее роскошных ансамблей петровского времени, созданный в начале XVIII века, к началу Северной войны. Первым губернатором Петербурга, а также всего завоеванного у шведов края был сподвижник Петра I Меншиков. В 1707 году ему были пожалованы вместе с титулом светлейшего князя Ижорского владения на южном берегу Финского залива. Здесь, недалеко от Кронштадта, Меншиков стал строить дворец.
Меншиков был несказанно богат. Когда он попал в опалу, то отнятое у него имущество состояло из 90 тысяч душ крестьян (180 тысяч людей обоего пола), пяти городов, 4 миллионов рублей наличными, 9 миллионов рублей в заграничных банках, бриллиантов и драгоценностей на миллион рублей, не считая золотой и серебряной посуды. Меншиков построил в Ораниенбауме дворец, превосходящий хоромы Петра.
После смерти Петра I, когда возник вопрос о престолонаследии, Меншиков содействовал возведению на престол Екатерины. Положение фактического правителя государства Меншиков хотел закрепить за собой и при преемнике Екатерины I, для чего пытался выдать свою дочь за тринадцатилетнего Петра II. От нового императора он получил звание генералиссимуса, власть над всеми сухопутными и морскими войсками.
До самой опалы Меншиков жил летом в Ораниенбауме. 8 сентября 1727 года генералиссимус был арестован и сослан сначала в свое рязанское имение, а затем в Сибирь, где и умер.
Только в 1743 году дворец был подарен Елизаветой племяннику Петру Голштинскому, будущему Петру III. В 1745 году 17‑летнего Петра женили на 16‑летней германской принцессе, получившей имя Екатерины (будущая Екатерина II), и с этого времени супруги каждое лето жили в Ораниенбауме.
Петр – сын Голштинского герцога выписал в 1755 году из Голштинии небольшой, по‑прусски вымуштрованный военный отряд. С этого времени и началась военная муштра на прусский манер, которая впоследствии была распространена на все войска. При Петре III была сооружена игрушечная крепость Петерштадт по всем правилам крепостного искусства, а рядом с ней на пруду находилась небольшая военная флотилия. В этой крепости был построен двухэтажный дворец (архитектор А. Ринальди), а вдоль берега речки Кароста разбили новый участок парка. Был возведен и Концертный зал с небольшим партером, окаймленным с трех сторон каналом.
В 1761 году Елизавета умерла. Петр вступил на престол и заключил не только мир, но и союз с Пруссией. Он собирался начать новую войну против Дании из‑за Голштинии. Это вызвало большое недовольство в гвардии, чем не замедлила воспользоваться Екатерина. Переворот произошел в течение одного дня – 28 июня 1762 года. А 6 июля Петр III был убит.
Новая хозяйка Ораниенбаума завела новые порядки. По ее указу граф Сивере распорядился „подлого народа и в серых кафтанах и лаптях отнюдь никуда не впускать“.
Большой дворец Меншикова, строившийся с 1710 по 1720 год (архитекторы Дж. Фонтана и Г. Шедель), представляет собой двухэтажное здание с соединенными полукруглыми галереями двумя павильонами. С юга к павильонам примыкают две длинные галереи с колоннами, в которых жила дворня.
Перед северным, обращенным к морю фасадом дворца был разбит регулярный сад. Сад состоит из центральной партерной части с фонтанами и скульптурой и из двух частей, расположенных по сторонам партера симметрично в виде боскетов с подстриженной растительностью. У входа в Нижний сад был проведен длинный прямой канал, вырытый армией крепостных так быстро, что поговаривали, будто он был сооружен за один день.
В западной части нынешнего парка есть участок 150x70 м, заметно отличающийся от остальной пейзажной планировки, выдержанный в регулярном стиле. Он с правильными, прямыми дорожками, с подстриженной листвой деревьев и имеет запутанную систему мелких канальцев. Это своеобразный водяной лабиринт, в котором с помощью воды создается правильный геометрический узор.
В 1728 году была сделана опись, в которой содержались и сведения о саде при дворце: „Сад длиною 172 саж., поперек 60 саж. Во оном саду три фонтана, трубы кладены железные, чугунные, и положено 196 труб“. А еще напротив дворца был сад с цветниками, фруктовыми деревьями, фонтанами и деревянными фигурами, 10 прудов (информация об этом тоже содержится в описи).
По велению Екатерины II был создан проект так называемой Собственной дачи (Китайского дворца). Парк при дворце состоял из двух частей, одна – с регулярной планировкой, а другая – с элементами пейзажного стиля.
Т Дубяго отмечает: „По примененным приемам можно заключить, что эти две части проектировались не одновременно. Регулярная композиция создана раньше. Она носит явные следы упадка стиля и утери его качеств. Многое в ней лишено смысла. Рисунок плана не является самостоятельным. В это время широкое распространение получили теоретические работы французских мастеров. Среди них особенно славились труды архитектора Блонделя. Китайский дворец (ныне музей), окруженный небольшим регулярным садом, примыкающим к нему, представляет изолированный комплекс, не связанный органически с парком. Ось парка сдвинута по отношению к дворцу. Планировка поражает отсутствием связи с просторами раскинувшегося рядом моря. Однако сам по себе дворец очень красив“.
Китайский дворец, центральная часть которого увенчана куполом с тремя статуями, строился с 1762 года, в течение шести лет. Свое название дворец получил оттого, что в нем есть три комнаты, отделанные в китайском духе, а также довольно много японского и китайского фарфора. В Китайском дворце необыкновенно изысканная отделка, разнообразная лепка и узоры пола. Китайский дворец предназначался не для жилья, а лишь для кратковременных наездов. За 29 лет существования дворца при Екатерине императрица была в нем только 48 дней.
Дворец стоит почти на уровне земли, из некоторых комнат можно сразу попасть в парк (больше двадцати выходов ведут на открытый воздух); ряд дубов, посаженных еще при постройке дворца, окружает его с трех сторон.
Наибольший интерес представляет Катальная горка (архитектор А. Ринальди), расположенная к северо‑западу от Китайского дворца. Она была построена одновременно с Китайским дворцом.
Катальные горки, весьма популярные на Руси, состояли из крутых спусков для быстрой езды как зимой, так и летом в телегах и санях в виде лебедей, драконов и др. Деревянный скат с рельсами был волнистый и занимал всю длину находящегося сейчас на его месте зеленого луга. По его обеим сторонам тянулись колоннады.
Главный павильон, окрашенный в голубой цвет, с белыми колоннами, служил для отдыха и небольших банкетов. В XIX веке скаты разобрали, но павильон сохранился. К западу от Катальной горки расположена вторая часть парка, он был разбит в 1750‑х годах еще до того, как был построен дворец. Как замечает Т Дубяго, „запутанная система узких дорожек свидетельствует о неумении работать в только возникавшем пейзажном стиле. Лабиринт около Китайского дворца – тоже подтверждение разностильности: здесь дорожки, имеющие свободное направление, сочетаются с геометрической подстрижкой деревьев“.
Однако А. Дахнович считает иначе. Он отмечает, что „парк возле Катальной горки был разбит в стиле, более близком к природе, так называемом англо‑китайском, в противовес напыщенной чопорности французских парков. В парках этого типа главную роль играли живописность, разнообразие видов, и при их разбивке большое внимание обращалось на использование речек и прудов, а также рельефа местности – холмов и долин; центром обыкновенно служило озеро, вокруг которого располагались всевозможные павильоны“.
Части парка с пейзажной планировкой, выполненной в конце XVIII и начале XIX веков, самые удачные в Ораниенбаумском парке.
„Парк Китайского дворца отражает, таким образом, крупнейший социальный процесс XVIII века – постепенное вытеснение дворянской культуры буржуазной. Это был первый в России „англо‑китайский парк“, с многочисленными павильонами и прочими „увеселительными сооружениями“, из которых главным была Катальная горка. Некоторые павильоны были построены в „китайском вкусе“, в действительности – фантастическом и весьма далеком от подлинного Китая“, – пишет А. Дахнович.