Анализируя детские слова с точки зрения различных аспектов, так или иначе связанных с фонетикой, я пришла к выводу о том, что было бы правильно и, наверное, логично обратиться к качественным характеристикам согласных звуков, участвующих в перестановке, - по твердости/мягкости и глухости/звонкости.
Полученные результаты указывают на то, что этот анализ был полезен для исследования.
В инициальной метафонии из 37 примеров (2 примера слоговой перестановки в расчет не брались) в 30 переставляемые согласные совпадали по твердости/мягкости. Причем абсолютное большинство согласных, участвовавших в метатезе, являлись именно твердыми (23 – совпали по твердости и всего лишь 7 – по мягкости).
В медиальной метафонии были получены аналогичные результаты: в 21 примере переставляемые согласные совпадают по твердости/мягкости, в 2 – различаются. Во «внутреннем» соотношении – схожая ситуация: в 17 случаях согласные совпали по твердости и в 4 – по мягкости. То есть больше половины метатез и в конце слова, и в середине, и в его начале происходит в сегменте, где потенциальный слог образуют твердые согласные.
Во взаимоотношениях между согласными по характеристикам глухости/звонкости тоже наблюдается интересная ситуация: в инициальной метафонии по этому качественному признаку совпадают 28 примеров из 37 (преимущество на сей раз отдается, видимо, глухим согласным – совпадает 22 пар по глухости и всего 6 – по звонкости); в медиальной метафонии из 23 примеров у 21 слова переставляемые согласные «сошлись» по звонкости/глухости. В перестановках, расположенных в середине или в конце слова, по совпадениям качественных признаков лидируют звонкие согласные – 16 из 19 (см. Приложение № 2).
Эти данные говорят о том, что возникновению метатезы в детском слове, видимо, благоприятствуют согласные, заключенные в один потенциальный слог и совпадающие по своим качественным характеристикам. Насколько сильно этот фактор влияет на возникновение перестановки - пока сложно сказать, но, думаю, что сам факт учета этой закономерности был бы важен для дальнейших исследований детских метатез.
Сравнение метатез в речи ребенка и поэтической речи
Ассоциирование фонем одного класса в поэтической речи, происходит более свободно, чем в детской речи. Ребенок, переставляя звуки, стремится не нарушать их фонологического статуса, избегать непозиционных чередований.
А.С. Пушкин в своем творчестве использовал разные типы метатез: «тоскующие кости», «жертва злой отравы», «небес я не молил молитвою другой», «когда коляска ускакала», «сокровенные красы», «закон казнит». «О неге той страны, где небо вечно ясно».
Консонантный тип представлен небольшим количеством словосочетаний, преимущественно основанных на смене конечного согласного: «и дом отцов и тихий Дон». «Делили дани и дары», «свинца веселый свист», «люблю твой стройный, строгий вид», «страж страны державной», «затворниц жирных и живых».
В детском словотворчестве образование метатез происходит стихийно. Поэт же сознательно создает их в своем творчестве.
В детских стихотворениях метатезу используют в целях создания комического эффекта.
Очень трудная загадка
Кто по улице идет,
Тот зовется пешеход.
Кто в автобусе катается –
Пассажиром называется.
Ну а как
Зовется тот,
Кто автобус долго ждет?
Он еще не пассажир,
Но уже не пешеход...
Может быть,
Прохожий?
Вроде не похоже.
Догадайтесь:
Кто же?
(Тим Собакин)
Приводится пример лексической метатезы. Того, кто шел по улице и был ПЕШЕходом, а потом ждет на остановке автобус, чтобы стать пассаЖИРом, можно было бы назвать ПЕШЕЖИР. И наоборот – ехавшему в автобусе ПАССАжиру, который затем стал пешеХОДом, вполне подошло бы название ПАССАХОД.
А. Усачев и П. Синявский предлагают новые слова, созданные по продуктивным словообразовательным моделям:
Глинчики
Я сижу в песке, пока
Мама жарит блинчики.
Я из глины и песка
Приготовлю глинчики.
Глинчики песочные,
Вкусные и сочные!
(Андрей Усачев)
Котлетный сон
Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится.
А рядом спят котята,
Им снятся котлетята.
(Петр Синявский)
На принципе метатезы построены известные строки в стихотворении Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»:
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить.
Заключение
Ориентируясь на поставленные цели, изучая явление метатезиса, я обратилась к анализу примеров детских слов с перестановками с точки зрения фонетики русского языка. В ходе этой работы я нашла ряд закономерностей:
1. чаще всего, «участниками» метатезы становятся звуки, а не слоги;
2. около 50% метатез совершаются в абсолютном начале слова;
3. даже перемещая звуки, ребенок старается сохранить вокалический рельеф слова, как правило, ударные гласные не участвуют в перестановке;
4. ограничительной рамкой для перемещения звуков становится потенциальный слог;
5. благоприятную основу для метатезы создают согласные, совпадающие по своим качественным признакам (твердость/мягкость и глухость/звонкость).
Что касается наиболее сложного вопроса – изучения природы метатезиса, я склонна думать о том, что появление перестановок в словах возможно благодаря особому устройству нашего сознания: слово не хранится в памяти в готовом виде, а каждый раз создается вновь с помощью маленьких звеньев, молекул – тех самых потенциальных слогов, которые становятся элементарным «шагом» нашей речи; этим предположением объясняется не только явление метатезиса, но и особенности поэтического языка, игра слов, каламбуры и т.п.