Тяговые электродвигатели ЭД-118 предназначены для индивидуального привода колёсной пары тепловоза. Двигатель опорно-осевого подвешивания постоянного тока с последовательным возбуждением. Крутящий момент передаётся на ось зубчатой передачей. Двигатели имеют независимую вентиляцию.
Структура условного обозначения ЭД-118А У2:
ЭД | - электродвигатель; |
- номер модели; | |
А | - конструктивное исполнение; |
У2 | - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70. |
Тяговый электродвигатель ЭД-118А - электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с четырьмя главными и четырьмя добавочными полюсами.
Магнитная система его состоит из остова с полюсами, имеющими катушки. Остов изготавливается в виде цельной отливки из низкоуглеродистой стали. В поперечном сечении остов представляет собой неправильный восьмиугольник. Восьмигранная форма остова при четырехполюсной системе позволяет реализовать больший вращающий момент по сравнению с традиционным круглым остовом в том же объеме. Остов выполняет роль магнитного сердечника и механической основы всей конструкции электродвигателя.
Главные полюсы создают основной магнитный поток в машине, а добавочные полюсы обеспечивают нормальную коммутацию. Главные полюсы закреплены на остове болтами и состоят из сердечника и катушки полюса. Сердечник набирается из штампованных листов низкоуглеродистой стали, скрепленных заклепками. Катушки главных полюсов намотаны из меди прямоугольного сечения в виде двух полюсных шайб. Изоляция катушек главных полюсов электродвигателя класса Р.
Сердечник главного полюса с установленной катушкой пропитывается в эпоксидном компаунде. Таким образом, сердечник и катушка главного полюса после компаундирования представляют неразъемную конструкцию, устойчивую к вибрациям и температурным воздействиям.
Сердечники добавочных полюсов изготовляют из толстолистовой стали с низким содержанием углерода. Форма и размеры сердечника выбраны из условия обеспечения наилучшей коммутации электродвигателя. Катушки добавочных полюсов изготовляют из полосовой меди, намотанной на ребро с межвитковой изоляцией класса Р.
|
Якорь состоит из вала, сердечника, обмотки, коллектора. Вал изготовляют из высокопрочной легированной стали. Сердечник якоря шихтуется из листов электротехнической стали, в которых выштампованы прямоугольные пазы для укладки в сердечник обмотки и вентиляционные отверстия. Обмотка якоря выполнена петлевой с уравнительными соединениями первого рода со стороны коллектора.
Коллектор электродвигателя - арочного типа состоит из литой втулки, комплекта пластин, манжет и нажимного конуса. Собранный коллектор прессуется, конус и втулка стягивают комплект пластин. С целью исключения возможности проникновения влаги во внутреннюю полость коллектора его внутренняя полость проверяется на газоплотность.
Тяговый электродвигатель
ЭД-118А:
1 - шапка моторно-осевого подшипника;
2 - смотровой люк;
3 - воздуховод;
4 - лючок для выхода воздуха;
5 - подшипниковый щит;
6 - вал;
7 - кабели;
8 - вкладыш моторно-осевого подшипника
Технические данные:
Параметры | ЭД-114 | ЭД-118А | ЭД-118Б |
Мощность, кВт | |||
Напряжение продолжительного режима низшее, В | |||
Напряжение продолжительного режима высшее, В | |||
Ток при низшем напряжении, А | |||
Ток при высшем напряжении, А | |||
Частота вращения в продолжительном режиме, об/мин | |||
Частота вращения максимальная, об/мин | |||
КПД в продолжительном режиме, % | 86,8 | 91,5 | 91,5 |
Коэффициент возбуждения на первой ступени регулирования, % | |||
Коэффициент возбуждения на второй ступени регулирования, % | |||
Расход охлаждающего воздуха, м3/с | 1,083 | 1,00 | 1,17 |
Статическое давление охлаждающего воздуха, Па | |||
Подвеска: | осевая | рамная | рамная |
Масса, кг | |||
Количество щеткодержателей | |||
Главные полюсы | |||
Количество | |||
Добавочные полюсы | |||
Количество | |||
Количество витков на полюс | |||
Якорь | |||
Диаметр сердечника, мм | |||
Длина сердечника, мм | |||
Количество пазов | |||
Обмотка якоря | петлевая | петлевая | петлевая |
Количество параллельных ветвей | |||
Количество катушек |
|
Тяговый электродвигатель ЭД-118А (в разрезе):
1-Крышка левого подшипника; 2-Щит подшипниковый малый; 3-Кронштейн; 4-Щеткодержатель; 5-Остов;6-Главный полюс; 7-Козырек; 8-Щит подшипниковый большой; 9-КРышка правого подшипника;
10-Кольцо уплотнительное; 11-Подшипник; 12-Вкладыш; 13-Моторно-осевой подшипник; 14-Крышка оси;
15-Добавочный полюс; 16-Якорь; 17-Масленка; 18-Подшипник якорный; 19-Упорная шайба
|
Якорь тягового электродвигателя ЭД-118А (в разрезе):
1-Болт коллекторный; 2-Вал; 3-Нажимной конус; 4-Бандаж; 5-Груз балансировочный; 6-Кронштейн;
7-Щеткодержатель; 8-Коллектор; 9-Уравнитель; 10-Обмотка якоря; 11-Передний бандаж; 12 Нажимная шайба;
13-Клин пазовый; 14-Сердечник якоря; 15-Лист сердечника якоря; 16-Задний бандаж; 17-Нажимная шайба